Научная статья на тему 'СМИ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ЛИЧНЫЕ БЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ'

СМИ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ЛИЧНЫЕ БЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / СМИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЛИЧНЫЙ БЛОГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дзыбова Сабина Аслановна, Хоружая Светлана Владимировна, Морозова Полина Сергеевна, Фалеева Виктория Игоревна

В статье авторами политическая конкуренция проанализирована с социологической точки зрения: рассмотрено влияние СМИ, личных блогов и социальных сетей в качестве инструмента для «устранения» конкурентов и повышения лояльности к партии или деятелю в глазах избирателей не только в предвыборный период, но и в процессе деятельности партии и политического лидера, в целом. Установлено влияние этих средств массовой информации на имидж партии и (или) политического деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA, SOCIAL NETWORKS AND PERSONAL BLOGS AS A TOOL OF POLITICAL COMPETITION IN RUSSIA

In the article, the author analyzes political competition from a sociological point of view: the influence of mass media, personal blogs and social networks as a tool for «eliminating» competitors and increasing loyalty to a party or figure in the eyes of voters not only during the pre-election period, but also in the process of the party and the political leader as a whole is considered. The influence of these mass media on the image of the party and (or) a political figure has been established.

Текст научной работы на тему «СМИ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ЛИЧНЫЕ БЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ»

УДК 316

DOI 10.23672/k8233-9309-8927-r

Дзыбова Сабина Аслановна

студентка факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]

Sabina A. Dzybova

Student of the Faculty of Management, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]

Хоружая Светлана Владимировна

доктор философских наук,

профессор кафедры

истории и политологии,

Кубанский государственный аграрный

университет имени И.Т. Трубилина

[email protected]

Морозова Полина Сергеевна

студентка факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]

Фалеева Виктория Игоревна

студентка факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]

Svetlana V. Khoruzhaya

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]

Polina S. Morozova

Student of the Faculty of Management, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]

Victoria I. Faleeva

Student of the Faculty of Management, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]

Сми, социальные сети

и личные блоги

как инструмент политической

конкуренции в россии

Mass media, social networks

and personal blogs as a tool of political competition in russia

Аннотация. В статье авторами политическая конкуренция проанализирована с социологической точки зрения: рассмотрено влияние СМИ, личных блогов и социальных сетей в качестве инструмента для «устранения» конкурентов и повышения лояльности к партии или деятелю в глазах избирателей не только в предвыборный период, но и в процессе деятельности партии и политического лидера, в целом. Установлено влияние этих средств массовой информации на имидж партии и (или) политического деятеля.

Ключевые слова: политическая конкуренция, СМИ, политический деятель, лояльность, социальные сети, личный блог.

Annotation. In the article, the author analyzes political competition from a sociological point of view: the influence of mass media, personal blogs and social networks as a tool for «eliminating» competitors and increasing loyalty to a party or figure in the eyes of voters not only during the pre-election period, but also in the process of the party and the political leader as a whole is considered. The influence of these mass media on the image of the party and (or) a political figure has been established.

Keywords: political competition, media, political figure, loyalty, social networks, personal blog.

Прежде всего, стоит отметить, что термин «политическая конкуренция» до сих пор не закреплен в научной терминологии, хотя он активно используется в написании статей и дипломных работ. Л.А. Лукьянова считает, что данный термин может быть использован лишь условно, тем не менее, она дает ему следующее определение: политическая конкуренция - это некий

набор механизмов, обеспечивающий действия основных форм народовластия: непосредственной, представительной и консультативной демократии [1].

Политическая конкуренция - это технологический институт, представляющий собой конкретные правила поведения субъектов - по высказыванию

С.В. Васильевой [2]. Определение последнего автора является менее распространенным, так как оно не дает более точного понятия.

Е.Г. Ясин считает, что в России нет политической конкуренции в связи со стабильностью политической ситуации [3]. Мнение Е.А. Лукьяновой отличается. Она оценивает состояние современной политической конкуренции как понятие далекое от соперничества, в целом. С.Н. Пшизова разделяет ее суждение и обуславливает его «ориентацией» партий.

С точки зрения социологического аспекта, с учетом использования СМИ, личных блогов и социальных сетей считаем возможным следующее определение политической конкуренции: это соперничество или борьба за наилучшее восприятие партии или политического лидера в глазах граждан, позволяющее монополизировать общественное мнение и повысить уровень доверия.

Вопрос соперничества в политике в СМИ напрямую связан с политическими конфликтами, при упоминании которых большинство россиян сразу вспоминают В. Жириновского. Эксцентричность и харизматичность указанного государственного деятеля, казалось бы, должны играть ему на руку. Тем не менее, в основном, конфликты, в которых он был замешан, зачастую только ухудшали его репутацию.

Вначале своего пути В.В. Жириновский нередко прибегал к помощи СМИ, которые, в свою очередь, давали нужные результаты. Тем не менее, сам политик не до конца понимал разрушительную силу средств массовой информации, если быть точнее, недооценивал негативные последствия от их неправильного использования. Несомненно, СМИ принесли В.В. Жириновскому огромную известность, но лишили его лояльности, поскольку выходки политика, в основном, вызывали общественный резонанс. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что средства массовой информации позволили государственному деятелю стать популярным, но неумелость их использования очернила его репутацию.

СМИ упростили возможность получения новостей, особенно, о конфликтах политиков. Социальные сети стали скоростным проводником к новейшей информации о «теневой стороне» их жизни. Тем не менее, СМИ урегулированы в своих полномочиях - существуют нормативно-правовые акты, определяющие границы свободы волеизъявлений, в то время как в социальных сетях, а именно, в личных блогах таких ограничений нет.

Вопрос легальности и ограничения свободы слова в социальных сетях и личных блогах актуален, в то время как ее неограниченность открывает новые возможности для повышения лояльности и привлечения единомышленников. Политика всегда включала в себя аспекты харизматич-ности и игры на публику, что при существовании социальных сетей, в принципе, необходимо для привлечения аудитории.

Помимо всего прочего, вопрос легальности определения политической конкуренции не закрыт, ведь, нет определенного нормативно-правового акта, посвященного политической конкуренции, что делает анализ сложнее, а выбор методов повышения доверия и принижения конкурентов шире.

Н. Бондаренко, государственно-общественный деятель, депутат Саратовской областной Думы, активно ведет блоги в социальных сетях. Благодаря этому, важные социальные вопросы доходят до аудитории быстрее, распространяются шире и вызывают большее количество вопросов относительно других депутатов Саратовской Думы. Любой конфликт сразу же становится общественным достоянием, что, несомненно, хорошо, ведь люди должны знать о деятельности своих избранников и их решениях. Несмотря на это, повествование в блоге субъективное, что говорит о возможном искажении восприятия у аудитории.

Имея личный блог и аудиторию, депутат транслирует собственные ценности и не только находит, но и создает единомышленников. Информация, которой он делится в блоге, фильтруется, что позволяет ему создавать определенный, выгодный ему имидж. Несомненно, тем же государственные деятели занимаются на протяжении всей их трудовой жизни. Однако личные блоги дают им возможность напрямую вещать аудитории, быть «своим» среди народа.

Становится очевидным, что политик умело использует социальные сети и личный блог для создания отличной репутации, ведь Н.Н. Бонда-ренко также принимал участие в политических конфликтах. В отличие от В. Жириновского, политику удалось избежать разрушения образа добросовестного человека.

Личные блоги в политической конкуренции могут подвергаться различным оценкам. По нашему мнению, в век быстрого потребления информации, активного ведения социальных страниц, информационной конкуренции личные блоги выступают в качестве одного из инструментов в ведении политической конкуренции, в чем, на наш взгляд, нет ничего плохого.

Конечно, законодательно неопределенные границы этого соперничества в социальных сетях могут стать и проблемой. Цензура контролирует далеко не все аспекты, а также не гарантирует полную защиту, если способы конкуренции не нарушают законы Российской Федерации. Однако методы могут быть двоякими, что может привести к социальной деградации, аномии и криминализации общества [4; 5; 6; 7; 8].

Тем не менее, ведение личного блога и социальных сетей является отличной рекламной кампанией, как для политических деятелей, так и для партий. Хотим отметить, что ведение личного блога становится практически необходимым для любого политика, а умелое использование данного инструмента - обязательным.

Литература:

1. Лукьянова Е.А. Конкуренция в политике = конкуренция в бизнесе / Е.А. Лукьянова // Современная конкуренция. 2017. № 3(3). С. 61-69.

2. Васильева С.В. Политическая конкуренция в теории и действии: к вопросу о сложности ее правовых оценок / С.В. Васильева // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 1 (86). С. 1624.

3. Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России. М., 2005. С. 48.

4. Хоружая С.В. Социокультурная деградация в условиях трансформационного общества (социологический анализ) : монография / С.В. Хоружая, А.Р. Салчинкина. Краснодар : КубГАУ, 2021. 167 с.

5. Хоружая С.В. «Смута» как социокультурная проблема / С.В. Хоружая; Редк.: А.Н. Тарасов, Д.А. Беляев, Ю.В. Караваева [и др.] // Традиции и инновации в пространстве современной культуры: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 15-16 апреля 2021 года. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семе-нова-Тян-Шанского, 2021. С. 302-306.

6. Терещенко О.В. Социальная аномия как следствие духовного кризиса российского общества / О.В. Терещенко // Национальное здоровье. 2019. № 1. С. 219-222.

7. Терещенко О.В. Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества / О.В. Терещенко // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 3. С. 323-331.

8. Терещенко О.В. Глобализационные процессы современности и устойчивое развитие / О.В. Терещенко, М.В. Гринь // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9. С. 62-64.

Literature:

1. Lukyanova E.A. Competition in politics = competition in business / E.A. Lukyanova // Modern competition. 2017. № 3(3). P. 61-69.

2. Vasilyeva S.V. Political competition in theory and action: on the issue of the complexity of its legal assessments / S.V. Vasilyeva // Comparative Constitutional Review. 2012. № 1(86). P. 16-24.

3. Yasin E.G. Will democracy take root in Russia. M., 2005. P. 48.

4. Khoruzhaya S.V. Sociocultural degradation in the conditions of a transformational society (sociological analysis) : monograph / S.V. Khoruzhaya, A.R. Sal-chinkina. Krasnodar : KubGAU, 2021. 167 p.

5. Khoruzhaya S.V. «Turmoil» as a socio-cultural problem / S.V. Khoruzhaya; Ed. board: A.N. Tarasov, D.A. Belyaev, Yu.V. Karavaeva [et al.]. // Traditions and innovations in the space of modern culture: Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Lipetsk, April 15-16, 2021. Lipetsk : Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, 2021. P. 302-306.

6. Tereshchenko O.V. Social anomie as a consequence of the spiritual crisis of Russian society / O.V. Tereshchenko // National health. 2019. № 1. P. 219-222.

7. Tereshchenko O.V. Socio-philosophical aspects of the analysis of the process of criminalization of modern society / O.V. Tereshchenko // Social and humanitarian knowledge. 2019. № 3. P. 323-331.

8. Tereshchenko O.V. Globalization processes of modernity and sustainable development / O.V. Tereshchenko, M.V. Grin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. № 9. P. 62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.