монография / А.П. Кизько. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. - 400 с. - (Серия «Монография НГТУ»).
3. Кизько, А.П. Теоретический подход к анализу циклически волновых процессов развития / А.П. Кизько // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). -С. 115-122.
4. Кизько, А. П. Теоретическое обоснование критерия оптимальности тренировочного воздействия и отдыха / А. П. Кизько // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 81-89.
5. Кизько, А.П. Оценка и контроль динамики кровотока на основе изменения ЧСС в переходном режиме выполнения спортсменом тестирующей нагрузки / А.П. Кизько // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 78-85.
6. Сергеев, Ю. П. О некоторых теоретических разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической науки / Ю. П. Сергеев // Научно-спортивный вестник. - 1980. - № 5. - С. 14-19.
7. Фольборт, Г.В. Процессы истощения и восстановления как основа физиологического понимания утомления и отдыха / Г.В. Фольборт // Проблемы советской физиол., биохим., фармакологии. - М. : Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1949. - С. 21-35.
8. Яковлев, Н.Н. О некоторых принципиальных вопросах биохимии спорта / Н.Н. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 1963. - № 3. - С. 58-61.
REFERENCES
1. Vasilyev, P.S. and Volkov, N.I. (1960), "Several biochemical and physiological problems of the modern sports training method", The theory and practice of the physical culture, No.11, pp. 857-863.
2. Kizko, A.P. (2009), The improvement of functional sportsmen training system management based on cause-effect laws (ski sport example): monograph, NSTU publishing office, Novosibirsk.
3. Kizko, A.P. (2016), "Theoretical approach to the analysis of cycle wave development processes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 115-123.
4. Kizko, A.P. (2016), "Theoretical justification of optimality criterion for alternation of training impact and rest", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 81-89.
5. Kizko, A.P. (2016), "The bloodstream dynamics control and evaluation based on heart rate frequency change during the sportsman's stamina ability testing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 78-85.
6. Sergeev, Yu.P. (1980), "About several theoretical developments and the experience of the biological achievements introduction into the sporting practice", Sports-scientific magazine, No. 5, pp.1419.
7. Folbort, G.V. (1949), "Depletion and recovery processes as a basis for understanding the physiological fatigue and rest", Problems of SovietFiziol., Biochem., Pharmacology, Academy of medical science of USSR, Moscow, pp. 21-35.
8. Yakovlev, N.N. (1963), "About several major topics of the sports biochemistry", The theory and practice of the physical culture, No. 3, pp. 58-61.
Контактная информация: a.p.kizko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.11.2016
УДК 371.32
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Александр Викторович Козлов, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Бударников, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
Аннотация
Авторами актуализируется проблема о слабой нормативной и понятийной разработанности компетентностного подхода в области преподавания дисциплины «Физическая культура». Проведен теоретический анализ проблемы формулировок компетенций, представлен опыт разработки
содержания универсальной компетенции по физической культуре в образовательных стандартах высшей школы. Авторами предложены основные направления сопряжения и согласования формулировок компетенций по физической культуре с содержанием учебного материала по физической культуре; резюмируется несоответствие содержание компетенции с примерными программами по физической культуре для высших учебных заведений и действующей практикой реализации дисциплины.
Ключевые слова: физкультурное образование в вузе, компетентностный подход, образовательный стандарт высшей школы, содержание универсальной компетенции по физической культуре, этапы формирования универсальной компетенции по физической культуре, программа по физической культуре.
EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCE OF
PHYSICAL CULTURE OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR HIGHER
EDUCATION
Alexander Viktorovich Kozlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Aleksandrovich Budarnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
RUDN University, Moscow
Annotation
The authors have updated the problem of the poor regulatory and conceptual elaboration of the competence approach used in teaching to "Physical Education", the theoretical analysis has been carried out for the problems of competence language, describing the experience in the development of the content of the universal competence of physical culture in frames of the educational standards for the higher school, the basic directions of alignment and interface of the language describing the physical training competence with the content of the educational material covering the physical culture have been given; the authors summarized the discrepancies between the content of the competences with the exemplary programs providing the physical training for higher education institutions and the current practice of discipline implementation.
Keywords: physical education in higher school, competence approach, educational standard of the higher school, content of universal competence for physical culture, stages of formation of universal competence for physical culture, physical culture program.
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование высшего образования затрагивает не только институализацион-ные основы этого социального явления, но и обуславливает изменение образовательного процесса в становления профессиональной подготовленности и компетентности обучающегося. Основой образовательного процесса является упорядоченная педагогическая система, представляемая в виде цели, содержания учебных дисциплин, дидактических процессов [3]. По значимости в формировании профессионала физкультурное образование как учебная дисциплина признаётся равнозначной основным учебным предметам, обучающие той или иной профессии. В этой связи актуальна проблема разработки системы физкультурного образования, способствующей становлению у студентов опыта познавательной деятельности в физкультурно-спортивной сфере; умением поиска знаний, способов, навыков в реализации индивидуального здорового образа жизни; коррекции своих психического, физического, социального и личностного компонента с учетом возникающих профессиональных и повседневных задач, определяющих качество жизни. Традиционно основу теоретической разработки и методологического обоснования содержания физкультурного образования студенческой молодёжи составляют современные аспекты концепций деятельностного и личностного подходов. Основополагающая идея деятельностного и личностного подходов состоит в том, что у студента, являющегося субъектом физкультурно -спортивной деятельности, формируется в процессе этой деятельности физическая культура личности с учётом индивидуальных особенностей и лич-ностно-значимых потребностей. В последние время содержание физкультурного образо-
вания студенческой молодёжи определяется ещё и концепцией компетентностного подхода. Не будем раскрывать суть этого подхода, обозначив между тем, что анализ и обобщение состояния педагогической практики и результатов научных исследований показывают: сегодня до сих пор в системе физкультурного образования в вузах сохраняется преимущественная направленность на развитие только телесной природы человека. Данное положение обусловлено поверхностным представлением о компетентностном подходе, не позволяющее преподавателям кафедр физического воспитания качественно представить содержание физкультурного образования в нормативной документации (учебно-методических комплексах, фондах оценочных средств, рабочих программах), не говоря уже о практике.
Цель настоящей статьи - представить опыт разработки компетенции по физической культуре в высшем учебном заведении.
Теоретический анализ свидетельствует, что уже на этапе формулировок компетенций по физической культуре, предлагаемый разными авторами-учёными отличается, иногда весьма заметно. В рамках исследовательской работы по изучению формулировок компетенций по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий было проанализировано более 100 федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования уровня бакалавриата и специалитета. Были рассмотрены ФГОС, ориентированные на различные отрасли экономики, по следующим группам: физико-математические науки, естественные науки, гуманитарные науки, социальные науки, здравоохранение, экономика и управление, искусство, архитектура и строительство, информатика и вычислительная техника и другие.
Наиболее часто встречающиеся компетенции в стандартах мы условно поделили на группы: кто «владеет», обладает «владением», «готовностью», или «способностью», и другие. Анализ формулировок компетенций позволил сделать заключение, что выпускник высшей школы должен обладать знанием, пониманием, навыками в первую очередь по укреплению своего здоровья, во вторую очередь, методами своего физического совершенствования, потом повышению физического подготовленности, затем знаниями становления качественной полноценной своей профессиональной деятельности. Таким образом, вместо компетентностного подхода представляется знаниевый, а представленные формулировки компетенций позволяют интерпретировать её содержание как угодно, но явно не в соответствии с целями профессионального образования [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Представим опыт работы по разработке компетенции по физической культуре в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Содержание формулировки компетенции мы представили как: «Способен поддерживать уровень физического здоровья, достаточного для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Таким образом, структуру компетенции мы представляем двумя компонентами, а именно: «способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для здоровьесбережения» и «обеспечение полноценной социальной и профессиональной деятельности».
Она осваивается совместно с другими универсальными компетенциями и является составной для освоения таких универсальных компетенций как: «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовать свою роль в команде»; «Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни»; «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций».
Полагаем, что входной уровень для формирования компетенции физической культуры должен определяться:
- наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с физкультурно-оздоровительными и спортивными занятиями;
- познанием существующих положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей, интеллектуальных способностей и эрудированности, физического развития и подготовленности;
- глубоким пониманием и убежденностью в практической необходимости использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне развитой личности в области физической культуры, в системе жизненных ценностей, планов и характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности.
Таким образом, овладение студентами представленной нами компетенцией основывается на системе знаний физической культуры
В основе компетенции лежит содержание следующих ключевых компетенций:
Ценностно-смысловой: знания мировоззренческого характера о ценностных ориентирах физической культуры, ее значении для общества и личности; умения анализировать и обосновывать ценности физической культуры, выбирать и создавать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения о здоро-вьесбережение, здоровом образе жизни и целостного саморазвития.
Общекультурной: знания о сущности, структуре, содержании, качественных характеристиках физически культурной личности, ее взаимосвязях с различными видами культур; гуманитарные знания о здоровом образе жизни, здоровьесбережении, обучении, воспитании, общении, адаптации в обществе; опыт всестороннего развития и саморазвития личности в физической культуре.
Коммуникативной: знания и умения продуктивного общения, взаимодействия с окружающими, умения ставить и достигать целей общения, организовывать совместные физкультурно-спортивные мероприятия и активный отдых; продуктивное общения и взаимодействие в физкультурной деятельности.
Саморазвивающей и самоорганизующей: знания и умения самопознания, самоуправления физическим состояниями и поведением, направленным на освоение ценностей физической культуры и достижение целей саморазвития; прогностические умения и моделирование ситуаций, связанных с последствиями тех или иных действий в отношении здоровья; система теоретических и методических знаний физической культуры, практических умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, необходимых для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Освоение компетенции осуществляется в рамках учебного процесса и в мероприятиях спортивной направленности во внеучебное время, по желанию студентов и соответствующей их физической подготовленности к уровню спортивных мероприятий, а результаты их участия в мероприятиях включаются в итоговую аттестацию и портфолио. Представим описание критериев и показателей оценивания Компетенции на различных этапах её формирования.
Минимальный уровень формирования:
Этап освоения компетенции: «Способен вовлекаться в организованные и самостоятельные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия, выступает на соревнованиях по избранному виду спорта различного уровня и масштаба за честь вуза».
Критерий оценивания: «Вовлечён в учебные и секционные занятия и выполняет контрольные нормативы по физической подготовленности, участвует в физкультурно-оздоровительной и спортивной жизни вуза».
Показатель оценивания: «Вовлечён в учебные и секционные занятия, участвует в физкультурно-оздоровительной и спортивной жизни вуза, выступает в различных меж-
факультетских соревнованиях, спартакиаде вуза».
Рекомендуемые средства (методы) оценивания: «Выступает на соревнованиях по избранному виду спорта различного уровня и масштаба за честь вуза».
Средний уровень формирования
Этап освоения компетенции: «Способен поддерживать и развивать уровень своей физической подготовленности на основе самостоятельного выбора вида физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности».
Критерий оценивания: «Оценивает вклад различных видов физкультурно-спортивной деятельности в повышении уровня здоровья и физической подготовленности; вовлечён в дополнительные секционные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия».
Показатель оценивания: «Вовлечён в секционные занятия, участвует в физкультурно-оздоровительной и спортивной жизни вуза, выступает на соревнованиях по избранному виду спорта различного уровня и масштаба за честь вуза».
Рекомендуемые средства (методы) оценивания: «Выступает на соревнованиях по избранному виду спорта различного уровня и масштаба, как за честь вуза, так и для собственных целей».
Максимальный уровень формирования:
Этап освоения компетенции: «Способен разработать исходя из личных и профессиональных целей программу физического саморазвития».
Критерий оценивания: «Корректирует содержание организованных и самостоятельных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий на основе оценивания уровня здоровья и физической подготовленности человека».
Показатель оценивания: «Разрабатывает содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, корректирует содержание организованных и самостоятельных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий на основе оценивания уровня здоровья и физической подготовленности человека».
Рекомендуемые средства (методы) оценивания: «Разрабатывает содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, корректирует содержание организованных и самостоятельных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий на основе оценивания уровня здоровья и физической подготовленности человека; участвует в различных массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях» [1].
В заключении отметим, что с учетом сформулированных нами представлений о сущности и содержании компетенций в сфере физической культуры как цели и результата образовательного процесса в вузе необходимо осуществить коррекцию содержания программы дисциплины «Физическая культура». Это является дальнейшим предметом нашего исследования, поскольку в имеющихся примерных программах не отражены этапы формирования компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова, Р.Н. Разработка паспорта компетенции : методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - М. : [б.и.], 2010. - 52 с.
2. Козлов, А.В. Общекультурные компетенции по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий / А.В. Козлов, А.А. Бударников, О.В. Шиманский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 122-127.
3. Прямикова, Е.В. Компетентностный подход в современном образовательном пространстве: функциональное и структурное содержание : дис. ... д-ра. социол. наук / Прямикова Е.В. - Екатеринбург, 2012. - 295 с.
REFERENCES
1. Azarov, R.N. and Zolotarev, N.M. (2010), Developing competence passports: Methodological recommendations for the organizers of the project works and professors teaching groups of universities, Research center ofproblems of quality of training, The Coordination Council of educational associations and scientific methodical councils of high school, Moscow.
2. Kozlov, A.V., Budarnikov, A.A. and Szymanski, O.V. (2016), "General cultural competence on physical training in educational standards of modern trades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 122-127.
3. Pryamikova, E.V. (2012), Competence approach in the modern educational space: functional and structural thesis content, dissertation, Ekaterinburg.
Контактная информация: alexkozlov56@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.11.2016
УДК 796.325
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ШКОЛЬНОЙ КОМАНДЫ К ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА
Ольга Сергеевна Красникова, кандидат педагогических наук, доцент, Нижневартовский государственный университет (НВГУ), г. Нижневартовск
Аннотация
В данной статье представлены результаты отбора волейболисток школьной команды на роль связующего игрока при помощи комплексной педагогической оценки. Для получения комплексной педагогической оценки проводилось исследование технической и специальной физической подготовленности волейболисток. По методике Г. Айзенка изучались психологические особенности кандидаток с целью выявлению типа темперамента и уровня экстравертированности. В исследовании приняли девушки школьной команды, результаты которых были переведены в оценку и обработаны методами математической статистики. На основе анализа полученных данных были выявлены волейболистки, способные успешно решать игровые задачи связующего игрока.
Ключевые слова: волейбол, связующий игрок, техническая подготовленность, физическая подготовленность, психологические особенности, комплексная оценка.
ASSESSMENT OF READINESS OF FEMALE VOLLEYBALL SCHOOL TEAM FOR GAMING ACTIVITIES OF SETTER
Olga Sergeevna Krasnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Annotation
This article presents the results of the selection of the female volleyball school players for the position of setter by using the comprehensive educational evaluation. For getting the comprehensive educational evaluation the authors have conducted the study of the technical and special physical training of volleyball players. According to the method of G. Eysenck the psychological characteristics of the candidates have studied with the aim to identify the type of the temperament and extraversion level. The girls of the school team took part in the research, the results of which have been translated into the assessment rating and processed by the methods of mathematical statistics. Based on the analysis of the data received the authors have identified the volleyball players capable to solve successfully the setter problems.
Keywords: volleyball, setter, technical readiness, physical fitness, psychological characteristics, comprehensive assessment.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня волейбол по праву занимает достойное место среди популярных игровых видов спорта. На протяжении многих лет, остается на лидирующих позициях в отечественной системе физического воспитания и спорте и, в первую очередь, из-за своей доступности, не требующей особых приготовлений и расходов. Физическая нагрузка в во-