© Туркаева Л.В., 2020
DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-13-59-67 УДК 37.01
Шифр научной специальности 12.00.01 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК МОРАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Л.В. Туркаева
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова
364051, Российская Федерация, Чеченская Республика, г. Грозный, пр-т им. Х.А Исаева, 100
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность данной тематики заключается в том, что на современном этапе развития общества полноценное правовое воспитание и обучение несовершеннолетних может быть достигнуто посредством стремления человека познать азы законодательства и проявления к ним уважительного отношения. Учитывая государственно-правовое устройство Российской Федерации, данной проблеме уделено особо пристальное внимание. При этом знание и уважение законов еще не охватывают весь спектр правовой культуры подрастающего поколения, так как они должны еще их понимать и соблюдать. Ведь благодаря их гармоничному сочетанию и складывается коэффициент правосознания и правовой культуры современных детей. Необходимость усиления профилактических мер воспитательного воздействия возрастает с каждым днем. Каждый ребенок должен осознавать и чувствовать защиту и приоритет конституционных прав и свобод. Научные исследования показали необходимость правового просвещения детей с помощью государственного механизма воздействия с учетом образовательных учреждений, возрастного ценза и домашних условий, в которых воспитывается ребенок. При этом положительная динамика в данной проблеме будет наблюдаться лишь посредством комплексного подхода всех государственных органов в лице трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), и использованием опыт европейских держав с последующей унификацией норм международного права.
Ключевые слова: правовое воспитание; обучение; ребенок; мораль; правосознание; социальные ценности; право; личность; общественные отношения; несовершеннолетний
Знание и уважение действующего на территории своей страны законодательства является одной из фундаментальных основ развития и
процветания современного государства. В частности, Россия уделяет этому вопросу особо пристальное внимание, что обусловлено характером его государственно-правового устройства. Но понятия «знать» и «уважать» законы не охватывают всю сферу правовой культуры подрастающего поколения, ведь они должны еще стремиться к их сущностному пониманию и соблюдению. Посредством этих составляющих складывается коэффициент уровня правосознания и правовой культуры современных детей. Систематизация профилактических мероприятий политико-правового значения будет способствовать формированию высокой правовой культуры. В значительной мере будут охраняться конституционные ценности, ориентированные на принципы «верховенство закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина» и т. д. Научные исследования показали необходимость правового просвещения детей с помощью государственного механизма воздействия с учетом образовательных учреждений, возрастного ценза и домашних условий, в которых воспитывается ребенок. При этом положительная динамика в данной проблеме будет наблюдаться лишь посредством комплексного подхода всех государственных органов в лице трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), с использованием опыта европейских держав с последующей унификацией норм международного права.
Правосознание и правовая культура занимают доминирующее положение в плеяде критериев становления правового государства и гражданского общества. На сегодняшний день значительно выросла значимость анализа теоретико-практических аспектов правовой культуры ввиду частых поправок, вносимых в российское законодательство [1, с. 177]. Лишь при полноценности базовой основы правосознания и правовой культуры в полной мере могут быть реализованы основополагающие принципы права.
Проблема правового воспитания детей характеризуется особой актуальностью в цивилизованном обществе, в основе которого лежат мировоззренческие, культурные, духовные, психологические начала [2, с. 99]. В 2011 г. Президентом РФ В.В. Путиным приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», поскольку именно правовое просвещение и определяет политический курс развития государства1.
1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168 // Российская газета. 2011. 4 июля.
В современной России XXI века подростковая преступность признана угрозой для всего человечества, поскольку оказывает значительное содействие на перспективы развития мирового сообщества [3].
На сегодняшний день актуальным является вопрос правового воспитания и обучения школьных детей. Еще с раннего возраста ребенку следует прививать любовь к Отчизне, к ее законам, нравственным устоям, а точнее, развитие личности должно протекать в морально-правовом ракурсе, чтобы в будущем не нарушать юридические нормы и вести борьбу с правонарушителями. Формирование правовой культуры осуществляется на всех стадиях образовательного процесса. Диалектические исследования показали, что термины «правовое воспитание» и «правовое обучение» сложились из симбиоза нескольких слов -«право и воспитание», «право и обучение». Существование проблемы правового воспитания подрастающего поколения - неоспоримый факт, бороться с которым можно лишь коллективными усилиями.
По мнению современного аналитика М.В. Саакян, «правовое воспитание есть целенаправленное и стабильное воздействие на личностное сознание и поведенческую культуру, осуществляемое с целью выработки у них уважительного отношения к праву» [4].
А другой ученый-правовед В.О. Котюк, автор работы «Теория права», считает, что «правовое воспитание есть не иначе, как ориентированная, слаженная и последовательная деятельность органов государственной власти, общественных организаций по созданию стабильного механизма правосознания, правового мышления, правовых чувств, а точнее, уважительного отношения к нормам действующего законодательства на территории своей страны» [5, с. 207].
Человек как социально-биологическое явление в процессе своего развития остро нуждается в морально-правовой и психолого-педагогической помощи, поскольку на данном этапе формируются личностные качества индивида, в частности правовая культура и правосознание. Лишь безупречное правовое воспитание способно предотвратить зачатки правового нигилизма и правонарушений. Правовое воспитание как одна из фундаментальных основ становления демократического правового государства складывается из множества политических факторов жизненного уклада, социально-экономического устройства, внутренней политики, нормативно-правовой идеологии, домашней атмосферы, общественных традиций и образовательной сферы. А также благотворительные объединения наравне с органами правоохранительной деятельности и родителями могут оказать положительное воз-
действие на правовое обучение и правовое воспитание несовершеннолетних детей [6, с. 127].
Правовое воспитание детей можно сформулировать в различных вариантах:
- совокупность научных средств, приемов и способов правового характера, разработанные государственными органами, образовательными учреждениями, преследующие единственную цель - формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания личности;
- профилактические меры воспитательного воздействия школы, семьи, правоохранительных органов, направленные на выработку правосознания и навыков правомерного поведения школьников;
- целенаправленный процесс обучения представителей подрастающего поколения правовым знаниям, в результате которого складывается уважительное отношение к собственным поступкам и поведение в целом;
- систематическое взаимодействие людей друг с другом с целью формирования правосознания и правовой культуры;
- планомерное давление на человеческое сознание и поведение для создания соответствующих правовых принципов, понятий, ценностных составляющих, обеспечивающих необходимые условия для ее личностного развития, подготовки к общественной жизни и активной жизнедеятельности.
Правовой культуре предшествует правовое обучение, представляющее собой средство внешнего проявления и организации передачи теории права объекту воспитания [7, с. 47]. Формирование базовой теории правосознания и правовой культуры, а также создание допустимого уровня систематизации правовых знаний, развитие правового мышления, образование научного правового мировоззрения - главное назначение правового обучения [8].
Процесс формирования правовой культуры несовершеннолетних тесно сопряжен с разработкой внутренней модели правового воспитания и обучения школьников, заключающейся в системе выработки индивидуального подхода к элементам правовой воспитанности. В целях получения как можно больше правовых знаний предложенная методика правового воспитания может быть реализована посредством вовлечения учеников в умственно-практическую деятельность. Всевозможные психолого-педагогические средства и методы взаимоотношений учителей и учеников, оснащенные достаточным содержанием, а также апробированные в различных ситуациях плюс получаемый при этом
результат являются составляющими педагогического процесса. Залог единства педагогического процесса - гармоничное функционирование и взаимосвязь педагогических компонентов [9, с. 192].
В основу предложенной модели правового воспитания школьников-подростков были положены результаты различных исследований, анализ теоретических атрибутов, продукт экспериментальной деятельности, а также личные педагогические наблюдения. Достижением пр а-вового воспитания и обучения является сформированная правовая культура учащихся. Исследованию были подвергнуты МБОУ СОШ № 14 и № 56 г. Грозный (учащиеся 9-11 классов).
Основное назначение правового воспитания учащихся:
- осознанная цель, которая служит выдающимся открытием сознания;
- цель всегда выступает в роли регулятора педагогической работы;
- цель вступает в деятельность, после чего воплощается в результате;
- цель представляет собой системную последовательность в виде формулы «цель - средство - результат»;
- необходимое условие развития сознательного будущего - наличие цели [10, с. 49].
Полноценное формирование ребенка как личности с необходимым коэффициентом правовой культуры возможно лишь при наличии цели правового воспитания. Рационально подобранная схема нравственно-правового просвещения детей может привести к положительному исходу данного процесса. Кроме того, воспитательный потенциал педагогического коллектива способен оптимизировать эффективность правового воспитания учащихся. Следовательно, уровень педагогической образованности и подготовки наставников являются определяющим фактором данного процесса.
Создание благоприятной атмосферы для детей в целях полной реализации их прав и обязанностей, пропитанная принципами демократизма и гласности, составляет координационные условия продуктивности правового воспитания школьников. Человек есть биологическое существо, которое в процессе обучения и развития воплощается в личность. Но для формирования полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и нести ответственность за свои поступки, требуется пройти немалый путь просвещения, который начинается со школьной скамьи как важный институт личностной социализации [11].
Таким образом, положительное воздействие на формирование правовой культуры учащихся оказало совершенствование правовой среды в образовательных учреждениях [12].
Институт гражданского общества выполняет стабилизирующую функцию в укреплении и развитии семьи, а также повышает ее роль в сохранении российской государственности. В процессе формирования гражданского общества акцент следует сделать на целенаправленное правовое обучение детей-подростков с целью эволюции правовой культуры.
Низкий уровень социально-экономического развития страны и не совсем идеальная практика реализации конституционных норм составляют причину детской преступности, в связи с чем резко возрастает необходимость усиления воспитательной работы в образовательных учреждениях с целью правового просвещения обучающихся. Совместная работа сотрудников образовательных учреждений и высококвалифицированных кадров в лице профессиональных юристов способна донести до детей правовые знания и решить поставленную задачу правового воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
1. Епифанов А.Е. Рец на кн.: Павленко Е.М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации [Текст]: монография / Е.М. Павленко. М.: Права человека, 2016. 216 с. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2016. № 2 (31). С. 177-179.
2. Грачев Н.И. Политика и экономика в онтологии современного государства // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2016. № 2 (31). С. 93-100.
3. Торопова Н.В. Психолого-криминалистический подход к изучению преступного поведения и личности несовершеннолетнего, совершившего насильственное преступление // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 12 (127). С. 167-170.
4. Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 3. С. 107-110.
5. КотюкВ.О. Теория права. Киев, 1996. 207 с.
6. Головченко В.В., Ковальский В.С. Юридическая терминология: справочник. Киев: ЮринкомИнтер, 1998. 127 с.
7. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 207 с.
8. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70-81.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
10. Тищенко В.В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социальном обществе: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1982. 49 с.
11. Абдуллаева М.Д. Проблемы реализации правового воспитания в школе // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 326-327.
12. Рабовская О.С., Ширшов В.Д. Опыт модернизации правового воспитания в образовательной школе // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 240244.
Поступила в редакцию 13.01.2020 г.
Поступила после рецензирования 06.02.2020 г.
Принята к публикации 30.03.2020 г.
Информация об авторе
Туркает Лаура Вахитовна - старший преподаватель кафедры правовых дисциплин.
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад.
М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected]
Для цитирования
Туркаева Л.В. Правовое воспитание и обучение несовершеннолетних как морально-
правовой аспект развития личности // Актуальные проблемы государства и права.
2020. Т. 4. № 13. С. 59-67. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-13-59-67
DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-13-59-67
LEGAL EDUCATION AND TRAINING OF MINORS AS A MORAL AND LEGAL ASPECT OF PERSONALITY DEVELOPMENT
L.V. Turkaeva
Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov 100 Kh.A Isaeva Ave, Grozny 364051, Chechen Republic, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected]
Abstract. The relevance of this work consists in the fact that at the present stage of society's development, full legal education and training of minors can be achieved through the aspiration of a person to learn the basics of legislation and to show respect for them. Considering the state and legal structure of the Russian Federation, this issue is given special attention. At the same time, knowledge and respect for laws do not yet cover the entire spectrum of the legal culture of the younger generation, since they must also understand and comply with them. Whereas by virtue of their harmonious combination, the coefficient of legal awareness and legal culture of modern children is tak-
ing shape. The need to strengthen preventive measures of educational impact is increasing every day. Every child should be aware of and feel the protection and priority of constitutional rights and freedoms. Scientific studies show the need for legal education of children using the state mechanism of influence, taking into account educational institutions, age qualifications and home conditions in which the child is brought up. In addition, positive dynamics in this problem will be observed only through the integrated approach of all state bodies represented by the three branches of government (legislative, executive and judicial), and using the experience of the European powers with the subsequent unification of international law.
Keywords: legal education; training; child; moral; legal consciousness; social values; law; personality; public relations; minor
References
1. Epifanov A.E. Rets. na kn.: Pavlenko E.M. Obrazovaniye v oblasti prav cheloveka kak osnova formirovaniya pravovoy kul'tury i kul'tury prav cheloveka v Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: monografiya / E.M. Pavlenko. M.: Prava cheloveka, 2016. 216 s. [Book Review: Pavlenko, E.M. Education in the Sphere of Human Rights as the Basis of Formation of Legal Culture and Human Rights Culture in the Russian Federation [Text]: monograph / E.M. Pavlenko. Moscow: Prava Cheloveka Publ., 2016. 216 p.]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Yurisprudentsiya -Science Journal of Volgograd State University. Series 5. Jurisprudence, 2016, no. 2 (31), pp. 177-179. (In Russian).
2. Grachev N.I. Politika i ekonomika v ontologii sovremennogo gosudarstva [Politics and economics in the ontology of the modern state]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Yurisprudentsiya - Science Journal of Volgograd State University. Series 5. Jurisprudence, 2016, no. 2 (31), pp. 93-100. (In Russian).
3. Toropova N.V. Psikhologo-kriminalisticheskiy podkhod k izucheniyu prestupnogo povedeniya i lichnosti nesovershennoletnego, sovershivshego nasil'stvennoye prestupleniye [The psychological and crime detection study of the criminal behavior and the personality of a juvenile, who completed a forcible crime]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 12 (127), pp. 167-170. (In Russian).
4. Saakyan M.V. Pravovoye vospitaniye i obucheniye kak sredstvo formirovaniya pravovoy kul'tury [Legal education and training as a means of forming a legal culture]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul 'turologiya - The Bulletin of the Adyghe State University. Series 1. Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies, 2009, no. 3, pp. 107-110. (In Russian).
5. Kotyuk V.O. Teoriyaprava [Theory of Law]. Kiyev, 1996, 207 p. (In Russian).
6. Golovchenko V.V., Kovalskiy V.S. Yuridicheskaya terminologiya: spravochnik [Legal Terminology: Book of Reference]. Kiyev, YurinkomInter Publ., 1998, 127 p. (In Russian).
7. Pochtar T.M. Pravovoye vospitaniye v pedagogicheskikh vuzakh: voprosy metodologii i metodiki: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal Education in Pedagogical Universities: Issues of Methodology. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2001, 207 p. (In Russian).
8. Pevtsova E.A Sovremennyye definitivnyye podkhody k pravovoy kul'ture i pravovomu soznaniyu [Modern definitive approaches to legal culture and legal consciousness]. Zhurnal rossiyskogo prava - Journal of Russian Law, 2004, no. 3, pp. 7081. (In Russian).
9. Babanskiy Y.K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskikh issledovaniy: Didakticheskiy aspect [Problems of Increasing the Effectiveness of Pedagogical Research: Didactic Aspect]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982, 192 p. (In Russian).
10. Tishchenko V.V. Teoreticheskiye problemy pravovogo vospitaniya v razvitom sotsial'nom obshchestve: avtoref. dis.... d-rayurid. nauk [Theoretical Problems of Legal Education in a Developed Social Society. Dr. jurid. sci. diss. abstr.]. Moscow, 1982, 49 p. (In Russian).
11. Abdullayeva M.D. Problemy realizatsii pravovogo vospitaniya v shkole [Problems of implementing legal education at school]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2013, no. 2, pp. 326-327. (In Russian).
12. Rabovskaya O.S., Shirshov V.D. Opyt modernizatsii pravovogo vospitaniya v obrazovatel'noy shkole [Experience in the modernization of legal education in an educational school]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 2, pp. 240-244. (In Russian).
Received 13 January 2020 Reviewed 6 February 2020 Accepted for press 30 March 2020
Information about the author
Turkaeva Laura Vahitovna - Senior Lecturer of Legal Disciplines Department. Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7477-8075, e-mail: [email protected] For citation
Turkaeva L.V. Pravovoye vospitaniye i obucheniye nesovershennoletnikh kak moral'no-pravovoy aspekt razvitiya lichnosti [Legal education and training of minors as a moral and legal aspect of personality development]. Aktual'nye problemy gosudarstva iprava - Current Issues of the State and Law, 2020, vol. 4, no. 13, pp. 59-67. DOI 10.20310/2587-93402020-4-13-59-67 (In Russian, Abstr. in Engl.)