YAK/UDC 37.018.46(574) A. K. KycauHOB
A. Kusainov
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
ADVANCED VOCATIONAL TRAINING AND RETRAINING OF EDUCATIONAL SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION OF KAZAKHSTAN
В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой специалистов для основных отраслей развития экономики Казахстана, раскрывается опыт создания целостной системы повышения квалификации педагогических работников на основе взаимодействия с социальными партнерами, международного сотрудничества и модернизации профессионального технического образования.
The article considers some issues associated with the training of specialists engaged in basic branches of economic development in Kazakhstan. It also presents the experience of an integral system of advanced vocational training of educational specialists based on the interaction and cooperation with social partners, international collaboration and modernization of vocational and technical education.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетентность, профессиональные педагогические кадры, социальное партнерство, международное сотрудничество.
Keywords: vocational education, competence, educational specialists, teaching staff, social partnership, international collaboration.
Прорывные направления инновационного развития, обозначенные в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2020 гг., базируются на модели инновационного развития приоритетных отраслей, создании ряда образовательно-отраслевых кластеров, имеющих экономический потенциал повышения конкурентоспособности страны.
В ближайшем будущем экономике Казахстана понадобятся тысячи высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников (ИТР), которых должна подготовить система профессионального образования Республики.
Перед системой образования Казахстана стоят серьезные проблемы, которые необходимо решать. Вместе с тем и отношение в Казахстане к системе образования особое — как к приоритету развития Республики. Подтверждением этому служит ряд программных документов, утвержденных указами президента Республики Казахстан. Среди основополагающих для системы образования — Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 -2020 годы [1 ] (далее — Государственная программа).
Задача, поставленная президентом о вхождении Республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, решается, в том числе, и через совершенствование системы образования. Программа развития образования должна стать не только основой, но и обеспечить дальнейшие шаги начатых процессов модернизации казахстанского образования.
Целью Государственной программы является «повышение конкурентоспособности образования...», в числе программных целей — «модернизация системы технического и профессионального образования (ТиПО), в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство». Обеспечить реализацию поставленных целей сможет решение целого ряда задач, среди которых не последнее место отводится «обновлению структуры содержания ТиПО, развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики» [1].
Уровень подготовки этих кадров напрямую будет зависеть от компетентности профессионально-педагогических работников, которых готовят колледжи и вузы для профессиональных учебных заведений Республики Казахстан.
Подробнее остановимся на профессионально-педагогическом образовании, цель которого состоит в обеспечении эффективной подготовки кадров для всех образовательных структур, связанных с профессиональным обучением.
Задачей профессионал ьно-педагогичес-кого образования является обеспечение профессионально-образовательных учебных заведений специалистами, способными организовать и осуществлять фундаментальную, технологическую и специальную профессиональную подготовку по основным отраслям экономики страны.
Подготовка педагогов профессионального обучения включает интеграцию таких компонентов, как: отраслевая подготовка, психолого-педагогическая подготовка и подготовка по рабочей профессии. Профессионально-педагогические кадры обеспечивают воспроизводство главного общественного богатства — людей, способных к творческому самоопределению и самореализации в профессиональной деятельности.
Значимость подготовки профессионально-педагогических кадров нового типа для экономики Республики особенно возрастает в новых социально-экономических реалиях, когда наблюдается быстрая смена производственных и информационных технологий и остро встает проблема внедрения новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов профессионального обучения.
Профессионально-педагогическое образование представляет собой вид образования, который создавался специально и был нацелен на такую государственную отрасль социальной сферы, как подготовка кадров.
Исторически термин «профессионально-педагогическое образование» сформировался на основе понятия «инженерно- (индустриально) педагогическое образование». Это обусловлено расширением спектра специализаций подготовки специалистов по профессиональному обучению.
В Казахстане наиболее целесообразной и эффективной формой организации подготовки инженерно-педагогических кадров являются специализированные крупные инженерно-педагогические факультеты в технических, сельскохозяйственных и педагогических вузах, в которых осуществляется подготовка инженеров-педагогов по основным специальностям: «электроэнергетика» (Алма-Атинский
энергетический институт); «машиностроение», «строительство» (Карагандинский политехнический институт), «сельское хозяйство» [2].
К 1989 г эта группа специальностей получила статус специализаций в рамках объединенной специальности «0313 — Профессиональное обучение», специальные и технические дисциплины (по отраслям) и в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования Республики Казахстан переведена в профиль «Образование».
Максимального развития система подготовки инженеров-педагогов в технических вузах Казахстана достигла к 1985 г, однако уже в 1991 г таких вузов осталось всего два и только сельскохозяйственного профиля. С 1996 г в Казахстане осуществляется процесс укрупнения вузов, и подготовкой данных специалистов, в основном, занимаются университеты [2].
В конце 1999 г Министерство образования и науки Республики Казахстан инициировало вопрос об изменении Классификатора специальностей высшего образования по укрупненным группам. В Классификаторе специальностей высшего профессионального образования были объединены две специальности: «0313 — Профессиональное обучение (по профилю)» и «0321 — Труд» в одну — «031300 — Профессиональное обучение и труд». Это привело к сокращению выпуска педагогических кадров для общеобразовательных и профессиональных школ и вызвало дополнительные сложности в подготовке этих специалистов, особенно в методическом обеспечении [3].
В Классификаторе специальностей высшего профессионального образования Республики Казахстан (2001 г.) специальность «0313 — Профессиональное обучение (по профилю)» выделена в отдельную. В 2001 г, когда в ГОСО Республики для подготовки инженерно-педагогических кадров были введены специализации неинженерного профиля (экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов; специализации, имеющие направленность на обслуживающее производство и др.), произошла трансформация названия инженерно-педагогического в профессионально-педагогическое образование, вместо квалификации выпускников инженера-педагога — педагог профессионального обучения.
Промышленный сектор Казахстана остро нуждается в специалистах новой формации с широкой компетенцией и конкурентоспособ-
ными навыками для реализации инновационных проектов государства. В решении этой задачи огромная роль отводится профессионально-педагогическим кадрам. Поэтому их подготовке в системе образования сегодня уделяется значительное внимание. В рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 20102020 гг. на подготовку профессионально-педагогических кадров в рамках специальности «профессиональное обучение» выделяется более 1000 образовательных грантов.
В системе технического и профессионального образования в 2010-2015 гг. реализовано более десяти международных проектов, направленных на ее развитие. Одним из них был проект Германского общества по техническому сотрудничеству (ЭТ7) «Региональная сеть обучения преподавателей (профессиональная педагогика/дидактика) в Центрально-Азиатских странах». Цель и тематика данного проекта тесно перекликаются с реализацией Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2010-2015 гг., которая нацелена на повышение качества образования для обеспечения отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами.
К профессионально-педагогическим кадрам относятся преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, мастера производственного обучения. Сегодня профессионально-педагогическое образование в Республике обеспечивают 3 колледжа и 45 вузов.
Подготовка мастеров производственного обучения осуществляется по специальности «профессиональное обучение» в колледжах как на базе основного среднего образования, так и на базе общего среднего образования. Срок обучения — 2 года 10 месяцев.
В Государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан по специальности «0104000 — Профессиональное обучение (по отраслям)» обозначено 15 кластеров, ориентированных на потребности технического и профессионального образования в основных отраслях экономики Казахстана. Выпускник колледжа имеет возможность продолжить свое образование в учебных заведениях соответствующего профиля системы высшего образования. По окончании колледжа выпускник может работать в учебных заведениях технического и профессионального образования любого типа (профессиональный лицей, колледж), осу-
ществляя воспитание и профессиональное обу чение обучающихся.
Актуальной является проблема обеспечения преемственности профессионально-технического и высшего профессионально-педагогического образования, над которой работают ученые и специалисты.
В системе высшего образования подготовка педагогов профессионального обучения осуществляется в рамках специальности «5 В012000 — Профессиональное обучение» в 45 вузах: 9 педагогических университетах и институтах, 13 технических университетах и институтах, 3 аграрных университетах и в 20 университетах, институтах и академиях социальной, гуманитарной и другой направленности.
В Республике имеется только одно специализированное высшее учебное заведение — Кустанайский инженерно-педагогический университет, который осуществляет подготовку по 3 специализациям: «машиностроительное производство», «эксплуатация и ремонт автотранспортных средств», «технология труда и предпринимательство».
Цели и содержание подготовки определяются профилем промышленного потенциала соответствующего региона. Высшие учебные заведения целенаправленно готовят профильные педагогические кадры, которые в свою очередь обеспечивают промышленность Республики квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена. В ГОСО 2006 г. по специальности «профессиональное обучение (бакалавриат)» определены 27 специализаций по подготовке педагогов профессионального обучения, в числе которых и специализация «технология труда и предпринимательство», ориентированная на подготовку учителей технологии и профильного обучения для общеобразовательных школ.
До 2004 г Классификатор включал две специальности: «профессиональное обучение» и «технология труда и предпринимательство», — что было целесообразно и позволяло вести совместное обучение будущих учителей технологии труда и предпринимательства и педагогов профессионального обучения. Образовательная траектория учителей технологии труда и предпринимательства для образовательной области «Технология» имеет ярко выраженную педагогическую, политехническую и экономическую ориентацию, в то время как педагог профессионального обучения готовит будущих квалифицированных рабочих
для промышленности страны, и его подготовка ориентирована на выполнение не только педагогической функции, но в большей степени производственно-технологической. Формирование компетентности данной функции требует мощной учебно-материальной и производственной базы профессионально ориентированного методического обеспечения, соответствующих баз практик.
Кроме того, совместная подготовка педагогов профессионального обучения и учителей технологии снижает уровень и качество подготовки первых, поскольку необходимость параллельного изучения базовых и профильных дисциплин обязательного компонента ГОСО приводит к необоснованному расширению объема требуемых компетенций специалистов.
Для обеспечения эффективности подготовки специалистов необходимо четкое разделение условий их обучения в рамках разных специальностей: «профессиональное обучение» — подготовка инженерно-педагогических кадров для системы технического и профессионального образования; «технология труда и предпринимательство» — учителей технологии, труда и предпринимательства для общеобразовательных школ. Сформировать готовность таких специалистов к выполнению профессиональных функций можно только на базе специальностей, имеющих четкие границы и ориентиры.
Одним из эффективных условий качества подготовки специалистов является высокий уровень профессионализма профессионально-педагогических кадров, который базируется на использовании новейших достижений педагогической науки и производственной сферы. Это обусловливает систематическое повышение квалификации педагогов профессионального обучения.
Повышение квалификации профессионально - педагогических кадров до недавнего времени осуществлялось на базах институтов повышения квалификации педагогических работников и в силу этого не имело четкой профессионально-педагогической направленности, отражающей специфику отраслевой подготовки рабочих и специалистов среднего звена.
В соответствии с законом Республики Казахстан «Об образовании», во исполнение Постановления коллегии Министерства образования и науки Республики Казахстан от 5.07.2007 в системе технического и профессионального образования были созданы 6 межрегиональных центров по повышению
квалификации педагогических работников системы ТиПО: в г Летане — на базе политехнического колледжа, в г Алматы — Алматинско-го колледжа строительства и менеджмента, в г Щучинске — колледжа экологии и лесного хозяйства, в г Шымкенте — на базе Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, в г Уральске — на базе Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана, в г Караганде — на базе Карагандинского государственного технического университета.
Межрегиональные центры были созданы с целью повышения качества и регулирования системы повышения квалификации руководящих и профессионально-педагогических кадров учебных заведений ТиПО: мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин, старших мастеров, заведующих отделениями, заведующих мастерскими, руководителей учебных заведений, методистов системы ТиПО.
В системе повышения квалификации профессионально-педагогических кадров можно выделить две модели подготовки: адаптационную модель, направленную на адаптацию специалиста к условиям работы, и модель профессионального развития, ориентирующую на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия. В настоящее время модель профессионального развития в большей степени лишь декларируется, а на деле реализуется модель адаптационная, в результате чего повышение квалификации находится в позиции «догоняющего» те изменения, которые реально происходят в обществе и, соответственно, в профессиональной деятельности. Модель профессионального развития наиболее полно коррелирует с качествами современного специалиста и работника образования. В системе повышения квалификации необходимо перейти к модели профессионального развития, так как она адекватна востребованным профессионально важным качествам и компетенциям современного специалиста системы образования.
Отличительной особенностью программ повышения квалификации профессионально-педагогических работников является ком-петентностный подход к их проектированию. В соответствии с этим система повышения квалификации педагогических работников технического и профессионального образования Казахстана должна совершенствоваться
и учитывать перспективы развития науки, образования и производства.
В основе обеспечения и укрепления качества подготовки кадров, а также обновления содержания профессионального образования лежат многостороннее сотрудничество и социальное партнерство. Миссия социального партнерства заключается в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на интересах общества, работодателя и работника.
Для развития социального партнерства вводится и закрепляется принцип корпоративной ответственности государства и работодателей. Для решения данной проблемы разрабатывается оптимальная модель управления ТиПО, требующая создания соответствующей законодательной, нормативной и правовой базы. В этих целях при правительстве Республики Казахстан создан Национальный совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров. Созданы отраслевые и региональные советы по вопросам подготовки кадров, которые призваны обеспечивать взаимодействие ТиПО с региональным рынком труда, бизнесом, населением и местными органами управления.
Проводятся региональные форумы («Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров»), семинары и круглые столы с работодателями по подготовке специалистов для регионов. На форумах подписаны 33 соглашения между акиматами (органами исполнительной власти) и крупными компаниями о сотрудничестве в области подготовки кадров, между учебными заведениями и компаниями — 16,8 тыс. соглашений. В рамках соглашений обучающимся предоставлено 97 тыс. рабочих мест для прохождения практики.
В 500 организациях образования ТиПО функционируют попечительские советы. В 2011 г подписан Меморандум о сотрудничестве в развитии Межрегионального профессионального центра по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда в г. Атырау.
Определенную роль в реализации реформ профессионального образования сыграли различные международные проекты. Министерство образования и науки Республики Казахстан по реализации международных проектов сотрудничает с такими международными организациями, как Европейский фонд образования (ЕФО) Европейского Союза, Всемирный
банк, Британский Совет, RKK (Норвегия), GIZ (Германия), COICA (Республика Корея) и т. д.
С 2005 г. реализованы следующие международные проекты:
— проект Европейского Союза «Методология и способность разработки куррикулума для профессионального образования на основе компетентностного подхода в Казахстане», 2006-2007 гг.;
— Казахстанско-Корейский проект «Внедрение системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда в Казахстане (KOI CA)», 2006-2008 гг.;
— Межрегиональный проект «Содействие повышению квалификации специалистов и руководящих работников в сфере профессионального образования» (In Went, Германия), 2006-2009 гг.;
— Международный проект ЕФО «Развитие навыков для снижения бедности», 20072009 годы;
— Казахстанско-Норвежский проект «Содействие развитию профессионального образования, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда в РК», 2005-2010 гг.;
— Европейского Союза «Социальное партнерство в области профессионально-технического образования и обучения (ПТОО) в Республике Казахстан», 2011-2013 гг.
В рамках международных проектов за рубежом обучено 314 преподавателей и мастеров производственного обучения организаций технического и профессионального образования. Разработаны модульные программы по 39 специальностям в соответствии с потребностями индустрии. Для работы в профессиональных лицеях с 2008 г. ежегодно приглашаются 60 зарубежных преподавателей.
Внедрена программа обучения «Знакомство с бизнесом», апробированная в 85 учебных заведениях ТиПО (24 тысячи учащихся). Программа «Знакомство с бизнесом» осуществлялась в соответствии с проектом по развитию малого бизнеса в Казахстане Агентством США по международному развитию (USAID) при финансировании правительств Казахстана и США, а также крупных нефтегазовых компаний. Учебный курс «Знакомство с бизнесом» разработан Международной организацией труда (МОТ). Введение курса «Знакомство с бизнесом» в учебные программы ТиПО пред-
полагает повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных лицеев и колледжей. Лучшими специалистами, по мнению работодателей, являются те, кто помимо навыков технической специальности владеет дополнительными знаниями по ведению бизнеса.
В 2010 г система ТиПО Казахстана наряду с 29 европейскими странами стала участником международных сравнительных исследований Туринского процесса, проводимых Европейским фондом образования (Турин).
В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию совместной российско-казахской целевой программы опережающей подготовки инженерно-педагогических и научно-педагогических кадров для основных отраслей развития экономики России и Казахстана. В этой работе принимают участие Кемеровский государственный университет, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Академия педагогических наук Казахстана, Алматинский государственный университет им. Абая и др.
В условиях интеграции Казахстана с мировым сообществом появилась необходимость
подготовки профессионально-педагогических кадров, соответствующих требованиям международных стандартов. Это обусловливает модернизацию профессионально-педагогического образования: систем управления и подготовки педагогических кадров, содержания образовательных программ, материально-технической базы.
Система повышения квалификации Республики Казахстан выходит на новую парадигму деятельности — научно-методическое и кадровое сопровождение развития образования. Ее модернизацию сегодня необходимо рассматривать как ключевой фактор обеспечения качества образования.
1. Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] : указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. № 1118. - URL: https://stnategy2050.kz/nu/page/gosprog2/.
2. Борибеков К. К. Проблемы развития технического и профессионального образования. — Астана, 2008. — 235 с.
3. Кусаинов А. К. Развитие образования: проблемы и перспективы. — Алматы : Rond&A, 2005. — 280 с.
УДК/UDC 37.048.45 Ф. Ш. Мухаметзянова
F. Mukhametzyanova
КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ
CLUSTER MODEL OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS
В статье описаны кластерная модель проф-ориентационной работы с учащейся молодежью Татарстана, опыт взаимодействия между образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, общеобразовательной школой и предприятиями в решении вопросов профориентационной работы.
The article depicts the cluster model of vocational guidance of students in Tatarstan, cooperation experience of high school institutions, comprehensive schools and enterprises in dealing with vocational guidance matters.
Ключевые слова: профориентация, кластерная модель, научно-образовательный кластер.
Keywords: vocational guidance, cluster model, scientific and educational cluster.
На современном этапе развития российского образования профориентация рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом особенностей, к которым можно отнести ее комплексный характер, многоуровневость организации, межведомственную принадлежность, отсро-ченность результатов, слабую институциали-зацию. Профориентация сегодня — это не просто помощь учащимся в выборе профессии, учебного заведения и т. д., а скорее выбор направления, которое интересно обучаемо-