Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ'

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терещенко Олеся Валерьевна, Гринь Максим Валентинович

Специфичными чертами сегодняшней реальности выступают некоторые социально-экономические тренды на микро- и макроуровнях. В рамках последнего необходимо обозначить процессы глобализации, локализации, регионализации и другие. С диалектической точки зрения, глобализационные процессы на современном этапе актуализируют собой «вызов» уже самим же западным странам. Целью данной работы является изучение и анализ влияния процесса глобализации на устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN GLOBALIZATION PROCESSES AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Specific features of today's reality are some socio-economic trends at the micro and macro levels. Within the framework of the latter, it is necessary to identify the processes of globalization, localization, regionalization and others. From a dialectical point of view, the globalization processes at the present stage actualize a «challenge» to the Western countries themselves. The purpose of this work is to study and analyze the impact of the globalization process on sustainable development.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»

УДК 316

РО! 10.23672/п8405-0678-8860-ш

Терещенко Олеся Валерьевна

кандидат философских наук, ассистент кафедры истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина olesya.tereschenko@yandex.ru

Гринь Максим Валентинович

доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина grin.m@kubsau.ru

Olesya V. ïereshchenko

Candidate of Philosophical Sciences, Assistant of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin olesya.tereschenko@yandex.ru

Maksim V. Grin

Doctor of Philosophy, Candidate of Law Sciences, Professor of the Department Sociology and Cultural Studies, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin grin.m@kubsau.ru

Глобализационные

процессы современности и устойчивое развитие

Modern globalization processes

and sustainable development

Аннотация. Специфичными чертами сегодняшней реальности выступают некоторые социально-экономические тренды на микро- и макроуровнях. В рамках последнего необходимо обозначить процессы глобализации, локализации, регионализации и другие. С диалектической точки зрения, глобализационные процессы на современном этапе актуализируют собой «вызов» уже самим же западным странам. Целью данной работы является изучение и анализ влияния процесса глобализации на устойчивое развитие.

Ключевые слова: устойчивое развитие, качество жизни, глобализация, кризис, регионализация.

Annotation. Specific features of today's reality are some socio-economic trends at the micro and macro levels. Within the framework of the latter, it is necessary to identify the processes of globalization, localization, regionalization and others. From a dialectical point of view, the globalization processes at the present stage actualize a «challenge» to the Western countries themselves. The purpose of this work is to study and analyze the impact of the globalization process on sustainable development.

Keywords: sustainable development, quality of life, globalization, crisis, regionalization.

Спецификой современной действительности являются ряд социально-экономических трендов, выступающих как на микро-, так и на транснациональном уровне. В рамках последнего следует выделить процессы глобализации, локализации, регионализации и другие. Их переплетение приобретает разнообразные, как правило, смешанные формы. С нашей точки зрения, эти явления целесообразно рассматривать с позиции цивилизационной конкуренции.

Сегодня государства находятся в ситуации своеобразного переходного периода. Глобализация, в нашем понимании, есть формирование мировой экономической и политической системы, направленной на обеспечение интересов Западного мира. Собственно, с подачи последнего и реализуются глобализационные процессы. Объективно, этапы и, что немаловажно, результаты развития глобализации антагонистичны национальным интересам многих стран не западного мира.

Основополагающим фактором Западной цивилизации выступает индивидуализм. Именно протестантская идеология кальвинистского типа являлась доминирующей в мировоззрении англичан, а в особенности американцев. По сути, оно основывается на установке «избранности», которая, очевидно проявляет себя в американизме. Идея индивидуальной свободы, трансформируемая в американскую мечту - культ личного успеха само по себе содержит солидный девиантный потенциал. Общепризнанно, что приоритет индивидуальных ценностей над коллективными выступает фактором расширения различного рода теневых практик, в том числе и криминального характера. Неслучайно, что американское общество является наименее благополучным в плане девианто-генности и криминализации.

Как и любое явление, глобализация имеет не одну сторону. Немало ученых - критиков глобали-зационных процессов признают и их положительные последствия (например, Дж. Стиглиц). Межкультурный обмен - это всегда расширение

мировоззрения, взаимодействия между странами. Наконец, никуда не деть технические и технологические достижения западной цивилизации -компьютеризация, информатизация и т.д.

Анализируя глобализацию с диалектической точки зрения, мы отмечаем, что на современном этапе она актуализирует собой «вызов» уже самим же западным странам. То есть, как мы имеем возможность наблюдать, все сильнее активизируются силы национального плана в своем противостоянии глобализму. Это дает основательный толчок преобразованию мировой структуры из од-нополярной в многополярную. Дополнительным фактором здесь является и то обстоятельство, что США будучи единственным гегемоном в какой-то момент упустили контроль за мировыми процессами, соответственно, многие регионы стали вести себя более самостоятельно.

Целью данной работы является изучение и анализ влияния процесса глобализации на устойчивое развитие.

Анализируя исследования многих российских и зарубежных ученых, мы можем заключить, что смена индивидуализма на преобладание коллективных интересов в обществе; первостепенная роль духовных ценностей, а в некоторых регионах даже их возрождение, над всепоглощающим материальным накоплением и потребительством; в том числе, законодательное и экономическое урегулирование сложившихся глобальных проблем мирового порядка, поможет нам обеспечить будущим поколениям гораздо безвредное и устойчивое развитие [1, с. 116].

Мировое сообщество уже настроило свой курс на сбалансированное и гармоничное развитие [2, с. 576].

Жан Бодрийяр, в частности. Указывает на то, что «...ускоренное устаревание продуктов и машин, разрушение старых структур, удовлетворяющих некоторые потребности, умножение фальшивых новаций, не имеющих ощутимых преимуществ для образа жизни - все это может быть добавлено к балансу. Это ведет к своего рода самопожиранию системы.» [3, с. 63-64].

Г.В. Осипов утверждал, что первостепенным признаком глобального кризиса нашей цивилизации является ее «способность к экологическому самоубийству». Помимо этой он выделял:

- проблему «ядерного самоубийства человечества»; демографический кризис (с одной стороны -это перенаселение, а с другой - массовый голод, мощные миграционные процессы, разрушение социальной среды);

- глубинную модификацию основ мировой экономической системы (финансовый кризис).

В контексте интересующих нас проблем, следует также выделить озабоченность современных ученых: распадом семей; нравственным кризисом; появлению однополых браков; деидеологизацией общества, (рост аморальности и бездуховности личности, девальвации ценности образования и знаний) [4, с. 68-70].

Всё вышеперечисленное свидетельствует о транснациональном кризисе современной цивилизации, личности и общества. Мировые эпидемии, в том числе и СОУЮ-19, по нашему мнению, выступают своеобразным уравнителем между деятельностью человека и силами природы. Здесь нельзя не согласиться с высказыванием В. Ба-бенко и предположением многих экологов, что Земля может выдержать на себе не более миллиарда человек без истощения ресурсов и необратимых изменений в экологии [5].

Российская Федерация на сегодняшний день преследует цель формирования многополярного мира - это важнейшее конструктивное решение, направленное на то, чтобы наше мироздание стало лучше для будущих поколений. В рамках этой модели может быть успешно решена важнейшая задача поддержания гармонии и устойчивого развития на планете.

Во всем мире, но в разных масштабах, наблюдается противостояние глобализационным процессам. Проявляется оно и в культурно-идеологических движениях. Примером этого в Краснодарском крае выступает возрождение казачьей культуры; поднятие патриотических настроений посредством участия граждан в шествии «Бессмертного полка». Объявление каждого года в России годом какой-либо значимой ценности помогает обратить на последнюю особое внимание общественности, проникнуться ею, научиться уважать (2008 - год семьи, 2017 - год экологии, 2019 - год театра, 2022 - год культурного наследия и др.).

На наш взгляд, наличие национальной идеи не тол ь ко обеспечивает общественное единство, но и, обычно, ведет к немалым успехам как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Официальная власть понимает проблему, но государственная идеологическая политика подвержена немалым колебаниям. Неплохой шанс для консолидации общества имел место в 2014-2016 гг. на волне, так называемого, Крымского консенсуса, но сейчас он может считаться упущенным.

Профессор Ю.Г. Волков пишет об идеологии гуманизма, которая. По его мнению, во многом сыграет объединяющую роль в масштабах человечества. По сути дела, развитие цивилизации сейчас является одной из весомых предпосылок единства человечества, хотя на более ранних этапах этот фактор скорее работал на разделение обществ по культурному признаку. Проекты альтернативной глобализации тоже во многом являют собой отражение тенденций стремлений человечества к единству [6].

Социально-политическим и экономическим ответом на вызовы глобализации выступает регионализация на различных уровнях как внутри отдельно взятой административно-территориальной единицы в национальном и международном масштабах. Отдельным регионам дается карт-бланш на их развитие и укрепление, тем самым, стабильности всего государства.

Также, новой жизненной философией общества потребления может стать российская

региональная концепция устойчивого развития. Хагуров А.А. в своей монографии утверждает, что «концепция позволяет представить механизм поэтапного перехода социально-экономических систем к устойчивому развитию. Первым шагом в этом переходе должна стать работа с сознанием акторов в определенном смысле:

а) с их волей (мотивами и стимулами);

б) духовно-нравственными ценностями;

в) просвещением акторов.

В результате этой работы мы сможем сформировать надсубъективную реальность устойчивого развития, которая, далее, поэтапно будет проецироваться в социальную реальность» [7, с. 199].

Духовное возрождение вместе с осознанием каждым российским гражданином ответственности за будущее следующих поколений, дают возможность изменить как отдельную личность, так и социальную и мировую действительность, в целом.

Литература:

1. Капица Л.М. Индикаторы мирового развития. М., 2008.

2. Забота о Земле. Стратегия устойчивого существования. Резюме. МСОП/ЮНЕП/ВВФ. Гланд, Швейцария. 1991.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М. : Республика: Культурная революция, 2006.

4. Терещенко О.В. Криминализация и социальный порядок российского общества в условиях глобализационных процессов современности : дис. ... кан. философ. наук: 09.00.l1 / Терещенко Олеся Валерьевна. Краснодар, 2020.

5. Бабенко В. Золотая десятка / В. Бабенко // Наука и жизнь. 2001. №11. URL : https://www. nkj.ru/archive/articles/7328

6. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). М., 2000.

7. Хагуров А.А. Устойчивое развитие сельских территорий. Институциональные основания устойчивого развития (управление, экономика, экология и социальная сфера как основные факторы устойчивости общества) : монография / А.А. Хагуров [и др.]. Краснодар : КубГАУ, 2020.

Literature:

1. Kapitsa L. M. Indicators of world development. -M., 2008.

2. Taking care of the Land. The strategy of sustainable existence. Resume. IUCN/UNEP/WWF. Gland, Switzerland. 1991.

3. Baudrillard J. Consumer society: its myths and structures. M. : Republic: Cultural Revolution, 2006.

4. Tereshchenko O.V. Criminalization and the social order of Russian society in the conditions of modern globalization processes : dis. ... can. philosopher of sciences: 09.00.11 / Tereshchenko Olesya Val-eryevna. Krasnodar, 2020.

5. Babenko V. The Golden Ten / V. Babenko // Science and Life. 2001. №11. URL : https://www. nkj.ru/archive/articles/7328

6. Volkov Yu.G. Manifesto of humanism. (Ideology and the humanistic future of Russia). M., 2000.

7. Khagurov A.A. Sustainable development of rural areas. Institutional foundations of sustainable development (management, economics, ecology and the social sphere as the main factors of society's sustain-ability) : monograph / A.A. Khagurov [et al.]. Krasnodar : KubGAU, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.