Научная статья на тему 'Проблемы подготовки учителей математики'

Проблемы подготовки учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / СТУДЕНТ / STUDENT / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / TEACHER OF MATHEMATICS / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердюгина Оксана Николаевна, Иванов Дмитрий Иванович, Горечин Егор Николаевич

Рассмотрены актуальные проблемы подготовки учителей математики в бакалавриате. Акцентировано внимание на формировании тех компетенций студентов, которые определяют их успешную профессионально-педагогическую деятельность в школе. Раскрываются резервы улучшения подготовки бакалавров, связанные с более эффективным использованием времени, отводимого на их самостоятельную учебную работу. Показано, что квазипрофессиональная деятельность студентов бакалавриата может и должна способствовать их подготовке как учителей, способных к трансформации педагогических ролей в соответствии с меняющимися потребностями школы.The actual problems of training mathematics teachers in bachelor’s degree are considered. Attention is focused on the formation of those competencies of students that determine their successful professional and pedagogical activities in the school. The reserves of improving the preparation of bachelors, related to more effective use of time allocated for their independent educational work, are disclosed. It is shown that the quasi-professional activity of undergraduate students can and should contribute to their training as teachers capable of transforming pedagogical roles in accordance with the changing needs of the school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бердюгина Оксана Николаевна, Иванов Дмитрий Иванович, Горечин Егор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки учителей математики»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.05.P.33

О. Н. Бердюгина, Д. И. Иванов, Е. Н. Горечин,

Тюменский государственный университет

Проблемы подготовки математики

УДК 377.1

учителей

Все чаще и чаще приходится сталкиваться с критическими оценками уровня подготовки выпускников вузов - начинающих учителей математики. Говорят о том, что они не умеют работать с коллективом, не готовы перейти на новые школьные стандарты, не имеют минимально необходимого практического опыта.

Примечательно, что претензии к высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку учителей математики, высказывают и опытные учителя, и директора школ, и методисты. Причем все чуть ли не в один голос сетуют на консервативные методы обучения, рутинную организацию педагогической практики, не учитывающую современную динамику развития общеобразовательной школы, и, как следствие, неготовность выпускников к быстрому и рациональному реагированию на изменения в системе образования. Чаще всего критические замечания высказываются в адрес бакалавров, но и выпускников магистратуры также упрекают в недостаточной профессионально-практической подготовке.

Это означает, что педагогическим вузам и университетам необходимо искать пути такого содержания и построения процесса обучения, чтобы выпускник обладал необходимым уровнем квалификации в предметной области, освоил комплекс профессиональных компетенций. Этот результат предусмотрен и в федеральном государственном образовательном стан© Бердюгина О. Н., Иванов Д. И., Горечин Е. Н., 2018

Институт математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета

дарте высшего педагогического образования, но в нем не указаны методы и технологии его достижения.

Таким образом, перед вузами, обеспечивающими подготовку учителей математики, стоит задача коренного улучшения профессионально-математического образования студентов на основе пересмотра и обновления как содержания, так и методов обучения, а, точнее, всей технологии учебного процесса, исходя из желаемого, а точнее, общественно необходимого результата.

В результате освоения программы бакалавриата выпускник педагогического направления должен быть готов к педагогической, научно-исследовательской, проектной,

методической, управленческой и культурно-просветительской профессиональной деятельности. Очевидно, что будущие учителя должны приобщаться к этим видам деятельности в ходе изучения дисциплин учебного плана.

Чаще всего распределение дисциплин учебного плана таково, что на первых курсах обучения студенты изучают дисциплины либо общей педагогической подготовки, либо математического профиля. В результате возникает большой временной разрыв в общении студентов со школьной математикой.

Несомненно, что в процессе изучения конкретных учебных дисциплин связь со школьным курсом математики так или иначе осуществляется. Например, при

ОКСАНА

НИКОЛАЕВНА

БЕРДЮГИНА

кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: математические методы в прикладных областях, обучение студентов. Автор более 60 опубликованных научных работ

ДМИТРИИ ИВАНОВИЧ ИВАНОВ

кандидат физико-математических наук, доцент Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: алгебра, обучение учащихся и студентов. Автор более 30 опубликованных научных работ

ЕГОР

НИКОЛАЕВИЧ ГОРЕЧИН

преподаватель Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: алгебра, обучение учащихся и студентов. Автор более 15 опубликованных научных работ

Рассмотрены актуальные проблемы подготовки учителей математики в бакалавриате. Акцентировано внимание на формировании тех компетенций студентов, которые определяют их успешную профессионально-педагогическую деятельность в школе. Раскрываются резервы улучшения подготовки бакалавров, связанные с более эффективным использованием времени, отводимого на их самостоятельную учебную работу. Показано, что квазипрофессиональная деятельность студентов бакалавриата может и должна способствовать их подготовке как учителей, способных к трансформации педагогических ролей в соответствии с меняющимися потребностями школы.

Ключевые слова: обучение, студент, учитель математики, методы обучения.

The actual problems of training mathematics teachers in bachelor's degree are considered. Attention is focused on the formation of those competencies of students that determine their successful professional and pedagogical activities in the school. The reserves of improving the preparation of bachelors, related to more effective use of time allocated for their independent educational work, are disclosed. It is shown that the quasi-professional activity of undergraduate students can and should contribute to their training as teachers capable of transforming pedagogical roles in accordance with the changing needs of the school.

Key words: education, student, teacher of mathematics, teaching methods.

изучении дисциплины «Основания геометрии» студенты знакомятся со структурой школьного учебника по геометрии с позиции аксиоматического метода. Но эта связь носит опосредованный, а не непосредственный характер, что и предопределяет, на наш взгляд, неоправданно умозрительный характер профессионально-математического образования учителей.

Исследования методистов, педагогов и психологов направлены на определение путей улучшения процесса профессиональной подготовки студентов, но, как правило, лишь в рамках той или иной учебной дисциплины. Отсюда вытекает и локальный характер рекомендаций большинства исследователей.

Исключения встречаются не часто. Например, Т. С. Полякова предлагает для формирования педагогического кругозора учителя математики включить в его подготовку курс истории отечественного школьного математического образования [3]. Основой курса служит система знаний по истории математического образования в средней школе с элементами истории методики преподавания математи-

ки как научной дисциплины. Но так можно усовершенствовать прежде всего теоретические знания будущих учителей, тогда как речь идет в первую голову об их слабой практической подготовке.

В этой ситуации нельзя забывать о том, что наличие немалого числа часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, позволяет использовать дополнительные возможности улучшения качества обучения.

И такой опыт есть.

В Новосибирском государственном университете студенты в рамках часов, отведенных на самостоятельные занятия, привлекаются к деятельности заочной школы при специализированном учебно-научном центре. Они пробуют свои силы в качестве педагогов-наставников, которые проверяют и оценивают работы школьников. При этом будущие учителя активно постигают и такую сторону деятельности учителя, как тьютор-ство. И все же надо отметить, что в этой работе занята лишь часть студентов.

В специализированном учебно-научном центре Уральского федерального университета только ма-

гистранты выступают в качестве учителей. При этом не прослеживается полноценная преемственность между обучением в бакалавриате и в магистратуре.

В общеобразовательной школе-интернате «Лицей имени Н. И. Лобачевского» в Казани действует программа «Система профессионального развития учителя». Одна из целей лицея - воспитание учителя математики, готового к работе с одаренными детьми. Программа рассчитана только на магистрантов. Они выступают в качестве ассистентов учителя на протяжении всего срока обучения, затем по восходящей получают статус молодого учителя, учителя-конструктора, учителя-технолога и др. Магистрант в основном находится в образовательном учреждении, знакомясь при этом с его традициями и особенностями и овладевая эффективными технологиями обучения. Взаимодействие на уровне бакалавриата здесь также отсутствует.

Анализ имеющегося практического опыта подтверждает, что на протяжении всего процесса обучения будущих учителей математики необходима их целенаправ-

ленная подготовка, ориентированная на учебную работу в школе. Но преподаватели вузов хорошо знают, что целевое обучение находится в постоянном конфликте с многообразием содержания высшего образования. И образовательные стандарты третьего и последующих поколений этот конфликт не преодолевают, оставляя задачу его разрешения высшим учебным заведениям.

По нашему мнению, среди инструментов улучшения качества образования будущих учителей математики на первом плане должно находиться привлечение студентов к квазипрофессиональной деятельности. Эту работу можно вести по ряду направлений (рис).

На наш взгляд, целесообразно с первых курсов приобщать будущих учителей математики к работе в очно-заочной физико-математической школе. Оправдывает себя привлечение студентов к подготовке методических рекомендаций для учащихся по темам школьного курса математики под руководством профилирующегося педагога. В дальнейшем рекомендации могут трансформироваться в элементы курсовых работ или выпускных квалификационных работ [1, 2].

При разработке рекомендаций студент изучает не только школьную программу, но и дополнительную литературу, приобретает опыт систематизации и логически стройного изложения теоретического материала, овладевает навыками работы с научным текстом и решения задач повышенной сложности, уточняет собственные предметные знания по данной теме, находит идеи для научно-исследовательской и проектной работы с учащимися.

Еще один инструмент улучшения профессионально-математической подготовки будущих учителей -это привлечение студентов с первого курса к работе в школе в качестве тьюторов. Выполняя функции тьюторов, бакалавры в той или

Сотрудничество c Институтом регионального развития образования

Сотрудничество c Департаментом образования

иной мере приобщаются ко всем аспектам учительского труда.

Оправдывает себя и использование элементов менторства, привлечение к которому студентов бакалавриата способствует развитию у них квазипрофессиональных навыков работы с отстающими детьми, с детьми, которые находятся на домашнем обучении или не посещают школу по медицинским показаниям, с детьми с ограниченными возможностями. В случае достаточной подготовки студента возможно и его привлечение к ведению математических кружков, элективных курсов или факультативов.

Большим потенциалом обладает рациональное использование такого учебного ресурса, как распределенная учебная практика, которая кроме всего прочего способствует формированию у будущих учителей готовности к организации и проведению городских, муниципальных, областных мероприятий, направленных на повышение уровня математического образования в школе.

В рамках учебной практики студенту дается возможность с первого года обучения пробовать свои

Внеучебная деятельность

«Менторство», Подшефная школа

силы в учебной и внеучебной деятельности со школьниками с разных позиций. Погружаясь в процесс развития предметных профессиональных умений от ступени ученика до ступени руководителя, он может проследить, как меняется степень взаимодействия учащихся и учителей.

Стоит отметить, что если подчинить процесс обучения одной цели, а именно систематической подготовке студентов к профессионально-математической деятельности, то это будет способствовать приобретению студентом компетенций, необходимых для дальнейшей апробации своих наработок в учебном процессе, а также для реализации себя в качестве организатора различных мероприятий школы.

Таким образом, одной из главных задач обучения студентов педагогического направления является создание для будущих учителей математики условий и стимулов, побуждающих к самореализации в различных ролях школьного педагога: от организации учебных занятий в классе до научного руководства исследовательским проектам школьника.

Очно-заочная

физико-математическая школа

Бакалавр педагогического направления

Сотрудничество c образовательными учреждениями

Рис. Направления подготовки будущих учителей математики

I

Г

Мы видим, что университеты и педагогические вузы располагают значительными учебно-воспитательными и организационно-методическими возможностями, позволяющими радикально рас-

ширить рамки бакалавриата педагогического направления. Реализация этих возможностей позволяет довести объем и качество образования в бакалавриате до того уровня, который необходим

для подготовки учителя математики, способного к трансформации своей деятельности на основе освоения меняющегося комплекса профессионально-педагогических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердюгина О.Н. Физико-математическая школа «Квадрат Декарта» // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ишим, 2017. С. 16-17.

2. Иванов Д. И, Горечин Е. Н., Бердюгина О. Н. Проект «Квадрат Декарта» в рамках реализации программы равнодоступности образования Тюменской области // Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. С. 185-189.

3. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителей в педагогическом университете: дисс. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1998.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

LITERATURA

1. Berdyugina O. N. Fiziko-matematicheskaya shkola «Kvadrat Dekarta» // Sovremennyj uchitel' discipLin estestvennonauchnogo cikLa: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Ishim, 2017. S. 16-17.

2. IvanovD.I., Gorechin E.N, Berdyugina O.N. Proekt «Kvadrat Dekarta» v ramkah realizacii programmy ravnodostupnosti obrazovaniya Tyumenskoj oblasti // Sovremennyj uchenyj. 2017. T. 1. № 1. S. 185-189.

3. Polyakova T.S. Istoriko-metodicheskaya podgotovka uchitelej v pedagogicheskom universitete: diss. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D, 1998.

4. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.