Научная статья на тему 'Smart-технологии в образовании'

Smart-технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4270
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Smart-технологии в образовании»

rn

цесс специальности в колледжах. Для разрешения этого вопроса необходимо применить другой принцип - это формирование групп педагогов с учётом их специальности. Обучение слушателей специальным техническим знаниям, трудовым способам и приемам современной техники и технологии на базе колледжей города затруднено из-за ограниченных ресурсов времени, отведенного на выездное практическое занятие. В целях экономии администрация учебного центра ограничивает выездные практические занятия слушателей. А между тем, именно практика выездных практических занятий слушателей была бы эффективной и полезной для педагогов и являлась бы основой эффективного краткосрочного обученич. Во-впервых, посещение открытых занятий позволит преподавателям колледжей увидеть методику преподавания того или иного предмета, обменяться опытом, кроме того, увидеть оформление, оснащение учебных и специальных кабинетов, лаборатории, мастерских материально-технической базой. Во-вторых, слушатели знакомятся с новой техникой и технологией, приемами и способами работы с оборудованием, прибором, аппаратом, инструментом и т.д.

К сожалению, формат краткосрочного обучения педагогов оказался явно недостаточно проработанным, поэтому мы можем констатировать необходимость внесения изменений в тематику и программу обучени, и активизировать обмен методического опыта преподавателей и слушателей. Тем более, что разрешить

эту проблемй позволяет новая форма сотрудничество - социальное партнерство между учебным центром и колледжей города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Г.И.Круг-ликов. - Москва: «Академия», 2008. - 288 стр.

2. Байдалиев, К.А. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / К.А. Байдалиев. - Орал, 2013. - 358 стр.

3. Батыс ^азакстан облысы бойынша кол-ледждердщ тiзiмi. - Режим доступа: http:// www.rnmc.kz/index.php/ru/zapadno

4. Батыс ^азакстанныц техникалык жэне кэаппк бшм беру оку орындары мен маман-ды; турлерь - Режим доступа: http://www. rnmc.kz/index.php/ru.

5. Батыс ^азакстан облысы бойынша тех-никалы; жэне кэаппк, орта бшмнен кешнп бшм беретш оку орындары педагог кызмет-керлердщ сапалык жэне сандык курамы ту-ралы мэлiметтер. - Режим доступа: http://edu-bko.gov.kz

6. Скибицкий, Э.Г. Методика профессионального обучения. Учебное пособие [Текст] / Э.Г.Скибицкий. - Новосибирск, 2008. - 166 стр.

7. ГОСО РК 6.08.076-2010. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования Республики Казахстан. Специальность 5В012000 - Профессиональное обучение. Бакалавриат. Министерство образования и науки Республики Казахстан. - Астана, 2010. - Режим доступа: http://www.kosstu.kz.

smart-технологии в образовании

Сегодня в казахстанском образовании SMART-технологии занимают лидирующее место и открывают новый путь развитию и обучению подрастающего поколения.

Казахстан входит в число мировых лидеров по доступности образовательных услуг на всех уровнях национальной системы образования, главной целью, которой является достижение качественного образования.

В Послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый по-

БЕКТУРОВА З.К., ВАГАПОВА Н.Н., Филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по г. Астане, г. Астана

литический курс состоявшегося государства к народу отмечено: «...Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании...». Структурной частью реализации этой идеи является введение Smart обучения в систему образования. Основным направлением качественного введения Smart обучения является формирование информационно-коммуникационной и технологической компетентности педагогов в системе повыше-

u

ния квалификации. Smart обучение повышает доступность образования педагогов и дает возможность самостоятельному развитию траектории профессионального роста, приравнивает уровень образования педагогов городских и сельских школ, открывает путь на мировую арену [2].

Сегодня «умными» стали дома, автомобили, деньги; есть «умная» работа, «умный» бизнес, «умные» города и правительства, а в развитых странах и целые отрасли. Современное информационное общество движется к новому «эволюционному» витку, трансформируется в Smart Society, или «умное» общество.

«Умные» smart-технологии уже применяются при создании «умных» домов, офисов, промышленных предприятий, и с 2011 года применяются для обновления городской инфраструктуры г.Астаны. В республике ведется активная работа по внедрению информационных smart-технологий в образование и государственное управление. Это одна из самых актуальных проблем и для педагогов, и для родителей, и, в целом, для всего государства, так как открываются новые возможности и в менеджменте образования, и в воспитании, и в экономике образования. Сегодняшние ученики давно на «ты» с компьютерами, мобильными устройствами и иной современной техникой. Новые знания они воспринимают с большим интересом, если их преподавание происходит с использованием новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий.

Появление электронного обучения, введение принципов обучения в течение всей жизни, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения влечет за собой кардинальные сдвиги в обществе, изменяет привычные практики общения, работы, досуга, развлечения и, конечно же, образования. В соответствии с этим меняется образовательная парадигма информационного общества. На смену «E-leaming» приходит новое явление -«Smart Education». Электронное обучение как просто технология заменяется интеллектуально насыщенной технологией.

Образование - одна из самых быстро обновляемых отраслей, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения технологий и методов обучения. Развитие смарт-технологий

и интенсивность их проникновения в повседневную жизнь вносит изменения в то, как мы учимся, учим, работаем, как мы живем. Появляется новое поколение, для которого smart-устройства и гаджеты: смартфоны, айпады, планшетники и ультрабуки, использующие «продвинутые» технологии, стали обязательными элементами жизненного пространства. Не приходится сомневаться в том, что наше время - это время Smart, что подразумевает готовность непрерывно меняться и адаптироваться под окружающий мир, отвечая на требования экономики и общества. От того, насколько вовремя и быстро мы это делаем, зависит, смогут ли smart-технологии стать инструментом достижения нашего будущего. Что такое Smart-образование? «Smart Education», или Smart-образова-ние - это интерактивная обучающая среда на основе использования мобильных устройств с помощью контента со всего мира, который находится в свободном доступе независимо от времени и пространства. Это поддержка потребностей обучающихся и педагогов.

S - Self-Drected - самоориентированный, M - Motivated - мотивирующий, A - Adaptive - Адаптированный под себя R - Resource - Свободный источник T - Technology Embedded - в комплекте с технологиями [3].

Smart-образование предполагает наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика), способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя [4]. Это совершенно новая образовательная среда, в которой образовательная деятельность осуществляется в интернете на базе общих стандартов, технологий и соглашений, установленных между сетью учебных заведений и профессорско-преподавательским составом, и используется общий контент. Особенность такого вида образования - доступность всем слоям населения, вне зависимости от места проживания и финансовых возможностей, т.е., «вездесущее» образование.

Smart (в переводе «умный», «интеллектуальный») характеризуется, прежде всего, наличием коммуникационных технологий коллективной деятельности, которые существенно преобразуют не только образование, но и другие виды деятельности, делая ее направленной

Ш

на использование знаний. Образование за счет внедрения электронных и коллективных технологий становится более массовым и эффективным. При этом в Smart-образовании применение электронных технологий сочетается с индивидуальным обучением мышлению и творчеству.

Smart-технологии основаны на информации и знаниях. Они дают возможность создать принципиально новые методы обучения, при этом в учебном процессе используются инновации и интернет, что дает возможность приобретать профессиональные компетенции на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их много-аспектности и непрерывного обновления.

Под технологиями Smart education подразумевают образовательный контент, находящийся в свободном доступе для обучающихся, обратную связь педагогов и обучающихся, обмен знаниями между ними, автоматизацию административных задач. Во многих организациях образования уже широко используют интерактивное оборудование (интерактивные доски SMART Boards, интерактивные проекторы, интерактивные дисплеи и др.). Но это не только оснащение учебных заведений современными инструментами и техникой. Это приобщение обучающихся к практике получения знаний самостоятельно в электронной форме, а также уникальная универсальность для эффективного их использования в очной системе для организации качественной и эффективной самостоятельной работы обучающихся, дистанционной системе образования работающих студентов, повышении квалификации специалистов, системе общего неформального образования населения.

Такие инструменты как блоги, подкасты, инструменты социальной сети и онлайн сообщества помогают усовершенствовать необходимые навыки общения, сотрудничества, решения проблем, содействуют проведению исследований и развитию навыков критического мышления.

Согласно концепции Smart-образования, новые характеристики приобретает современный образовательный контент. Он должен находиться в свободном доступе, обеспечивать одновременно и качество образования, и мотивацию обучающихся к изучению, должен увлекать их, побуждать к творческой и научной

деятельности. Контент предполагает интегрирование, то есть включение в себя и мультимедийных фрагментов и внешних электронных ресурсов. Образовательный контент должен включать постоянно новые знания, которые прирастают с неимоверной скоростью, поэтому необходим переход от пассивного контента к активному в виде малых модулей знаниевых объектов. Контент представляет собой набор модулей, которые могут быть собраны в любой последовательности и размещены в социальных сетях для совместной разработки и совместного использования.

Одной из целей «умного» образования является создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень образования.

Для создания образовательной smart-среды необходимо:

- обучение через инновационные методы с использованием новых знаний и технологий;

- конвергенция технологий, оптимизация условий обучения;

- автоматическая адаптация под индивидуальные цели обучения, имеющиеся знания и навыки, социальная среда.

Smart-среда для обучающихся - это:

- образовательная среда для каждого обучающегося: индивидуализация, практическая ориентированность, самостоятельность в освоении знаний, умений и навыков - все, что позволит успешно адаптироваться им в социальной среде;

- умные, междисциплинарные, ориентированные на обучающихся образовательные системы непрерывного образования (школа, высшее учебное заведение, корпоративное обучение);

- адаптивные учебные программы, порт-фолио;

- технологии совместного обучения -создания знаний;

- доступ к процессу обучения территориально и аппаратно независимый;

- передача большого количества рутинных функций от человека машинам;

- индивидуализация обучения на новом уровне;

- вовлечение в учебный процесс практиков. Создание эффекта присутствия [4].

Новые технологии изменят и роль педагога. Он уже не источник знаний, а организатор самостоятельной учебно-познавательной и ис-

следовательской деятельности обучающихся, т.е. тьютор, владеющий навыками фасилита-ции. Педагог управляет группами участников образовательного процесса в создании новых знаний в среде обучения (учащихся, сообщества экспертов предметных областей, сообщества преподавателей).

Меняются и задачи, стоящие перед учителями и преподавателями. Они должны быть не только хорошо осведомлены в своей профессиональной области, но и знать большое количество информации, знаний, ресурсов, использовать различные технологии для работы с обучающимися.

Smart-обучение для педагогов:

- адаптивное обучение нового типа;

- умение использовать Smart-устройства;

- обмен опытом, консультации через педагогические сообщества;

- обучение с учетом личностных качеств педагога.

При этом Smart-образование открывает для педагогов новые возможности: делиться опытом и идеями, больше заниматься теорией и наукой, экономить время, дорабатывая уже имеющийся контент, а не создавать его с нуля. Они могут разработать индивидуальный подход для каждого обучающегося в соответствии с теми компетенциями, которые развивают. Smart-обучение позволит педагогу не тратить лишнее время на разработку нового содержания: он может воспользоваться уже существующим контентом, комбинировать его, а также дорабатывать. Педагог должен не только ознакомить обучающихся с новейшими технологиями и средствами обучения, но и сам научиться с этим работать и по-иному выстраивать образовательный процесс.

Образовательная smart-среда потребует развития Интернет-сообществ, в которых преподаватели смогут обмениваться контентом, а также делиться идеями и опытом.

К настоящему времени в мире сложились необходимые предпосылки для успешной реализации системы smart-обучения:

- созданы хорошо ориентированные на решение проблем smart-образования информационно-программные средства Web2.0;

- получили достаточно широкое распространение облачные технологии;

- разработаны системы управления созданием образовательных ресурсов (LMS).

Внедрение ИКТ-технологий и развитие цифровых устройств и техники, т.е. изменение технологичной среды, привело к изменению среды обучения за счет инновационных методов обучения, к созданию интеллектуальной среды непрерывного развития компетентно-стей участников образовательного процесса, включая мероприятия формального и неформального процесса обучения.

Технической базой реализации такого образования является весь имеющийся парк устройств, как принадлежащих учащимся, так и учебным заведениям: компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и др. устройства.

Кроме этого необходимо наличие:

- современной локальной вычислительной сети и сетевого оборудования для объединения рабочих мест в учебных и рабочих кабинетах внутри организации;

- корпоративной сети, предоставляющей возможность электронного информационного обмена между преподавателями, а также для доступа к сети Интернет;

- широкополосного доступа к Интернету (скорость от 4 до 10 Мегабит в секунду);

- Интернет-портала образовательных услуг системы электронного обучения;

- Интернет-сайта для обеспечения доступа к информационным ресурсам организации образования.

Для реализации smart-образования необходимы следующие условия:

- признание наряду с формальным, неформального и информального образования;

- компетентносто-ориентированность -обновление содержания на основе определенных моделей и профилей компетенций;

- внедрение инструментов самодиагностики образовательной среды для обеспечения стабильного функционирования всех элементов образовательной среды;

- использование программного обеспечения для организации учебного процесса адаптивного ко всем существующим операционным системам, в том числе на основе использования облачных технологий, проектирование контента на основе единых стандартов описания данных;

- высокая скорость обновления образовательного контента за счет использования микромодулей, возможности обновления контента с различных устройств;

Ш

- использование инструментов разработки образовательного контента, предоставляющих возможность создавать объекты в форматах устройств используемых в интегрированной интеллектуальной среде;

- смещение фокуса с продолжительности обучения на его результативность;

- необходимость точных метрик для определения компетентности до и после обучения [4].

В республике ведется активная работа по внедрению информационных smart-техноло-гий в образование и государственное управление. Это одна из самых актуальных проблем и для педагогов, и для родителей, и, в целом, для всего государства, так как открываются новые возможности и в менеджменте образования, и в воспитании, и в экономике образования. Сегодняшние ученики давно на «ты» с компьютерами, мобильными устройствами и иной современной техникой. Новые знания они воспринимают с большим интересом, если их преподавание происходит с использованием новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий. Внедрение smart-технологий оказывает положительное влияние на учебный процесс, помогает учителям расширить возможности обучения, проводить работу, как с отдельными учениками, так и в малых группах или с целым классом при любой методике обучения, а также предоставляет доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам, доступным для учителей и обучающихся в любой точке земного шара. Применение smart-технологий делает урок более динамичным, повышает мотивацию обучающихся к учению, а также позволяет учителю повысить качество обучения в соответствии с запросами общества. Проведение уроков с использованием интерактивных технологий предполагает наличие интерактивной доски, проектора, компьютера, программного обеспечения. Использование такого комплекса позволяет заменить на уроках традиционные наглядные пособия мультимедийными.

В рамках проекта «Smart Astana» в 17 школах города реализуется проект «Школа будущего - сегодня», который предполагает внедрение единой социальной сети, подключение к Интернету с фильтрацией контента и др. В школе № 64 г. Астаны и КГУ «Комплекс

школа-гимназия-детский сад №2» г.Усть-Ка-меногорска реализованы пилотные проекты «Samsung Smart School», нацеленные на повышение интерактивности обучения, включающие оснащение классов электронными досками, специальными зарядными станциями и современной мультимедийной техникой. Данная программа успешно стартовала в Южной Корее, США и Бельгии. Внедрение новых Smart-технологий не только повысит интерес к новым знаниям среди обучающихся и взрослого населения с тем, чтобы они смогли успешно социализироваться в глобальном сообществе, но и позволит сделать обучение намного эффективнее и улучшит навыки работы в течение всей жизни, как этого требует постоянно растущая современная экономика.

Использование новых Smart-технологий должно повысить интерес к новым знаниям не только школьников, студентов, но и взрослого населения с тем, чтобы они смогли успешно социализироваться в глобальном сообществе, вовлечь всех обучающихся в активный процесс самообразования. Это позволит сделать обучение намного эффективнее и улучшит навыки работы в течение всей жизни, как этого требует постоянно растущая современная экономика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственная программа развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (Указ Президента РК №21118 от 7.12.2010г).

2. Послание Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», 14.12.2014 г.

3. Smart Learning Programme for Specialists of the Republic of Kazakhstan Professional development for teachers based on Smart Learning. Korea Soongsil Cyber University, 2014.

4. Дмитриевская Н.А. Смарт образование. - Режим доступа: http://www.myshared. ru/slide /72152/

5. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету. - Режим доступа: http:// smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart. html

6. Материалы сайта http://www.mesi.ru/ our/events/ detail/77133/ Sphra se_ id=953656

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.