УДК 32
Зацеляпин Матвей Владимирович
студент факультета управления,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т [email protected] Терещенко Олеся Валерьевна
кандидат философских наук,
старший преподаватель кафедры истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т [email protected] Кошокова Саньят Январбиевна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected] Matvey V. Zatselyapin Student of the Faculty of Management, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected] Olesya V. Тereshchenko Candidate of philosophical sciences, Assistant Professor of the Department of History and Political Science,
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
Saniyat Y. Koshokova
Candidate of Historical Sciences,
Associate Professor of the Department
of History and Political Science,
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin [email protected]
Реформы Временного правительства: замыслы и реальность
Reforms of the Provisional Government: intentions and reality
Аннотация. Начало 1917 года характеризуется сложной политической и социально-экономической обстановкой в России. В результате Февральской революции к власти приходит Временное правительство. В ту нестабильную «взрывоопасную» эпоху оно должно было стать своеобразным компромиссом для удовлетворения желаний различных политических сил. В статье рассмотрена реформистская деятельность этого исполнительно-распорядительного органа. Дана характеристика основным реформам буржуазно-демократической власти.
. Трубилина
. Трубилина
Выявлены проблемные вопросы эпохи с февраля по октябрь 1917 года в стране и подведены итоги деятельности Временного правительства.
Ключевые слова: Временное правительство, буржуазно-демократическая власть, реформы, управление, политический режим.
Summary. The period of the beginning of the social and socio-economic situation in Russia in 1917. As a result of the February Revolution, the Provisional Government came to power. In that unstable "explosive" appearance, it was supposed to be a kind of compromise to identify the desires of various manifestations. The article deals with the reformist activities of this executive and administrative body. The characteristic of the repeatability of the reforms of the bourgeois-democratic power is given. The problematic issues of the era from February to October 1917 in the country were identified and the results of the activities of the Temporary restriction were summed up.
Keywords: Provisional government, bourgeois-democratic power, reforms, management, political regime.
Временное правительство было образовано в марте 1917 года в результате победы Февральской революции. Этот орган должен был стать своеобразным компромиссом ради удовлетворения желаний различных политических сил, принявших участие в стихийных событиях февраля-марта 1917 года, но объединенных общей целью - свержение монархического режима [1].
Суть же компромисса заключалась в попытке с помощью нового правительства прийти к согласию с наиболее радикальными силами, поддержку которым оказали народные массы. Несмотря на утверждение подобного органа, необходимо признать, что, исходя из сложившейся «взрывоопасной ситуации», неизбежно было появление других политических институтов, которые могли декларативно претендовать на властный статус, и, не располагая легитимностью или реальной силой. И Временный комитет Государственной думы, и Петроградский совет в марте 1917 г. имели не меньший авторитет в обществе, чем правительство. Но успех их дальнейшей борьбы за власть зависел не только от популярности, но и от способности к самоорганизации и решительному осуществлению своего политического курса [2].
В системе управления Временное правительство в период со 2 марта по 25 октября 1917 года являлось высшим исполнительно -
распорядительным и законодательным органом управления государственной власти в России. Остальные обязаны были подчиняться ему.
Состав Временного правительства, несмотря на разнородность приверженцев политических идеологий, имел явно либерально-демократический уклон развития.
Наиболее остро складываются отношения Временного Правительства в ряде регионов, где местные власти требовали национальной автономии.
Важной и первостепенной задачей нового исполнительно-распорядительного органа власти являлось подготовка выборов в
Учредительное собрание, которое и должно было определить будущий политико-экономический облик страны. С этой целью было создано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Однако без решения острых в тот момент вопросов: аграрного, рабочего, военного, и других - т.е., стабилизации внутриполитической ситуации, было бы невозможно дальнейшее существование демократического правительства. Именно поэтому реформаторская деятельность новой власти продолжалась практически до ее свержения в октябре 1917 года. Из-за огромного количества реформ, проходивших в тот исторический период, рассмотреть целесообразно лишь самые основные.
Судебная реформа временного правительства была неудачна. Ему не удалось отменить смертную казнь, а временные суды по местным делам были упразднены [3]. При этом были расширены полномочия мировых судей и создана административная юстиция, в юрисдикцию которой входило разрешение конфликтов между государственными органами, с одной стороны, общественными организациями и гражданами, с другой.
Страна имела огромное продовольственные проблемы, они усложнились в связи с участием России в Первой мировой войне. Для преодоления кризисной ситуации была введена хлебная монополия, были установлены фиксированные цены на хлеб, готовился проект аграрной реформы. Но решение продовольственного коллапса было связано с преодолением земельного вопроса, из-за чего, земельная реформа была неминуемой. Однако ввиду разногласий внутри временного правительства и его отраслевых комитетов вопрос остался открытым и предполагалось его решить уже после созыва Учредительного собрания.
Были достигнуты определенные успехи в развитии трудового законодательства в условиях революционного времени, были санкционированы возникшие ранее фабрично-заводские комитеты, учрежден институт местных комиссаров труда, появились примирительные комиссии и биржи труда, была запрещена работа женщин и подростков в ночное время.
Следует также упомянуть, что с появлением нового органа изменению была подвергнута министерская система: появились новые министерства труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов, исповеданий. Было реорганизовано министерство внутренних дел, ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и, ведавшее цензурой, Главное управление по делам печати. В целях обеспечения личной и имущественной безопасности граждан вместо полиции создавалась милиция.
Органами власти на местах стали губернские и уездные земские собрания и городские думы. Они работали под руководством комиссаров Временного правительства, которые обычно назначались из председателей земских и городских управ. В мае 1917 г. был принят закон о волостном земстве, система земских учреждений стала трехзвенной (губернское, уездное и волостное земство). Однако существует мнение, что
самоуправление страдало от чрезмерного контроля администрации, что вся демократизация была номинальной [4].
Временное правительство медлило с решением одного из основных для народа вопросов - выхода из Перовой мировой. Без решения данной проблематики, поддержка народных масс все больше и больше уходила к главным оппонентам - большевикам. Так называемая, «Нота Милюкова», стала катализатором кровавых событий июля 1917. Вместо ускоренного решения проблемы, члены Временного правительства обвинили Ленина в прогерманском шпионаже и осудили марксистов, а Керенскому это дало повод сконцентрировать всю полноту власти в своих руках, тем самым, утверждая свою личную власть, сворачивая демократические преобразования, усиливается карательный напор.
В итоге, такие действия приводят к окончательному крушению парламентаризма, вызвав серьезный отпор со стороны народных масс. Правительство утратило контроль над ситуацией в стране, недооценив силу «красного» движения. Октябрьская революция стала логическим завершением этапа «двоевластия». К власти пришли большевики во главе с В. И. Лениным, а разлад Керенского с генералом Корниловым только ускорил эти события.
Несмотря на уникальность реформ и взятие курса на построение демократического режима, Временное правительство не достигло главной цели - окончательной модернизации политического режима. Также, нельзя не учитывать того факта, что теория классового солидаризма, которая защищала интересы буржуазии, продолжение войны, неэффективное решение важных общественных вопросов, привели к волнениям среди народа, создали благоприятную почву для политических конкурентов в лице социалистов Ленина. Временное правительство в глазах людей из надежды для российского народа превратилось в сломанный механизм, олицетворявший весь хаос 1917 года. Последующее развитие страны
во многом имело отпечаток этого политического режима. Происходящие социальные процессы в большинстве отразили всю глубину свершившихся событий, что способствовало расшатыванию социального порядка и последующей криминализации общества [5; 6].
Литература:
1. Shelokhaev V. V., Solovyov K. A. Liberal Diagnosis of February Revolution 1917. - 2017.
2. Гайда Ф. А. Механизм власти Временного правительства (март-апрель 1917 г.) //Отечественная история. - 2001. - №. 2. - С. 141-153.
3. Барташевич Б. В., Ладыка А. Е. Особенности судебной системы в эпоху временного правительства //Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - №. 3. - С. 313-316.
4. Далина О. А. Реформа Временного правительства в области городского самоуправления //Вестник Вятского государственного университета. - 2007. - №. 18. - С. 56-63.
5. Tambiyants Y.G., Grin M.V., Shalin V.V., Chikaeva K.S., Spasova N.E. State-national ideology: methodological and practical problems / Espacios. 2017. Т. 38. № 62. С. 16.
6. Терещенко, О. В. Политологический анализ влияния кризиса духовности на криминализацию российского общества / О. В. Терещенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. - 2020. - № 1-2. -С. 65-68.
Literature:
1. Shelokhaev V. V., Solovyov K. A. Liberal Diagnosis of February Revolution 1917. - 2017.
2. Gaida F. A. The mechanism of power of the Provisional Government (March-April 1917) // Domestic History. - 2001. -№ 2. - p. 141-153.
3. Bartashevich B. V., Ladyka A. E. Features of the judicial system in the era of the provisional government // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". - 2019. - № 3. - p. 313-316.
4. Dalina O. A. Reform of the Provisional Government in the field of urban self-government // Bulletin of the Vyatka State University. - 2007. - № 18. - p. 5663.
5. Tambiyants Y.G., Grin M.V., Shalin V.V., Chikaeva K.S., Spasova N.E. State-national ideology: methodological and practical problems / Espacios. 2017. Т. 38. № 62. С. 16.
6. Tereshchenko, O. V. Political analysis of the influence of the crisis of spirituality on the criminalization of Russian society / O. V. Tereshchenko // Humanitarian, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. Culturology. Political science. - 2020. - №. 1-2. - pp. 65-68.