УДК 796
ИННОВАЦИОННАЯ РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В.А. Риль - доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический
университет, Пермь
INNOVATION ROLE OF THE COMPETENCY APPROACH IN POLY-
TECHNI UNIVERSITY
V.A. Ril - Associate Professor of Physical Education Perm National Research Polytechnic University,
Perm
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: компетентностный подход, инновации в политехническом вузе.
Аннотация. В статье анализируется инновационная роль компетентностного подхода в образовательном пространстве политехнического университета, рассматривается инновационная роль компетентностного подхода в подготовке инженеров и специалистов в политехническом вузе, модернизация образования, изменение его содержания, форм, системы управления им.
Key words: competency approach, innovations inpolytechnicUniversity.
Annotation.The article gives the analysis of the innovation role of the competency approach in Polytechnic University, deals with the innovative role of the competency approach in preparing engineers and specialists in the Polytechnic University and modernization of the education, change of its contents, form, managerial system.
ВВЕДЕНИЕ
Современные требования глобализации жестки, поэтому способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития современного общества, которому нужны современные профессионально подготовленные бакалавры, магистры и специалисты. Поэтому главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Таким образом, в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны и долгосрочные перспективы развития современного общества. Одной из основных целей политики российского государства является модернизация образования в такую систему которая была бы конкурентоспособной на мировом уровне. Высокий уровень образования невозможен без обеспечения оптимальных соотношений затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обуче-
ния; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов; повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Вышесказанное отражается в целевой программе образования Российской Федерации. Реализация направлений развития образовательной системы Российской Федерации, которые определены в Концепции модернизации российского образования, требует от вузов адекватных действий, нацеленных на улучшение моделей организации деятельности и подходов к обучению в высших учебных заведениях. В послании Президента Российской Федерации большое внимание было уделено здоровью молодежи, занятиям спортом молодого поколения. Основная форма занятий физической культурой в вузах - учебные занятия. Четыре часа в неделю студенты должны заниматься тем, что им будет предложено, в зависимости от возможностей вуза, климатических условий и конкретной ситуации. Оснащенность вузов спортивными сооружениями в целом по России известна. Однако и то, что имеется, по качеству не соответствует уровню культуры общества, которого мы стремимся достигнуть. Здесь мы подошли к одному из главных вопросов - моделированию продукта труда. Как известно, для любого вида трудовой деятельности готовится выпускник с конкретными "выходными параметрами". Под этим, прежде всего, понимается логическая целесообразность подготовки бакалавра, магистра и специалиста любого профиля для общества в целом. Парадокс образования состоит в том, что, с одной стороны, оно является средством развития возможностей личности и ориентировано на реализацию личностного потенциала человека, его свободного самовыражения, а с другой - именно образование является одним из способов интеграции человека в социальную действительность на компетентностном уровне. При этом личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности достаточно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. И то, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 5 % населения нашей страны занимается оздоровительной тренировкой (в то время как в Японии - 80 %, в США - 70 %), не противоречит этой мысли. Опрос преподавателей шести вузов нашего города дает близкие цифры: преподаватели, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют около 9 % от общего числа педагогов. Если принципиально не изменить форму проведения занятий, положение не улучшится. Стремиться нужно к тому, чтобы 100 % выпускников вузов, получив высшее образование, получили бы и "свой" вид спорта, хобби на всю жизнь. Это было бы реальным вкладом в формирование основ здорового образа жизни и по существу решило одну из основных задач, стоящих перед системой физического воспитания в вузах.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Уровень физкультурно-спортивной активности современной молодежи во многом определяет востребованность спортивной культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать научный анализ побудительных сил, которые существенно влияют на формирование культуры личности студентов вуза как на процесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность. Известно, что если у людей сформирован интерес к физкультурно-спортивной деятельности, то она для них становится источником получения психосоматического комфорта - того, что П.Ф. Лесгафт назвал «возвышающим чувством удовлетворения». Только в случае, если участие в физкультурно-спортивной деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности. Исходя из этих теоретических предпосылок, попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих физкультурно-спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив учебной программы и получить зачет. С целью изучения отношения студентов к спортивной культуре, самооценки их физического состояния, выявления отношения к физической культуре мы обратились к одной из разно-
видностей метода опроса - анкетированию. Респондентами были студенты разных факультетов Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИ-ПУ). В исследовании приняло участие 550 юношей и 1050 девушек ПГТУ. Дело в том, что в 2011-2012 учебном году именно в этом вузе было проведено 279 спортивно-массовых мероприятий. Организационно-технический план исследования: вид анкетирования - сплошной, по способу общения - личный, по сбору вручения анкет респондентам - раздаточный.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный анкетный опрос среди студентов позволил представить объективное положение, отражающее уровень охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и мотивов в сфере деятельности. Анализ данных таблицы 1 характеризует отношение студентов к физкультуре: 81 % опрошенных студентов относятся к физкультуре положительно и лишь 1 % отрицательно, безразличное отношение у 9 % студентов, затруднились ответить 9 %.
Таблица 1
Отношение к физической культуре в группах студентов (в процентах)
Отношение к физической куль- Студенты Всего
туре юноши девушки
Положительное 78 83 80
Отрицательное 1 1 1
Безразличное 11 6 9
Не задумывался над этим 8 11 9
Таблица 2
Мнение студентов относительно влияния физической культуры на культурный _уровень (в процентах)_
Влияние физической культуры на общую культуру Студенты Всего
юноши девушки
да, влияет 79 75 77
нет, не влияет 15 17 16
Затрудняюсь ответить 5 9 7
Физическая культура выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно является культурной ценностью. Результаты данного исследования показывают, что 77 % опрошенных студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека (табл. 2).
Как показывают данные таблицы 2, 16% опрошенных студентов считают, что физическая культура не влияет на их культурный уровень и 7% затруднились оценить активную роль физической культуры в формировании личности студента. На наш взгляд, такое положение в первую очередь характеризует слабую информированность о социальной сущности физической культуры и ее развитии. Главную ценность физической культуры в развитии личности студенты видят в укреплении здоровья (89%), в развитии волевых и моральных качеств (62%), во всестороннем развитии способностей личности с раннего возраста (40%) (табл.3).
Таблица 3
Оценка ценности физической культуры в развитии личности в группах студентов (в _процентах от нескольких ответов)_
Ценности физической культуры в разви- Студенты Все
тии личности
юноши девушки
Всесторонне развивает способности лич- 49 33 40
ности с раннего возраста
Обеспечивает широкие материальные пер- 15 6 8
спективы жизни
Готовит к достижению высоких результа- 24 16 20
тов
Развивает высокие волевые и моральные 65 59 62
качества
Утверждает авторитет, чувство личного 40 19 29
достоинства и долга
Готовит к будущей профессиональной де- 20 6 13
ятельности
Укрепляет здоровье 87 91 89
Можно стать известным специалистом 16 10 13
спорта
по моему мнению... 2 1 1,5
Потребности в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. По результатам анкетирования определены критерии, которые многих студентов побуждают к физкультурно-спортивной деятельности (табл.4):
Таблица 4
Изучение потребностей студентов в процессе занятий физической культурой и _спортом (в процентах от нескольких ответов)_
Потребности студентов в процессе занятий Студенты Все
физической культурой юноши девушки
Потребность в движениях и физических 64 80 72
упражнениях
Потребность в общении, проведение сво- 32 27 29
бодного времени
Потребность в эмоциональной разрядке, от- 56 62 58
дыхе
Потребность в самоутверждении 32 16 24
Потребность в познании 10 4 7
Потребность в эстетическом наслаждении 20 16 18
Такое желание не испытываю 8 4 6
Проведенный анализ ценностного потенциала физической культуры в образовательном пространстве вуза содержит большой потенциал профессионально-личностного развития студента, который необходимо учитывать в педагогическом процессе и воспитании будущих бакалавров, магистров и специалистов. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика, синхронное плавание завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей хореографического искусства. Однако в физическом воспитании и спортивной деятельности сту-
дентов столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными.
На данный момент главным в подготовке выпускников становится не передача знаний, а формирование базовых компетенций; передача универсальных способов деятельности; формирование принципиальных представлений об устройстве сфер деятельности; передача норм и правил осуществления профессиональной деятельности. Модернизация высшего профессионального образования и связанные с этим изменения внешних условий осуществления деятельности требуют от вузов: разработки и принятия практических стратегий; разработки инновационных моделей устройства вузов и совершенствования систем управления ими; внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий; перехода на кредитно-модульную организацию учебных программ; разработки и внедрения системы управления качеством образования. В ходе федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" руководство кафедры и деканат гуманитарного факультета создает все условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение кафедры персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание образовательного сайта кафедры, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий). Таким образом, решаются задачи приведения содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества, а также идет разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования, разрабатываются экономические механизмы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность сферы образования. За годы реформ учеными, педагогами и управленцами образовательной сферы организовано и проведено много серьезных исследований, получено немало ценных философских, социально-экономических и психолого-педагогических результатов, разработаны важные концепции и рекомендации, осуществлен ряд практических мер в области совершенствования отечественного образования, адаптации его к новым условиям Болонского соглашения. Это в полной мере относится и к высшему образованию в политехнических вузах, где реформы особенно необходимы, так как результаты учебы без новейших достижений науки и образования невозможно реализовать на практике. Более того, образование именно в данной отрасли знания и развития личности рассматривается в качестве специфической сферы услуг и одной из ведущих и высокодоходных отраслей экономики. В ХХ1 веке знание и образование приобрели особую ценность, потому что стали приносить прямую пользу и прибыль в развитии социума и каждой личности для данного социума.
ВЫВОДЫ
Парадокс образования состоит в том, что, с одной стороны, оно является средством развития возможностей личности и ориентировано на реализацию личностного потенциала человека, его свободного самовыражения, а с другой - именно образование является одним из способов интеграции человека в социум. При этом личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности достаточно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. При подготовке бакалавров, магистров и специалистов следует исходить из идеи высокого уровня профессиональных двигательных компетенций, которые в основном формируются и развиваются по инновационной методике в физической культуре. Это трудно и практически несовместимо с иными серьезными занятиями, но это необходимое условие качественного обучения при компетентностном подходе.
Литература
1. Ефимова, И.В. Психофизиологические основы здоровья студентов / И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Р.Ф. Проходовская. - Иркутск., 2003. - 180 с.
2. Ильенков, Э.В. Философия и культура /. М. : - ФиС, 1991. С. 89.
3. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Ка-зин, Н.Э. Касаткина. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.
4. Кизько, А.П Современное состояние здоровья и работоспособности студентов НГТУ / А.П. Кизько, В.А. Цимбалюк, А.В. Колокольников // Организация методик учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : мат VI межуниверситет. научно-метод. конф. - Ростов на Дону, 2000г. - С. 108-109.
5. Медведков В.Д. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях // Пе-дагогико-психологические проблемы ФКиС : электронный журнал. - 2010. - № 2 (Вып. 15). - С. 68-72.
6. Berdus M. G. Sports-ecological education and ecology of sports/ M.G. Berdus // Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. Р. 136.
Bibliography
1. Efimova, I.V. Psychophysiological bases of students' health / I.V. Efimova, E.V. Budyka, R.F. Prohod-ovskaya. - Irkutsk., 2003. - 180 p.
2. Ilienkov, E.V. Philosophy and culture / E.V. Ilienkov M. :. FIS, 1991.Р.89.
3. Kazin, E.M. Health saving activity in the system of education: theory and practice / E.M. Kazin, N.E. Kasat-kina. - Kemerovo :Izd-in KRIPKIPRO, 2009. - 347 p.
4. Kizko, A.P. Modern state of health and efficiency of the students in NGTU/A.P. Kizko, V.A. Tsimbalyuk, A.V. Kolokolinikov // Organization of the educational process methods, athletic-sanitary and sport work: materials of the VI Interuniversity Science-method. conference. - Rostov on Don, 2000. - P. 108-109
5. Medvedkov , V.D. Health of children, living on ecologically unfavourable territory/ V.D. Medvedkov // Pedagogics-psychological problems FKIS : electronic journal. - 2010. - 2 (issue 15) - Р. 68-72.
6. Berdus, M. G. Sports-ecological education and ecology of sports //M.G. Berdus Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. - Р. 136.
Статья поступила в редакцию: 14.11.2012