Научная статья на тему 'Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов'

Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2582
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА / STUDENTS' MOTIVE QUALITIES / COORDINATION ABILITIES / CLASSICAL DANCING / SPORTS CULTURE / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паначев Валерий Дмитриевич, Шаляпина Марина Алексеевна

В соответствии с авторской моделью повышения уровня многогранных координационных способностей и управления сложными координационными движениями разработаны образовательная система специальных средств хореографии классического танца и индивидуальная методика занятий на высоком уровне развития координационных способностей и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of coordination abilities and motive qualities development

Educational system of special choreography means of classical dancing is elaborated and individual methodology of studies on the high level of coordination abilities and motive qualities development in the course of students' physical education are developed. It is done in conformity with the author's model of rising the level of many-sided coordination abilities and of managing complicated coordination movements.

Текст научной работы на тему «Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов»

УДК 378.17

ББК 4481.354+4510.9

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

В.Д. Паначев, М.А. Шаляпина

Пермский государственный технический университет

METHODOLOGY OF COORDINATION ABILITIES AND MOTIVE QUALITIES DEVELOPMENT

V. Panachev, M. Shalyapina Perm State Engineering University

В соответствии с авторской моделью повышения уровня многогранных координационных способностей и управления сложными координационными движениями разработаны образовательная система специальных средств хореографии классического танца и индивидуальная методика занятий на высоком уровне развития координационных способностей и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов.

Ключевые слова: координационные способности, двигательные качества студентов, классический танец, спортивная культура, методика.

Educational system of special choreography means of classical dancing is elaborated and individual methodology of studies on the high level of coordination abilities and motive qualities development in the course of students’ physical education are developed. It is done in conformity with the author’s model of rising the level of many-sided coordination abilities and of managing complicated coordination movements.

Keywords: coordination abilities, students’ motive qualities, classical dancing, sports culture, methodology.

С каждым годом все острее поднимаются проблемы оздоровительной направленности образовательного процесса средствами физической культуры и спорта. За годы перестройки и реформ учеными, педагогами и управленцами образовательной сферы организовано и проведено много серьезных исследований, получено немало ценных философских, социально-экономических и психолого-педагоги-ческих результатов, разработаны важные концепции и рекомендации, осуществлен ряд практических мер в области совершенствования отечественного образования, адаптации его к новым условиям Болонского соглашения.

Однако в практике образования и педагогике по-прежнему имеют место проблемы физического развития студентов.

Основная форма занятий физической культурой в вузах - учебные занятия. Четыре часа в неделю студенты должны заниматься тем, что им будет предложено, в зависимости от возможностей вуза, климатических усло-

вий и конкретной ситуации. Оснащенность вузов спортивными сооружениями в целом по России известна. Однако и то, что имеется, по качеству не соответствует уровню культуры общества, которого мы стремимся достигнуть. Здесь мы подошли к одному из главных вопросов - моделированию продукта труда. Как известно, для любого вида трудовой деятельности готовится выпускник с конкретными «выходными параметрами». Под этим, прежде всего, понимается логическая целесообразность подготовки специалиста любого профиля для общества в целом. Парадокс образования состоит в том, что, с одной стороны, оно является средством развития возможностей личности и ориентировано на реализацию личностного потенциала человека, его свободного самовыражения, а с другой - именно образование является одним из способов интеграции человека в социальную действительность. При этом личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время

является живым организмом. Отношения социального и биологического в образовании и поведении личности достаточно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Принудительные занятия не могут сформировать стойкой потребности в них на всю жизнь. И то, что по данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 5 % населения нашей страны занимается оздоровительной тренировкой (в то время как в Японии 80 %, а в США - 70 %), не противоречит этой мысли. Опрос преподавателей шести вузов нашего города дает близкие цифры: преподаватели, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют около 9 % от общего числа педагогов. Если принципиально не изменить форму проведения занятий, положение не улучшится. Стремиться нужно к тому, чтобы 100 % выпускников вузов, получив высшее образование, получили бы и «свой» вид спорта, хобби на всю жизнь. Это было бы реальным вкладом в формирование основ здорового образа жизни и по существу решило одну из основных задач, стоящих перед системой физического воспитания в вузах.

Уровень физкультурно-спортивной активности современной молодежи во многом определяет востребованность спортивной культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать анализ побудительных сил, которые существенно влияют на формирование культуры личности студентов вуза как на процесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность. Известно, что если у людей сформирован интерес к физкультурно-спортивной деятельности, то она для них становится источником получения психосоматического комфорта того, что П.Ф. Лесгафт назвал «возвышающим чувством удовлетворения». Только в случае, если участие в физкультурноспортивной деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно гово-

Отношение к физической культуре

рить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности.

Исходя из этих теоретических предпосылок, попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих физкультурно-спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив образовательной программы и получить зачет. С целью изучения отношения студентов к спортивной культуре, самооценки их физического состояния, выявления отношения к физической культуре, мы обратились к одной из разновидностей метода опроса -анкетированию. Респондентами были студенты разных факультетов Пермского государственного технического университета (ПГТУ). В исследовании приняло участие 350 юношей и 550 девушек ПГТУ.

Изложим и обсудим результаты исследований. Организационно-технический план исследования: вид анкетирования - сплошной, по способу общения - личный, по сбору вручения анкет респондентам - раздаточный. Проведенный анкетный опрос среди студентов позволил представить объективное положение, отражающее уровень охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурноспортивных интересов, потребностей и мотивов в сфере деятельности. Данные табл. 1 характеризуют отношение студентов к физкультуре: 81 % опрошенных студентов относятся к физкультуре положительно и лишь 1 % отрицательно, безразличное отношение - у 7 % студентов, затруднились ответить 9 % респондентов.

Понятие «спортивная культура» выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в спортивную культуру как ее специфиче-

Таблица 1

группах студентов (в процентах)

Отношение к физической культуре Юноши Девушки Все

Положительное 79 84 81

Отрицательное 1 1 1

Безразличное 8 6 7

Не задумывался над этим 8 10 9

Теория и методика профессионального образования

ский элемент в той мере, в какой оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно является культурной ценностью. Результаты данного исследования показывают, что 77 % опрошенных студентов высоко оценивают социальную значимость спортивной культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека (табл. 2).

Как показывают данные табл. 2, 16% опрошенных студентов считают, что спортивная культура не влияет на их культурный уровень и 7 % затруднились оценить социальную роль спортивной культуры в формировании личности студента. На наш взгляд, такое положение в первую очередь характеризует слабую информированность о социальной сущности спортивной культуры. Главную ценность спортивной культуры в развитии личности студенты видят в укреплении здоровья (89 %),

в развитии волевых и моральных ка-честв(62 %), во всестороннем развитии способностей личностей с раннего возраста (40 %) (табл. 3).

Потребности в спортивной культуре -главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. По результатам анкетирования, студентов побуждают к физкультурно-спортивной деятельности следующие потребности (табл. 4).

Социологический анализ ценностного потенциала спортивной культуры в образовательном пространстве вуза показывает, что он содержит большой потенциал профессио-нально-личностного развития студента, который необходимо учитывать в педагогическом процессе и воспитании будущих специалистов. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика,

Таблица 2

Мнение студентов относительно влияния спортивной культуры на культурный уровень (в процентах)

Влияние спортивной культуры на общую культуру Юноши Девушки Все

Да, влияет 79 76 77

Нет, не влияет 16 16 16

Затрудняюсь ответить 6 8 7

Таблица 3

Оценка ценности спортивной культуры в развитии личности в группах студентов (в процентах)

Ценности спортивной культуры в развитии личности Юноши Девушки Все

Всесторонне развивает способности личности с раннего возраста 48 31 40

Обеспечивает широкие материальные перспективы жизни 12 4 8

Готовит к достижению высоких результатов 23 17 20

Развивает высокие волевые и моральные качества 64 60 62

Утверждает авторитет, чувство личного достоинства и долга 38 20 29

Готовит к будущей профессиональной деятельности 16 4 10

Укрепляет здоровье 86 92 89

Можно стать известным специалистом спорта 16 10 13

по моему мнению... 2 1 1,5

Таблица 4

Изучение потребностей студентов в процессе занятий физической культурой (в процентах)

Потребности студентов в процессе занятий физической культурой Юноши Девушки Все

Потребность в движениях и физических упражнениях 62 82 72

Потребность в общении, проведении свободного времени 31 27 29

Потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе 55 61 58

Потребность в самоутверждении 32 16 24

Потребность в познании 10 4 7

Потребность в эстетическом наслаждении 20 16 18

Такое желание не испытываю 8 4 6

синхронное плавание завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей хореографического искусства. Однако в физическом воспитании культурно-спортивной деятельности студентов столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными.

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая и спортивная культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [1,2]. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед вузом. Решение данной задачи требует разработки и внедрения предлагаемых здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами физического воспитания.

В нашем исследовании разработана модель повышения уровня многогранных координационных способностей и управления сложными координационными движениями, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно в личностно-ориентированном содержании образовательного процесса и самообразовании; разработана доступная для студентов образовательная система специальных средств хореографии классического танца и индивидуальная методика занятий на высоком уровне развития координационных способностей и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов.

Все выше перечисленное является инновационным фундаментом современной методики развития координационных способностей студентов на основе упражнений классического танца и развития спортивной культуры личности студентов. Основу экспериментального комплекса составили упраж-

нения классического танца - фундамента всего танцевального искусства: упражнения на расслабления, быстроту двигательной реакции, упражнения на согласование движений различными частями тела, на точность воспроизводства движений по параметрам времени, пространства силы и мощности, акробатические упражнения. Биомеханическим методом по Д.Д. Донскому нами выявлено 5 наиболее активных точек, влияющих на управление телом человека в пространстве в статике и динамике: 1-П точка - правое и левое плечо; Ш-1У точка - верхняя часть правого и левого бедра; V - активная точка находится в области диафрагмы и ребер грудной клетки спереди. По этим точкам осуществляется управление равновесием при выполнении специальных упражнений (устойчивость в позе Ромберга с закрытыми и открытыми глазами, на специальной платформе СКАТТ) в статике и динамике, при отработке устойчивости в данных позах. При анализе учебнометодической литературы по физическому воспитанию было установлено неточное обоснование методики обучения и техники выполнения идеального упражнения на выработку устойчивости. В соответствии с нашими коррективами выполнение техники устойчивости при сложном координированном управлении телом в пространстве для формирования профессиональных компетенций из различных положений производится по сагиттальной плоскости, которая делит тело человека по вертикали пополам и проходит через центр тяжести опоры тела. Благодаря этим коррективам техники идеального выполнения специального упражнения не происходит потери равновесия, лишнего расхода энергии, нерационального продолжительного процесса обучения и отбора в группы спортивного совершенствования. При существующей методике выполнения точного физического действия недостаточно точно скорректирована техника управления физической и психологической устойчивостью. В этой связи была разработана идеальная техника выполнения точного физического движения с помощью электронного комплексного тренажера устойчивости СКАТТ. При такой координации опорнодвигательного аппарата специальное упражнение выполняется в управляемом режиме с обратной связью через СКАТТ и имеет наиболее эффективный результат. С целью эффективности развития применялось выполне-

Теория и методика профессионального образования

ние движений с открытыми и с закрытыми глазами.

Включение в физическое воспитание студентов специальных физкультурно-хореогра-фических упражнений с музыкальным сопровождением и других специальных средств обеспечивает достоверно большой прирост в показателях координации движений и развития двигательных качеств. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность хореографических и специальных средств в развитии многогранных координационных способностей (МКС) и двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов вуза. Кроме того, здоровье студентов улучшилось.

В исследовании, которое проводилось в течение 9 месяцев, приняли участие 100 студентов - мужчин технического вуза в возрасте от 17-19 лет. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ) было по 50 человек. Время занятий групп выдержано адекватно. ЭГ занималась по разработанной нами программе, КГ - по общепринятой. Статистическим анализом данных педагогического эксперимента было установлено, что в ЭГ произошло значительное улучшение пространственной координационной способности (интегрированный показатель ПКСи), отражающей четкость взаимодействия всех сенсорных (анализаторных) систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. В целом улучшение качества составило 28 % (р < 0,001). В КГ этот показатель понизился до - 0,32 % (р > 0,05). В ЭГ ПКС с открытыми

глазами составил 17,98 % (р < 0,001), в КГ 7,45 % (р < 0,05). ПКС с закрытыми глазами в ЭГ 25,87 % (р< 0,001) и в КГ соответственно 1,6 % (р > 0,05). ПКС после стандартной нагрузки (которая составляла 30 полных приседаний за 30 с) с открытыми глазами в ЭГ улучшилась на 21,12 % (р < 0,001), в КГ на 0,2 % (р > 0,05). С закрытыми глазами эти показатели имели 28,32 % (р < 0,001) и 2,56 % (р > 0,05) соответственно. По статической координации в ЭГ прирост составил 6,44 % (р < 0,05), по чувствительности вестибулярного анализатора 13,28 % (р< 0,001), рефлексо-метрии - 15,85 % (р < 0,001), высоте прыжка на 9,63 % (р < 0,001), по длине прыжка 3,77 % (р < 0,05). Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились.

Главным итогом проведенного педагогического эксперимента явилось экспериментальное подтверждение ранее обоснованных теоретических тезисов о сути инновационной методики, а также апробация разработанной теоретической модели.

Литература

1. Глотов, Н.К. Философско-культуро-логический анализ физической культуры / Н.К. Глотов, А.С. Игнатьев, A.B. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. - 1996. -№ 1. - С. 16.

2. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М.: Пролитиздат, 1991. -С. 89.

Поступила ередакцию 5 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.