УДК 32
Чивви Егор Николаевич
студент факультета управления,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина EGOR. [email protected] Терещенко Олеся Валерьевна
кандидат философских наук,
старший преподаватель кафедры истории и политологии,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
Egor N. Chivvi
Student of the Faculty of Management,
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
Olesya V. Тereshchenko
Candidate of philosophical sciences,
Assistant Professor of the Department
of History and Political Science,
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]
Проблемы политической коммуникации Problems of political communication
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность политической коммуникации. Проанализирована ее важность для современного человека. Установлено, каким образом и посредством чего она может оказывать влияние на общество и его субъектов. Авторами рассмотрена проблематик политической коммуникации. Выявлены критерии, мешающие развитию демократического государства в современном социуме.
Ключевые слова: политическая коммуникация, проблематика, общество, социокультурная деградация, криминализация.
Summary. This article examines the essence of political communication. Its importance for modern man is analyzed. It has been established how and by what means it can influence society and its subjects. The authors consider the problems of political communication. The criteria that hinder the development of a democratic state in modern society are identified.
Keywords: political communication, problems, society, socio-cultural degradation, criminalization.
На сегодняшний день существуют много различных определений политической коммуникации, подходов к ее изучению и теорий. Каждый автор, пропуская через свой, в первую очередь, политический опыт дает свое определение этому процессу.
Французский государственный деятель Роже-Жерар Шварценберг толкует коммуникацию в политике как определенный процесс распространения политической информации не только внутри, но и за пределами политической системы, т. е., межсистемное взаимодействие.
Л. Р. Посикер же рассматривает ее всего лишь как «вербальную коммуникацию», с точки зрения «процесса циркуляции политических текстов внутри политической системы» [1].
Исходя из изложенного, очевидно, что универсального определения политической коммуникации сегодня нет. Для раскрытия сущности указанной дефиниции представляется возможным рассмотреть, в чем же она выражается.
Изначально, политическая коммуникация присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности социума, из чего следует ее специализированный характер. Иными словами, она позволяет обмениваться государству с другими общественными институтами информацией.
Во-вторых, политическая коммуникация является составным элементом массовой взаимокоммуникации. Для быстрого, одновременного и, главное, своевременного донесения сообщений о важных, значимых событиях, происходящих в стране, широкому кругу людей субъекты власти используют средства массовой информации (СМИ).
Исходя из этих двух сущностей, мы можем сформулировать более четкое, полное определение политической коммуникации. Это массовый способ передачи информации, реализуемый в политике, как специфичной сфере государственно-общественного устройства, представляющая собой комплекс информационно-коммуникационных процессов получения, трансляции, обмена политическими сведениями, данными, которые структурируют политическую деятельность и придают ей новое значение [2].
Мы рассмотрели сущность политической коммуникации, ее пользу для общества и необходимость. Но в условиях развития российского демократического социума важно обращать внимание и на ее проблематику. На современном этапе исторического развития нашей страны в избирательно-правовом секторе возникают сложности именно в сфере коммуникации. Проблема выявляется в процессе агитации и формирования политических предпочтений граждан Российской Федерации.
Первая этическая проблема, по мнению Г. В. Пушкаревой - это сложность выбора средств достижения поставленных политическим актором целей. Она выделяет также и трудности сопоставления с признанными в социуме нравственными нормами избранных форм политической борьбы [3].
Насколько общество готово принимать идеологию, и насколько она будет соответствовать моральным нормам? Вот - важный вопрос. Следовательно, необходимо быть более осмотрительными в выборе народных избранников, более внимательно следить за их речью, идеями, выдвигаемой программой. Но, прежде всего, именно делами своими познается государственный деятель.
Все политические процессы должны строится на моральных началах, которые поддерживаются обществом. Необходимо минимизировать лишнее вмешательство в сознание людей и дальнейшую манипуляцию ими. Иначе, это приведет к управлению безвольным обществом, социокультурной деградации [4] и последующей криминализации [5; 6].
Также, этическая проблема рассматривается с избирательной точки зрения, а именно электоральных технологов, которые консультируют политиков исходя из современных реалиях. При этом ответственность сохраняется как за государственными деятелями, так и за их помощниками, что, конечно же, в себе несет риск разглашение конфиденциальной информации во время политической гонки.
Политику необходимо выстраиваться на моральных ценностях, которые должны присутствовать у каждого государственного служащего, в первую очередь, это: самоотверженность, доброта, нравственность, альтруизм.
Конечно же, политическому деятелю следует понимать и осознавать всю свою ответственность перед народом. Он, в первую очередь, должен думать о благосостоянии своих граждан, а не следовать своим корыстным планам и интересам.
Следовательно, из этической проблемы вытекает одна из важнейших проблем в политической коммуникации, а именно, манипуляция сознанием. Политическая манипуляция - обращение с населением, при помощи различных коммуникативных схем, влияние на него с целью достижения определенного результата, который скрыт от большинства. Это влияние происходит на подсознательном уровне у большинства населения. В этом случае, никак нельзя говорить о демократии, а значит, с этим нужно бороться, ужесточая контроль над политической деятельностью и самовольностью.
Безусловно, нельзя, в полной мере, избежать политического влияния, поскольку основным источником для граждан получения ими политической информации являются федеральные государственные каналы. Тем не менее, люди должны осознавать и понимать, что возможно психологическое влияние от различных источников. Основная задача человека заключается в том, что он должен фильтровать получаемую информацию, исходя из имеющегося у него жизненного опыта.
Таким образом, исходя из общеполитических проблем, которые существуют в нашем обществе, мы можем вывести свое определение
термину «политическая коммуникация». Это влияние политических элит на общественные массы с целью достижения своих поставленных политических целей. Следовательно, политическая коммуникация не всегда рассматривается как информирование и защита российских граждан, но и зачастую, оказываемое влияние на их сознание для решения важных вопросов. Тем самым, представляется возможным поднять вопрос об ограничении политической коммуникации в рамках общественной свободы, которая является неотъемлемой частью демократического государства. Литература:
1. Грачёв М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. Архивная копия от 8 февраля 2014 на Wayback Machine.
2. Кретов Б. Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1. - C. 101-115.
3. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. М., - 2002. - С. 384-387.
4. Хоружая, С. В. Социокультурная деградация в условиях трансформационного общества (социологический анализ) : монография / С. В. Хоружая, А. Р. Салчинкина. - Краснодар : КубГАУ, 2021. - 167 с.
5. Терещенко, О. В. Политологический анализ влияния кризиса духовности на криминализацию российского общества / О. В. Терещенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. - 2020. - № 1-2. -С. 65-68.
6. Терещенко, О. В. Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества / О. В. Терещенко // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 3. - С. 323-331.
Literature:
1. Grachev M. N. Political communication: theoretical concepts, models, vectors of development. Archived copy from February 8, 2014 on Wayback Machine
2. Kretov B. E. Mass communication media - an element of the political system of society // Socio-humanitarian knowledge. - 2000. - № 1. - C. 101-115.
3. Pushkareva G. V. Political management. M., - 2002. - p. 384-387.
4. Khoruzhaya, S. V. Sociocultural degradation in the conditions of a transformational society (sociological analysis): monograph / S. V. Khoruzhaya, A. R. Salchinkina. - Krasnodar: KubGAU, 2021. - 167 p.
5. Tereshchenko, O. V. Political analysis of the influence of the crisis of spirituality on the criminalization of Russian society / O. V. Tereshchenko // Humanitarian, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. Culturology. Political science. - 2020. - №. 1-2. - p. 65-68.
6. Tereshchenko, O. V. Socio-philosophical aspects of the analysis of the process of criminalization of modern society / O. V. Tereshchenko // Social and humanitarian knowledge. - 2019. - №. 3. - р. 323-331.