Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении'

Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / MODEL OF FORMATION PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONTEXT OF LEARNING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITIES / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / СЕМИОТИЧЕСКАЯ И ИМИТАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩИЕ МОДЕЛИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ / SOCIAL LEARNING MODEL / SEMIOTIC LEARNING TRAINING MODEL / IMITATIVE LEARNING TRAINING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Лира Фанисовна

Рассматривается модель формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе контекстного обучения, предполагающая активное включение студента в профессиональную деятельность, в которой в аудиторных условиях и на языке науки моделируются условия, содержание и динамика педагогического процесса, отношения занятых в нем людей.The article presents a model of the professional-pedagogical orientation of future teachers in the context of learning, suggesting the active involvement of students in the professional activities in which the conditions in the classroom and in the language of science simulated conditions, the content and dynamics of the educational process, the relationship of people employed in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугуманова Лира Фанисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении»

УДК 378.14.015.62

Л.Ф. Нугуманова,

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении

В последние годы в нашей стране осуществляется модернизация профессионального образования. Один из ее путей - создание в учебных заведениях условий не только для усвоения обучающимися накопленного человечеством социального опыта и культуры, но и включения их в ходе обучения в процесс созидания и реализации себя как активных деятелей. Иными словами, обществу нужны не только успеваемость студента, не оценки за знания, которые выставлены в дипломе специалиста, а его профессиональная компетентность, способность эффективно осуществлять профессиональные функции и решать возникающие в ходе профессиональной деятельности проблемы и задачи. Более того, требуется не просто знающий специалист, а профессионал, стремящийся наилучшим образом выполнять то, что он делает, проявляющий в полной мере свои способности, реализующий себя в своей профессиональной деятельности, т.е. нужна самоактуализирующаяся личность.

В последние время все более широкое признание в системе профессионального образования получает контекстный подход. Эта теория и технология опирается на три источника, разработанные в отечественной педагогике и психологии, а также на богатейший эмпирический опыт учителей-практиков. Первый источник контекстного обучения - деятельностный

Рассматривается модель формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе контекстного обучения, предполагающая активное включение студента в профессиональную деятельность, в которой в аудиторных условиях и на языке науки моделируются условия, содержание и динамика педагогического процесса, отношения занятых в нем людей.

Ключевые слова: модель формирования профессионально-педагогической направленности, контекстное обучение, профессиональная деятельность, учебная деятельность, квазипрофессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, семиотическая и имитационная обучающие модели, социальная обучающая модель.

The article presents a model of the professional-pedagogical orientation of future teachers in the context of learning, suggesting the active involvement of students in the professional activities in which the conditions in the classroom and in the language of science simulated conditions, the content and dynamics of the educational process, the relationship of people employed in it.

Key words: model of formation professional-pedagogical orientation, context of learning, professional activities, educational activities, quasiprofessional activities, teaching and professional activities, semiotic learning training model, imitative learning training model, social learning model.

подход к усвоению социального опыта, представленный в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Элькони-на и др. Второй - формы и методы активного обучения (М.М. Новик, Г.К. Селевко, П.И. Пидкасистый, Н.В. Самоукина и др.). Третий - теория и технологии контекстного обучения, где основным является осмысление категории «контекст» (А.А. Вербицкий).

Показателями профессиональной направленности студентов в период обучения в вузе являются увлечение учебным предметом и интерес к профессии.

В подготовке будущих учителей особое место занимает формирование профессионально-

педагогической направленности студентов, проявляющееся, в частности, в устойчивом интересе будущих учителей к педагогической профессии и желании работать по специальности. Ведь известно, что далеко не все выпускники педагогических вузов трудоустраиваются в школе. Среди многих причин этого можно назвать и то обстоятельство, что некоторые студенты безразлично относятся к своей будущей профессии, хотя они и изучают много различных учебных предметов, но не владеют навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Формирование педагогической направленности студентов, включающей понимание ими со-

© Нугуманова Л.Ф., 2014

циальной значимости профессии учителя, интерес к школе и педагогической деятельности, навыки общения со школьниками и другими субъектами учебно-воспитательного процесса, готовность к решению различных проблем и задач педагогической деятельности, должно пронизывать все стороны профессиональной подготовки будущих учителей.

Несмотря на то что в психолого-педагогической литературе немало пишется о необходимости совершенствования формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в условиях вуза, на практике высшие учебные заведения используют имеющиеся возможности учебно-воспитательного процесса далеко не в полной мере, отсутствует методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, в частности по реализации контекстного подхода. Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, возросли требования обновляющегося общества к учителю, а с другой - продолжает сохраняться недостаточно эффективная постановка работы по формированию профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе вузовской подготовки.

Основной задачей нашего исследования было создание модели формирования профессионально-педагогической направленности у будущих учителей в контекстном обучении.

А.А. Вербицкий в контекстном обучении выделяет базовые формы деятельности: учебную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную, а также множество промежуточных. Рассмотрим процесс формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении в трех базовых формах деятельности студентов и множестве промежуточных, переходных от одной базовой формы к другой [2].

Начнем с учебной деятельности академического типа (собственно учебная деятельность), классическим примером которой является информационная лекция. Здесь имеет место, главным образом, передача и усвоение информации. Однако уже на проблемной лекции или семинаре-дискуссии намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются действия специалистов, обсуждающих теоретические, противоречивые по своей сути вопросы и проблемы.

Далее, А.А. Вербицкий выделяет квазипрофессиональную деятельность, моделирующую на языке науки условия, содержание и динамику производства, отношения занятых в нем людей, что имеет место, например, в деловой игре.

И наконец, им выделяется учебно-профессиональная деятельность, где студент выполняет реальные исследовательские (учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы студентов, подготовка материалов для выполнения выпускной квалификационной работы) или практические функции (производственная практика). Оставаясь учебной, работа студентов оказывается по своим целям, содержанию, формам и технологиям фактически профессиональной деятельностью: ранее полученные знания выступают здесь ее ориентировочной основой.

На этом этапе завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную.

В качестве промежуточных могут выступать любые формы, обеспечивающие поэтапную трансформацию одной базовой формы деятельности студентов в другую. Это проблемные лекции, семинары-дискуссии, групповые практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций, спецкурсы, спецсеминары и др.

Находясь с самого начала в де-ятельностной позиции, студенты получают в контекстном обучении все более развитую практику использования учебной информации и функции, средства регуляции собственной деятельности. Это обеспечивает естественное вхождение молодого специалиста в профессию, значительно сокращает период его адаптации на производстве [1, с. 48].

Этим базовым формам деятельности студентов в контекстном обучении поставлены в соответствие три обучающих модели: семиотическая, имитационная, социальная.

Семиотическая обучающая модель представляет собой вербальные устные и письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым студентом (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и др.). Единицей работы студента является речевое действие. Формами проявления активности обучающихся в семиотической модели обучения являются самопознание, процесс постижения самого себя. Эффективность обучения измеряется успешностью овладения учебным материалом, что, в свою очередь, способствует пониманию сущности профессионально-педагогической направленности будущими учителями [1, с. 49].

Имитационная обучающая модель - это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации. Единица работы студента - предметное действие, основная цель которого - практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций. Самопознание приобретает смысл только в контексте того, с какими целями происходит самопознание и

Задачи формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей

Формирование понимания сущности профессионально-педагогической направленности Развитие профессионально-педагогической направленности как качества личности будущего учителя Реализация профессионально-педагогической направленности в педагогической деятельности

1 1

>

Идеи контекстного подхода

Познание, самопознание Самосовершенствование Самореализация

I

Педагогические условия

Понятийная сторона профессиональной деятельности Предметная сторона профессиональной деятельности Социальная сторона профессиональной деятельности

♦ ♦ ♦

Учебная деятельность академического типа Квазипрофессиональная деятельность Учебно-профессиональная деятельность

*

Семиотическая модель Имитационная модель Социальная модель

Формы и методы обучения

Лекции информационные, проблемные, с запланированными ошибками и др., семинары-диспуты, семинары-исследования Практические занятия, лабораторные работы, анализ профессиональных ситуаций, имитационная, деловые, ролевые игры, тренинги Педагогическая практика, научно-исследовательская работа студентов, курсовая работа, выпускная квалификационная работа

Содержание под готовки учителя

Гуманитарные, социально-экономические дисциплины Естественнонаучные дисплины Общепрофессиональные дисциплины Дисциплины профессиональной подготовки

Компонентный состав профессионально-педагогической направленности будущих учителей

Направленность на себя Направленность на предметную сторону профессиональной деятельности учителя Направленность на личность учащегося

1 1

1

Результат

Высокий уровень профессионально-педагогической направленности будущих учителей

Схема. Модель формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе контекстного обучения

как будет использоваться это знание. Единственный путь движения самопознания - это самосовершенствование. Проявление активности будущих учителей в имитационной обучающей модели выражается в самосовершенствовании, что, в свою очередь, способствует развитию профессионально-педагогической направленности как качества личности учителя. Профессиональное самосовершенствование есть

относительно самостоятельный вид внутренней деятельности, направленный на принятие и усвоение внешних, в основном нормативно установленных требований к личности. Его мотивация представляет собой совокупность побуждений и условий, которые определяют, направляют и регулируют процесс повышения профессиональной компетентности. Диагностика развиваемых умений и навыков определяет эффектив-

ность обучения в имитационной обучающей модели [1, с. 50].

Социальная обучающая модель - это типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Работа в интерактивных группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формированию не только предметной, но и соци-

альной компетентности будущего специалиста. Основной единицей активности студента является поступок, т.е. действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик и - с учетом этого - коррекцию действия. Активность будущих учителей в социальной модели обучения проявляется в самореализации. Значимость преподаваемого студентом-практикантом учебного предмета для развития личности учащегося является показателем эффективности социальной модели обучения. В педагогической деятельности происходит реализация профессионально-педагогической направленности будущих учителей. Обязательным условием успешного осуществления этой модели является обеспечение принятия и самопринятия обучающегося со стороны других субъектов образовательного процесса [1, с. 50].

Таким образом, в контекстном обучении студент, вовлекаемый в разные виды индивидуальной и коллективной деятельности, имеет возможность в полной мере проявить себя, свой потенциал и получить от этого полное удовлетворение, которое дополняется пиковыми переживаниями, сопровождающими продуктивную творческую деятельность.

Разработанная нами программа «Теория и методика профо-риентационной работы в школе» учитывает специфику формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в процессе обучения в вузе. Программа предусматривает приобщение студентов к пониманию сущности профессионально-педагогической направленности, развитие у них профессионально-педагогической направленности как качества личности учителя, реализацию профессионально-педагогической направленности в педагогической деятельности. Целевые установки каждого этапа направлены на раз-

витие определенного компонента профессионально-педагогической направленности.

Композиционно экспериментальная программа построена следующим образом: первый блок - лекционные и семинарские занятия; второй - лабораторно-практические (тренинги, решение проблемных задач, деловые и ролевые игры). Приобретенные знания, умения и навыки затем реализуются на третьем этапе в ходе педагогической практики, в курсовых и выпускных квалификационных работах.

Этап формирования понимания профессионально-педагогической направленности обращен на усиление мотивации выбора будущей профессии, накопление информации о теории и практике будущей профессиональной деятельности. Он развивает направленность на предметную сторону профессии учителя, создает условия для самопознания. Этап формирования профессионально-педагогической направленности личности учителя ориентирован на развитие направленности на себя, связанной с потребностью в самосовершенствовании в сфере педагогического труда. Этап реализации профессионально-педагогической направленности в педагогической деятельности заключается в становлении опыта внесения преобразований в реальный педагогический процесс при внедрении в практику результатов самостоятельного исследования, содержанием которого выступает становление опыта выполнения профессиональных умений. Этот этап обращен на развитие направленности на ребенка, связанной с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности, что приводит к актуализации стремления будущего учителя к самореализации.

Этап формирования понимания профессионально-педаго-

гической направленности был реализован в ходе собственно учебной деятельности студентов (первый блок программы). Опираясь на контекстный подход в обучении, мы в своей работе использовали информационные, проблемные лекции с заранее запланированными ошибками и лекцию-пресс-конференцию. С помощью этих лекций задается последовательный переход от простой передачи информации до активного освоения содержания обучения, с включением механизмов теоретического мышления и всей структуры психических функций. В этом процессе возрастает вклад самих студентов в порождение содержания образования, повышается роль диалогического взаимодействия и общения в ходе лекции и семинарских занятий.

По нашему мнению, увеличивающийся в процессе подготовки к профориентационной работе в школе объем знаний позволяет студентам более четко представить будущую профессиональную деятельность, выявить, насколько она личностно интересна. В связи с этим на втором этапе включение студентов в квазипрофессиональную деятельность осуществлялось в ходе выполнения лабораторных работ, анализа профессиональных ситуаций, ролевых и дидактических игр, диспутов, соревнований в знаниях и умениях. Студенты, проигрывая роли «учителя», «учащихся», «родителей», «коллег по работе», овладевали конкретными практическими умениями, которые необходимы в будущей профессии. Анализ возникающих в ходе игр различных педагогических ситуаций и проблем способствовал осмыслению студентами полученных теоретических знаний, формированию умений находить оригинальные решения, развитию профессиональной мотивации, познавательных интересов.

Приобретаемые и проявляемые на учебных занятиях контекст-

ноготипа знания,умения, навыки и качества личности получают свою реализацию и свое дальнейшее развитие в ходе учебно-профессиональной деятельности. Предметом исследования и познания в этом случае являются различные стороны и содержание будущей профессиональной деятельности. В контекстном обучении студент максимально привлекается к будущей профессиональной деятельности во всех ее аспектах. В результате наряду с реализацией познавательной направленности в контекстном обучении происходит и развитие профессионально-педагогической направленности будущих учителей.

На третьем этапе исследования студентами экспериментальной группы на занятиях разрабатывались программы для организации профориентационной работы в школе, которые затем были апробированы в ходе педагогических практик на 3-5-х курсах при проведении внеклассных мероприятий и на научно-практических конференциях. Дальнейшая разработка вопросов, рассматриваемых в процессе подготовки к профориентационной работе, была осуществлена заинтересованными студентами в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.

Выпускные квалификационные работы по профориентации в пе-

дагогическом вузе носят преимущественно педагогическую направленность и связаны с решением конкретных педагогических проблем школьной жизни, поисками путей повышения эффективности педагогической деятельности. Обязательным является выявление в выпускной квалификационной работе раздела «Практическая значимость полученных результатов». В написании выпускной квалификационной работы проявляется весь профессиональный потенциал будущего учителя. Полученные им результаты эксперимента являются его собственным вкладом в решение рассматриваемой проблемы, удовлетворяя тем самым стремление студента к самореализации в педагогической деятельности. В то же время исследовательская работа студента приобретает качественно иной уровень, когда она сочетается с присваиваемой квалификацией.

Таким образом, модель формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в условиях контекстного обучения включает следующие элементы:

- содержание контекстного обучения (понятийная, предметная, социальные стороны);

- базовые формы деятельности студентов (собственно учеб-

ная, квазипрофессиональная, социальная);

- ведущие обучающие блоки (семиотический, имитационный, социальный);

- формы и виды учебных занятий (информационные и проблемные лекции, семинары-диспуты, семинары-исследования, практические занятия, лабораторные работы, деловые игры, тренинги, педагогическая практика, научно-исследовательская работа студентов, выпускная квалификационная работа);

- формы самоактуализации (самопознание, самосовершенствование, самореализация);

- диагностика эффективности обучения (диагностика успешности овладения учебным материалом, усвоения умений и навыков, значимости преподаваемого студентом-практикантом учебного предмета для развития личности учащегося);

- специфика формирования профессионально-педагогической направленности.

Литература

1. Вербицкий А.А. Компетентност-ный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.

Одно из наиболее авторитетных исследований компетентностного подхода в современной научной литературе.

М.: Логос, 2014. 226 с. 242 руб. Заказывайте электронной почтой по адресу: iglogos@yandex.ru телефон: (495) 644-38-04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.