Научная статья на тему 'Социализация студентов-медиков: путь от компетенций к компетентности'

Социализация студентов-медиков: путь от компетенций к компетентности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
695
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / BIOETHICS / LEGAL AWARENESS / SOCIALIZATION / SITUATIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Агеева Н. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы социализации студентов-медиков посредством самоидентификации личности и принятия обучающимися этико-правовых норм, выработанных медицинским сообществом. Использование инновационных технологий обучения в системе высшего медицинского образования обусловлено реалиями современного российского общества и переходом от знание-вой к познавательноразвивающей парадигме в высших учебных заведениях страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Агеева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL STUDENTS’ SOCIALIZATION: THE WAY FROM COMPETENCES TO COMPETENCE

In the article the author studies some topical issues of medical students’ socialization by means of a personality self-identification and accepting ethical-legal norms worked out by medical community. Using innovation technologies of education in the system of medical higher education is conditioned with the modern Russian society’s realities and transition from the knowledge-oriented paradigm to a cognitive-developing one in higher educational establishments of the country.

Текст научной работы на тему «Социализация студентов-медиков: путь от компетенций к компетентности»

УДК 378.14

DOI: 10.23888/humJ20172180-194 © Агеева Н.А., 2017

© Ageeva N.A., 2017

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ- MEDICAL STUDENTS' SOCIALI-МЕДИКОВ: ПУТЬ ОТ КОМПЕ- ZATION: THE WAY FROM COM-ТЕНЦИЙ К КОМПЕТЕНТНОСТИ PETENCES TO COMPETENCE

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы социализации студентов-медиков посредством самоидентификации личности и принятия обучающимися этико-правовых норм, выработанных медицинским сообществом. Использование инновационных технологий обучения в системе высшего медицинского образования обусловлено реалиями современного российского общества и переходом от знание-вой к познавательно-

развивающей парадигме в высших учебных заведениях страны.

Abstract. In the article the author studies some topical issues of medical students' socialization by means of a personality self-identification and accepting ethical-legal norms worked out by medical community. Using innovation technologies of education in the system of medical higher education is conditioned with the modern Russian society's realities and transition from the knowledge-oriented paradigm to a cognitive-developing one in higher educational establishments of the country.

Ключевые слова: биоэтика, Key words: bioethics, legal правосознание, социализация, awareness, socialization, situa-ситуационные задачи.

tional tasks.

Актуальность исследования

Аналитическая обработка обращений россиян в территориальные органы Минздрава и Росздравнадзора, тематические обзоры на сайтах Генпрокуратуры и Следственного Комитета, Правительства и Президента являются маркерами ак-

тивности граждан по наболевшим вопросам, указывают на сбои в системе здравоохранения и недочеты в социальной политике регионов нашей страны.

Большинство конфликтов в российской системе здравоохранения возникает из-за неправильно выбранной врачом стратегии взаимодействия с пациентом и неготовности врача/учреждения признавать свои ошибки и проблемы. Это актуализирует проблему реформирования системы медицинского образования посредством перехода от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме, что плодотворно скажется на формировании у студентов высокого уровня правосознания и выработке нравственных императивов врачебной деятельности.

Цель

Целью данного исследования является обоснованность эффективности применения метода составления и решения ситуационных задач в контексте социализации личности студентов медицинского вуза.

Методика

Эффективный преподаватель-конструктивист в ходе образовательного процесса должен уметь создавать необходимые организационные и интеллектуальные условия для соучастия студентов в производстве и инструментализации новых учебных знаний предметного и методологического содержания, аккумулирующих важнейшие достижения в той или иной научной области, в сфере которой лежит предмет учебной дисциплины: такие условия, при которых обучающиеся научатся «не только рыбу есть, но и ловить» [1].

Следует отметить, что принцип гуманного отношения к больному реализуется на практике медицинскими работниками с высоким уровнем правосознания, у которых сформирована доминанта «на лицо другого» человека, а этико-правовые нормы, бытующие в обществе, чаще всего нарушают специалисты с низким уровнем правосознания и доминантой «на свое лицо» [2]. Таким образом, перед педагогами, работающими в медицинском вузе, стоят задачи формирования врачебно-

го менталитета: ценностных детерминант личности и доминант здорового образа жизни у обучающихся.

Социализация, с точки зрения деятельностного подхода, представляет собой «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [3, с. 241].

Чтобы стать профессионально и социально успешным в инновационном обществе, студенту необходимо пройти путь от компетенций к компетентности. Специфика преподавания в медицинском вузе по умолчанию «распределяет» компетенции на профессиональные (ПК), общепрофессиональные (ОПК) и общекультурные (ОК). Социально-гуманитарным наукам в большинстве случаев «подходят» - ОК, а медицинским и биологическим наукам - ПК. Исключение составляет «Биоэтика», поскольку она является пропедевтическим курсом ко всем теоретическим и клиническим дисциплинам, изучаемым в медицинском вузе. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по специальности 31.05.01 Лечебное дело:

ОПК-4 способностью и готовностью реализовывать этические и деонтологи-ческие принципы в профессиональной деятельности.

ОПК-5 способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.

Этапы работы по составлению и решению ситуационных задач:

- Актуализация проблемы. Тематический обзор обращений граждан с официального сайта Президента РФ;

- Визуализация конфликтной ситуации. Просмотр видео, размещенного на сайте Следственного Комитета РФ, и публикаций в СМИ по факту правонарушения в конкретном ЛПУ;

- Составление из готовых частей единого целого. Студенты выбирают из «конструктора» статей Федеральных законов и кодексов подходящие для конкретной ситуации документы;

- Работа в микрогруппах по 3-5 человек. Составление и решение ситуационных задач с опорой на конкретный нормативный документ, обмен опытом;

- Индивидуальная работа. Итоговое решение ситуационной задачи, предложенной преподавателем. Оценка уровня правосознания студента.

Несколько примеров ситуационных задач с эталонами ответов.

Ситуационная задача № 1

На семинаре по философии один студент сидит, закрыв уши пальцами, и читает сборник тестов по микробиологии, а второй студент показывает рисунки-комиксы и развлекает рядом сидящих товарищей. Преподаватель делает замечание всем студентам, занимающимся посторонними делами. Студент, сидевший тихо и зубривший микробиологию, возмущается, считая замечание несправедливым, поскольку он никому не мешал.

Оцените действия студентов с точки зрения этического кодекса обучающихся медицине и фармации.

Эталон ответа к СЗ № 1

В данном случае всем студентам замечание было сделано правомерно. Согласно статье 5 (пункты 1, 2, 3) Этического кодекса обучающихся медицине и фармации:

1. Обучающийся добросовестно осваивает образовательную программу, посещает все занятия и лекции, предусмотренные расписанием в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы.

2. На занятиях обучающийся присутствует в медицинской одежде и сменной обуви, соблюдает тишину и порядок, пунктуален и является на занятия вовремя.

3. Обучающийся осознанно не использует посторонние и отвлекающие от учебы предметы (плееры, фотоаппараты, средства связи и др.)

В данном случае посторонними и отвлекающими от учебы предметами явились сборник тестов по микробиологии и рисунки. На семинаре по философии студенты должны заниматься изучением философских проблем, а не зубрить тесты, предназначенные для контроля знаний по другой учебной дисциплине, не развлекаться, рассматривая комиксы.

Ситуационная задача № 2

В больничной палате под капельницей лежат три пациента: один атеист и двое верующих (мусульманин и православный христианин). Верующие между собой ведут оживленную беседу о предстоящих религиозных праздниках. Они надеются на скорейшее выздоровление и возможность встретить праздник дома с семьей. Атеисту не нравятся подобные темы. Он начинает вставлять в разговор ехидные реплики и откровенно смеется над религиозными чувствами соседей по палате. Собеседники на это реагируют спокойно и продолжают общение, переведя тему разговора на особенности течения своей болезни, перечисляя сопутствующие заболевания. Атеисту не нравится такое соседство. Дождавшись прихода лечащего врача, он пошел к нему в кабинет и обратился с просьбой урезонить болтливых соседей. Врач оказался тоже атеистом и пообещал решить проблему. Зайдя в палату вместе с обратившимся к нему пациентом, врач сказал двум другим: «Я сейчас в окне видел Бога на облачке, который мне сказал передать вам, чтобы вы все разговоры вели на скамейке в больничном парке. Там ему вас будет лучше слышно». После этих слов атеистически настроенные врач и пациент дружно засмеялись, а верующие остались в недоумении от услышанного.

Оцените юмор врача с этико-правовой точки зрения. Допустимо ли такое поведение врача?

Эталон ответа к СЗ № 2

В соответствии с Кодексом профессиональной этики врача Российской Федерации миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических,

моральных и деонтологических принципах (ст. 1 Кодекса). Врач Российской Федерации должен вести себя корректно и соблюдать нормы российского законодательства. Он обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к профессии врача (ст. 26 Кодекса). В данном случае была нарушена ст. 6 (часть 1, пункты 1, 2) Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.

Ситуационная задача № 3

Новый директор психоинтерната решил не выплачивать пациентам, участвующим в производительном труде, вознаграждение в соответствии с его количеством и качеством. В ходе плановой министерской проверки это было выявлено.

Оцените правомерность действий директора психоинтерната.

Эталон ответа к СЗ № 3

В соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, вправе получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациенты участвуют в производительном труде. В действиях директора психоинтерната прослеживается нарушение статьи 37 (часть 2) Закона РФ

от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Ситуационная задача № 4

Мужчина задержался на работе и вследствие этого опоздал на прием к врачу. Медицинская сестра вызывала в кабинет каждого пациента согласно записи и предложила опоздавшему подождать, когда появится «окно». Спустя час ожидания приема пациент начал громко возмущаться в коридоре.

Как должна была поступить медицинская сестра, чтобы избежать возникновения конфликтной ситуации?

Эталон ответа к СЗ № 4

Статья 6 (часть 1, пункт 4) Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит, что приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени. Медицинская сестра должна была учесть, что ожидание «окна» опоздавшим пациентом может быть долгим и неудобным для него. В соответствии с этим она могла объяснить опоздавшему мужчине, что врач не имеет возможности принять его в ущерб интересам других пациентов, а ожидание «окна» может растянуться на неопределенное время. В этой связи следует предложить пациенту выбрать для визита другое удобное для него время. Таким образом конфликта можно было избежать.

Ситуационная задача № 5

Врачу районной больницы стало известно, что у одного из его пациентов положительная реакция на ВИЧ-инфекцию. Будучи знаком с друзьями больного, врач захотел сообщить им об этом.

Как, в соответствии с российским законодательством, должен поступить врач, узнав о ВИЧ-статусе пациента?

Эталон ответа к СЗ № 5

Согласно статьи 13 Федерального закона «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», учреждения здравоохранения обязаны: создавать условия для реализации предусмотренных законом прав ВИЧ-инфицированных, в том числе, права на конфиденциальность личной информации, но предупредить их об уголовной ответственности за действия, чреватые опасностью заражения, либо ведущие к заражению другого лица. Основные положения статьи 122 УК РФ: 1). Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. 2). Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Ситуационная задача № 6

Пациентка на приеме жалуется участковому терапевту на боли в сердце и скачки артериального давления. В этот момент в кабинет входит медицинская сестра и хвалится своими обновками. Врач отвлекается от работы и полностью переключается на разговор с коллегой. Пациентка пытается привлечь внимание к своим проблемам и просит медсестру выбрать для личных бесед другое время, а в ответ получает от врача озвученный в грубой форме отказ в оказании медицинской помощи. На фоне переживаний у пациентки во время приема случился гипертонический криз.

Оцените действия медицинских работников с этико-правовой точки зрения.

Эталон ответа к СЗ № 6

Такие варианты межличностного общения медицинских работников во время приема пациентов неправомерны и могут считаться нарушением корпоративных правил поведения. В данном случае поведение врача не было направлено на установление терапевтического сотрудничества с пациенткой, что послужило обесцениванию переживаний больного и снижению уровня удовлетворенности потреби-

теля качеством оказания медицинской услуги. Подобные действия медицинских работников снижают уровень социального доверия в обществе к системе здравоохранения в целом и способствуют увеличению количества обращений граждан с жалобами в вышестоящие инстанции. Вместе с тем, статья 11 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждает недопустимость отказа в оказании медицинской помощи:

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с УК РФ (статья 124, часть 1) неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Ситуационная задача № 7

Студентка медицинского вуза пришла на семинарское занятие без белого халата, в прозрачной блузе, короткой юбке и туфлях на высоких каблуках. Препода-

ватель сделал ей замечание по поводу ненадлежащего внешнего вида, на что студентка дерзко ответила: «Выбор стиля одежды - это мое личное дело».

Поясните, правомерно ли замечание преподавателя медицинского вуза.

Эталон ответа к СЗ № 7

Замечание преподавателя правомерно, поскольку на студентку распространяются нормы, изложенные в Этическом кодексе обучающихся медицине и фармации, а именно:

- Взаимоотношения между обучающимися, сотрудниками и преподавателями, обучающимися и администрацией, обучающимися и пациентами основываются на взаимоуважении и сотрудничестве, тактичности и корректности, вежливости и взаимопомощи, высокой требовательности к уровню своих знаний и компетентности (статья 3, часть 2);

- Основной формой одежды является белый халат. Ношение чистого медицинского халата или другого вида медицинской одежды (медицинский костюм), медицинской шапочки и сменной обуви является обязательным (статья 4, часть 2);

- Ношение спортивных костюмов, шорт, коротких юбок, сланцев, а также иной вызывающей одежды не допускается, так как противоречит нормам врачебной этики и является признаком неуважительного отношения к преподавателям, пациентам и коллегам (статья 4, часть 5);

- Этически не одобряется использование косметических средств и парфюмерии с резким запахом, маникюр с наращиванием ногтей, неуместные (крупные) ювелирные изделия и бижутерия, обувь на высоких каблуках (статья 4, часть 7).

Ситуационная задача № 8

На клинической кафедре медицинского вуза врач поручает студентке провести осмотр пациентки. Замечая на руках студентки кольцо, объемный перстень и маникюр (наращивание ногтей), пациентка делает замечание и отказывается от осмотра. Выйдя из кабинета, она пишет жалобу в администрацию по факту несо-

блюдения требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

Поясните, правомерны ли действия пациентки.

Эталон ответа к СЗ № 8

Действия пациентки правомерны, поскольку в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (с изменениями и дополнениями от 4 марта, 10 июня 2016 г.) частью 12 раздела I установлены Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов. Согласно пункта 12.2., для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений.

Вместе с тем, на студентку распространяются нормы, изложенные в Этическом кодексе обучающихся медицине и фармации, а именно в соответствии со статьей 4 (часть 7) этически не одобряется использование косметических средств и парфюмерии с резким запахом, маникюр с наращиванием ногтей, неуместные (крупные) ювелирные изделия и бижутерия, обувь на высоких каблуках.

Ситуационная задача № 9

В больницу был доставлен дееспособный пациент (48 лет), нуждающийся в гемотрансфузии. Исходя из религиозных взглядов, он отказался от этой процедуры.

Как в этом случае должен поступить врач?

Эталон ответа к СЗ № 9

Согласно статьи 20 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», врач должен проинформировать пациента о необходимости проведения данной процедуры и взять у него

письменное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В случае отказа пациента от гемотрансфузии врач обязан разъяснить ему все риски, последствия и получить в письменной форме добровольный отказ от медицинского вмешательства.

Ситуационная задача № 10

Ученик начальных классов возвращался из школы домой, переходя дорогу, попал под колеса автомобиля. Приехавшие на место ДТП врачи скорой помощи оказали ребенку медицинскую помощь по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей и отвезли в больницу, где ему была срочно сделана операция. После комплекса мероприятий по спасению жизни несовершеннолетнего вся информация о медицинских вмешательствах была доведена до сведения родителей. Однако, через месяц несовершеннолетнему требовалась следующая операция и переливание крови, с чем родители по религиозным убеждениям были категорически не согласны.

Каковы дальнейшие действия медицинской организации в случае письменного отказа родителей от оказания необходимой медицинской помощи несовершеннолетнему?

Эталон ответа к СЗ № 10

В данном случае медицинские работники действовали в соответствии с нормами российского законодательства. При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно статьи 20 (часть 9, пункт 1) Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи. В случае письменного отказа родителей от дальнейшего оказания необходимой медицинской помощи несовершеннолетнему медицинская организация имеет право обратиться в суд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конвенция о правах ребенка, принятая в ООН в 1959 г., гласит:

- Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (статья 6 часть 2);

- Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка (статья 9 часть 1).

Согласно статьи 20 (часть 5) Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа».

Результаты

Студенты Ростовского государственного медицинского университета во время изучения дисциплины «Биоэтика» на семинарских занятиях учились составлять и решать ситуационные задачи в микрогруппах по 3-5 человек. Переходя от одного этапа познавательной активности к другому этапу, обучающиеся заметно возрастали в своих знаниях и умениях, учились применять их на практике. Безусловно, у студентов медицинского вуза необходимо формировать высокий уровень правосознания, поскольку от выполнения этого условия зависит дальнейшая вос-

требованность и успешность их профессиональной деятельности, а также уровень социального доверия граждан к системе здравоохранения в целом.

Выводы

В заключение хотелось бы подчеркнуть: благодаря проведенной работе, статьи Федеральных законов и кодексов легче понимаются и воспроизводятся в сознании студента конкретной ситуацией из жизни, теоретически возможной в медицинской практике. Творческая работа обучающихся с учебным материалом (видео и публикации в СМИ реальных случаев из медицинской практики, знакомство с нормативно-правовой базой, составление и решение ситуационных задач, работа в микрогруппах и др.) способствует преодолению студентами пути от компетенций к компетентности. Социализация студента-медика может быть успешной при условии самоидентификации личности, усвоения этико-правовых норм, выработанных медицинским сообществом и активного воспроизводства этих знаний и умений посредством активной созидательной деятельности обучающегося в образовательном пространстве медицинского вуза и социуме.

Результаты исследования могут быть полезны преподавателям и студентам медицинского вуза.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеева Н.А. Реформирование системы образования: переход от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме // В сборнике: Наука сегодня: теоретические и практические аспекты сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, 2015. С. 5-6.

2. Агеева Н.А. Этико-правовой аспект профессиональной подготовки медицинских работников в России // В сборнике: Наука сегодня: реальность и перспек-

тивы материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 139-140.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Наука, 1994. 325 с.

4. Обзоры обращений / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://letters.kremlin.ru/digests (дата обращения 23.04.2017).

REFERENCES:

1. Ageeva NA. Reformirovanie sistemy obrazovanija: perehod ot znanievoj k poz-navatel'no-razvivajushhej paradigme [Reforming the education system: transition from knowledge-oriented to cognitive-developing paradigm ] // V sbornike: Nauka segodnja: teoreticheskie i prakticheskie aspekty sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 3 chastjah [In the collection: Science today: theoretical and practical aspects; collection of works on the materials of the international scientific-practical conference in 3 parts. Scientific centre "Dispute"]. Nauch-nyj centr «Disput». Vologda, 2015. S. 5-6. (in Russian)

2. Ageeva NA. Jetiko-pravovoj aspekt professional'noj podgotovki medicinskih ra-botnikov v Rossii [Ethical-legal aspect of the medical profession vocational training in Russia] // V sbornike: Nauka segodnja: real'nost' i perspektivy materialy mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Science today: reality and prospects; materials of the international scientific-practical conference. Scientific centre "Dispute"]. Nauchnyj centr «Disput». Vologda, 2016. S. 139-140. (in Russian)

3. Andreeva GM. Social'naja psihologija [Social psychology]. - Moscow: Nauka, 1994. 325 s. (in Russian)

4. Obzory obrashhenij [Reviews of access ]/ Jelektronnyj resurs. - Rezhim dostu-pa: http://letters.kremlin.ru/digests (data obrashhenija 23.04.2017). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.