Научная статья на тему 'Методика проведения занятий в группах специального медицинского отделения'

Методика проведения занятий в группах специального медицинского отделения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДИКА / ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Постникова Л. Г.

В статье проведен анализ методики проведения учебных занятий в группах специального медицинского отделения. С каждым годом в университет поступает все большее количество абитуриентов с отклонениями в состоянии здоровья, которые после медицинского осмотра переводятся в группы специального медицинского отделения и занимаются по специальной методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения занятий в группах специального медицинского отделения»

УДК 796

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Постникова Л.Г. - старший преподаватель кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Пермь

THE METHODOLOGY OF THE LESSONS IN THE GROUPS OF SPECIAL

MEDICAL BRANCH ORGANIZATION

L.G. Postnikova - Senior Lecturer, Department of Physical Education Perm National Research Polytechnic University,

Perm

e-mail: panachev@pstu .ru

Ключевые слова: физическое развитие, студенты, методика, группы специального медицинского отделения.

Аннотация. В статье проведен анализ методики проведения учебных занятий в группах специального медицинского отделения. С каждым годом в университет поступает все большее количество абитуриентов с отклонениями в состоянии здоровья, которые после медицинского осмотра переводятся в группы специального медицинского отделения и занимаются по специальной методике.

Keywords: physical development, students, methodology, groups of the special medical branch.

Annotation. The article gives the analysis of the lessons in the groups of special medical branch organization methodology. Every year a great amount of applicants with health problems

enter the University, who after physical examination are transferred to groups of the special medical branch and study according to special methodology.

ВВЕДЕНИЕ

Многолетние наблюдения за уровнем физического развития студентов показывают, что уже к концу первого курса большинство студентов, не имеющих ограничений физической нагрузки по заболеваниям, показывают достаточно близкие результаты по основным нормативным упражнениям. Если в качестве контрольного норматива по упражнению принять результат, который достигают (или превосходят) 80-85 % студентов в конце первого курса, то такой контрольный норматив при достаточно представительной выборке можно считать статистически обоснованным. В методике адаптационно-развивающих занятий физической культурой содержится пять нормативных упражнений, оценивающих уровень тренированности основных групп мышц. По каждому такому упражнению на основе анализа за последние четыре года были определены контрольные значения (табл.), определяющие уровень нормальной тренированности соответствующих групп мышц. Однако ориентироваться по пяти нормативам и проводить сравнительный анализ физического состояния студентов достаточно сложно. По этой причине для оценки уровня физического развития студента предлагается интегральный параметр - индекс физического развития, который рассчитывается на основе выполнения нормативных упражнений. При расчете этого индекса учитывается сложность упражнений (табл.).

Контрольные параметры нормативных упражнений

Нормативное упражнение Норматив Коэффициент сложности

Пресс верхний (Пв) 65 0,5

Пистолеты (Пр) 24 1,5

Отжимание (От) 25 1

Спина(Сп) 50 0,75

Пресс нижний (Пн) 30 1,25

Индекс физического развития I фр рассчитывается по формуле:

0,5 • Пв 1,5 • Пр От 0,75 • Сп 1,25 • Пн

—-+ --- +— + —-+ --

1 _ 65 24 25 50_30

1 5 • (1)

При этом при превышении контрольного норматива в качестве расчетной величины используется значение контрольного норматива. Например, если студент А при выполнении нормативного упражнения "Пресс нижний" показал результат Пн = 48, то при расчете индекса физического развития соответствующее слагаемое в числителе формулы (1) будет иметь 1,25 • Пн _ 1,25 • 30

значение 30 _ 30 _1,25 • Таким образом, максимальное значение индекса физического развития нормировано на единицу и определяет уровень нормального физического развития. Такой способ оценки уровня физического развития студента имеет несколько положительных моментов. Во-первых, каждый студент, определив свой индекс физического развития, может сравнивать его с аналогичными показателями других студентов. Это имеет большое значение на начальном этапе "вживания" в студенческий коллектив и является мощным стимулом повышения мотивации на занятиях физической культурой. Во-вторых, плохие показатели в каком-либо нормативном упражнении при расчете индекса физического развития могут быть частично скомпенсированы хорошими показателями в других нормативных упражнениях. Это помогает студенту в преодолении "комплекса неполноценности". В-третьих, зная формулу расчета индекса физического развития, каждый студент может самостоятельно определить недостатки своего физического развития и с помощью самостоятельных занятий уделить больше времени тренировке конкретной группы мышц. Это не

только позволяет усилить мотивацию аудиторных занятий, но и способствует приобретению навыка самостоятельных занятий физической культурой. Для студентов, имеющих ограничения физической нагрузки по заболеваниям, в период занятий в группах специального медицинского отделения расчет индекса физического развития по формуле (1) иногда невозможен. Например, для студентов с заболеваниями органов опорно-двигательного аппарата

могут быть временно недоступны некоторые упражнения. В этом случае расчет фр производится по тем нормативным упражнениям, выполнение которых не ограничено по медицинским показаниям. При этом индекс физического развития также должен нормироваться на единицу. Это особенно важно в психологическом плане для студентов, имеющих какие-либо заболевания, так как позволяет им не чувствовать себя ущербно на фоне остальных студентов основного отделения. Результаты дисперсионного анализа индекса физического развития студентов групп основного отделения приведены на рисунке 1, специального медицинского отделения - на рисунке 2. Анализ частотного распределения показывает, что в начале первого года обучения контрольные нормативы способны выполнить только 17,5 % студентов (нормальный уровень физического развития с индексом более 0,8). При этом более 10 % студентов имеют индекс физического развития менее 0,4 (очень низкий уровень физического развития). Среднее значение индекса физического развития студентов в начале 1-го семестра 1-го курса составляет 0,719.

ОД 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.S 0.9 1

Рис. 1. Частотное распределение индекса физического развития (основная группа, начало 1-го семестра, 1-й курс)

50% 40% 30% 20% 10% 0%

ОД 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1

Рис. 2. Частотное распределение индекса физического развития (специальное медицинское отделение, начало 1-го семестра, 1-й курс)

Выводы. Сравнительный анализ начального уровня физического развития студентов и их реакции на динамическую нагрузку позволяет сделать следующие выводы: 1. У студентов специального медицинского отделения, несмотря на низкий начальный уровень физического развития, имеется необходимый потенциал развития, что позволяет при правильном планировании занятий с ними значительно улучшить их физическое состояние. 2. Для студентов с близким к нормальному уровнем физического развития (индекс физического развития в интервале 0,7 ^ 1; ~ 40 %) адаптационный этап может быть сокращен до минимума. 3. К студентам с пониженным уровнем физического развития (индекс физического развития в интервале 0,5 - 0,7; ~ 35 %) на занятиях требуется уделять повышенное внимание и в отдельных случаях рекомендовать им дополнительные (самостоятельные) занятия по индивидуальной программе с обязательным инструментальным контролем. 4. Для студентов с низким уровнем физического развития (индекс физического развития в интервале < 0,5; ~ 25 %) на адаптационном этапе занятий следует планировать занятия по индивидуальной программе с обязательным инструментальным контролем.

Литература

1. Ефимова, И.В. Психофизиологические основы здоровья студентов / И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Р.Ф. Проходовская. - Иркутск, 2003. - 180 с.

2. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Ка-зин, Н.Э. Касаткина. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

3. Кизько, А.П Современное состояние здоровья и работоспособности студентов НГТУ / А.П. Кизько,

B.А. Цимбалюк, А.В. Колокольников // Организация методик учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : мат. VI меж университет научно-метод. конф. - Ростов на Дону, 2000. -

C. 108-109.

4. Медведков, В.Д. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях // Пе-дагогико-психологические проблемы ФКиС : электронный журнал. - 2010. - № 2 (Вып. 15). - С. 68-72.

5. Berdus, M. G. Sports-ecological education and ecology of sports / M. G. Berdus // Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. - Р. 136.

Bibliography

1. Efimova, I.V. Psyhophysiological bases of students' health / I.V. Efimova, E.V. Budyka, R.F. Prohod-ovskaya. - Irkutsk., 2003. - 180 p.

2. Kazin, E.M. Health saving activity in the educational system: theory and practice / E.M. Kazin, N.E. Kasat-kina. - Kemerovo : Publishing house KRIPKIPRO, 2009. - 347 p.

3. Kizko, A.P. Modern state of health and efficiency of the students in NGTU/A.P. Kizko, V.A. Tsimbalyuk, A.V. Kolokolinikov // Organization of the educational process methods, athletic-sanitary and sport work: materials of the VI Interuniversity Science-method. conference. - Rostov on Don, 2000. - P. 108-109

4. Medvedkov , V.D. Health of children, living on ecologically unfavourable territory/ V.D. Medvedkov // Pedagogics-psychological problems FKIS : electronic journal. - 2010. - 2 (drink. 15) - Р. 68-72.

5. Berdus, M. G. Sports-ecological education and ecology of sports //M.G. Berdus Modern Olympic sports and sports for all. - Warsaw, 2002. - Р. 136.

Статья поступила в редакцию: 14.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.