Научная статья на тему 'Февральская революция и политико-правовые взгляды российских протестантов (февраль - октябрь 1917 г. )'

Февральская революция и политико-правовые взгляды российских протестантов (февраль - октябрь 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1514
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СВОБОДА СОВЕСТИ / РЕЛИГИЯ / РОССИЙСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ / БАПТИЗМ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Потапова Наталья Владимировна

Статья посвящена анализу вероисповедной политики Временного правительства в период с февраля по октябрь 1917 года с точки зрения её влияния на эволюцию политико-правовых взглядов российских протестантов (на примере баптистов). После прихода к власти Временное правительство сразу же осуществило переход к новой государственной религиозной политике. Протестанты, в годы самодержавия испытывавшие притеснения со стороны власти и государственной церкви, в послереволюционный период демонстрировали удовлетворенность введением свободы совести и уравнением положения всех религий и формулировали свои политические требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Февральская революция и политико-правовые взгляды российских протестантов (февраль - октябрь 1917 г. )»

УДК 93

Потапова Наталья Владимировна

кандидат исторических наук, кафедра российской и всеобщей истории, доцент. Сахалинский государственный университет [email protected]

Февральская революция и политико-правовые взгляды

РОССИЙСКИХ ПРОТЕСТАНТОВ (ФЕВРАЛЬ - ОКТЯБРЬ 1917 г.)

Natalia V. Potapova

candidate of historical Sciences, assistant professor at the Department of Russian and world history. Sakhalin State University [email protected]

The FEBRUARY REVOLUTION AND THE POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF RUSSIAN PROTESTANTS (FEBRUARY - OCTOBER, 1917)

Аннотация. Статья посвящена анализу вероисповедной политики Временного правительства в период с февраля по октябрь 1917 года с точки зрения её влияния на эволюцию политико-правовых взглядов российских протестантов (на примере баптистов). После прихода к власти Временное правительство сразу же осуществило переход к новой государственной религиозной политике. Протестанты, в годы самодержавия испытывавшие притеснения со стороны власти и государственной церкви, в послереволюционный период демонстрировали удовлетворенность введением свободы совести и уравнением положения всех религий и формулировали свои политические требования.

Ключевые слова: Февральская революция, Временное правительство, свобода совести, религия, российский протестантизм, баптизм, политико-правовые взгляды, политические требования.

Annotation. The article analyzes the religious policy of the Provisional Government in the period from February to October 1917 in terms of its influence on the evolution of the political and legal views of Russian Protestants (for example, of Baptists). Coming to power the Provisional Government immediately made the transition to the new religious policy. Protestants who experienced harassment by the authorities and state church during the autocracy, in the post-revolutionary period showed satisfaction with the introduction of freedom of conscience and the equation of the situation of all religions and formulated their political demands.

Keywords: February Revolution, Provisional Government, freedom of conscience, religion, Russian Protestantism, Baptism, political and legal views, political demands.

В времена Российской империи государство поддерживало законодательно, финансово и административно идеологическую монополию Русской православной церкви (РПЦ), которая, будучи церковью государственной, являлась опорой самодержавной власти, выполняла ряд государственных функций и управлялась государством через Святейший Синод. Вплоть до начала XX в. остальные конфессии делились на «терпимые» и «нетерпимые», не имеющие права на существование в пределах Российской империи. Переход к новой государственной религиозной политике, предполагающей введение в право принципов свободы совести, начался сразу после крушения российского самодержавия. Временное правительство, придя к власти в ходе Февральской революции 1917 г., ориентировалось на идею «внеисповедного государства», в основе которого лежит принцип равенства всех религиозных объединений и равноудалённости от них государства. Первые законодательные акты Временного правительства провозглашали широкомасштабную демократизацию, в частности, и религиозной жизни общества.

14 июля 1917 г. Временным правительством был издано постановление «О свободе совести», впер-

вые утверждавшее в российском праве либерально-демократический принцип свободы совести, подчеркивало, что каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести и «пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию», «никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было в правах за убеждения в делах веры» [4; 5, с. 129—130].

В полной мере принцип свободы совести Временным правительством не был реализован. Не был официально отменён государственный статус РПЦ, на территории России продолжали действовать нормы дореволюционного законодательства, закреплявшие особое положение православной церкви. Гражданская регистрация актов гражданского состояния была установлена только для лиц, числившихся во внеисповедном состоянии, конфессиональные организации не были ещё устранены от исполнения государственных функций, государственные ассигнования конфессиональным организациям выплачивались по-прежнему [7].

Как представители «религиозной оппозиции», чья свобода и права в годы самодержавия огра-

128

ничивались, баптисты восприняли с энтузиазмом приход к власти Временного правительства и его первые заявления и декларации. Они получили небывалую свободу, возможность проповеди своих взглядов, по амнистии из заключения возвратились активные деятели церквей. Идеи свободы окрыляли, сообщениями о восторженной реакции руководителей и рядовых членов баптистского сообщества на революцию полны периодические конфессиональные издания того времени, мемуарная литература [3; 2, р. 96-102]. Первый номер баптистского журнала «Слово истины» (его издание возобновилось в мае 1917 г.) с восторгом восклицал: «Нет, это не сон! Великая Россия действительно стряхнула с себя бремя веков засилья самодержавия. Рухнуло здание угнетения души и духа, порвались цепи злых тёмных сил...» [6].

Баптисты ещё в конце XIX - начале XX в. оказались вовлеченными и в дискуссии по проблемам цивилизационной идентификации, развернувшиеся в Российской империи. Вдохновлённые Февральской революцией, они не скрывали своих цивилизационных и политических предпочтений, свободы, которые привнесла в общественно-политическую жизнь революция, трактовались как продвигающие страну в сторону цивилизованного западного сообщества. Это подтверждается первыми же политическими заявлениями руководства баптистов после Февральской революции. По мнению одного из активнейших деятелей баптизма П.В. Павлова, образцом претворения в жизнь идеалов чистого христианства были США: «Конституция Американских Соединённых Штатов есть не что иное, как точная копия устройства баптистских общин, которые так распространены в Америке и играют серьёзную роль и в общественной жизни страны» [9].

Одним из результатов увлечения баптистов политикой (несмотря на заявлявшуюся ранее аполитичность) стало формулирование в апреле 1917 г. П.В. Павловым политических требований баптистов. Требования он разделил на два блока: политические и религиозные. В числе первых: утверждение демократической республики; свобода собраний, союзов, слова и печати; отделение церкви от государства; равноправие

Литература:

1. Coleman H.J. Russian Baptists and Spiritual Revolution, 1905-1929. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press. 2005.

2. Saloff-Astakhoff N.I. Christianity in Russia. New-York: Loizeaux Brothers Publishers: Bible Truth Depot, 1941.

3. Александров МЛ. К свободе призваны вы. // Слово истины. 1917. Май. № 1. С. 8-10.

4. Вестник Временного правительства. 1917. 20 июля.

5. Клочков В.В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в СССР. М. : Политиздат, 1982.

всех граждан без различия веры и национальности. Религиозными требованиями были следующие: свобода богослужения и проповеди; отмена всех законов, карающих преступления против религии; свобода перехода из одного вероисповедания в другое; право юридических лиц для религиозных общин и союзов общин» [9]. Отношение баптистов в период после Февральской революции к новому государству после объявления всех желаемых свобод сконцентрировалось на требовании отмены государственного положения РПЦ [7]. Заявляя о своих политических позициях, в 1917 г. баптисты, с одной стороны - искали компромиссы с властью, которая позволила им вести проповедь, с другой стороны - были полны идеей переустройства мира на христианских началах. Модель развития истории, сконструированная на этом этапе баптистами, сводилась к тому, что за революцией «социальной» должна последовать революция духа, которая приведёт к утверждению подлинно свободного и справедливого общества, основанного по образцу общин первых христиан» [10]. Стремясь воспользоваться революционным подъёмом и желая перевести революцию политическую в «революцию духа», они использовали революционную фразеологию даже в своих проповедях: «Баптистские лидеры и местные общины приветствовали падение монархии на переплетенных языках демократии, революции, и христианства» [1, с. 129].

Баптисты, испытывавшие в предреволюционный период притеснения со стороны власти и государственной церкви, положительно восприняли уравнение положения всех религий и свободу совести, провозглашённые Временным правительством. Однако, по их мнению, гарантией действительной религиозной свободы мог быть только закон об отделении церкви от государства. Временное правительство не решилось на принятие этого закона. Положительно оценивая свободу, принесенную Февральской революцией, и её буржуазно-демократический характер, руководители деноминации в первые месяцы после революции отклонились от провозглашённого ранее аполитичного курса, попытались озвучить свои политические предпочтения и найти своё место в революционном процессе.

Literature:

1. Coleman H.J. Russian Baptists and Spiritual Revolution, 1905-1929. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press. 2005.

2. Saloff-Astakhoff N.I. Christianity in Russia. New-York: Loizeaux Brothers Publishers: Bible Truth Depot, 1941.

3. Alexandrov M.A. You are called to freedom ... // Word of truth. 1917. May. № 1. P. 8-10.

4. Bulletin of the Provisional Government. 1917. July 20.

5. Klochkov V.V. Law and religion: from the state religion in Russia to the freedom of conscience in the Soviet Union. M. : Politizdat, 1982.

129

6. К моменту // Слово истины. 1917. Май. № 1.

С. 1-2.

7. Лекция ВТ. Павлова, прочитанная в Москве 3 апреля 1917 г. Отделение церкви от государства» // Слово истины. 1917. № 1 (май). С. 10-12.

8. Одинцов М.И. XX век в Российской истории. (Государство. Церковь. Народ.) // Религиоведение. 2001. № 2. С.24-28.

9. Павлов ПТ. Политические требования баптистов // Слово истины. 1917. Май. № 1. С. 2.

10. Рабы греха // Слово истины. 1917. Октябрь. № 11. С. 145.

6. By the time // Word of truth. 1917. May. № 1. P. 1-2.

7. Lecture VG Pavlova, read in Moscow April 3, 1917 Separation of church and state // Word of truth. 1917. № 1 (May). P. 10-12.

8. Odintsov M.I. XX century in Russian history. (State. Church. People.) // Religious Studies. 2001. № 2. P. 24-28.

9. Pavlov P.V. Political demands of Baptists // Word of truth. 1917. May. № 1. P. 2.

10. Slaves of sin // Word of truth. October 1917. № 11. P. 145.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.