Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
501
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОСУЖДЕННЫЕ / СУБЪЕКТЫ / НАКАЗАНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / FORCED LABOR / CORRECTIONAL CENTER / CONVICTED PERSONS / SUBJECTS / PUNISHMENTS ALTERNATIVE TO IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лядов Э.В.

Уголовная политика Российского государства в последние годы все больше склоняется в пользу расширения практики применения наказаний, представляющих собой альтернативу лишению свободы. Признавая тот факт, что традиционный способ борьбы с преступностью посредством широкого применения наказания в виде лишения свободы недостаточно эффективен, исполнительная и законодательная власть стремятся предложить новые виды уголовных наказаний, а также иные меры уголовно-правового характера, позволяющие исправить преступника без его изоляции от общества и разрыва социально-полезных связей. В связи с изложенным в статье рассматривается практика применения уголовного наказания в виде принудительных работ, определяются проблемные моменты правового регулирования реализации данного наказания, с которыми сталкиваются сотрудники специальных учреждениях - исправительных центров в ходе осуществления деятельности по исполнению рассматриваемого вида наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE PRACTICE OF EXECUTION OF CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCIBLE WORKS

In recent years, the criminal policy of the Russian state has been increasingly inclined in favor of expanding the practice of applying punishments, which are an alternative to imprisonment. Recognizing the fact that the traditional way of dealing with crime through the widespread use of punishment in the form of deprivation of liberty is not sufficiently effective, the executive and legislative branches are striving to propose new types of criminal penalties, as well as other measures of a criminal law nature, allowing to correct the criminal without isolating him from society and breaking socially beneficial connections. In connection with the above, the article examines the practice of applying criminal punishment in the form of forced labor, identifies the problematic issues of legal regulation of the implementation of this punishment, faced by employees of special institutions - correctional centers during the implementation of the execution of the type of punishment in question.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

УДК 343.262

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ

ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Лядов Э.В., Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, leve2000@yandex.ru

Уголовная политика Российского государства в последние годы все больше склоняется в пользу расширения практики применения наказаний, представляющих собой альтернативу лишению свободы. Признавая тот факт, что традиционный способ борьбы с преступностью посредством широкого применения наказания в виде лишения свободы недостаточно эффективен, исполнительная и законодательная власть стремятся предложить новые виды уголовных наказаний, а также иные меры уголовно-правового характера, позволяющие исправить преступника без его изоляции от общества и разрыва социально-полезных связей. В связи с изложенным в статье рассматривается практика применения уголовного наказания в виде принудительных работ, определяются проблемные моменты правового регулирования реализации данного наказания, с которыми сталкиваются сотрудники специальных учреждениях - исправительных центров в ходе осуществления деятельности по исполнению рассматриваемого вида наказания.

Ключевые слова: принудительные работы, исправительный центр, осужденные, субъекты, наказания, альтернативные лишению свободы.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-28-4-167-175

UDC 343.262

PROBLEMS OF THE PRACTICE OF EXECUTION OF CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF

FORCIBLE WORKS

Lyadov E.V., Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, leve2000@yandex.ru

In recent years, the criminal policy of the Russian state has been increasingly inclined in favor of expanding the practice of applying punishments, which are an alternative to imprisonment. Recognizing the fact that the traditional way of dealing with crime through the widespread use of punishment in the form of deprivation of liberty is not sufficiently effective, the executive and legislative branches are striving to propose new types of criminal penalties, as well as other measures of a criminal law nature, allowing to correct the criminal without isolating him from society and breaking socially beneficial connections. In connection with the above, the article examines the practice of applying criminal punishment in the form of forced labor, identifies the problematic issues of legal regulation of the implementation of this punishment, faced by employees of special institutions - correctional centers during the implementation of the execution of the type of punishment in question.

Key words: forced labor, correctional center, convicted persons, subjects, punishments alternative to imprisonment.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-28-4-167-175

В п. 2.3. Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), подчеркивается, что «система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, - от досудебных до послесудебных мер. Число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, должны определяться таким образом, чтобы оставалась возможной последовательность приговоров» [1, с. 105].

Уголовная политика Российского государства в последние годы все больше склоняется в пользу расширения практики применения наказаний, представляющих собой альтернативу лишению свободы [2, с. 96; 3, с. 219; 4, с. 35; 4, с. 92]. Признавая тот факт, что традиционный способ

борьбы с преступностью посредством широкого применения наказания в виде лишения свободы недостаточно эффективен, исполнительная и законодательная власть стремятся предложить новые виды уголовных наказаний, а также иные меры уголовно-правового характера, позволяющие исправить преступника без его изоляции от общества и разрыва социально-полезных связей.

Определяющим вектором развития уголовно-исполнительной политики государства послужило принятие «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября

2010 г. Согласно положениям указанной Концепции, государственная политика в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний.

В рамках осуществляемой либерализации уголовного законодательства к уже предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации двенадцати видам наказаний добавился еще один, представляющий собой альтернативу лишению свободы - принудительные работы. Данный вид наказания был введен в перечень наказаний, предусмотренный ст. 44 УК РФ, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ , однако реализация его в Российской Федерации началась только с января 2017 г.

В Особенной части действующего Уголовного кодекса РФ содержится 901 санкция (361 статья) в 440 из которых предусматривается наказание в виде принудительных работ, что составляет более 48%. Наказание в виде принудительных работ встречается практически во всех разделах и главах Особенной части УК РФ за исключением раздела XI - «Преступления против военной службы» [6, с. 113].

Стоит обратить внимание, что, законодатель, включая принудительные работы в систему уголовных наказаний, преследовал цель расширения возможностей суда в сфере назначения наказаний, альтернативных лишению свободы.

Из официальных статистических данных ФСИН России, видно, что по состоянию на 1 октября 2018 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 576 686 человек. За 2017 г. из общего количества осужденных, содержащихся в исправительных колониях для взрослых, были осуждены на срок до 1 года -17467 человек, свыше 1 года до 3 лет - 100087 человек, свыше 3 до 5 лет - 114208 человек . Приведенные показатели, а также анализ статистики свидетельствуют о том, что в местах лишения свободы в последние 10 лет находилась почти половина осужденных, срок наказания которых не превышал 5 лет. Данные цифры указывают на настоятельную необходимость снижения количества таких лиц и расширения практики применения наказаний, альтернативных лишению свободы.

*

О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р: в ред. от 23 сент. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7362.

Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. http://fsin.su/structure/inspector/iao/ statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 1.10.2018).

Одним из выходов из сложившейся ситуации представляется расширение практики применения такого вида уголовного наказания как принудительные работы.

Принудительные работы предусмотрены ст. 53.1 УК РФ и могут применяться в следующих случаях:

1) в соответствии с санкциями норм о преступлениях небольшой или средней тяжести (например, ч. 110.1 УК РФ; ч. 1 ст. 112 УК РФ; ч. 4 ст. 122 УК РФ);

2) в соответствии с санкциями норм о тяжких преступлениях в случае совершения последних впервые (например, ч. 1 ст. 110 УК РФ; ч. 4 ст. 110.1 УК РФ);

3) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);

4) в случаях злостного уклонения от отбывания штрафа, обязательных работ или исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ).

Уголовное законодательство предусматривает определенные ограничения при назначении данного наказания. Так, в частности, принудительные работы не назначаются: а) несовершеннолетним; б) лицам, признанным инвалидами первой или второй группы; в) беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; г) женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста; д) мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста; е) военнослужащим. Кроме того, данный вид наказания не назначается лицам, не впервые совершившим тяжкое преступление (ч.1 ст. 53.1 УК РФ).

Принудительные работы, предусматриваемые как альтернатива лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также тяжких преступлений, совершенных впервые, отбываются в специальных учреждениях - исправительных центрах.

Порядок исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ урегулирован главой 8.1 УИК РФ.

В ст. 60.1 УИК РФ законодателем предусмотрено три взаимоисключающих варианта отбывания рассматриваемого вида наказания.

По умолчанию принудительные работы отбываются в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает осужденный или в котором он был осужден. В случае отсутствия в субъекте исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного он может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации. Аналогично могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания.

Направление осужденных в исправительные центры, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется только после получения информации о наличии условий для их размещения (привлечения к труду). Третий вариант, который стал, в определенной степени, выходом из проблемной ситуации, связанной с нехваткой необходимых помещений под исправительные центры, предусматривает возможность отбывания принудительных работ в изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, создаваемых при исправительных учреждениях. Для этих целей были внесены соответствующие изменения в уставы федеральных казенных учреждений, предусмотревшие дополнение их структуры.

С 1 января 2017 г. были открыты изолированные участки для осужденных к принудительным работам в Республике Башкортостан при колонии-поселении (КП-6) - на 100 мест, в Забайкальском крае при ИК-10 - на 50 мест, в Самарской области при ИК-10 - на 35 мест, в Смоленской области при ИК-1 - на 55 мест, в Архангельской области при ИК-21 - на 50 мест, в Новосибирской области при ИК-8 - на 92 места и в Карелии при ИК-7 - на 50 мест.

Порядок создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, утвержден приказом Минюста России от 8 апреля 2014 г. № 67 . На основании предложения, поступившего от территориального органа, ФСИН России принимает решение о создании конкретного изолированного участка при исправительном учреждении, функционирующего как исправительный центр. По итогам рассмотрения обращения территориального органа ФСИН России готовится приказ ФСИН России о создании изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, и о внесении изменений в устав исправительного учреждения, при котором он создан, или в территориальный орган ФСИН России направляется мотивированный ответ с указанием причин нецелесообразности создания при исправительном учреждении изолированного участка, функционирующего как исправительный центр.

Изначально в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 2392-р , в Российской Федерации были созданы и начали функционировать 4 исправительных центра: в Тамбовской области (на базе реформируемой ИК-3, Рассказовский район, п. Зеленый) - на 70 мест; в Ставропольском крае (на базе перепрофилируемой

воспитательной колонии, г. Георгиевск) - на 144 места; в Тюменской области (на базе ИК-6, г. Ишим) - на 100 мест; в Приморском крае (на базе колонии-поселения № 51, г. Уссурийск) - на 150 мест.

Таким образом, с 1 января 2017 г. возможностью применения этого вида наказания были охвачены все федеральные округа (всего 896 мест для осужденных к этому виду наказания по всей стране) [7, с. 65-71].

Однако для осужденного к данному виду наказания законом, как мы указывали, предусмотрена, в первую очередь, возможность отбывания наказания в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден. Следует отметить, что из 85 субъектов Российской Федерации места для отбывания принудительных работ на данный момент имеются в 28 (12 исправительных центров: ФКУ ИЦ № 1 ГУФСИН России по Приморскому краю (г. Уссурийск); ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Тамбовской области (п. Зеленый Рассказовского района Тамбовской области); ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Ставропольскому краю (г. Георгиевск); ФКУ ИЦ № 1 УфСИН России по Тюменской области (г. Ишим) ; ФКУ ИЦ № 1 ГУФСИН России по Челябинской области (г. Копейск); ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Оренбургской области (г. Оренбург); ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Волгоградской области (г. Волгоград); ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Костромской области (г. Кострома) ; ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Республике Татарстан (г. Казань); ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (г. Ленск)*****; ФКУ ИЦ № 1 УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике (г. Прохладный)**** *; ФКУ ИЦ № 1 УФСИН

России по Чеченской Республике (г. Грозный)******* и 16 изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях (УФИЦ ФКУ КП-6 УФСИН России по Республике Башкортостан (г. Стерлитамак);

Об утверждении Порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры: приказ Минюста России от 8 апр. 2014 г. № 67 // Рос. газ. 2014. 30 апр.

** О создании федеральных казенных учреждений: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 12 нояб. 2016 г. № 2392-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 47, ст. 6691.

*** О создании федеральных казенных учреждений: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 12 нояб. 2016 г. № 2392-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. .№47, ст. 6691.

О создании федеральных казенных учреждений: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15 нояб. 2017 г. № 2522-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. №48, ст. 7241.

О создании федеральных казенных учреждений: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 янв. 2018 г. № 90-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 6,

ст„9,23.

О создании ФКУ «Исправительный центр № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 18 июля 2018 г. № 1485-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 30, ст,4802.

,,,,,,, О создании ФКУ «Исправительный центр № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чеченской Республике»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 18 сент. 2018 г. № 1976-р [Офиц. интернет-портал правовой информации]. URL:

http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.09.2018).

УФИЦ ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю (г. Краснокаменск); УФИЦ ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области (п. Волжский Красноярского района); УФИЦ ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области (д. Анохо-во Сафоновского района); УФИЦ ИК-21 ФКУ ОИУ ОУХД № 2 УФСИН России по Архангельской области (п. Североонежск Плесецкого района); УФИЦ ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области (г. Новосибирск); УФИЦ ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия (г. Се-гежа); УФИЦ ФКУ КП-21 УФСИН России по Кировской области (г. Кирово-Чепецк); УФИЦ ФКУ КП-11 УФСИН России по Саратовской области (п. Усть-Золиха Красноармейского района); УФИЦ ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Иркутской области (п. Плишкино Иркутского района); УФИЦ ФКУ КП-6 УФСИН России по Республике Адыгея (г. Майкоп); УФИЦ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области (г. Пенза); УФИЦ ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области (г. Дзержинск); УФИЦ ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю (г. Бийск); УФИЦ ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю (г. Красноярск); УФИЦ ФКУ КП-8 УФСИН России по Курской области (п. Иванино Курчатовского района). В то же время, в целях реализации рассматриваемого наказания законом предусмотрено, что при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду) (ч. 2 ст. 60.1 УИК РФ). Однако суды, несмотря на указанные положения закона, ссылаясь на отсутствие на территории соответствующего субъекта РФ исправительного центра, в отдельных случаях не назначают данный вид наказания осужденным, указывая как основание неприменения принудительных работ именно данный факт, что, на наш взгляд, можно рассматривать как нарушение закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации, принципа равенства всех граждан перед законом и судом.

Следует отметить, что, учитывая небольшой срок реализации рассматриваемого вида наказания, в течение 2017 г. заполняемость функционирующих исправительных центров была неравномерной. Например, на середину июля 2017 г. в Ставропольском исправительном центре, отбывающими наказание занято 44,4% мест (64 из 144); в Карелии - 18% (9 из 50); в Башкортостане - 16% (16 из 100); в Архангельской области - 16% (8 из 50); в Новосибирской области - 13% (12 из 92); в Тюменской области - 12% (12 из 100); в Смолен-

ской области - 10,9% (6 из 55); в Тамбовской области -14,3% (10 из 70); в Самарской области - 8,57% (3 из 35); в Приморском крае - 6,7% (10 из 150); в Забайкалье - 2% (1 из 50) [8]. Всего же за 2017 г. численность лиц, состоявших на учете ИЦ (УФИЦ) составила 587 человек (60 из которых женщины), среднесписочная численность осужденных составила 184,5 человек (13,6 - женщин). Принудительные работы назначались на срок от 6 месяцев до 2,5 лет.

Следует обратить внимание на значительное расширение практики применения рассматриваемого наказания. Так, если за весь 2017 г., как мы отметили выше, численность лиц, состоявших на учете ИЦ (УФИЦ) составила 587 человек, то уже за 1 полугодие 2018 г. данный показатель был перекрыт в два раза и составил 1175 осужденных (158 из которых женщины), а среднесписочная численность осужденных составила 556,7 человек (71,8 -женщин). Указанные данные свидетельствуют о востребованности в судебной практике данного вида наказания.

По состоянию на 22 августа 2018 г. по учетам вышеуказанных учреждений прошел 1771 осужденный к принудительным работам.

Так как основным условием отбывания рассматриваемого наказания является обязательное привлечение к труду, то все осужденные к принудительным работам должны быть трудоустроены, в связи с чем на администрацию исправительного центра возлагается обязанность по подысканию необходимого количества мест работы с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Уровень привлечения к труду осужденных к принудительным работам в различных регионах России выглядит по-разному и в среднем составляет 86 %. В соответствии с ч. 1 ст. 60.7 УИК РФ осужденные к принудительным работам при привлечении к труду не ограничиваются какой-либо организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта. При этом каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров и не вправе отказаться от предложенной ему работы.

По результатам проведенного исследования привлечение осужденных к труду на объектах любых организационно-правовых форм осуществляется посредством заключения срочных трудовых договоров, заключаемых непосредственно между работодателем и осужденными к принудительным работам. Причем по имеющейся практике трудовой договор как может содержать положения УИК РФ, ограничивающие трудовые права осужденного к принудительным работам, так и не иметь таковых. Представляется более правильным наличие в трудовом договоре вышеуказанных ограничений наглядно, как для администрации организации, так и осужденного, отражающих специфику правового положения осужденного в период отбывания принудительных работ.

Здесь необходимо сказать о проблеме практического характера, не имеющей единообразной реализации, связанной с алгоритмом выдачи осужденным заработной платы. Так, по имеющейся в настоящее время практике существуют следующие алгоритмы:

во-первых, получение осужденным заработной платы в организации по месту работы преимущественно на банковскую карту или, в отдельных случаях, наличными после произведенных удержаний по приговору суда и удовлетворения требований взыскателей;

во-вторых, получение осужденным заработной платы в исправительном центре наличными после произведения всех удержаний, предусмотренных законодательством.

Следует отметить, что оба алгоритма не противоречат действующему законодательству, поскольку данный механизм законодателем конкретно не определен.

В первом случае, осужденный получает заработную плату с правом распоряжения ею по своему усмотрению и при этом возмещение расходов по его ежемесячному содержанию производится им на основании выданного администрацией исправительного центра документа с указанием конкретной суммы, подлежащей оплате. Оплату осужденный производит самостоятельно посредством кассовой операции с перечислением указанной суммы в банковском учреждении.

Во втором случае осужденный получает заработную плату наличными в исправительном центре после произведенных организацией, в которой он трудоустроен, удержаний по приговору суда и удовлетворения требований взыскателей и последующего возмещение расходов по его ежемесячному содержанию администрацией исправительного центра.

Согласно ч. 3 ст. 60.10 УИК РФ осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25% от начисленной им заработной платы. В соответствие же с ч. 3 ст. 99 Федерального закона

от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном

*

производстве» при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением максимальный размер удержаний из заработной платы не может превышать 70%. Аналогичное положение содержится и в ч. 3 ст. 138 ТК РФ.

Необходимо отметить, что в обоих указанных случаях в целях контроля администрация исправительного центра ежемесячно получает от работодателей осужденных расчетные сведения по начисленной заработной плате и произведенных удержаниях.

*

Об исполнительном производстве: федер. закон Рос. Федерации от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ: в ред. от 3 авг. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 41, ст. 4849.

Выплата заработной платы осужденным, в соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ, выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

Размер заработной платы осужденных к принудительным работам составляет не менее минимального размера оплаты труда (в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ в редакции Федерального закона от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ с 1 мая 2018 г. он составляет 11163 рублей).

На наш взгляд, необходимо закрепить механизм выплаты заработной платы осужденным к принудительным работам в сочетании вышеуказанных алгоритмов, а именно получение осужденным заработной платы в исправительном центре после произведенных организацией, в которой он трудоустроен, удержаний по приговору суда и удовлетворения требований взыскателей и последующего возмещение расходов по его ежемесячному содержанию администрацией исправительного центра, на карточный счет в кредитной организации. Указанный механизм делает данную процедуру абсолютно «прозрачной», позволит полностью уйти от оборота наличных денежных средств и исключит дополнительные действия администрации исправительного центра и осужденных по осуществлению ежемесячной оплаты возмещения расходов по их содержанию в учреждении, а также посещения банковского учреждения.

Следует отметить, что осужденные к принудительным работам в основной своей массе имеют низкую профессиональную квалификации. Данное обстоятельство значительно сокращает возможности их трудоиспользования. Даже при наличии высокооплачиваемых рабочих мест трудоустроить их туда не представляется возможным. Следствием данной проблемы выступает их трудоустройство на низкооплачиваемые должности, не требующие профессиональной подготовки, трудовых навыков и специальных знаний. Как результат - получение заработной платы на уровне минимального размера оплаты труда и невозможность, в отдельных случаях, возмещения осужденными расходов по их содержанию (с 1 июля 2017 г. МРОТ составлял 7800 рублей, с 1 января 2018 г. - 9489 рублей, с 1 мая 2018 г. - 11163 рублей). Наличие данной проблемы отмечалось и руководством Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества [9, с. 4]. На середину 2018 г. среднемесячная заработная плата осужденных к принудительным работам составила 10666 рублей.

Осужденные привлекаются к труду в хозяйствующих субъектах с различной организационно-правовой формой, в частности можно отме-

** О минимальном размере оплаты труда: федер. закон Рос. Федерации от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ: в ред. от 7 марта 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 26, ст. 2729.

*** О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: федер. закон Рос. Федерации от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 11, ст. 1576.

тить такие как муниципальные унитарные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, кроме того, осужденные осуществляют трудовую деятельность у индивидуальных предпринимателей. Наиболее распространенными должностями, на которых трудятся осужденные к принудительным работам, являются: уборщики, дворники, разнорабочие, рабочие по озеленению. В то же время, отдельные осужденные, имеющие соответствующие трудовые навыки привлекаются к труду на лесозаготовительных участках, кожевенном заводе, сборке мебели, имеющие специальное образование - на должности крановщика, высшее образование - на должности супервайзера.

Объекты, на которых трудятся осужденные, располагаются на различном расстоянии от исправительных центров как в пределах 1 км, так и до 710 км в пределах муниципального образования. Основная масса осужденных к принудительным работам добираются до места работы самостоятельно пешком и муниципальным транспортом, некоторые работодатели организуют транспортировку осужденных к месту работы и обратно.

В соответствии со ст. 60.19. УИК РФ при осуществлении надзора в целях предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам администрация исправительного центра наделена правом использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. При этом о применении указанных средств последняя под расписку обязана уведомить осужденных.

Первоначальный перечень технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами, был закреплен в постановлении Правительства РФ от 4 июня 2012 г. № 553 (в настоящее время утратило силу). Данный перечень предусматривал, во-первых, средства персонального надзора и контроля, во-вторых, технические средства и устройства региональных информационных центров и, в-третьих, интегрированную систему безопасности (совокупность технических средств, предназначенных для обеспечения комплексной безопасности внутренней территории и периметра исправительных центров).

Новый перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров был определен Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. № 2932-

*

Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам: постановление Правительства Рос. Федерации от 4 июня 2012 г. № 553 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2012. № 24, ст. 3189.

**

р , утратив полностью первые два раздела и получив, как единственный, скорректированный третий. Таким образом, в настоящее время применение средств персонального надзора и контроля в отношении осужденных к принудительным работам (электронный браслет, стационарное контрольное устройство, мобильное контрольное устройство) в ИЦ не предусмотрено.

Одним из основных средств исправления выступает воспитательная работа (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), осуществляемая с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенных ими преступлений [10], проведение которой с осужденными к принудительным работам регламентировано ст. 60.12 УИК РФ.

Существенной частью воспитательной работы с осужденными является применение к ним, в зависимости от их поведения, мер поощрений и взысканий, решение о применении которых выносится в письменной форме. При применении мер поощрения и мер взыскания активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера приветствуется и принимается во внимание администрацией исправительного центра.

Одной из мер взыскания, применяемой к осужденным к принудительным работам, предусмотренной ст. 60.14 УИК РФ, является водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток.

Применительно к данной мере взыскания следует отметить, что в настоящее время отсутствует регламентация порядка и условий содержания осужденных к принудительным работам в помещении для нарушителей. О необходимости разработки соответствующего нормативного акта высказывались сотрудники исправительных центров в ходе проведенного с ними интервьюирования.

В соответствии с ч.6 ст. 53.1 УК РФ в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Наиболее распространенным нарушением порядка и условий отбывания наказания является употребление спиртных напитков осужденными. Данное нарушение допускается ими при возвращении из организаций, в которых они привлечены к труду. Одной из проблем, сопровождающих данное нарушение является механизм выявления такого состояния, а также состояния наркотического опьянения. В настоящее время каких-либо медицин-

** Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 31 дек. 2016 г. № 2932-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2017. № 2, ч. 2, ст. 472.

ских приборов, экспресс-тестов администрацией исправительных центров не используется, предположение о таком состоянии сотрудники делают на основании внешних физиологических признаков осужденного. Данное обстоятельство значительно осложняет профилактическую работу в данном направлении. При интервьюировании сотрудников исправительных центров ими высказывались предложения о необходимости использования в профилактических целях таких приборов или экспресс-тестов в своей деятельности.

В настоящее время в целях подтверждения состояния опьянения осужденный доставляется в муниципальное медицинское учреждение после чего, получив документальное подтверждение данного факта, инициализируется процедура признания осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания наказания.

Решение о признании осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания наказания принимается начальником исправительного центра путем вынесения соответствующего постановления по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра, действующей на основании приказа Минюста России от 6 августа 2014 г. № 165*.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы. Администрацией исправительного центра по согласованию с прокурором со дня направления указанного представления и до решения суда осужденный может быть водворен в помещение для нарушителей.

В целях специальной профилактики в субъектах Российской Федерации формируются планы взаимодействия между УФСИН и УМВД, дополняемые планами совместных действий исправительных центров и районных отделов МВД России. В рамках данных планов, в частности, один раз в 2-3 недели осуществляются встречи участковых уполномоченных с осужденными к принудительным работам с проведением лекций по профилактике правонарушений. В осуществлении надзора за осужденными принимают участие также сотрудники патрульно-постовой службы.

Также можно сказать о следующей проблеме. В ст. 60.9 УИК РФ, регламентирующей обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, определено, что администрация обеспечивает их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и квалификации, прохождение ими профессионального обучения или получение ими среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

*

Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра: приказ Минюста России от 6 авг. 2014 г. № 165: в ред. от 19 сент. 2017 г. // Рос. газ. 2014. 20 авг.

При этом администрациям запрещается увольнять осужденных с работы, за исключением следующих случаев: а) освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным уголовным законодательством Российской Федерации; б) перевод осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр; в) замена принудительных работ лишением свободы; г) невозможность выполнения данной работы в связи с состоянием здоровья осужденного либо в связи с сокращением объема работ.

Исходя из содержания данной статьи получается, что администрации организаций смогут уволить осужденного, отбывающего принудительные работы и нарушающего трудовую дисциплину только при условии признания его злостным нарушителем порядка и условий отбывания данного наказания (на основании трехкратного нарушения трудовой дисциплины в течение года) и только после замены судом его неотбытой части лишением свободы. В случае же, например, отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены), что согласно ст. 81 ТК РФ относится к грубым нарушениям работником трудовых обязанностей и является основанием расторжения трудового договора по инициативы работодателя при его однократном совершении, увольнение данного осужденного вызовет затруднения. Однократное же нарушение порядка и условий отбывания принудительных работ влечет согласно ст. 60.14 УИК РФ применение к осужденному мер взыскания в виде: а) выговора; б) отмены права проживания вне общежития; в) водворения в помещение для нарушителей на срок до 15 суток.

Дополнительно здесь же следует отметить различия в терминологии, используемой в УИК РФ и ТК РФ (например, «трудовая дисциплина» и «дисциплина труда» и др.)

Кроме того, необходимо разрешить проблему рассогласованности УК РФ и УИК РФ, возникшую после внесения изменений в ст. 72 УК РФ

Федеральным законом от 3 июля 2018 г. № 186**

ФЗ . В настоящее время вышеуказанное положение ч. 2 ст. 60.3 УИК РФ расходится с требованиями ч. 3 ст. 72 УК РФ. Первое устанавливает зачет срока содержания под стражей в качестве меры пресечения при назначении принудительных работ в пропорции день за день, а второе в пропорции день за два. В связи с этим, на наш взгляд, законодателем должны быть внесены соответствующие изменения и в ч. 2 ст. 60.3 УИК РФ для устранения возникшей правовой коллизии.

В заключение обратим внимание на раздел XI Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы***.

О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 28, ст. 4150.

*** Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы:

В данном разделе регламентированы меры по обеспечению безопасности осужденного к принудительным работам при возникновении угрозы его личной безопасности, а также в случае если сам осужденный представляет угрозу для осужденных и иных лиц. В соответствии с п. 48 данных Правил начальник ИЦ по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. В качестве безопасного места, как закреплено в п. 49, используются помещения для содержания нарушителей. Вместе с тем, из буквального понимания положений п. 51 ПВР ИЦ следует, что помещения для содержания нарушителей являются не единственным безопасным местом («перевод осужденного в безопасное место, в том числе в помещение для нарушителей...»), куда могут помещаться осужденные к принудительным работам в целях обеспечения их личной безопасности. В то же время, какие места, кроме помещения для нарушителей исправительного центра, могут выступать в качестве безопасных, в Правилах не говорится. В связи с вышеуказанным представляется необходимым дополнить п. 49 раздела XI «Перевод осужденных в безопасное место» ПВР ИЦ положением конкретизирующим, какие объекты, кроме помещения для нарушителей исправительного центра, могут быть использованы для обеспечения личной безопасности осужденного к уголовному наказанию в виде принудительных работ.

В целом следует отметить, что уголовное наказание в виде принудительных работ, хотя и имеет перспективы дальнейшего развития и расширения практики его применения, но в настоящее время составляет конкуренцию уголовному наказанию в виде лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.

приказ Минюста России от 29 дек. 2016 г. № 329 [Официальный интернет-портал правовой информации]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 12.01.2017 (дата обращения: 01.10.2018).

Литература

1. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Сборник нормативно-правовых актов / под ред. О.В. Филимонова. М., 2002. 332 с.

2. Козаев Н. Ш. Состояние уголовной политики и вопросы преодоления кризисных явлений в уголовном праве // Юридический вестник ДГУ. Т. 17. 2016. N 1. С. 96-101.

3. Котлова A. М. Либерализация наказания как основное направление в современной уголовной политике России // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения-2015: сб. науч. трудов по материалам всерос. науч.-практ. конф. Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий (Гатчина), 2015. С. 219-224.

4. Рудая Т.Ю. О современной уголовной политике российской федерации как сложном социальном феномене // Юристъ-Правоведъ. 2016. N 4 (77). С. 35-39.

5. Грушин Ф.В. Уголовно-исполнительное законодательство: современное состояние и перспективы совершенствования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Юриспруденция. 2015. N 2. С. 92-95.

6. Лядов Э.В., Грушин Ф.В. Проблемы правового регулирования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества / под ред. Э.В. Лядова: научно-практич. пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2015. 148 с.

7. Крымов А.А., Лядов Э.В., Грушин Ф.В. Принудительные работы в Российской Федерации: некоторые проблемы и пути их решения // Вестник Кузбасского института. 2017. N4 (33). С. 65-71.

8. Степовой Б. Исправительные центры ФСИН заполнены лишь на 20%. URL: https://iz.ru/632779/bogdan-stepovoi/ispravitelnykh-tcentry-fsin-zapolneny-lish-na-20 (дата обращения: 20.09.2018).

9. Принудительные работы: год спустя // Преступление и наказание. 2017. N12. С. 4-8.

10. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического моделирования / под ред. В.И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2016. 80 с.

References

1. Organizatsionno-pravovye osnovy deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsii. Sbornik norma-tivno-pravovykh aktov / pod red. O.V. Filimonova. M., 2002. 332 s.

2. Kozaev N.Sh. Sostoyanie ugolovnoi politiki i voprosy preodoleniya krizisnykh yavlenii v ugolovnom prave // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 17. 2016. N 1. S. 96-101.

3. Kotlova A.M. Liberalizatsiya nakazaniya kak osnovnoe napravlenie v sovremennoi ugolovnoi politike Rossii // Aktual'nye problemy yuridicheskoi nauki i praktiki: Gatchinskie chteniya-2015: sb. nauch. trudov po materialam vseros. nauch.-prakt. konf. Gatchina: Gosudarstvennyi institut ekonomiki, finansov, prava i tekhnologii (Gatchina), 2015. S. 219-224.

4. Rudaya T.Yu. O sovremennoi ugolovnoi politike rossiiskoi federatsii kak slozhnom sotsial'nom fe-nomene // Yurist"-Pravoved". 2016. N 4 (77). S. 35-39.

5. Grushin F.V. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo: sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Yurisprudentsiya. 2015. N 2. S. 92-95.

6. Lyadov E.V., Grushin F.V. Problemy pravovogo regulirovaniya ispolneniya nakazanii, ne svyazannykh s izolyatsiei osuzhdennogo ot obshchestva / pod red. E.V. Lyadova: nauchno-praktich. posobie. Ryazan': Akad-emiya FSIN Rossii, 2015. 148 s.

7. KrymovA.A., LyadovE.V., Grushin F.V. Prinuditel'nye raboty v Rossiiskoi Federatsii: nekotorye problemy i puti ikh resheniya // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2017. N4 (33). S. 65-71.

8. Stepovoi B. Ispravitel'nye tsentry FSIN zapolneny lish' na 20%. URL: https://iz.ru/632779/bogdan-stepovoi/ispravitelnykh-tcentry-fsin-zapolneny-lish-na-20 (data obrashcheniya: 20.09.2018).

9. Prinuditel'nye raboty: god spustya // Prestuplenie i nakazanie. 2017. N12. S. 4-8.

10. Obshchaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: rezul'taty teoret-icheskogo modelirovaniya / pod red. V.I. Seliverstova. M.: Yurisprudentsiya, 2016. 80 s.

Поступила в редакцию 17 октября 2018 г.

Received 17 October, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.