Научная статья на тему 'Проблемы повышения качества жизни студентов'

Проблемы повышения качества жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТУДЕНТЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОБЛЕМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Канаев Ю.С.

В статье анализируется качество жизни студентов политехнического университета и его зависимость от состояния здоровья, активных занятий физической культурой, спортом, успешной учебной деятельности, здорового образажизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения качества жизни студентов»

УДК 796

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Ю.С. Канаев - кандидат педагогических наук Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Пермь

THE PROBLEMS OF STUDENTS' LIFE QUALITY IMPROVEMENT

Y.S. Kanaev - k. p. n.

Perm National Research Polytechnic University,

Perm

e-mail: panachev@pstu .ru

Ключевые слова: апуденты, качество жизни, здоровье, проблемы, физическая культура, здоровый образ жизни.

Аннотация. В статье анализируется качество жизни студентов политехнического университета и его зависимость от состояния здоровья, активных занятий физической культурой, спортом, успешной учебной деятельности, здорового образа жизни.

Key words: students, life quality, health, problems, physical culture, healthy lifestyle (way of

life).

Annotation. The article gives the analysis of the students life quality from the Polytechnic University and shows its dependency from the state of health, taking active physical exercises, sport, successful study, healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Темпы современной жизни предъявляют повышенные требования к физической и интеллектуальной подготовленности студентов. А она во многом зависит от их двигательной активности, здорового образа жизни и регулярных занятий физической культурой и спортом. Эти обстоятельства обусловливают быструю адаптацию и переадаптацию молодого человека к условиям жизни, учебной и профессиональной деятельности. Эффективность в последнем случае определяется не только уровнем общей физической подготовленности, но и умением рационально использовать имеющийся двигательный потенциал. В многообразных ситуациях в спорте, быту, на производстве предъявляются повышенные требования к координации движений, психологической устойчивости, которая интегрирована во всех других видах двигательных действий и может проявляться только в связи с другими физическими и умственными качествами. Следует отметить, что в современной теории физического воспитания метод развития физической и психологической устойчивости является наименее разработанным. Вместе с тем с предельной вероятностью можно говорить о положительном переносе качественных сторон двигательной деятельности человека. Управление двигательными действиями осуществляется посредством сенсорных (чувствительных) коррекций, то есть процессов непрерывного контроля какого-либо органа чувств[1-8].

В сфере повышения качества жизни студентов основными приоритетами должны

стать:

1. Стимулирование здорового образа жизни.

2. Разработка системы профилактики социальных патологий: высокого уровня смертности, бедности, преступности, алкоголизма и наркомании.

3. Оптимизация системы медицинских и социальных услуг, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, повышение продолжительности жизни.

Один из специфических социальных факторов - физкультурная деятельность, которая отличается тем, что субъект этой деятельности одновременно является и ее объектом, т.е. такая деятельность индивида направлена непосредственно на самого себя. Физкультурная деятельность - интегрирующее понятие, включающее в себя все многообразие сознательно окультуренной двигательной деятельности человека, связанной с преобразованием его телесности. Именно она определяет формирование физической культуры человека (и ее видов -физкультурного образования, спорта, физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации) в его телесно-духовном единстве, создавая гармонию его сущностных (духовных и физических) сил. Это обусловлено ее содержательной стороной, носящей творческий характер. В то же время она является интегративным фактором функционального, ценностного и результативного аспектов физической культуры. Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших видов человеческой деятельности, носящий в целом социально-культурный характер, т.к. ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого студента. Она составляет сущность физической культуры и служит основой (главным средством) ее формирования. В настоящее время значительная часть болезней студентов связана с ухудшением экологической обстановки в среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума и т.п. Это говорит о том, что адаптация (детерминированная адаптация к объективным негативным воздействиям, которые сейчас и сразу не ликвидировать и не изменить) еще далека от оптимальной, позволяющей функционировать на уровне максимальных, генотипически и фенотипически заложенных в индивиде потенций здоровья и демографического потенциала.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель нашей работы состояла в создании простой и эффективной методики управления сложными координационными движениями в пространстве при формировании профессиональных компетенций методами физического воспитания на занятиях физической культурой и спортом. Для решения этой задачи были использованы средства специальной физической подготовки студентов политехнического вуза. Общеизвестно, что спортсмены, владеющие школой классического управления движениями в спорте, хорошо и быстро осваивают сложную спортивную технику и показывают высокие спортивные результаты. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика, синхронное плавание и другие современные виды спорта завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей управления сложнейшими координированными движениями во время соревнований. Это можно отнести ко всем зимним видам спорта, которые мы так бездарно проиграли на Олимпиаде в Ванкувере. Однако в физическом воспитании столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными. Основу экспериментального комплекса составили специальные упражнения на управление физической и эмоциональной устойчивостью - фундамента всего физического воспитания: упражнения на расслабления, быстроту двигательной реакции, упражнения на согласование движений различными частями тела, на точность воспроизводства движений по параметрам времени, пространства силы и мощности, специальные упражнения с вибрационным тренажером, имитирующим тремор и колебания тела при повышенном сердечном ритме во время соревнований. С целью развития эффективности физической и психологической устойчивости применялось выполнение движений с открытыми и с закрытыми глазами. Осанка и телосложение как морфофункциональная и психологическая основа координации тонких движений при выполнении специальных физических упражнений определяет эффективность и качество двигательной деятельности студента университета. Однако существующие методики не отвечали нашим запросам, и мы создали простую и мобильную методику управления своим телом, позволяющую вносить коррекцию в поддержание устойчивости тела и правильной идеаль-

ной техники выполнения специальных упражнений в любых условиях двигательной соревновательной деятельности. По уточненным нами коррективам выполнение техники устойчивости при сложном координированном управлении телом в пространстве для формирования профессиональных компетенций из различных положений производится по сагиттальной плоскости, которая делит тело человека по вертикали пополам и проходит через центр тяжести опоры тела. По этим коррективам техники идеального выполнения специального упражнения не происходит потери равновесия, лишнего расхода энергии, нерационального продолжительного процесса обучения и отбора в группы спортивного совершенствования. При существующей методике выполнения точного физического действия недостаточно точно скорректирована техника управления физической и психологической устойчивостью. В этой связи была разработана идеальная техника выполнения точного физического движения с помощью электронного комплексного тренажера устойчивости СКАТТ. При такой координации опорно-двигательного аппарата специальное упражнение выполняется в управляемом режиме с обратной связью через СКАТТ и имеет наиболее эффективный результат.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании, которое проводилось в течение 9 месяцев приняли участие 100 студентов в возрасте от 17 до 19 лет. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) -было по 50 человек. Время занятий групп выдержано адекватно. ЭГ занималась по разработанной нами программе, КГ - по общепринятой. Статистическим анализом основного эксперимента, который проводился в течение 3 месяцев, было установлено, что в ЭГ произошло значительное улучшение пространственной координационной способности (ПКС), идеального выполнения специального упражнения, отражающего четкость взаимодействия всех сенсорных (анализаторных) систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. В целом улучшение качества составило 8 % (p < 0,001). В КГ, этот показатель понизился до - 0,3 % (p > 0,05). В ЭГ ПКС с открытыми глазами составил 11 % (p < 0,001), в КГ - 4 % (p < 0,05). ПКС с закрытыми глазами в ЭГ - 15 % (p< 0,001) и в КГ, соответственно, 1 % (p > 0,05). ПКС после стандартной нагрузки (которая составляла 30 полных приседаний за 30 с) с открытыми глазами в ЭГ улучшилась на 12 % (p < 0,001), в КГ - на 0,2 % (p > 0,05). В упражнении с закрытыми глазами ПКС составила 18 % (p < 0,001) и 2 % (p > 0,05) соответственно. По управлению статической устойчивостью в ЭГ прирост составил 6 % (p < 0,05), по чувствительности вестибулярного анализатора - 8 % (p < 0,001), рефлексометрии - 5 % (p < 0,001). Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились.

ВЫВОДЫ

Главным итогом проведенного педагогического эксперимента явилась научная новизна, заключающаяся в следующем:

1. Разработана система специальных упражнений физической и психологической подготовки студентов при их отборе в группы формирования специальных профессиональных компетенций. На наш взгляд, физическая и психологическая устойчивость при подготовке к профессиональной деятельности определяется как комплексная система, состоящая из двух компонентов (тонкая координация мышечной деятельности студента и управление рецепторами за счет целенаправленной научно разработанной методики специальной тренировки, а также индивидуального соревновательного опыта студента).

2. Включение в педагогический процесс специальных управляющих воздействий для выработки физической и психологической устойчивости, активных упражнений и других средств обеспечивает достоверно большой прирост в показателях физической подготовленности студентов.

3. Определена структура модели повышения уровня физической и психологической устойчивости и управления движениями при физических нагрузках, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно целесообразно в личност-

но-ориентированном содержании воспитания и самообразования. Все вышеперечисленное является инновационным фундаментом современной методики физического воспитания студенческой молодежи в вузе, повышающей качество их жизни и учебы.

Повышая физическую и психологическую устойчивость студентов, мы закладываем инновационный фундамент в улучшение их физической подготовленности и двигательной активности на будущие периоды жизни, тем самым происходит образование через всю жизнь для успешного повышения качества личной и общественной жизни.

Литература

1. Ефимова, И.В. Психофизиологические основы здоровья студентов / И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Р.Ф. Проходовская. - Иркутск, 2003. - 180 с.

2. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М. : ФиС, 1991. - С.89.

3. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

4. Кизько, А.П Современное состояние здоровья и работоспособности студентов НГТУ / А.П. Кизько, В.А. Цимбалюк, А.В. Колокольников // Организация методик учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : мат VI межуниверситет. научно-метод. конф. - Ростов на Дону, 2000г.

- С. 108-109.

5. Медведков, В. Д. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях / В.Д. Медведков // Педагогико-психологические проблемы ФКиС : электронный журнал. - 2010. - № 2 (Вып. 15).

- С. 68-72.

6. Назарова, И.Б. О здоровье населения в современной России / И.Б. Назарова // Социс. - 1998. - № 11, с. 122-123.

7. Никитин, С.Н. Ловкость - история, проблемы, перспективы : монография / С.Н. Никитин. - СПб :. ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 160 с.

8. Berdus, M. G. Sports-ecological education and ecology of sports / M. G. Berdus // Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. - Р. 136.

Bibliography

1. Efimova, I.V. Psychophysiological bases of students' health / I.V. Efimova, E.V. Budyka, R.F. Prohod-ovskaya. - Irkutsk., 2003. - 180 p.

2. Ilienkov, E.V. Philosophy and culture / E.V. Ilienkov M. :. FIS, 1991. Р.89.

3. Kazin, E.M. Health saving activity in the system of education: theory and practice / E.M. Kazin, N.E. Ka-satkina. - Kemerovo : Izd-in KRIPKIPRO, 2009. - 347 p.

4. Kizko, A.P. Modern state of health and efficiency of the students in NGTU / A.P. Kizko, V.A. Tsimbal-yuk, A.V. Kolokolinikov // Organization of the educational process, methods athletic-sanitary and sport work: materials of the VI Interuniversity Science-method. conference. - Rostov on Don, 2000. - P. 108-109

5. Medvedkov , V.D. Health of children, living on ecologically unfavourable territory / V.D. Medvedkov // Pedagogics-psychological problems FKIS : electronic journal. - 2010. - 2 (issue 15) - Р. 68-72.

6. Nazarova, I.B. About health of the population in modern Russia / I.B. Nazarova Sotsis. - 1998. - № 11, Р.

122-123.

7. Nikitin, S.N. Dexterity - a history, problems, prospects: monograph / S.N. Nikitin. - St. Petersburg P.F. Lesgaft GUFK, 2005. - 160 p.

8. Berdus, M. G. Sports-ecological education and ecology of sports // M.G. Berdus Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. - Р.136.

Статья поступила в редакцию: 14.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.