Научная статья на тему 'Общекультурные компетенции по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий'

Общекультурные компетенции по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Александр Викторович, Бударников Анатолий Александрович, Шиманский Оскар Викторович

Представлен анализ типичных формулировок общекультурных компетенций по физической культуре в образовательных стандартах различных профессий, выявлена взаимосвязь формулировок общекультурных компетенций по физической культуре с содержанием физкультурного образования в вузе, предложены основные направления сопряжения и согласования формулировок общекультурных компетенций по физической культуре с содержанием учебного материала по физической культуре. Резюмируется о слабой нормативной и понятийной разработанности компетентностного подхода в области преподавания дисциплины «Физическая культура», его несоответствием с примерными программами по физической культуре для высших учебных заведений и действующей практикой реализации дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Александр Викторович, Бударников Анатолий Александрович, Шиманский Оскар Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General cultural competencies in physical training in the educational standards for modern qualifications

The article presents the analysis of the typical definitions of the common cultural competencies applied in physical education as presented in the educational standards for various qualifications. It reveals the associations between these definitions and the content of physical education in higher education institutions. We observe the weak regulatory and conceptual elaboration of the competence approach in physical training programs, its non-compliance with exemplary programs for physical education in higher education institutions and the current teaching practice. The article offers the basic directions for defining the common cultural competencies in physical training in accordance with the content of physical education.

Текст научной работы на тему «Общекультурные компетенции по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий»

REFERENCES

1. Verkhoshansky Yu.V. (1985), The training process organization and programming, Physical culture and sports, Moscow.

2. Wiener N. (1958), Cybernetics, Foreign literature, Moscow.

3. Kizko A.P. (2009), The improvement of functional sportsmen training system management based on cause-effect laws (ski sport example): monograph, NSTU publishing office, Novosibirsk

4. Matveev, L.P. (1991), "Again about a 'sport shape'", Theory and practice of physical culture, No. 2, рр. 19-24.

5. Matveev L.P. (1998), "To the discussion on the sportive training theory", Theory and practice of physical culture, No. 7, рр. 55-62.

6. Sergeev, Yu.P. (1980), "About several theoretical developments and the experience of the biological achievements introduction into the sporting practice", Sports-scientific journal, No. 5, рр. 14-19.

7. Ed. Prokhorov, A.M. (1989), Soviet encyclopedically dictionary, Soviet encyclopedia, Moscow.

8. Einstein, A. (1967), Makh E. Science theory, Vol. 4. Articles, letters, the evolution of physics, Science, Moscow.

9. Engels F. (1987), The dialectics of nature, Politizdat, Moscow.

10. Ashby W. (1966), Principles of self-organization, Peace, Moscow.

11. Yakovlev N.N., Korobkov A.V. and Yananis, S.V. (1960), Physiological and biochemical bases of theory and methodology of sports training, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: a^kizkot^mailru

Статья поступила в редакцию 17.05.2016

УДК 372.8

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЙ

Александр Викторович Козлов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва; Анатолий Александрович Бударников, кандидат педагогических наук, доцент, Оскар Викторович Шиманский, преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва

Аннотация

Представлен анализ типичных формулировок общекультурных компетенций по физической культуре в образовательных стандартах различных профессий, выявлена взаимосвязь формулировок общекультурных компетенций по физической культуре с содержанием физкультурного образования в вузе, предложены основные направления сопряжения и согласования формулировок общекультурных компетенций по физической культуре с содержанием учебного материала по физической культуре. Резюмируется о слабой нормативной и понятийной разработанности компетент-ностного подхода в области преподавания дисциплины «Физическая культура», его несоответствием с примерными программами по физической культуре для высших учебных заведений и действующей практикой реализации дисциплины.

Ключевые слова: общекультурные компетенции по физической культуре, физкультурное образование в вузе, компетентностный подход, примерная программа по физической культуре для высших учебных заведений.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p122-127

GENERAL CULTURAL COMPETENCIES IN PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL STANDARDS FOR MODERN QUALIFICATIONS

Alexander Viktorovich Kozlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peoples' Friendship University Russia, Moscow; Anatoly Aleksandrovich Budarnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oskar Viktorovich Shimanskiy, the teacher, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Annotation

The article presents the analysis of the typical definitions of the common cultural competencies applied in physical education as presented in the educational standards for various qualifications. It reveals the associations between these definitions and the content of physical education in higher education institutions. We observe the weak regulatory and conceptual elaboration of the competence approach in physical training programs, its non-compliance with exemplary programs for physical education in higher education institutions and the current teaching practice. The article offers the basic directions for defining the common cultural competencies in physical training in accordance with the content of physical education.

Keywords: general cultural competencies in physical training, physical education in higher school, competence approach, exemplary program for physical education in higher education institutions.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется как элементами обновления: интернационализацией, информатизацией, гуманитаризацией, так и негативными моментами: разрушением традиций, болезненной сменой старых мировоззренческих стандартов, мышления и т.д. Становится все очевиднее необходимость в преодолении деструктивных явлений и приспособлении целевой направленности высшего образования к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям государства с учетом их неоднозначности, вариантности, динамичности.

Следует отметить, что современный государственный заказ к результатам высшего образования в значительной степени меняет деятельность вузов. В частности, формулирование общих компетенций обуславливает конструирование содержания образования таким образом, чтобы педагогические технологии позволяли обучающимся совершенствоваться в освоении общих способов профессионального поведения в избранной ими специальности.

Однако современное профессиональное образование в российском университете не в полной мере отвечает не только запросам работодателей, а и всей современной государственной политике. Причиной тому является низкое качество формулировок компетенций в новых государственных образовательных стандартах высшего образования, способствующих к инертности, нежелании, ошибкам, неумении многих работников высшей школы в изменении своей профессиональной деятельности.

Очевидно, что для эффективного изменения любой деятельности необходимо сформулировать новые требования к результатам этой деятельности в формате их оценки, понятные самим субъектам деятельности [1].

Цель данной статьи представить анализ формулировок общекультурных компетенций по физической культуре в образовательных стандартах различных профессий.

Нами поставлены основные задачи: выявить типичные формулировки общекультурных компетенций по физической культуре, определить их взаимосвязь с содержанием физкультурного образования в вузе, представить направления сопряжения и согласования формулировок общекультурных компетенций по физической культуре с содержанием учебного материала по физической культуре.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В основе реализации первой задачи нашей работы, было проанализировано более 100 федеральных государственных образовательных стандартов ВПО уровня бакалавриата и специалитета. Были рассмотрены ФГОС, ориентированные на различные отрасли экономики, по следующим группам: физико-математические науки, естественные науки, гуманитарные науки, социальные науки, здравоохранение, экономика и управление, искусство, архитектура и строительство, информатика и вычислительная техника и другие (http://минобрнауки.рф/documents/924).

Приведем формулировки компетенций наиболее часто встречающиеся в стандартах. Условно мы поделили их на группы: кто «владеет», обладает «владением», «готовностью», или «способностью», и другие.

Выпускник должен «владеть» следующими общекультурными компетенциями:

- «владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»;

- «владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья»; «владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом» и др.

Выпускник должен обладать «владением» следующими общекультурными компетенциями:

- «владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни»;

- «владением знаниями и навыками ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья»;

- «владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития»;

- «владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля» и др.

Выпускник должен обладать «готовностью» следующими общекультурными компетенциями:

- «готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья»;

- «готовностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования»;

- «готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения» и др.

Выпускник должен обладать «способностью» следующими общекультурными компетенциями:

- «способностью к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни»;

- «способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования»;

- «способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию»;

- «способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, понимание необходимости ведения здорового образа жизни»;

- «способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни» и др.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- «выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования»;

- «понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»;

- «наличием ясных представлений о здоровом образе жизни и физической культуре» и др.

Анализ формулировок компетенций позволяет сделать заключение, что выпускник высшей школы должен обладать знанием, пониманием, навыками в первую очередь по укреплению своего здоровья, во вторую очередь, по методам своего физического совершенствования, потом повышению физического подготовленности и уж только затем для становления качественной полноценной своей профессиональной деятельности. Кроме того, представленные формулировки ФГОС ВПО позволяют интерпретировать содержание компетенции как угодно, но явно не в соответствии с целями профессионального образования.

В основе реализации второй задачи нашей работы, нами определено, что становление образовательной области физической культуры в высшей школе начинается с научных трудов А.А. Зикмунда, В.В. Гориневского и т.д. Больший вклад в развитие физкультурного образования в высшей школе внесла научная деятельность В. В. Белиновича, В.А. Кабачкова, В.И. Ильинича [2; 3]. В настоящее время совершенствование процесса физического воспитания студентов в вузах России базируется на интеграции нескольких научных концептуальных подходов: приоритете тренировочной направленности учебных занятий, оздоровительной направленности и образовательной направленности учебной работы по физической культуре. Реализуются подходы через реализацию основной и вариативной компоненты содержания занятий по дисциплине «Физическая культура», в которые входят, как правило, такие виды физкультурно-спортивной деятельности, как лёгкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, фитнес, силовые виды спорта и другие. Учебный материал занятий направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать в личной и профессиональной жизни студента ценности физической культуры и спорта.

Однако, основываясь на представленных компетенциях, содержание занятий по физической культуре, должны носить валеологический, рекреационный и реабилитаци-

онный характер. Очевидно, явное несоответствие компетенций с содержанием учебного материала занятий, предписанным примерными программами по физической культуре для высших учебных заведений и реализуемым на практике. Для решения выявленной нами проблемной реалии можно взять алгоритм операционализации формулировок общих компетенций Г.Б. Голуба [1], который предлагает такую последовательность:

• определить содержит ли формулировка образовательный результат;

• определить возможность оценки сформированности компетенции средствами педагогической диагностики;

• выделить ценностные формулировки и формулировки, касающиеся мотиваци-онной сферы;

• выделить знаниевые образовательные результаты;

• определить вид образовательного результата (знания, умения, деятельность) с целью исключить их дублирование, выявить требования по их формированию, представить их оценивание.

В рамках работы над третьей задачей нашего исследования, мы полагаем, что разрешить представленную выше проблему возможно при реализации основных направлений сопряжения и согласования формулировок общекультурных компетенций по физической культуре с содержанием учебного материала по физической культуре. Для этого необходимо:

1. Пересмотреть содержание «Требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в отношении физической культуры: конкретизировать цель физкультурного образования, образовательный результат, вид образовательного результата (знания, умения, навыки).

2. Корректировать формулировки общекультурных компетенций по физической культуре, исходя из цели профессионального образования, групп профессий, современных взглядов на физкультурное образование.

3. Разработать примерную учебную программу для вузов по физической культуре по направлениям подготовки бакалавриата на основе компетентностного подхода.

Безусловно, становление физкультурного образования в высшей школе на основе компетентностного подхода требует глубокого осмысливания самого подхода по причине разносторонности его понимания и трактовки разными научными школами. Однако очевидно положение, что как бы трактовка «компетенции» не звучала, в её основе лежит ориентир на цель образования.

Таким образом, можно сделать вывод о слабой нормативной и понятийной разработанности компетентностного подхода, ориентирующего деятельность преподавателя в области преподавания дисциплины «Физическая культура», его настоящим несоответствием и расхождением с примерными программами по физической культуре для высших учебных заведений и действующей практикой реализации дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голуб, Г.Б. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, Л.И. Фишман // Вопросы образования : Издательский дом ВШЭ. -2013. - № 1. - С. 156-173.

2. Кабачков, В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодёжи / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - М. : Советский спорт, 2010. -296 с.

3. Наговицын, С.Г. Система формирования компетенций в сфере физической культуры в процессе обучения студентов в вузе : дис. ... д-ра пед. наук / Наговицын С.Г. - Набережные Челны, 2013. - 462 с.

REFERENCES

1. Golub, G.B., Fishman I.S. and Fishman, L.I. (2013), "General competencies of graduates: what the standard requires from the university", Questions of education, Higher School Publishing House, No. 1, pp. 156-173.

2. Kabachkov, V.A., Polievsky S.A. and Burov, A.E. (2010), Professional physical education in the system of continuous education of youth, Soviet Sport, Moscow.

3. Nagovicyn, S.G. (2013), Reference system offormation of competences in the field ofphysical culture in the learning process of students in higher school, dissertation, Naberezhnye Chelny.

Контактная информация: alexkozlov56@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2016

УДК 796.92

ПРИМЕНЕНИЕ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ НАГРУЗОК В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Александр Иванович Головачев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),

Москва,

Светлана Владимировна Широкова, кандидат педагогических наук, инструктор-

методист,

Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №2 (ГБПОУ «МССУОР

№ 2» Москомспорта), Москва

Аннотация

В статье представлены особенности применения строго регламентированных нагрузок различной методической направленности в тренировочном процессе высококвалифицированных лыжников-гонщиков. В результате проведенных исследований установлена преимущественная методическая направленность каждого из пяти вариантов строго регламентированных нагрузок в зависимости от длительности рабочей фазы и интенсивности их выполнения, которые легли в основу рекомендаций по совершенствованию тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в лыжном спринте.

Ключевые слова: лыжные гонки, спринт, высококвалифицированные лыжники-гонщики, тренировочный процесс, строго регламентированные нагрузки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p127-132

TRAINING PROCESS WITH STRICTLY REGULATED LOADS FOR HIGHLY QUALIFIED CROSS-COUNTRY SPRINT SKIERS

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, research associate, Alexander Ivanovich Golovachev, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Federal Scientific Center of Physical Education and Sport, Moscow, Svetlana Vladimirovna Shirokova, the candidate of pedagogical sciences, instructor-

methodologist,

Moscow Special Secondary School of the Olympic Reserve No. 2, Moscow Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peculiarities of training process with the strictly regulated loads of various methodical directions for highly qualified cross-country sprint skiers are considered in this article. This study set the main me-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.