УДК 316
DOI 10.23672/k6007-3946-8113-y
Терещенко Олеся Валерьевна
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]
Гринь Максим Валентинович
доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]
Olesya V. ïereshchenko
Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]
Maksim V. Grin
Doctor of Philosophy, Candidate of Law Sciences, Professor of the Department Sociology and Cultural Studies, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]
Девиантность
и устойчивый порядок
Deviance
and sustainable order
Аннотация. В статье авторы рассмотрели понятие «девиантное поведение», его формы и описали возможные причины его проявления. Подтверждено, что девиации бывают не только негативными, но и положительными. Исследован теоретический материал по указанной проблематике. Некоторые не могут справиться со стремительными изменениями миропорядка и покидают общество. Так проявляется форма девиации - социальная аномия. Идеология общества потребления, индивидуализма является одной из причин духовно-нравственной деформация общественного сознания, формирования де-виантного поведения. Предложены меры превенции и борьбы с указанными явлениями для обеспечения устойчивого социального порядка.
Ключевые слова: девиантное поведение, социальная аномия, общество потребления, социальный порядок, устойчивость, национальная идея, патриотизм.
Annotation. In the article, the authors considered the concept of deviant behavior, its forms, described the possible causes of its manifestation. It is confirmed that deviations are not only negative, but also positive. Theoretical material on the indicated problems has been studied. Some cannot cope with the rapid changes in the world order and leave society. This is how the form of deviation manifests itself - social anomie. The ideology of the consumer society, individualism is one of the reasons for the spiritual and moral deformation of public consciousness, the formation of deviant behavior. Proposed measures to prevent and combat these phenomena to ensure sustainable social order.
Keywords: deviant behavior, social anomie, consumer society, social order, sustainability, national idea, patriotism.
Девиантность (от латинского «^у^ю» [1] -отклонение) - это всякое отклонение от признанных в социуме норм. Это - такое поведение человека, которое не отвечает по своей форме так и неформально установленным в обществе правилам, обычаям и законам, в том числе, это и свежий взгляд на жизнь и развитие.
Исходя из указанного, девиантное поведение отличается от общепризнанных норм в обществе, от идеала.
Бесспорно, что за проявлением девиаций необходимо следить и заблаговременно предупреждать их, если они имеют негативный характер, потому
что за этим может последовать ряд непредвиденных событий, которые могут нанести колоссальный ущерб обществу. Но, при всем сказанном, нельзя оставить без внимания тот факт, что талантливые люди, так называемые, «вундеркинды» не могут остановиться на достигнутом. Их разум постоянно находится в поиске, в разработке новых идей, методов, технических новинок и пр. Они стремятся к совершенству и изменению мира, в целом. При таком исходе социум ликвидирует устаревший миропорядок, развивается в лучшую сторону и стремиться все время вперед. Но здесь нельзя забывать о том, что многие новшества, да и, вообще, любое действие,
бездействие, событие и т. д. имеют, в итоге, свои последствия как положительные в виде улучшения условий жизни, так и отрицательные - экологический кризис, криминализацию общества, военную угрозу и прочие негативные результаты. В нашем глобализирующемся мире, зачастую, научно-технический прогресс несет с собой опасность для жизни и здоровья многих членов общества. Для недопущения глобального кризиса необходимо с предельной осторожностью использовать свои таланты - исключительно во благо.
Помимо прочего, позитивная девиация может проявляться в обостренном самопожертвовании, чувстве жалости, аскетизме, чрезмерной щедрости и пр.
Американский социолог Р. К. Мертон при определении понятия «ретретизм» или «социальная аномия» исходил из того, что некоторые не могут справиться со стремительными изменениями миропорядка, конфликтами, эпидемия и т. п. и покидают общество, уходя в нежилые местности или, как крайность, из жизни [2].
Всему этому существуют причины, как психобиологического характера, так и социальные. Они обсуждались и описывались многими учеными различных отраслей знаний: Ч. Ломброзо, Уильям X. Шелдон, З. Фрейд, Э. Дюркгейм, Р. К. Мертон, Т. Хирши, С.В. Хоружая [з], В.В. Шалин, М.Ю. Попов [9] и др.
Средства массовой информации посредством глобальной трансляции сообщений подталкивают человека к тем или иным действиям. Особенно подвержены внушению малообразованные, не имеющие своего мнения, малолетние и прочие категории населения. Это содействует формированию неадекватных взглядов на социальную реальность [4], развивает агрессивные настроения, вплоть до насилия, что, в последующем, может привести к социальной аномии [5] и росту криминализации общества [6].
Именно СМИ являются транслятором западной идеологии, общества потребления, индивидуализма. Это служит причиной духовно-нравственной деформация общественного сознания,
Литература:
1. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012. иЯ1- : https://dic.academic.ru/ dic.nsf/efremo уа/157023
2. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон; Пер. с франц. Е.А. Самарской; Ред. пер. М.Н. Грецкий // Социология преступности: Современные буржуазные теории. М. : Прогресс, 1966. С.299-313.
3. Хоружая С.В. Социокультурная деградация в условиях трансформационного общества (социологический анализ) : монография / С.В. Хоружая, А.Р. Салчинкина. Краснодар : КубГАУ, 2021. 167 с.
формирования девиантного поведения, что, в конечном итоге, зачастую, приводит к криминализации российского социального пространства. В качестве превенции и борьбы с указанными состояниями, нам представляется возможным обоснование некой национальной идеи, нацеленной на формирование и подъем патриотических настроений граждан.
Сегодня государство использует для этих целей концепцию возрождения казачьей культуры, увеличения в высших учебных заведениях количества часов преподавания дисциплины «История России», потому как, именно она и формирует патриотизм в гражданах наряду с победами над общим «врагом», будь то эпидемия, конкурент и пр. Указанное подтверждается многими историческими примерами, в том числе - это и победа СССР над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне, и полет Ю. Гагарина в космос, и «Крымский консенсус» 2014 года, и т.д.
Происходящие сегодня события на Украине, в большинстве своем, также способствуют сплочению российских граждан, росту патриотических настроений, консолидации духовно-нравственных ценностей.
Таким образом, отсутствие четко определенной н а ц и ональной идеи является важнейшим фактором ценностной аномии в обществе. Именно ее и можно противопоставить безудержному потребительству, которое формирует в другом человеке образ врага, посягнувшего на общие материальные блага.
Мы согласны с мнением Э.М. Андреева, который утверждал, что в основе существующего миропорядка, для поддержания его устойчивости должен стоять «гуманизм как осознанная и реализованная человечность» [7].
Социальный порядок не возникает сам собой его необходимо «строить»: создавать и поддерживать. В этом - одна из наиболее важных и ответственных задач политических элит. Порядок не может устанавливаться исключительно государственным воздействием, он (по определению) поддерживается самим обществом, а для этого должен быть понят, принят и воспроизведен» [8].
Literature:
1. Efremova. Explanatory Efremova's Dictionary. 2012. URL : https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremo va/157023
2. Merton R.K. Social structure and anomie / R.K. Merton; Per. from French E.A. Samarskaya; Ed. per. M.N. Gretsky // Sociology of crime: Modern bourgeois theories. M. : Progress, 1966. P. 299-313.
3. Khoruzhaya S.V. Sociocultural degradation in the conditions of a transformational society (sociological analysis) : monograph / S.V. Khoruzhaya, A.R. Sal-chinkina. Krasnodar : KubGAU, 2021. 167 p.
4. Брушлинская Н.В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации. URL : http://evartist.narod.ru/ text7/44. htm
5. Терещенко О.В. Социальная аномия как следствие духовного кризиса российского общества / О.В. Терещенко // Национальное здоровье. 2019. № 1. С. 219-222.
6. Терещенко О.В. Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества / О.В. Терещенко // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 3. С. 323-331.
7. Андреев Э.М. Политико-правовая культура и социальный порядок / Э.М. Андреев // Материалы «Второй всероссийской научной конференции «Социальный порядок - гуманистическому развитию общества». 25-26 октября 2001 г. Краснодар, 2001. Ч. 1. С. 57.
8. Агафонов Ю.А. Новый социальный порядок в России: институциональные и нормативно-правовые аспекты / Ю.А. Агафонов // Материалы Первой всероссийской межвузовской научной конференции «Становление нового социального порядка в России. 11-12 ноября 2000 г. Краснодар, 2000. С. 3.
9. Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе. М., 2006. 307 с.
4. Brushlinskaya N. V. Criminal violence in the family and its broadcast by the media. URL : http://eva rtist.narod.ru/text7/44.htm
5. Tereshchenko O.V. Social anomie as a consequence of the spiritual crisis of Russian society / O.V. Tereshchenko // National health. 2019. № 1. P. 219-222.
6. Tereshchenko O.V. Socio-philosophical aspects of the analysis of the process of criminalization of modern society / O.V. Tereshchenko // Social and humanitarian knowledge. 2019. № 3. P. 323-331.
7. Andreev E.M. Political and legal culture and social order / E.M. Andreev // Materials of the Second All-Russian Scientific Conference «Social Order -Humanistic Development of Society». October 25-26, 2001. Krasnodar, 2001. Part 1. P. 57.
8. Agafonov Yu.A. New social order in Russia: institutional and legal aspects / Yu.A. Agafonov // Materials of the First All-Russian Interuniversity Scientific Conference «The Formation of a New Social Order in Russia». November 11-12, 2000. Krasnodar, 2000. P. 3.
9. Popov M.Y. Legal socialization of the individual as a resource for the formation of social order in Russian society. M., 2006. 307 p.