Научная статья на тему 'О правовых и воспитательных аспектах преподавания правоведения в медицинском университете'

О правовых и воспитательных аспектах преподавания правоведения в медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ВРАЧЕБНЫЙ ДОЛГ / НРАВСТВЕННОСТЬ / LEGAL KNOWLEDGE / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / LEGAL AWARENESS / MEDICAL DEBT / MORALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гецманова Ирина Васильевна

В данной статье на основе анализа преподавательского и научно-исследовательского опыта (собственного и коллегиального) обосновывается значимость не только правовых, но и воспитательных аспектов в профессиональной подготовке студентов медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT LEGAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF THE TEACHING THE JURISPRUDENCE IN MEDICAL UNIVERSITY

In this article based on an analysis of the teaching and research experience (self and collegiate) substantiates the importance of not only legal, but also educational aspects in the training of medical students at the University.

Текст научной работы на тему «О правовых и воспитательных аспектах преподавания правоведения в медицинском университете»

Философия и биоэтика faé™

© ГЕЦМАНОВА И. В. УДК 378. 016: 340: 61: 378. 4

О ПРАВОВЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

И. В. Гецманова

ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов; кафедра медицинской кибернетики,

зав. - д. м. н., проф. К. А. Виноградов.

P%'>м%. В данной статье на основе анализа преподавательского и научно-исследовательского опыта (собственного и коллегиального) обосновывается значимость не только правовых, но и воспитательных аспектов в профессиональной подготовке студентов медицинского университета.

Кл>ч%вы% слова: правовые знания, правовое воспитание, правовая культура, правосознание, врачебный долг, нравственность.

ABOUT LEGAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF THE TEACHING THE JURISPRUDENCE IN MEDICAL UNIVERSITY

I. V. Getcmanova

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V. F. Voyno-Yasenetsky

Abstract. In this article based on an analysis of the teaching and research experience (self and collegiate) substantiates the importance of not only legal, but also educational aspects in the training of medical students at the University. Key words: legal knowledge, legal education, legal culture, legal awareness, medical debt, morality.

Правовое обучение давно стало необходимой составляющей профессиональной подготовки студентов всех неюридических специальностей. Рождение человека, зачисление в учебное заведение, вступление в брак, заключение договоров, смерть - всё это юридические факты, сфера действия правовых предписаний, на основе которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения их участников.

Но для будущих врачей правовое обучение имеет особое значение. В этом убеждают многочисленные исследования конфликтных ситуаций с участием пациентов и их родственников, требующих юридической оценки.

За период 2005-2014 гг. мною также подготовлено (самостоятельно и в соавторстве) более 20 публикаций, посвященных проблемам правовой и экспертной оценки неблагоприятных исходов медицинских вмешательств и неоказания медицинской помощи. Исследование показало, что российская правоприменительная практика по делам о причинении вреда здоровью в сфере медицины сопряжена с неправомерными решениями, ущемляющими права сторон этих конфликтов. Судьи, следователи, прокуроры

и адвокаты недостаточно понимают тонкости правовой квалификации (оценки) и разрешения медицинских происшествий, вопросов компенсации морального вреда за вред здоровью от ненадлежащего врачевания. Наряду с этим, вовлеченные в конфликт медицинские работники, не имея юридической подготовки, а также финансовой возможности для оплаты квалифицированной юридической помощи, не могут отстоять свои законные права и интересы.

В нашем вузе правовые знания по основным отраслям права даются в рамках дисциплины «правоведение», которая в настоящее время преподается на первом курсе факультета ФМО в течение одного семестра. Программа рассчитана на десять лекционных и семнадцать семинарских занятий, включая итоговое зачетное занятие. Специфика данной дисциплины связана в первую очередь с тем, что за небольшой временной промежуток необходимо изучить огромное количество нормативного материала, относящегося к разным юридическим наукам и отраслям. Учебно-методический комплекс насыщен значительным количеством вопросов по теории государства и права,

конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного права. По изучаемым отраслям права совместно с коллегами разработано большое количество задач, где студентам следует произвести правовую оценку ситуаций, приобретая навыки использования нормативной базы.

В подавляющем большинстве студентами 1 курса являются выпускники школ, не имеющие жизненного опыта и даже минимального трудового стажа. Поэтому больших усилий требуется убедить некоторых студентов, что изучение правовых основ для будущего врача не менее важно, чем постижение специальных медицинских дисциплин, и без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не сможет надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности.

Опыт показывает, что наиболее оптимальным периодом усвоения правовых знаний являются старшие курсы обучения, с использованием метода погружения. К этому времени студенты, как правило, приобретают некоторый опыт работы в медицинских учреждениях. По своему уровню развития они, в отличие от первокурсников, в основном уже способны более четко осознавать необходимость для будущего врача освоения правовых знаний, проявляя большую заинтересованность в изучении материала.

Профессиональная медицинская деятельность пронизана многочисленными правовыми нормами - законами, локальными и ведомственными приказами, инструкциями, правилами, порядками. Одна из задач обучения будущих врачей и фармацевтов - приобретение навыков ориентирования в этой иерархической системе, чтобы оперативно находить нужную правовую информацию.

Знаковым в данной сфере профессиональной деятельности является включение в содержание правовых предписаний понятия «врачебный долг», хотя принято считать, что долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. Клятве врача посвящена статья 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Данная норма права обязывает «честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь ...». Тем самым законодательно подчеркнута взаимосвязь технологической и деонтологической сторон врачебной деятельности, пронизанной морально-этическими аспектами.

Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена общества своим народом, родиной, своей семьей, принимают форму нравственного долга. Добродетель, по И. Канту, есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его средой -природной и социальной. Перед природой человек тоже находится в долгу. Нравственность признает человеком долга того, кто полезен обществу и содействует его движению вперед, кто нетерпим к нарушениям общественных интересов. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает чужие несчастья также остро, как свои собственные, успех своего коллектива, как свой собственный, тогда он способен не только знать, но и переживать свой долг. С моральной точки зрения человек должен и совершать моральные поступки, и иметь при этом соответствующее субъективное умонастроение [2].

Нравственная субстанция, по Г. Гегелю, немыслима без социально сращенной жизни людей, т.е. феномен нравственности возможен только в обществе, во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия. Существенной добродетелью является моральная твердость воли человека в соблюдении им долга [3].

Моральный самоконтроль нравственной личности, ее самооценка осуществляется совестью, благодаря которой осознается долг и ответственность перед обществом. Совесть заставляет человека мучительно разбираться в причинах, мотивах своих неправильных действий, отвечать на вопросы: «Что я сделал не так?», «Почему я сделал не то?», творить собственный внутренний суд над своими мыслями, желаниями, словами, поступками, проступками. Ф.М. Достоевский писал: «Вот, например, человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного его сердца, прежде всяких наказаний, убьет его своими муками. Он сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого грозного закона» [4].

Вышеизложенные рассуждения обосновывают неразрывную связь правового обучения с правовым воспитанием будущих врачей и фармацевтов.

Нужно стремиться не только давать студентам правовые знания, но и формировать как можно более добродетельный образ мышления, повышать уровень правосознания,

правовой культуры, используя примеры бескорыстного, святого служения делу добра и помощи страждущим. Примером святого служения больным людям был профессор и священник, причисленный к лику святых, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, чье имя носит Красноярский государственный медицинский университет.

Выражаю искреннюю солидарность президенту Национальной Ассоциации медицинского права, профессору Юрию Дмитриевичу Сергееву, который утверждает: «... чем выше правовая культура врачей, тем неукоснительнее исполняются ими профессиональные обязанности, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы граждан в сфере охраны здоровья» [5]. Эта цитата помещена на стенд в учебной аудитории нашей кафедры.

Правовая культура включает в себя два понятия: правосознание и правовую психологию. Если правосознание -это объем правовой информации, содержащийся в сознании, то правовая психология - это внутреннее отношение человека к нормам права. И отношение это в рамках правомерного поведения может быть различным - от уважения к закону и желания исполнять его до правового нигилизма.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственный смысл. Различие между ними состоит, в частности в неограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовых требований. Если поднять культуру правосознания до самого чистого добродетельного образа мыслей, то закон также станет мотивом сообразных с долгом поступков.

Обыденно-практический уровень правосознания стремится оценить действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право с позиции его социального и политического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективно обусловленным реальным процессом общественной и политической жизни. Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф.М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство [6].

Если высокий уровень правовой культуры и нравственности необходимы рядовому гражданину, то еще более

высокий уровень требуется для тех, кто осуществляет вмешательства в человеческое тело и душу. Ведь здоровье - это самая большая ценность и благо, позволяющее человеку пользоваться всеми остальными благами.

Нельзя не отметить наметившуюся тревожную тенденцию: определенная часть студентов (около 3 %) цели входа в профессию связывает в первую очередь с материальным обогащением, пытаясь отстаивать мнение о ненужности нравственной составляющей в работе врача. Задача представителей данной профессии, по их убеждению - устранять неполадки в организме путем правильного назначения лекарственных средств, процедур и пр. В основе такой позиции лежит упрощенное понимание человека лишь как биологического существа без какой-либо духовной составляющей - следствие недостаточного внимания к моральным аспектам школьного и домашнего воспитания. Тем более тревожно, когда такие взгляды разделяют студенты, выросшие в семьях врачей.

В целом такая позиция отражает состояние организации медицинской помощи в России, не позволяющей полноценно уделить внимание каждому пациенту, что само по себе требует отдельных исследований и «оздоравливаю-щих» систему здравоохранения продуманных и серьезных мер. Откровенные материальные приоритеты, недостаток внимания к пациентам некоторые наиболее откровенные медицинские работники пытаются оправдать низкими размерами зарплат (по принципу: государство делает вид, что нам платит, а мы делаем вид, что работаем). Поэтому нужно внушать студентам, что недостаточный уровень зарплаты не освобождает от нравственных ориентиров. Само по себе повышение зарплаты не ведет к духовному росту, а только к повышению уровня потребления материальных и иных благ. Развитие технического прогресса, создание все новых материальных ценностей само по себе, к сожалению, не способно духовно возвысить человека. Эта мысль была высказана Л.Н. Толстым устами главного героя «Крейцеровой сонаты», и через сто с лишним лет мы убеждаемся в этом все более отчетливо. В нагрузку к новым благам цивилизации часто приходят потребительское отношение к жизни, равнодушие, отчужденность людей, пораженных вирусом стяжательства. Жизненный успех сводится к потреблению и обладанию вещами. Моральные нормы заменяются целесообразностью, успех немыслим без оттеснения противника. Ложь, двойная и тройная бухгалтерия в делах, в международных отношениях становятся привычным поведением человеческих сообществ.

Вся сложная реальность измеряется простым принципом «выгодно - невыгодно». Здравый смысл заменяется «многомерным заблуждением ради того, чтобы быть удовлетворенным» (Б. Смарт, М. Бланшо). Голая телесность «лепит» из человека «машину желаний», придает ему тысячу лиц. Телесность, вступая в конфликт с духом, порождает ложные ценности культуры, темные страсти, которые и управляют ею. Нет ничего недозволенного, все в жизни доступно. Иными словами - развращение нравов - норма (С. Булгаков, С. Франк, Ж. Делез). Люди перестали понимать друг друга, переписывают историю заново, исходя из своих представлений о должном и сущем. В случае конфликта духа и тела человек становится рабом плоти, забывает о смыслах и целях, руководствуясь биологическими потребностями. Но существуют универсальные законы бытия, отступление от которых обязательно ведет к расплате, оборачивается ростом зла. Они есть универсальное измерение культуры и природы, базовые ценности, жесткая мера ограничения поведения и мышления: «не делай зла ближнему», «не убий», «не укради», «не сотвори себе кумира». Человеколюбием прошлым поколениям удавалось в определенной мере регулировать границы между человечностью и дикостью. Если человек переходил меру вверх, он становился для обыкновенных людей святым. При переходе ее вниз субъект вырождался в насильника и хапугу. Не зря со времен древних греков и до Нового времени в исторической памяти сохранялась старая истина: «во всем соблюдай меру», или принцип золотой середины. Семь заповедей Ноаха служили моральной опорой в строительстве души: нельзя ругать Творца, поклоняться идолам, убивать, красть, развратничать. Мера, искусство жить - характеристика деятельности, когда порядочность в поведении уживается с психологической готовностью к постоянным внешним и внутренним изменениям. Контролируется уровень эмоциональной и интеллектуальной активности, проводится красная черта в поведении и мышлении, которую нельзя переступать. Эта мера определяет границы, в пределах которых происходят изменения в рамках неизменной природы, а человек остается самоотождествленным в своей человеческой сущности [7].

Архисложная задача преподавательского корпуса -развеять вредные ориентиры, пробудить трепетное отношение к чужим страданиям, привить милосердие и терпение, чувство долга, жажду нравственности. Необходимо являть собой пример неагрессивного поведения, не следует допускать уничижительных замечаний в адрес студентов, выгонять из аудитории опоздавших на занятие (можно лишь высказать сожаление по этому поводу).

Можно тысячу раз говорить о том, что наш бизнес эгоистичен, социально не ориентирован, вороват и уклоняется от уплаты налогов. Но если не заниматься воспитанием, бизнес такой и будет. Можно долго сетовать на плохое медицинское обслуживание, наполнять здравоохранение машинами скорой помощи, оборудованием, медикаментами, строить новые корпуса больниц. Но если с будущим врачом никто в вузе не разговаривал о совести, морали, милосердии, святости данной профессии, то люди будут продолжать жаловаться на плохое качество нашей медицины.

Итак, нужно набраться терпения и усердно «сеять разумное, доброе, вечное». Но нести этот нелегкий крест нужно светло - с радостью, любовью к формирующимся личностям, веря в их духовный и профессиональный рост. И тогда все у нас получится, и пациенты будут доверять врачам, и выпускники медицинского университета оправдают наши надежды.

Литература

1. Букреев В.И. Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма). - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - 126 с.

2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. -М., 1982. Т. 3. - С. 53-54.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.

4. Сергеев Ю.Д. Медицинское право в Российской Федерации // Медицинское право. - 2003. - № 2. - С. 3-5.

5. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Юрайт, 1999. - 828 с.

References

1. Boukreev V.I. An aggressive man. (The origins of international terrorism). - M.: Flinta: MPSI, 2007. - P. 126.

2. Dostoevsky F.M. Collected works: in 12 volumes . -M., 1982. Vol. 3. - P. 53-54.

3. About the basis of health protection in the Russian Federation: Federal Law dd. 21.11.2011 N 323-FZ (ed. dated 28.12.2013, with amendments dated 04.06.2014) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 28.11.2011. -№ 48. - P. 6724.

4. Sergeev Yu.D. Medical law in the Russian Federation // Medical Law. - 2003. - № 2. - P. 3-5.

5. Spirkin A.G. Philosophy. - M .: Yurait, 1999. - 828 p.

Сведения об авторах

Гецманова Ирина Васильевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры медицинской кибернетики, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2200389; e-mail: irra02@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.