Научная статья на тему 'Проблемы повышения квалификации инженерно-педагогических работников технического и профессионального образования'

Проблемы повышения квалификации инженерно-педагогических работников технического и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения квалификации инженерно-педагогических работников технического и профессионального образования»

ш

проблемы повышения квалификации инженерно-педагогических работников технического и профессионального образования

БАЙДАЛИЕВ К.А., доцент, ДАНДИБАЕВ А.Т., ст.преподаватель, филиал АО «НЦПК «Эрлеу» «ИПК ПР по Западно-Казахстанской области», г. Уральск

Реализация государственных программ и проектов по созданию современных объектов и технологий в Казахстане актуализировала необходимость интенсивной модернизации производства и сферы услуг новыми и наукоемкими средствами. Данная тенденция также определила пересмотр процессов подбора и обучения специалистов. Традиционный подход, который ставил во главу угла лишь определение уровня развития профессиональных и личностных качеств, ориентацию на формирование профессиональных умений и навыков, соблюдение трудовых норм и этических правил работниками стал недостаточным для организации продуктивной и творческой работы на производстве.

Руководители организаций и предприятий, учитывая современные реалии, ожидают, что молодые специалисты будут обладать не только необходимыми профессиональными знаниями и умениями, но будут иметь такие личностные качества, как ответственность, мобильность, любознательность, креативность, способность брать инициативу при обсуждении возникаю-ших производственных проблем и принимать эффективные решения, умение работать в команде и эффективно взаимодействовать с руководителями отделов, коллегами и заказчиками.

Формирование и развитие вышеназванных качеств у будущих специалистов явилось важным запросом в деятельности педагогических коллективов колледжей. Этот запрос предопределил совершенствование нормативной, учебно-методической и инструктивной документации образовательной программы специальностей, разработку и внедрение традиционной, современной учебной продукции нового формата с использованием информационных технологий, авторских программ, активное использование современных технологий обучения на занятиях общепрофессиональных и специальных дисциплин, в частности, группо-

вое и парное обучение, технология обучения критическому мышлению, проблемное и интерактивное обучение, информационно-коммуникативная технология и т.д.

Появление новой парадигмы, подходов, концепций и теории обучения в образовании вновь актуализировали необходимость преобразования целевой установки и задачи образовательной программы специальностей (профессий) колледжей, разработку учебно-методических пособий, общее повышение квалификации инженерно-педагогических работников колледжей. Овладение методологической и научно-теоретической основами современных подходов и теории обучения даёт возможность целенаправленно проектировать и конструировать учебную и методическую продукцию учебного процесса образовательной программы специальности.

Необходимо учитывать, что многие педагоги-практики, имеющие многолетний трудовой и профессиональный опыт как на производстве, так и в системе профессионального образования, не всегда проявляют готовность изучать современные достижения педагогики и психологии, и активно внедрять в учебный процесс инновационные технологии обучения. При конструировании учебного процесса они больше полагаются на свои инженерно-технические знания и производственный опыт. Эти профессиональные установки педагогов-инженеров, с одной стороны, позволяют транслировать свой опыт на занятиях по формированию профессиональных умений и навыков учащихся по профилю [1], с другой стороны, не достаточно акцентируют внимание на развитие личности и социализации разных категорий учащихся. Многие педагоги-инженеры, преподающие в колледжах, имеют в качестве базового профессионального образования - инженерно-техническое. Как правило, многие из них недостаточно оперируют современными теориями в области психологии и педагогики,

дидактики и методики преподавания. При проведении учебных занятий они в большей степени склонны использовать методики обучения своих коллег и собственный практический опыт.

Следовательно, учитывая эти тенденции, необходимо на краткосрочных курсах использовать теортический материал из психологии, педагогики, дидактики, теоретические основы современных подходов профессионального образования, методики профессионального обучения.

Учебно-воспитательный процесс в колледже должен быть реализацией принципа, что целью профессионального учебного заведении является не только подготовка молодого специалиста, рабочего, младшего инженерно-технического работника, но и развитие активного, будущего участника в социуме. Поэтому независимо от базового профессионального образования педагог, работающий в сфере образования, должен иметь высокий уровень знаний в области психологии и педагогики, практическими навыками по развитию и социализации личности учащихся, оперировать знаниями о психологических, учебно-познавательных особенностях подросткого и юношеского возраста. В колледже обучаются разные категории студентов, имеющие разный психологический и социальный статус, есть среди них и трудные подростки. Соответственно, задача педколлектива колледжа заключается в формировании трудовых навыков, умений и в развитии готовности к овладению мастерством по выбранной профессии.

Необходимость учёта поведенческих и познавательных особенностей учащихся определяет важные требования к педагогам, а именно: компетентное проектирование и конструирование учебного процесса, выбор дисциплин, использование различных методических способов и приёмов дифференцированного, уровневого, модульного, интерактивного и др. обучения. В ходе учебного процесса педагог-инженер не только обучает учащихся способам и приемам трудовых процессов, но и направляет свои усилия на формирование и развитие познавательных, социальных ценностей у обучаемых [2]. Все это становится возможным благодаря умелому отбору и структурированию дидактических элементов содержательного и процессуального частей, творческой реализации методических способов и приемов на занятиях.

Для решения вышеназванных педагогических задач, с 2013 года проводятся курсы повышения квалификации педагогов колледжей филиалом АО «Эрлеу» национальным учебным центром по Западно-Казахстанской об-ласт. Учитывая тот факт, что до 2013 года инженерно-педагогические работники колледжей проходили курсы повышения квалификации только на базе инженерно-технических вузов области, возникла необходимость улучшить процесс обучения. Поэтому филиал национального учебного центра по ЗКО, учитывая этот запрос, стал проводит курсы для педагогов колледжей.

Тематика краткосрочных курсов педагогов колледжей была сформирована как решение некоторых актуальных проблем обучения будущих молодых специалистов, и направлена на развитие профессионально-педагогической компетентности у инженерно-педагогических работников.

Кроме того, на краткосрочных курсах педагоги колледжей имеют возможноть изучать современную философию образования, знакомятся с новыми концепциями в психологической и педагогической науках, современными проблемами дидактики профессионального образования, методику профессионального обучения, адаптированные современные технологии обучения в учебном процессе колледжа, особенности подготовки будущих молодых специалистов, теорию и методику воспитательной работы, теоретические основы и методические рекомендации по развитию и социализации личности, роль ценностных установок в развитии будущего профессионала и т.д. В процессе обучения курсанты выполняют творческие, проектные и самостоятельные работы. На курсах преподаватели используют активные формы и методы обучения, такие, как лекция-диалог, семинар, дискуссия, деловая игра, тренинг, круглый стол, групповое и парное обучение, кейс-стадия и т.д.

В процессе организации краткосрочных курсов для педагогов коллеждей, кроме положительных тенденций в процессе повышения квалификации педагогов, были выявлены и проблемы, обусловленные недостаточной дифференциацией педагогов по профилю колледжей, специальности, преподаваемому предмету, категории и должности.

В Западно-Казахстанской области осущест-

ш

вляется подготовка молодых специалистов для разных отраслей производства и сферы услуг региона в 38 колледжах. Частные образовательные учреждения составляют примерно 1/3, остальные являются государственными учреждениями [3]. В области колледжи имеют статус однопрофильных и многопрофильных. Сегодня колледжи области занимаются подготовкой молодых кадров по 133 специльностям и профессиям. Колледжи области готовят специалистов по 9 основным профилям специальности: педагогика, юриспруденция, медицина, сервис, экономика и управление, техника и технология (по профилю), сельское хозяйство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство, экология и безопасность, ветеринария [4]. В колледжах области работают 1977 педагогов, из них 366 преподаватели имеют инженерно-технической образование [5].

Каждый профильный колледж, претендующий на востребованность у населения, стремится осуществлять подготовку кадров по наиболее престижным специальностям. Несомненно, при этом все колледжи имеют специфическую особенность в определении объектов и предмета обучения учащихся. Это означает, что оснащенность материально-технической базы каждой специальности разная, в частности, оборудование, инструменты, приспособление, аппараты, приборы, сырьевой материал, продукции.

Кроме того, обучение учащихся и овладение ими эффективными трудовыми способами и приемами в каждой специальности и профессии отличаются. Отличаются также и методика преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также методика производственного обучения. В советское время существовала методика преподавания теоретического обучения технических дисциплин, специальных дисциплин, производственного обучения [6].

Сегодны в вузах Казахстана подготовка педагогов для колледжей технико-технологического профиля осуществляется по образовательной программе специальности «Профессиональное обучение». В образовательном стандарте данной специальности предусмотрена только общая методика профессионального обучения. В учебном плане специальности методика преподавания не дифференцируется по видам обучения [7].

На курсах повышения квалификации формирование групп педагогов колледжей происходит на основе общности профессиональных интересов, а именно: изучение ключевых дисциплин. Курсы для преподавателей кол-леждей предусмотрены по трем категориям: преподаватели общеобразовательных предметов, преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения. На курсах общеобразовательных дисциплин группа курса формируется из преподавателей разных предметов общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин. На курсах специальных дисциплин преподаватели технических и технологических дисциплин по профилю занимаются вместе с преподавателями экономических, медицинских, музыкаальных, психолого-педагогических и др. дисциплин. Из теории известно, что у каждого учебного предмета есть своя частная методика обучения, специфические формы, методы, средства, способы и приемы обучения. Поэтому с учетом особенностей методики преподавания учебных дисциплин группа, формируемая на краткосрочных курсах, должна основываться на дифференцированный подход. Поэтому целесообразно объединение педагогов колледжей общеобразовательных дисциплин с учителями общеобразовательных школ по видам преподаваемых предметов на курсах повышения квалификации. Следовательно, на курсах повышения квалификации формирование группы преподавателей специальных дисциплина и производственного обучения должны осуществляться по профилю специальностей, видам профессий, преподаваемому предмету и видам обучения.

Проблема оптимальной организаций курсов для преподавателей колледжей предполагает анализ состояния содержательной частью учебной программы. Программа краткосрочного обучения, утвержденная администрацией и преподавателями учебного центра, к сожалению, не всегда отвечает профессиональным запросам слушателей. Например, основная направленность обучения - это профессионально-педагогическая и методическая. Между тем, слушатели испытывают потребность в новых специальных знаний, умениях, в необходимости научиться новым способам техники и технологии по профилю, которые позволят значительно обогатить учебный про-

rn

цесс специальности в колледжах. Для разрешения этого вопроса необходимо применить другой принцип - это формирование групп педагогов с учётом их специальности. Обучение слушателей специальным техническим знаниям, трудовым способам и приемам современной техники и технологии на базе колледжей города затруднено из-за ограниченных ресурсов времени, отведенного на выездное практическое занятие. В целях экономии администрация учебного центра ограничивает выездные практические занятия слушателей. А между тем, именно практика выездных практических занятий слушателей была бы эффективной и полезной для педагогов и являлась бы основой эффективного краткосрочного обученич. Во-впервых, посещение открытых занятий позволит преподавателям колледжей увидеть методику преподавания того или иного предмета, обменяться опытом, кроме того, увидеть оформление, оснащение учебных и специальных кабинетов, лаборатории, мастерских материально-технической базой. Во-вторых, слушатели знакомятся с новой техникой и технологией, приемами и способами работы с оборудованием, прибором, аппаратом, инструментом и т.д.

К сожалению, формат краткосрочного обучения педагогов оказался явно недостаточно проработанным, поэтому мы можем констатировать необходимость внесения изменений в тематику и программу обучени, и активизировать обмен методического опыта преподавателей и слушателей. Тем более, что разрешить

эту проблемй позволяет новая форма сотрудничество - социальное партнерство между учебным центром и колледжей города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Г.И.Круг-ликов. - Москва: «Академия», 2008. - 288 стр.

2. Байдалиев, К.А. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / К.А. Байдалиев. - Орал, 2013. - 358 стр.

3. Батыс ^азакстан облысы бойынша кол-ледждердщ тiзiмi. - Режим доступа: http:// www.rnmc.kz/index.php/ru/zapadno

4. Батыс ^азакстанныц техникалык жэне кзаппк бшм беру оку орындары мен маман-ды; турлерь - Режим доступа: http://www. rnmc.kz/index.php/ru.

5. Батыс ^азакстан облысы бойынша тех-никалы; жэне кэаппк, орта бшмнен кешнп бшм беретш оку орындары педагог кызмет-керлердщ сапалык жэне сандык курамы ту-ралы мэлiметтер. - Режим доступа: http://edu-bko.gov.kz

6. Скибицкий, Э.Г. Методика профессионального обучения. Учебное пособие [Текст] / Э.Г.Скибицкий. - Новосибирск, 2008. - 166 стр.

7. ГОСО РК 6.08.076-2010. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования Республики Казахстан. Специальность 5В012000 - Профессиональное обучение. Бакалавриат. Министерство образования и науки Республики Казахстан. - Астана, 2010. - Режим доступа: http://www.kosstu.kz.

smart-технологии в образовании

Сегодня в казахстанском образовании SMART-технологии занимают лидирующее место и открывают новый путь развитию и обучению подрастающего поколения.

Казахстан входит в число мировых лидеров по доступности образовательных услуг на всех уровнях национальной системы образования, главной целью, которой является достижение качественного образования.

В Послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый по-

БЕКТУРОВА З.К., ВАГАПОВА Н.Н., Филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по г. Астане, г. Астана

литический курс состоявшегося государства к народу отмечено: «...Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании...». Структурной частью реализации этой идеи является введение Smart обучения в систему образования. Основным направлением качественного введения Smart обучения является формирование информационно-коммуникационной и технологической компетентности педагогов в системе повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.