Научная статья на тему 'Отношение лицеистов к здоровому образу жизни'

Отношение лицеистов к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ЛИЦЕИСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванченко В.П.

В статье проведен анализ отношения лицеистов к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Дело в том, что на состояние здоровья учащихся массовых школ учёные обратили внимание ещё в XIX веке. Врачи установили распространённость среди детей близорукости, нарушений осанки, неврастении. Их нарастание от класса к классу врачи считали неизбежным следствием школьного обучения. Эти болезни получили название «школьные болезни». Тогда же определили их основные причины: перегруженные программы, большое число уроков в день, статическое положение тела ребёнка в течение длительного времени, не соответствующее возрастным особенностям детского организма. Причины, провоцирующие заболевания школьников, за последнее время не только не исчезли, но их количество возросло, потому что информационный поток увеличился, обучение компьютеризировалось, в быту доминирует телевидение, двигаться дети в повседневной жизни стали ещё меньше. При этом у детей в специализированных школах, гимназиях, лицеях чаще, чем в общеобразовательных школах, отмечаются различные патологии; их здоровье ухудшается быстрее, чем в обычных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение лицеистов к здоровому образу жизни»

ОТНОШЕНИЕ ЛИЦЕИСТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В.П. Иванченко

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Пермь

THE ATTITUDE OF A LYCEE STUDENTS TO HEALTHY LIFESTYLE

V.P. Ivanchenko

Perm National Research Polytechnic University

Perm

e-mail: panachev@pstu.ru

Ключевые слова: анализ, лицеисты, физическая культура, спорт, здоровый образ жизни

Аннотация. В статье проведен анализ отношения лицеистов к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Дело в том, что на состояние здоровья учащихся массовых школ учёные обратили внимание ещё в XIX веке. Врачи установили распространённость среди детей близорукости, нарушений осанки, неврастении. Их нарастание от класса к классу врачи считали неизбежным следствием школьного обучения. Эти болезни получили название «школьные болезни». Тогда же определили их основные причины: перегруженные программы, большое число уроков в день, статическое положение тела ребёнка в течение длительного времени, не соответствующее возрастным особенностям детского организма. Причины, провоцирующие заболевания школьников, за последнее время не только не исчезли, но их количество возросло, потому что информационный поток увеличился, обучение компьютеризировалось, в быту доминирует телевидение, двигаться дети в повседневной жизни стали ещё меньше. При этом у детей в специализированных школах, гимназиях, лицеях чаще, чем в общеобразовательных школах, отмечаются различные патологии; их здоровье ухудшается быстрее, чем в обычных школах.

Keywords: analysis, student of a lycée, physical culture, sport, healthy life-style.

Annotation. The article gives the analysis of the lycée students ' attitude to physical culture, sport and healthy life-style. Even in the 19th century the scientists paid attention to the students ' health. The doctors diagnosed frequent cases of myopia, fault in posture, neurasthenia. These cases were considered to be the consequence of study at school and were called "school diseases ". Their main reasons were also defined: overladen schedules, great number of lesson a day, static position of the body during the long period of time, which is not corresponding to age-specific peculiarities of the child's organism. The reasons, provoking diseases of schoolchildren, did not disappear, moreover their number has increased because the information flow increased, education became computer-controlled, at home the television dominate and children are not so active anymore. At the same time, children from specialized schools, gymnasiums, lyceums are noted to have more pathologies than children from general schools; their health becomes worse quicker.

Введение. Снижение уровня здоровья учащихся школ и лицеев связано не только с воздействием неблагоприятных экономических, социокультурных и экологических факторов в каждой стране, с интенсификацией образовательного процесса (когда не учитываются физиологические возможности растущего организма школьника), но и с нарушениями существующих гигиенических норм обучения, с недостаточной подготовкой учителей в вопросах охраны здоровья школьников. Задача современного образовательного учреждения - не только передача детям определённого государственными стандартами объёма знаний, уме-

ний и навыков, но и сохранение и, более того, укрепление здоровья подрастающего поколения. Первопроходцами в решении этой государственной важности задачи любой страны становятся школы здоровья, интегрирующие образовательный и оздоровительный процессы. С 2000 года Лицей № 1 Перми работает как школа здоровья, творчески используя как свой накопленный опыт по здоровьесбережению, так и опыт других школ здоровья г. Перми. Мы считаем важным не просто копировать опыт работы других школ, а исследовать различные факторы, влияющие на отношение лицеистов к здоровьесбережению в образовательном процессе, с тем чтобы деятельность лицея была целенаправленной, системной и планируемой. Изучался весь спектр воздействий на лицеиста и их источников с точки зрения сохранения и укрепления его психосоматического здоровья.

Методы и организация исследования. В образовательном процессе на лицеиста направлены различные воздействия, в той или иной мере влияющие на его психосоматическое состояние [1-5]. С точки зрения здоровьесбережения, целесообразно выделить воздействия: фоновое, педагогическое, оздоровительное, ювенальное, семейное и административное. Фоновое - постоянное на протяжении определённого отрезка времени (например, урока, учебного дня, учебного года) воздействие на лицеиста организационно-материальной среды образовательного учреждения. Оптимизация режима работы лицея становится тем ресурсом, который способствует здоровьесбережению учащихся. Это и введение триместров вместо четвертей, и составление расписания учебных и дополнительных занятий с учётом кривых дневной и недельной работоспособности, и ежедневная физическая зарядка, и динамические паузы, и обязательное пребывание учащихся на свежем воздухе, так как лицей находится в сосновом бору, что увеличивает время двигательной активности лицеистов. Созданию здоро-вьесберегающей образовательной среды способствуют благоустройство территории, поддержание в исправном и работоспособном состоянии систем отопления, освещения, водоснабжения, канализации, вентиляции воздуха, остекления здания лицея, создание зон психофизиологической разгрузки, организация питьевого режима, мероприятия по профилактике нарушений осанки, в том числе обеспечение удобной мебелью, соответствующей антропометрическим показателям лицеистов. Такой комплекс мероприятий позволяет осуществлять долговременное здоровьесберегающее фоновое воздействие на учащегося, создавая в нормативных санитарно-гигиенических условиях позитивный настрой на образовательный процесс. Немаловажное значение имеют мероприятия по обеспечению безопасного пребывания детей в лицее: круглосуточная охрана, обеспечивающая надлежащий порядок в здании и на территории, позволяющая своевременно выявлять, предупреждать и устранять случаи нарушения общественного порядка, соблюдать пропускной режим, требования пожарной безопасности, заботиться о безопасности всех участников образовательного процесса; комплекс мероприятий по охране труда на учебных занятиях.

Концепция модернизации современного образования предполагает повышение качества подготовки лицеистов в соответствии с современными требованиями образовательного стандарта, что обусловлено объективной необходимостью в активизации познавательной и научно-исследовательской деятельности лицеистов. Современному обществу необходимы специалисты с отличным здоровьем, развитыми творческими способностями, умеющие принимать верные решения в нестандартных ситуациях, применять фундаментальные знания, полученные в процессе обучения, преобразованные через опыт творческой деятельности, приобретенный в ходе выполнения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательном процессе.

Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально-экономическими и др.), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических духовных и материальных ценностей, в том числе и система физического воспитания. Основная цель политики государства в области физической культуры - оздоровление нации, формирование здо-

56

рового образа жизни населения. Удручающие статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в России и других странах ухудшилось состояние здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4-5 раз. Существующая система физического воспитания в школах не обеспечивает должного уровня здоровья, не позволяет в полной мере реализовать огромный культурный потенциал этой деятельности. Отсюда видно явное противоречие между потребностью общества в здоровых детях, национальной идеей и условиями подготовки здорового, образованного и разносторонне развитого поколения, которое ставит проблему оздоровления школьников.

Результаты и их обсуждение. В новых социально-экономических условиях изучение системы ценностей, ценностных отношений личности и определенных социальных, профессиональных и иных общностей для понимания происходящих явлений и успешного, взвешенного продвижения вперед выступает уже как необходимость. В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми не вполне отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными, что определяет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы практически во всех учебных заведениях. Прошедшие Олимпийские игры в Лондоне ярко продемонстрировали отставание наших спортсменов во многих видах программы Олимпиады. Началом возрождения олимпийских побед может быть именно детский спорт, массовая физкультурно-спортивная работа с детьми. Исследованиями многих ученых установлено, что у школьников активно положительное отношение к физической культуре сменилось пассивно положительным. Личность учителя физической культуры и его профессиональная деятельность перестали быть действенным фактором, влияющим на формирование мотивации к систематическим занятиям как обязательным формам физического воспитания (урок), так и дополнительными (внеклассные и внешкольные занятия в спортивных секциях, клубах и пр.).

Положительное отношение к физической культуре вообще не гарантирует такого же отношения к уроку по этой дисциплине. Поэтому удовлетворенность или неудовлетворенность уроками физической культуры нуждается в отдельном изучении с тщательным выяснением причин этой неудовлетворенности. Связано это с тем, что удовлетворенность уроками физической культуры зависит не только и не столько от понимания значимости физической культуры, сколько от того, интересно учащимся на уроках или нет, удолетворяются ли на уроке их потребности и т. д.

Вопросам отношения учащихся к физической культуре уделяется достаточно внимания, однако данные исследования носят в основном констатирующий характер: устанавливаются факторы, способствующие или препятствующие активным физкультурным занятиям лицеистов, фиксируются эмпирические показатели физкультурной активности учащихся различных возрастных категорий, и чаще всего они рассматриваются с позиции самого ученика, не учитывая мнения учителей об отношении школьников к физической культуре, что, в конечном счете, затрудняет возможность оптимально строить тактику и стратегию формирования положительного отношения учащихся к физической культуре.

Для разрешения этого вопроса нами было проведено анкетирование лицеистов (п = 164), преподавателей, проводящих уроки физической культуры в 10-11-х классах. Анкета для преподавателей содержала 10 вопросов, для учащихся - 15 вопросов.

Проведя сравнительное исследование мнений учащихся и преподавателей физической культуры об отношении лицеистов к физической культуре, мы выявили противоречивость мнений между этими группами субъектов образовательного процесса.

Нами установлено, что различия в мнениях преподавателей и учеников появляются уже в ранжировании мотивов посещения уроков физической культуры. Мотивы физ-культурно-спортивной деятельности можно разделить на 3 группы: потребность в движении, потребность в выполнении обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятель-

ности. Исходя из данной классификации, мы определили, что у опрошенных нами респондентов преобладает мотив посещения уроков физической культуры, связанный с удовлетворением потребности в выполнении обязанностей учащегося. Так, на первые места учащиеся выдвигают мотивы, не связанные с физическим совершенствованием (не иметь неприятностей от учителя и родителей, пообщаться с товарищами), в то время как преподаватели склонны считать, что в основе мотивации посещения лицеистами уроков физической культуры лежит потребность в движении и спортивной деятельности, а именно в стремлении быть здоровым, сильным, выносливым, ловким. У лицеистов этот мотив в ранге занимает лишь 4-е место.

Преподаватели выдвигают предположение, что многие лицеисты посещают уроки физической культуры лишь для того, чтобы получить хорошую отметку; лицеисты этот мотив поставили на одно из последних мест.

Единственное сходство мнений между этими субъектами образовательного процесса в том, что на 3-е место и преподаватели, и лицеисты поставили мотив «стать стройным, иметь хорошее телосложение, подвигаться на уроке».

Ошибочное мнение преподавателей о мотивах посещения лицеистами уроков физической культуры приводит к тому, что большинство опрошенных нами учителей довольны отношением учащихся к уроку, однако лицеисты, посещая уроки физической культуры, преследуют иные цели, нежели физическое совершенствование. Мотивы посещения уроков физической культуры, связанные с физическим совершенствованием, присущие учащимся начального звена, неустойчивы и сменяются мотивами, которые с физическим совершенствованием не связаны. Активно-положительное отношение к уроку физической культуры трансформируется в пассивно положительное, когда лицеисты посещают урок, но это не связано с их желанием проявлять активность в своем физическом совершенствовании. Это, в свою очередь, сказывается на физической подготовленности лицеистов, а именно уровень физической подготовленности лицеистов оценивается как уровень ниже среднего (отставание от должных норм показателей физической подготовленности учащихся достигает 58 %, т.е. учащиеся способны выполнить контрольные нормативы только наполовину).

Сравнивая мнения преподавателей и лицеистов об отношении лицеистов к уроку физической культуры, мы установили, что почти все преподаватели (98 %) считают, что лицеисты довольны уроками физической культуры, однако среди лицеистов 13 % опрошенных отзываются об уроке физической культуры отрицательно, из них треть - крайне негативно.

На фоне общего положительного отношения большинства лицеистов к физической культуре наблюдается их дифференцированное отношение к различным разделам учебной программы. Несоответствие мнений преподавателей и лицеистов выявлено и в вопросах предпочтения лицеистами разделов учебной программы по видам спорта. Так, большинство преподавателей считают, что наиболее популярный у учащихся вид программы -спортивные игры, уточняя, что баскетбол занимает среди них первое место, на втором стоит волейбол и на третьем - футбол. Это мнение отличается от мнения лицеистов. Лицеисты среди других видов спортивных игр баскетбол ставят на последнее (третье) место; первое и второе места, по их мнению, занимают футбол и волейбол. В общем ранге видов спорта учебной программы спортивные игры, по мнению лицеистов, занимают не ведущую позицию. Лицеисты на первое место выдвигают плавание, хотя преподаватели, считая, что этот вид спорта не является для учащихся приоритетным, поставили его на 6-е место. Преподаватели, высказывая мнение об отношении лицеистов к видам спорта, отдали предпочтение лыжному спорту и легкой атлетике, а не спортивной гимнастике. У учеников же спортивная гимнастика в ранге видов спорта занимает более высокое место, чем лыжный спорт и легкая атлетика.

Выводы. Склонность лицеистов к занятиям конкретным видом спорта выражается во мнении о том, что дополнительные занятия имеют больше перспектив в плане самосовер-

58

шенствования, сохранения и укрепления здоровья, чем уроки физической культуры. Отношение к уроку физической культуры влияет на его посещаемость лицеистами. В наших исследованиях большинство преподавателей высоко оценили посещаемость лицеистами уроков физической культуры, указав, что лицеисты не пропускают уроков без уважительной причины. В то же время лицеисты указали, что часто пропускают занятия физической культуры из-за большой нагрузки и плохой успеваемости по специальным дисциплинам, чтобы к ним подготовиться и сдать задолженности. В целом приходим к выводу, что в образовательном процессе необходимо учитывать мнения самих лицеистов в улучшении качества и эффективности занятий, которые должны трансформироваться в устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

Литература

1. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

2. Медведков, В.Д. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях / В.Д.Медведков // Педагогико-психологические проблемы ФКиС : электронный журнал. -2010. - № 2 (Вып. 15). - С. 68-72.

3. Назарова, И.Б. О здоровье населения в современной России / И.Б. Назарова // Социс. - 1998. - № 11, - С. 122-123.

4. Никитин, С.Н. Ловкость - история, проблемы, перспективы : Монография / С.Н. Никитин // ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.,2005. - 160 с.

5. Berdus, M. G. Sports-ecological education and ecology of sports / M.G. Berdus //Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. Р. 136.

Bibliography

1. Kazin, E.M. Health - keeping activity in the system of education: theory and practice / E.M. Kazin, N.E. Kasatkina. - Kemerovo : Publishing house KRIPK and PRO, 2009. - 347 p.

2. Medvedkov, V.D. Health of children, living on ecological unfavorable territories / V.D. Medvedkov // Pedagogics -psychological problems of physical culture and sport : electronic journal. - 2010. - № 2 (issue 15). - P. 6872.

3. Nazarova, I.B. About the health of the population in modern Russia / I.B. Nazarova // Socis. - 1998. - № 11, -P. 122-123.

4. Nikitin, S.N. Dexterity - history, problems, prospects : Monograph / S.N. Nikitin //Saint Petersburg P.F. Lesgaft State University of Physical Culture. Saint Petersburg 2005. - 160 p.

5. Berdus, M. G. Sports-ecological education and ecology of sports / M.G. Berdus //Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. Р. 136.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2013 г.

УДК 796

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.