Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туркаева Л. В.

Начало 90-х годов XX века по праву считается перестроечным этапом в политической, экономической и социальной сферах общественной жизни страны, обусловившие причину совершенствования правовой системы наряду с модернизацией институтов законодательства, гражданского общества, формирования правовой культуры населения. С точки зрения данного контекста особо пристальное внимание акцентируется на создании благоприятных условий для дальнейшего развития России в русле правового государства и, следовательно, необходимость в обеспечении личностного роста молодых кадров и формировании высококвалифицированных специалистов, способных качественно работать в различных сферах юриспруденции, а также представлять общественные и государственные интересы повышается с каждым днем. Именно высшее профессиональное юридическое образование составляет фундаментальную основу профессионального правового сознания в современном цивилизованном обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает правовая степень культурного просвещения российского общества и уровень профессионального правосознания страты юристов как залог эффективности в решении правовых задач, стоящих перед российским государством. Как свидетельствует историческая практика, в современном мире не что иное, как высокая степень эффективности сферы образования во многом характеризует потенциал и богатство страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN MODERNIZATION OF THE MODERN SYSTEM OF HIGHER LEGAL EDUCATION IN RUSSIA AS A NECESSARY CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL LEGAL CULTURE OF FUTURE LAWYERS

The early 90's of the XX century is rightly considered perestroika stage in the political, economic and social spheres of public life of the country, which determined the cause of improving the legal system along with the modernization of legislative institutions, civil society, the formation SHAPE \* MERGEFORMAT of the legal culture of the population. From the point of view of this context, special attention is paid to the creation of favorable conditions for further development of Russia in the direction of the rule of law and, consequently, the need to ensure the personal growth of young personnel and the formation of highly qualified professionals who are able to work well in various areas of law , as well as represent the public and state interests is increasing every day. It is the higher professional legal education that constitutes the fundamental basis of professional legal consciousness in modern civilized society. In this connection, the legal degree of cultural education of Russian society and the level of professional legal consciousness of the stratum of lawyers as a guarantee of effectiveness in solving legal tasks facing the Russian state becomes particularly relevant. As evidenced by historical practice, in the modern world, nothing but the high degree of effectiveness of the sphere of education in many ways characterizes the potential and wealth of the country.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 37.371 С. 102-108

ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Туркаева Л. В.

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М. Д. Миллионщикова г. Грозный, Российская Федерация E-mail: [email protected].

Аннотация. Начало 90-х годов XX века по праву считается перестроечным этапом в политической, экономической и социальной сферах общественной жизни страны, обусловившие причину совершенствования правовой системы наряду с модернизацией институтов законодательства, гражданского общества, формирования правовой культуры населения. С точки зрения данного контекста особо пристальное внимание акцентируется на создании благоприятных условий для дальнейшего развития России в русле правового государства и, следовательно, необходимость в обеспечении личностного роста молодых кадров и формировании высококвалифицированных специалистов, способных качественно работать в различных сферах юриспруденции, а также представлять общественные и государственные интересы повышается с каждым днем. Именно высшее профессиональное юридическое образование составляет фундаментальную основу профессионального правового сознания в современном цивилизованном обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает правовая степень культурного просвещения российского общества и уровень профессионального правосознания страты юристов как залог эффективности в решении правовых задач, стоящих перед российским государством. Как свидетельствует историческая практика, в современном мире не что иное, как высокая степень эффективности сферы образования во многом характеризует потенциал и богатство страны.

Ключевые слова: высшее образование, юриспруденция, правовое государство, гражданское общество, профессиональное правосознание, профессиональный рост, правовая культура, личность.

Для цитирования: Туркаева, Л. В. Тенденции модернизации современной системы высшего юридического образования в России как необходимое условие формирования профессиональной правовой культуры будущих юристов / Л. В. Туркаева // Правопорядок: история, теория, практика. — 2021. — № 1 (28). — С. 102-108.

TRENDS IN MODERNIZATION OF THE MODERN SYSTEM OF HIGHER LEGAL EDUCATION IN RUSSIA AS A NECESSARY CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL LEGAL CULTURE OF FUTURE LAWYERS

L. V. Turkaeva

Grozny State Oil Technical University Named After Academician M. D. Millionshchikov,

Grozny, Russian Federation E-mail: [email protected].

Abstract. The early 90's of the XX century is rightly considered perestroika stage in the political, economic and social spheres of public life of the country, which determined the cause of improving the legal system along with the modernization of legislative institutions, civil society, the formation

102 TypKaeBa fl. B.

of the legal culture of the population. From the point of view of this context, special attention is paid to the creation of favorable conditions for further development of Russia in the direction of the rule of law and, consequently, the need to ensure the personal growth of young personnel and the formation of highly qualified professionals who are able to work well in various areas of law, as well as represent the public and state interests is increasing every day. It is the higher professional legal education that constitutes the fundamental basis of professional legal consciousness in modern civilized society. In this connection, the legal degree of cultural education of Russian society and the level of professional legal consciousness of the stratum of lawyers as a guarantee of effectiveness in solving legal tasks facing the Russian state becomes particularly relevant. As evidenced by historical practice, in the modern world, nothing but the high degree of effectiveness of the sphere of education in many ways characterizes the potential and wealth of the country.

Keywords: higher education, law, legal state, civil society, professional legal awareness, professional growth, legal culture, personality.

For citation: Turkaeva, L. V. Trends in Modernization of the Modern System of Higher Legal Education in Russia as a Necessary Condition for the Formation of Professional Legal Culture of Future Lawyers. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice], 2021, no. 1 (28), pp. 102-108. (In Russ.)

Введение

Фундаментальной основой в становлении правового государства и формировании гражданского общества является качественное юридическое образование как одна из стратегических линий государственной политики страны в области образования. Являясь комплексным элементом механизма правовой интеграции личности в социальную сферу, правовое образование выполняет приоритетную задачу в повышении правовой культуры, поскольку от практического опыта и профессиональной подготовки будущих юристов зависят законотворческая и правоохранительная деятельность, правовое воспитание общества.

История мировой цивилизации еще со времен античного общества повествует о высоком предназначении профессии юриста. На начальном этапе ее постижения современные студенты знакомятся с высказыванием одного из замечательнейших древнеримских юристов Ульпиана, определивший понятие «правовое знание» как святое дело, достойное высшей похвалы и уважения, что даже деньги не в состоянии ни оценить его, ни обесценить. Значительный вклад в дальнейшее развитие законодательства и правовых учений внесла система римского права, принципы которого нашли отражение и в новейшей концепции отечественной юриспруденции.

Римские традиции права в качестве идеального прототипа были положены в основу разработки теоретических основ и методологических приемов отечественной цивилистики выдающимся российским ученым Д. И. Мейе-ром. В последующем идеи Дмитрия Мейера нашли практическое применение в современной системе высшего юридического образования,

а точнее — в трансформации образовательного процесса (специалитет — бакалавриат — магистратура) [1, с. 17-26].

На сегодняшний день в России функционирует огромное количество высших учебных заведений юридического профиля, но, к сожалению, вопрос о степени подготовки высококвалифицированных специалистов остается открытым и требует внимания научных исследований. Необходимость модернизации новейшей системы высшего юридического образования аргументирована одной из важнейших тенденций развития социально-правовой жизни современного российского общества.

По мнению известного юриста Н. С. Бондаря, правовое образование представляет конституционную ценность, как в плане частных прав, так и в сфере публичных интересов [2, с. 4-13]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7; ст. 43) мысль автора относительно правового статуса данных конституционных достоинств подводит нас к выводу о том, что, во-первых, они являются неотъемлемыми составляющими основ конституционного строя и, во-вторых, представляют собой конституционное начало правового статуса личности.

Главная задача совершенствования отечественной системы высшего юридического образования заключается в том, чтобы построить устойчивый механизм стабильного развития образования, отвечающего современным стандартам государственной политики страны XXI века.

Успешная реализация проводимых реформ и модернизация в сфере высшего профессионального образования являются главной причиной новейшего подхода к системе российского

юридического образования. Но при этом нормы действующего федерального законодательства в части вопросов, отнесенных к области регулирования образования, утратили юридическую силу и в полной мере не могут отвечать установленным требованиям качественного высшего образования.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, содержат не все вопросы системы образования, что создает сложности в правоприменительной практике участников образовательных отношений. Главная проблема заключается в создании эффективного механизма контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, обеспечение гарантий государства в области образования [3, с. 38].

Слаженное развитие института современного общества возможно через призму реализации глобальных задач отечественного образования при условии обеспечения высшие учебные заведения соответствующим уровнем качества для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Аналитические исследования российского юридического образования свидетельствуют о том, что в системе представленной формы образования присутствуют существенные пробелы, подтвержденные фактами низкого качества готовности выпускников высших образовательных учреждений к профессиональной деятельности и процессу интеграции в социальную сферу [4, с. 77-83].

На сегодняшний день повышение качественного уровня образовательного процесса в сфере юриспруденции (практическая составляющая) и налаженного механизма в подготовке высококвалифицированных специалистов являются первостепенными условиями в выполнении поставленной задачи в системе юридического образования. А факт нормативного подтверждения свидетельствует о высокой значимости обозначенной проблемы юридического образования и влечет необходимость разработки определенных предложений в направлении обеспечения практической направленности обучения юристов [5, с. 32].

Важной основой правового образования и воспитания граждан, а также неотъемлемым условием обеспечения требуемой законности и правопорядка в России является юридическое образование. Именно поэтому масштабы должного внимания к данной проблеме приобретают значительные единицы, иначе правовые реформы в образовательной системе могут спровоцировать отнюдь не желаемый результат, а наоборот, негативные социальные

последствия в форме недовольства граждан. В связи с этим 26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации был издан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»1, провозгласивший целый ряд мероприятий по модернизации отечественной системы юридического образования.

В числе мероприятий по повышению качества образования можно выделить следующие:

— введение лимита на подготовку юристов в вузах не правового формата;

— сокращение количества высших учебных заведений в сфере юриспруденции;

— применение процедуры общественной аккредитации юридических вузов и факультетов;

— модернизация методики лицензирования вузов;

— введение в сферу юридического образования нового образца государственно-образовательного стандарта.

Ни для кого не секрет, что в силу своей природы знания, получаемые в процессе обучения в высших учебных заведениях, обладают таким свойством как «старение», вследствие чего возрастает острая необходимость в постоянном совершенствовании практической сферы применения этих знаний. На мой взгляд, именно этот критерий и диссонанс теоретических знаний потребностям практической сферы жизнедеятельности общества являются результатом инновационных новшеств в сфере образования, заслуживающим особого внимания.

Присоединение России в ноябре 2003 года к Болонской конвенции «Об унификации системы высшего образования в Европе» послужило поводом для формирования единой системы образовательного пространства. Реформа внедрения двухступенчатой системы образования студентов по программам «бакалавриат» и «магистратура» была воспринята Министерством науки и высшего образования России как весьма значимый этап на пути совершенствования института подготовки высококвалифицированных юристов, прогрессирующий дополнительные возможности развития образовательного стандарта. Бакалавриат обеспечивает основную правовую подготовку будущих специалистов на среднем уровне сложности, в то время как магистратура представляет собой более детальную и профессиональную стадию обучения [6].

1 О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6624579/ (дата обращения: 10.10.2020).

В механизме государственно-правового регулирования юридическое образование характеризуется высоким уровнем значимости, что обусловлено критерием потребности в высококвалифицированных специалистах нового поколения, теоретическая и практическая подготовка которых соответствует современным реалиям.

В современном мире социальная компетентность как поведение в общественной среде, чувство коллективизма в профессиональной деятельности, инициативность и любовь к осознанному риску формируют профессионально-личностную квалификацию. Само по себе образование в виде одной квалификации не способно достичь желаемого результата, заключающегося в воспитании всесторонне развитого человека, компетентного специалиста. Для эффективности успеха была предложена идея интеграции процесса обучения и синергизм целей образования [7].

В настоящее время обязательным критерием для образовательных учреждений юридического профиля, ориентирующиеся на подготовку высококвалифицированных специалистов, является необходимость в наличии специализации. Инновационная модель формирования профессионального юриста многопрофильного формата, свободно ориентирующегося в различных сферах правовой деятельности, была предложена В. Я. Колди-ным [8, с. 10-13].

Структура образовательной программы высшего юридического образования представлена в симбиозе базовой и вариативной частей, регламентированные в федеральном государственном образовательном стандарте. Сущность базовой части заключается в том, что после освоения студентами учебных дисциплин, отнесенных к ведению данного раздела, у них появляется возможность после второго года обучения пройти дальнейшее обучение по специализации на свое усмотрение. Обобщенная модель отечественного юридического образования была предложена В. В. Ершовым, согласно которой различают традиционную и специализированную формы высшего юридического образования. Если первый вариант обучения нашел практическое применение в высших учебных заведениях с юридическим уклоном, то вторая модель реализуется в специализированных учебных заведениях в целях развития качественного юридического образования и подготовки высококвалифицированных специалистов — юристов. Повышение степени правового сознания и правовой культуры возможно благодаря модернизации системы высшего юридического образования

с учетом общественных и государственных интересов [9, с. 73-76].

Исторические этапы становления и тенденции развития юридического образования в России свидетельствуют о его нынешнем состоянии и перспективах развития. Дискуссионная проблема модернизации современной системы высшего юридического образования неоднократно поднималась в широких кругах видных научных деятелей и представителей власти, кроме того данному вопросу посвящено множество статей, монографий и диссертационных работ. По мнению судьи Конституционного Суда Российской Федерации Константина Арановского, профессиональное образование сегодня претерпело ряд неблагоприятных последствий под воздействием многочисленных реформ в сфере образования, в силу которых новейшее высшее образование не в состоянии обеспечить стабильное качество и должную квалификацию дипломированным выпускникам. Нынче все более широкое распространение получают перспективы внедрения инновационных технологий и преимущества использования в юридической деятельности и в юридическом образовании искусственного интеллекта [10, с. 5-40].

Безусловно, абсолютное большинство таких предложений заслуживают признания, содействия и реализации, но при этом, невозможно представить современную систему образования без традиционной с богатым вековым опытом модель обучения с учетом нынешних реалий. В частности, сюда можно отнести:

1. Профессиональное воспитание как инновационный процесс правовой культуры будущих юристов должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в соответствии с такими моральными категориями как справедливость, порядочность, сострадание к людям, уважительное отношение к законодательству, чувство ответственности за свои поступки и решения. В образовательной программе высших учебных заведений для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «юриспруденция», присутствует дисциплина «профессиональная этика», в рамках которой студенты получают азы формирования достойного морального облика будущего юриста. Для человека, связавшего свою профессию с правом, понятия «долг, честь, совесть и справедливость» должны представлять наивысшую ценность.

2. Введение в образовательный курс учебной нагрузки по римскому праву и латинскому языку с целью развития аналитических способностей у будущих юристов. Сущность

и главное предназначение данных дисциплин заключается в том, чтобы расширить общеправовой кругозор носителей юридических знаний, обогатить внутреннюю культуру и духовный мир, поскольку именно эти показатели являются ведущими регуляторами в процессе принятия кодекса профессиональной этики, не допускающий возможности отступления от норм законодательства и нарушения прав физических и юридических лиц.

3. Обучение студентов искусству грамотной, выразительной и убедительной речи, ораторского мастерства, необходимого будущим высококвалифицированным юристам вне зависимости от сферы их деятельности. Как известно, традиционная методика оценки качества знаний студентов имеет множество эффективных преимуществ, нежели сдача зачетов и экзаменов в форме письменного тестирования. Различные аспекты общения преподавателя со студентом способствуют началу дискуссионной беседы, в процессе которой у экзаменующегося вырабатывается аналитическое мышление, мобилизуются интеллектуальные способности и формируется коммуникативная культура.

4. Обеспечение качества обучения иностранным языкам и зарубежным правовым системам. На сегодняшний день тенденции глобализации современного мира достигли пределов, при которых необходимость тесного сотрудничества с правовой системой ведущих мировых держав по аналогичным вопросам становится общепризнанной. Наряду со многими известными дореволюционными правоведами современные авторы, владеющие иностранными языками, свободно апеллируют нормами зарубежного законодательства и суждениями зарубежных ученых при подготовке научных трудов сравнительного анализа правовых институтов. Данный комплекс мероприятий способствует обогащению современной концепции понятиями и конструкциями, изучение которых значительно расширяет научные представления в различных областях [11, с. 109-114].

Одним из важных атрибутов в механизме модернизации системы российского высшего образования, в частности юридического, являются условия профессорско-преподавательского состава, включающие в себя и комплекс стимулирующих средств. В силу многочисленных нововведений в образовательную сферу деятельности преподавателям нынче приходится внеаудиторную часть нагрузки проводить за учебно-методической работой (рабочие программы, фонды оценочных средств, календар-но-тематические планы), когда все свободное

время можно было направить на научно-исследовательскую деятельность. На мой взгляд, научная работа приносила бы больше пользы в плане самовоспитания и саморазвития потенциала личности преподавателя, а также повышения его профессионального мастерства.

По словам судьи К. Арановского, в свете последних реформ в системе высшего юридического образования наблюдаются не особо эффективные показатели профессионального роста педагогов, что в первую очередь сказывается на качестве самого образования. В большинстве случаев причиной тому является слепое следование Федеральному государственному образовательному стандарту, требованиям государственной аккредитации и прочим контрольно-надзорным органам. За последние несколько лет неимоверный вклад в систему высшего юридического образования внес Экспертный центр Ассоциации юристов России по оценке качества и квалификаций в области юриспруденции, с легкой руки которого процедуру аккредитации благополучно прошли высшие учебные заведения, имеющие право на предоставление юридического образования. В настоящее время созданы все альтернативные условия для перехода от государственной формы аккредитации к общественной, поскольку Ассоциация юристов России является экспертной организацией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Прогрессирующая тенденция совершенствования современного законодательства предусматривает многочисленное количество поправок и изменений, в силу которых преподаватель должен регулярно обновлять свои теоретические познания, практические навыки и компетенции, иметь глубокие представления о доктринальном толковании юридических конструкций с целью повышения уровня лекционного мастерства и качественного преподавания. Лишь в этом случае профессиональная деятельность педагога будет соответствовать требованиям нормативно-правовых актов в сфере образования и принципам профессиональной этики [12, с. 31].

Высокий уровень профессиональной культуры — важнейшее качество личности квалифицированного специалиста, достижение которого возможно благодаря предметным объектам правовой культуры юристов в ходе разрешения профессиональных ситуаций, включение будущих юристов для прохождения учебной практики в профессиональную деятельность юридической клиники, создание культурной образовательной среды высшего учебного заведения.

Заключение

В результате проведенного исследования стало ясно, что одним из приоритетных направлений модернизации российской системы высшего юридического образования должно стать: во-первых, сохранение и преумножение замечательных принципов отечественного традиционного обучения; во-вторых, создание для педагогических работников необходимых условий для повышения профессионализма, а также социального статуса педагога; в-третьих,

усиление оказываемой общественной и государственной поддержки педагогам. Допустимой мерой качества выпускника-юриста может стать и единый экзамен на вход в профессию, пробуждающий и воспитывающий в студентах личностные качества, без которых юридическая деятельность теряет высокое значение и смысл.

Образование и культура — путь дальнейшего развития России, а вне их любое преобразование общества утопично.

Список литературы

1. Арсланов, К. М. Значение идей Д. И. Мейера для современного юридического образования / К. М. Арсланов, А. Г. Демиева // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). — 2019. — № 8 (153). — С. 17-26.

2. Арбузов, С. В. Конституционное право : университетский курс : учебник : в 2 т. Т. 1 / С. В. Арбузов, Т. В. Бережная, И. А. Володько [и др.] ; под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. — Москва : Проспект, 2015. —432 с.

3. Шестак, Н. В. Профессиональное образование и компетентностный подход / Н. В. Шестак // Высшее образование в России. — 2010. — № 3. — С. 38-43.

4. Тепляшин, И. В. Качество высшего юридического образования в современной России: актуальные вопросы / И. В. Тепляшин // Право и образование. — 2010. — № 4. — С. 77-83.

5. Берулава, Г. А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе / Г. А. Берулава // Вестник университета Российской академии образования. — 2009. —№ 1. —С. 21-35.

6. Михайлов, А. Е. Современное состояние и перспективы российского юридического образования /

A. Е. Михайлов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2015. — № 4. — С. 13-18.

7. Понкин, И. В. Проблемы и перспективы юридического образования / И. В. Понкин // Право и образование. — 2019. — № 1. — С. 89-92.

8. Колдин, В. Я. Концепция профессиональной подготовки юриста широкого профиля / В. Я. Колдин // Юридическое образование и наука. — 2009. — № 4. — С. 10-13.

9. Ершов, В. В. Высшее юридическое образование и трудовое право в России: актуальные вопросы теории и практики / В. В. Ершов // Трудовое право. — 2010. — № 4. — С. 73-76.

10. Морхат, П. М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы : специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» : автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук / Морхат Петр Мечиславович. — Москва, 2018. — 45 с.

11. Тирских, М. Г. Аппроксимация права и взаимодействие правовых систем / М. Г. Тирских, М. Т Аббасов // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 4. — С. 109-114.

12. Зайцев, В. В. О мировоззренческом аспекте методологии гражданского права / В. В. Зайцев,

B. А. Рыбаков // Методологические проблемы цивилистических исследований : сборник научных статей. — Москва : Статут, 2017. — С. 22-32.

References

1. Arslanov, K. M. Znachenie idey D. I. Meyera dlya sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya / K. M. Arslanov, A. G. Demieva // LEX RUSSICA (RUSSKIY ZAKON). — 2019. — № 8 (153). — S. 17-26.

2. Arbuzov, S. V. Konstitutsionnoe pravo : universitetskiy kurs : uchebnik : v 2 t. T. 1 / S. V. Arbuzov, T. V. Berezhnaya, I. A. Volodko [i dr.] ; pod red. A. I. Kazannika, A. N. Kostyukova. — Moskva : Prospekt, 2015. — 432 s.

3. Shestak, N. V. Professionalnoe obrazovanie i kompetentnostnyy podkhod / N. V Shestak // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2010. — № 3. — S. 38-43.

4. Teplyashin, I. V. Kachestvo vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii: aktualnye voprosy / I. V. Teplyashin // Pravo i obrazovanie. — 2010. — № 4. — S. 77-83.

5. Berulava, G. A. Metodologicheskie aspekty razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v sovremennom informatsionnom obshchestve / G. A. Berulava // Vestnik universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. — 2009. —№ 1. —S. 21-35.

6. Mikhaylov, A. Ye. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy rossiyskogo yuridicheskogo obrazovaniya / A. Ye. Mikhaylov // Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie. — 2015. —№ 4. —S. 13-18.

7. Ponkin, I. V. Problemy i perspektivy yuridicheskogo obrazovaniya / I. V. Ponkin // Pravo i obrazovanie. — 2019. —№ 1. —S. 89-92.

8. Koldin, V. Ya. Kontseptsiya professionalnoy podgotovki yurista shirokogo profilya / V. Ya. Koldin // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. — 2009. — № 4. — S. 10-13.

9. Yershov, V. V. Vysshee yuridicheskoe obrazovanie i trudovoe pravo v Rossii: aktualnye voprosy teorii i praktiki / V. V. Yershov // Trudovoe pravo. — 2010. — № 4. — S. 73-76.

10. Morkhat, P. M. Pravosubektnost iskusstvennogo intellekta v sfere prava intellektualnoy sobstvennosti: grazhdansko-pravovye problemy : spetsialnost 12.00.03 «Grazhdanskoe pravo; predprinimatelskoe pravo; semeynoe pravo; mezhdunarodnoe chastnoe pravo» : avtoref. dis. ... d-ra. yurid. nauk / Morkhat Petr Mechislavovich. — Moskva, 2018. — 45 s.

11. Tirskikh, M. G. Approksimatsiya prava i vzaimodeystvie pravovykh sistem / M. G. Tirskikh, M. T. Abbasov // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. — 2016. — № 4. — S. 109-114.

12. Zaytsev, V. V. O mirovozzrencheskom aspekte metodologii grazhdanskogo prava / V. V. Zaytsev, V A. Rybakov // Metodologicheskie problemy tsivilisticheskikh issledovaniy : sbornik nauchnykh statey. — Moskva : Statut, 2017. — S. 22-32.

Дата поступления статьи: 20.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.