АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Левшина Наталья Владимировна
старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.09
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
CONTEMPORARY TRANSFORMATIONS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF GREAT BRITAIN AT THE BEGINNING OF
THE 21ST CENTURY
В Великобритании реализуются две модели профессиональной подготовки учителей: последовательная и параллельная. Обязательным элементом подготовки учителя является педагогическая практика. Педагогическое образование строится на основе профессиональных стандартов педагога, которые определяют перечень профессиональных компетенций, которыми должен владеть квалифицированный педагог. Особое внимание уделяется развитию социальных компетенций.
Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, социальные компетенции.
In the UK, there are two models of teacher training: consecutive and parallel. An obligatory element of teacher training is pedagogical practice. Pedagogical education is based on the professional standards of the teacher, which define the list of professional competences that a qualified teacher must possess. Particular attention is paid to the development of social competencies.
Key words: pedagogical education, professional standard of the teacher, social competencies.
Изучение зарубежного опыта организации педагогического образования обусловлено необходимостью избежать возможных ошибок, заимствовать лучшее с учетом особенностей развития отечественной системы педагогического образования. В системе педагогического образования
Великобритании есть много специфических черт, но есть и положительный опыт, на котором нам бы хотелось сосредоточить внимание.
Несмотря на тенденции централизации и стандартизации педагогического образования, образовательная политика британского правительства заключается в создании широких возможностей для всех желающих получить педагогическое образование с учетом их личностных потребностей. Поэтому правительство поддерживает разнообразие учебных планов и программ, курсов и моделей профессиональной подготовки учительских кадров.
Итак, рассмотрим более подробно параллельную и последовательную модели подготовки учителей. Большинство учебных программ параллельной модели предлагаются учителям начальной школы, но существуют программы данного типа и для учителей среднего звена образования. Данная модель традиционно является наиболее распространенным путем получения квалификации учителя начальной школы, но в последнее время она уступает последовательной модели. Параллельная модель профессиональной подготовки учителя основывается на принципе смешанности программ высшего образования, теоретических и практических занятий, продолжается в течение всего периода обучения. Для получения профессии учителя нужно учиться в течение 3-4 лет на дневном отделении вуза и одновременно проходить педагогическую практику, что обеспечит получение научной степени и статуса квалифицированного учителя (Англия, Уэльс) или статус «лица, имеющего право преподавания» (Северная Ирландия). Успешное завершение определенного курса обучения ведет к получению диплома бакалавра образования (Bachelor of Education (B.Ed), Бакалавра искусств или бакалавра наук в образовании (BA (Ed) или BSc (Ed), но по решению вуза могут выдаваться дипломы других квалификаций. Чтобы получить указанные виды дипломов? студенту необходимо выполнить учебный план, который содержит педагогику, изучение одного или нескольких предметов на университетском уровне и педагогическую практику в начальной и средней школе.
Параллельные курсы обучения в Англии и Уэльсе предлагаются взрослым студентам, которые уже закончили минимум однолетний курс обучения в соответствующем высшем учебном заведении. Некоторые учебные курсы функционируют как очно-заочные.
В последовательной модели подготовки учителей обычно программы предлагаются учителям средних школ, но сегодня такие программы распространяются и среди тех, кто желает получить квалификацию учителя начальной школы. Обучение по этой модели длится 4 года и после года педагогической практики предоставляет студенту право на присвоение первой степени и Сертификата (PGCE). Обучение в последовательной модели осуществляется на дневных, очно-заочных и заочных отделениях с одним курсом дневного обучения в течение года.
Содержание программы ведет к получению Сертификата аспиранта в образовании, предполагает сосредоточение на Национальном учебном плане, изучении педагогики и образования, формировании практических навыков преподавания и применении знаний предмета специализации. Некоторые высшие учебные заведения Англии предлагают студентам учебные курсы, ведущие к получению Сертификата аспиранта в образовании, которые длятся 2 года, и в течение которых происходит повторное изучение определенных предметов, а также осуществляется профессиональная подготовка. Указанные курсы построены таким образом, чтобы создать возможность студентам, которые имеют степени по широкому перечню других предметов (дизайн и технологии, математика, современные иностранные языки, естественные дисциплины), получить квалификацию учителя-специалиста средней школы. Подобная модель обучения обязательно предполагает один год обучения в вузе на дневном отделении или эквивалентное этому изучение соответствующего учебного предмета.
Все начинающие учителя в Соединенном Королевстве должны проходить обязательную педагогическую практику в начале своей профессиональной
деятельности (Англия и Северная Ирландия), а в Уэльсе это требование реализуется с апреля 2003 года. Закон Англии 1998 года «О преподавании и высшем образовании» положил начало ряду мероприятий по обеспечению всех начинающих учителей квалифицированным наблюдением и поддержкой в течение первого года их профессиональной практической деятельности [5]. С мая 1999 года все начинающие учителя были обязаны отработать необходимую педагогическую практику в течение трех школьных семестров, результаты которой должны соответствовать установленным государством стандартам. Руководство «DfES 582/2001» содержит информацию о мерах по завершению обязательной педагогической практики тех учителей, которые намерены работать в школах, финансируемых государством, или в специализированных школах негосударственного финансирования [9]. Указанный документ -Руководство - содержит подробную информацию о профессиональных стандартах, которым должны соответствовать все начинающие учителя, а также методические рекомендации по проверке, поддержке и оценке профессиональной деятельности данных учителей во время их обязательной педагогической практики. Но и сегодня Статус квалифицированного учителя предоставляется при условии успешного завершения курсов профессиональной подготовки. Те же учителя-новички, которые получили данный Статус, но не смогли удовлетворительно завершить законодательно установленный период обязательной практики, лишаются права продолжать педагогическую деятельность в школах, финансируемых государством.
Программа обязательной педагогической практики сочетает в себе индивидуальную программу поддержки, которая предоставляет начинающим учителям возможность расширить и углубить их знания, усовершенствовать навыки и достижения в согласовании с государственными стандартами, необходимыми для получения Статуса квалифицированного учителя, а также критерии оценки их педагогической практики. Указанные программы строятся с учетом успехов и достижений учителя-новичка, его способностей, а также в
них прогнозируются возможные пути и средства его профессионального развития. В течение обязательной педагогической практики для начинающих учителей учебная нагрузка составляет не болей 90% нагрузки обычного учителя, что обязаны обеспечить директора средних учебных заведений. Всестороннюю информацию об обязательной педагогической практике Агентство подготовки учителей размещает на своем Интернет-сайте.
В Уэльсе законодательно установлено, что целью обязательной педагогической практики учителя-новичка является поддержка его профессионального развития. Так же как и в Англии, в Уэльсе учителя, имеющие Статус квалифицированного учителя, но неудовлетворительно прошедшие обязательную практику, не имеют права работать в государственных средних учебных заведениях. Но они не теряют Статус квалифицированного учителя.
В Уэльсе педагогическая практика содержательно и организационно строится также, как и в других графствах Королевства. Педагогическая практика учителя-новичка является обязательной, что закреплено законодательно. Выдвигая достаточно жесткие требования к квалификации молодого учителя, государство одновременно создает условия для поддержки, консультирования, помощи, оценки указанной практики, вводя Единые государственные стандарты профессиональной подготовки учителей. Содержание программ подготовки учителей дошкольных детских учреждений и начальных и средних школ в наиболее общем виде определяется государственными учреждениями, так же как и минимальная продолжительность практического педагогического опыта, приобретаемого студентом еще в школе. Более конкретно с программами работают высшие учебные заведения, принимая решение по организации обучения будущих учителей, на что получают аккредитационное разрешение от Агентства подготовки учителей (TTA) или от Совета высшего образования (ELW).
Англия не имеет единого учебного плана в полном смысле этого слова. Но Правительственный документ «Право преподавать» («Qualifying to Teach»), подготовленный Департаментом образования и науки и Агентством подготовки учителей в 2002 году, определяет стандарты и их уровни, которых должны достичь и продемонстрировать начинающие учителя-практиканты, чтобы получить Статус квалифицированного учителя [4]. Учитывая тот факт, что учебные программы, предлагаемые вузами, во многом имеют много общего, то перед вузами стоит задача учета специфики регионального образовательного пространства в той или иной части страны, а также тенденций регионализации образования.
Итак, каждый вуз, имеющий правительственное разрешение-аккредитацию на осуществление профессиональной подготовки учителей, самостоятельно утверждает учебные программы педагогического образования. В Англии высшие учебные заведения, которые готовят учителей, должны соответствовать тем критериям, которые предъявляются к ним Департаментом образования и науки, и только тогда они могут рассчитывать на аккредитацию в Агентстве подготовки учителей и предлагать различные учебные программы и курсы, успешное окончание которых дает студенту право на получение Статуса квалифицированного учителя. Поставщиками услуг в сфере педагогического образования в Англии выступают высшие учебные заведения и специальные средние учебные заведения, которые имеют на это разрешение правительственных органов и учреждений. Именно они несут ответственность за результаты планирования образовательных программ и планов по управлению процессом профессиональной подготовки учителей, за отбор претендентов, набор будущих учителей на курсы, качество их профессиональной подготовки и оценку результатов и достижений студентов. Школы, включенные в систему партнерства с высшими учебными заведениями, также участвуют в планировании учебных программ и курсов, в наборе
студентов, их подготовке и оценке профессиональной деятельности будущих учителей.
В сентябре 2002 года стандарты учебных программ профессионально-педагогической подготовки будущих учителей и правила набора на педагогические курсы были пересмотрены. Обновленные государственные требования и критерии оценки качества педагогического образования содержатся в государственном документе «Право учить». В нем определены правила присуждения Статуса квалифицированного учителя, где содержится перечень компетенций, которыми должен обладать студент-практикант для того, чтобы получить определенный сертификат (который засвидетельствует Статус квалифицированного учителя). Все это изложено в трех взаимосвязанных разделах данного документа, содержащих описание критериев, которым должен соответствовать будущий учитель [10].
В настоящее время система профессионального образования, в том числе педагогического, переходит на новые стандарты, основанные на компетентностном подходе. Требования к выпускникам должны формироваться на основе профессиональных стандартов. Поэтому опыт использования профессиональных стандартов в европейских странах, в частности Англии, может быть интересным и полезным и для нас. На основе теоретического анализа образовательных документов [1-3; 6-8] представляется возможным раскрыть особенности общей структуры и содержания профессиональных стандартов подготовки учителей в Англии.
Профессиональные стандарты для учителей (Professional Standards for Teachers), разработанные Департаментом образования и Агентством по подготовке и развитию педагогических кадров (TDA), используются в Англии с 1998 года. В течение десятилетия эти документы неоднократно уточнялись (последняя версия - 2007 г.). Эти стандарты определяют [7]:
а) требования к уровню начальной подготовки кандидатов для получения статуса квалифицированного учителя (Qualified Teacher Status) [3];
б) требования к профессиональной педагогической деятельности учителей основного уровня после окончания пробного года работы в школе (Core Standards);
в) требования к профессиональной педагогической деятельности учителей продвинутого уровня: «учителей-специалистов» (Post Threshold Teachers), «учителей-знатоков» (Excellent Teachers), «учителей-экспертов продвинутого уровня» (Advanced Skills Teachers). Таким образом, стандарты определяют требования к профессиональной педагогической деятельности учителя на разных карьерных этапах, начиная от учителя-новичка, который получает статус квалифицированного учителя (обязательный документ, кроме диплома), и заканчивая учителем-экспертом продвинутого уровня. Структура стандартов содержит три взаимосвязанных раздела требований:
а) к уровню сформированности профессиональных качеств;
б) к уровню сформированности профессиональных знаний и понятий;
в) к уровню сформированности профессиональных умений.
Рассмотрим требования стандартов к выпускникам для получения статуса
квалифицированного учителя. Рамка стандартов для получения статуса квалифицированного учителя включает в себя 33 пункта требований к сформированности профессиональных знаний, умений и навыков учителя-новичка [2].
Первый раздел касается профессиональных качеств и практики: эти стандарты касаются отношений и направленности будущего учителя, независимо от его специализации, и выступают производными Профессионального кодекса общего педагогического совета Англии (General Teaching Council for England - GTCE). Первый раздел, связанный с профессиональными качествами, включает в себя три блока требований к учителю. Начинающий учитель должен продемонстрировать в плане отношений с учащимися:
а) умение организовать взаимодействие с детьми и подростками, демонстрируя высокие ожидания от каждого ученика, организуя индивидуальный подход и стимулируя учеников к сотрудничеству;
б) способность служить образцом отношений и поведения для учащихся;
в) знание и соблюдение основных юридических рамок профессиональной деятельности (законодательство в области образования, профессиональные обязанности, образовательные приоритеты школы, правила внутреннего распорядка и поведения).
Второй блок посвящен некоторым коммуникативным навыкам, которыми должен обладать учитель, а именно:
а) умением общаться с детьми, родителями, опекунами; умением взаимодействовать в индивидуальном общении и в команде, владение способами невербальной коммуникации;
б) умением осознавать и уважать вклад коллег, родителей, опекунов в развитие и достижения учащихся; информировать родителей об успеваемости их детей, проявлять уважение к этническим, культурным и религиозным особенностям в общении;
в) умением выполнять обязательства по коллективному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами и привлекать опыт других специалистов к работе с классом, осознавая при этом свой вклад в их работу. Следует отметить, что данный блок умений может быть актуальным для отечественной практики подготовки учителей: коммуникативная и эмоциональная компетенции учителя, готовность делиться опытом с коллегами и учиться на их опыте - все еще слабые места отечественной школьной практики, в то время как в Англии этому придается большое значение.
Третий блок посвящен профессиональному развитию учителя и включает такие умения как:
а) анализировать свою практическую педагогическую деятельность и определять направления и цели дальнейшего развития и совершенствования;
б) творчески и конструктивно, критически относиться к инновациям, быть готовым внедрять их в свою практику при очевидной пользе;
в) учитывать советы коллег, быть открытым к инструктированию и наставничеству. В этом пункте оценивается, способен ли учитель-новичок осуществлять планирование и преподавание в сотрудничестве, пользуется ли советами и поддержкой менторов, тьюторов, коллег, положительно ли воспринимает конструктивную критику в свой адрес и т.д.
Второй раздел содержит перечень знаний, которыми должен овладеть учитель: стандарты предугадывают уверенное и авторитетной владение предметами специализации и четкое понимание процесса обучения школьников (что и как должно происходить в нем) и педагогические ожидания (чего и каким образом должны достичь ученики), т.е. он включает требования к уровню сформированности профессиональных знаний и понятий.
Учитель должен обладать следующими педагогическими и методическими умениями:
а) в плане преподавания: владение широким спектром стратегий обучения, преподавания и управления поведением учащихся; умение выбирать соответствующую стратегию обучения для конкретного ребенка;
б) в плане оценки и наблюдения:
• знание требований к оценке результатов обучения в своей предметной области, порядок осуществления контроля и проведения испытаний; знание требований к результатам обучения на каждом уровне школьного стандарта, умение подготовить учеников к процедуре оценивания;
• знание различных подходов к оценке и понимание важности организации текущего оценивания;
• умение использовать статистические данные для оценки своей деятельности, прогресса учащихся и повышения их успеваемости;
в) в плане общей грамотности и предметных знаний:
• знание и понимание статуса и стандартов предмета специализации;
• умение излагать свой предмет ученикам разного возраста и способностей, выбирая соответствующую методику обучения.
С 2008 года все выпускники педагогических учебных заведений Англии и Уэльса для получения статуса квалифицированного учителя обязаны сдать тесты функциональной грамотности, вычислений, информационно-коммуникационных технологий и уметь применять эти знания в учебном процессе [6].
Следующий блок требований касается работы с различными категориями учащихся, в том числе, с детьми с особенностями развития. Стандарты предполагают, что учитель должен продемонстрировать:
а) знание процесса развития ребенка и понимание того, что его успехи зависят от природных, религиозных, этнических, лингвистических, социальных факторов его окружающей среды;
б) способность оказать поддержку детям с различными образовательными потребностями, в том числе специальными, с помощью опытных коллег;
в) знание своих обязанностей по охране здоровья учащихся и способность получить квалифицированную консультацию у коллег по поводу особых проблем учеников.
Третий раздел касается непосредственно процесса обучения: данные стандарты касаются умений и навыков планирования, проверки, оценки, управления деятельностью школьников, методики преподавания. Указанные стандарты-требования к сформированности профессиональных умений и компетенций учителя базируются на тех, которые изложены в двух предыдущих главах и включают в себя:
а) в планировании:
• умение разрабатывать серию взаимосвязанных учебных задач и видов деятельности с четко определенными целями и задачами, понятными ученикам и подходящими для конкретных учеников по возрасту и уровню обученности;
• умение обучать грамоте, вычислениям, информационно-коммуникационным технологиям детей всех возрастов и способностей;
• умение планировать домашние задания и внеклассную деятельность с учетом индивидуальных потребностей учащихся;
б) в обучении:
• умение проводить уроки и серии уроков, используя различные методики, ресурсы, включая дистанционное обучение;
• умение применять различные стратегии оценки и фиксирования достижений образовательных результатов конкретных учеников и всего класса;
• умение излагать материал последовательно и логично, с учетом способностей учащихся к восприятию;
• умение строить свою речь, используя объяснения, расспросы, дискуссии и т.д.;
в) в оценке и осуществлении обратной связи:
• умение адекватно оценивать ход образовательного процесса, текущий уровень достижений ученика, чтобы ставить перед ним адекватные учебные задания проблемного характера;
• умение давать регулярный, своевременный, точный отчет о достижениях ученика, отражающий как его прогресс, так и проблемы.
Умению объективно и конструктивно оценивать образовательные результаты учащихся и эффективность своей профессиональной деятельности уделяется недостаточно внимания в отечественной системе подготовки учителей. Нормативы оценки, принятые в нашей стране, фиксируют результат ученика и не предполагают дальнейшей деятельности учителя по обоснованию и интерпретации полученных результатов, так же как фактически не влияют на успешность его профессиональной деятельности. В то же время успешность учителя в Великобритании определяется не средним баллом класса по тому или иному предмету, а прогрессом каждого ученика в достижении конкретного уровня обучения;
г) следующие требования к организации образовательной среды имеют в виду, что начинающий учитель продемонстрирует:
• умение создавать целесообразную, безопасную и комфортную образовательную среду в классе и вне класса, стимулируя интерес к обучению;
• умение управлять поведением учащихся, ставя им четкие дисциплинарные рамки, а также способствовать развитию самоконтроля и независимости учащихся в процессе обучения [1-3; 6-8].
Понятно, что научиться этому можно только на практике. Поэтому в ходе курса подготовки педагогических кадров в Великобритании около половины учебного времени отводится практике, в то время как до войны в наших высших педагогических учебных заведениях доля педагогической практики составляла лишь 5% учебного времени на уровне бакалавриата и 15% - на уровне специалитета. Кроме того, согласно стандартам, непременным требованием к начинающему учителю является умение работать в команде и сотрудничать с коллегами. Очевидно, что коллегиальности в подготовке педагогических кадров в Англии придается ведущее значение. Умение сотрудничать, обмениваться опытом, обращаться за советом к более опытным коллегам, привлекать коллег к работе с классом и анализировать совместно достигнутые результаты проходят красной нитью в профессиональных стандартах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Introduction to Standards [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tda.gov.uk/upload/resources/pdf/l/introduction_to_standards.pdf - Заголовок с экрана (дата обращения: 03.02.2017).
2. Professional Standards for Teachers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tda.gov.uk/teachers/professionalstandards/standards/qts.aspx - Заголовок с экрана (дата обращения: 03.02.2010).
3. Qualified Teacher Status [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.tda.gov.uk/Recruit/thetrainingprocess/qualifiedteacherstatus.aspx - Заголовок с экрана (дата обращения: 03.02.2010).
4. Qualifying to teach. Professional Standards for Qualified Teacher Status and Requirements for Initial Teacher Training [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
17
http://www.pgce.soton.ac.uk/IT/Training/Documents/QtoT/QtT2003.pdf - Заголовок с экрана (дата обращения: 2.02.2017).
5. School Standards and Framework Act 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/31/contents - Заголовок с экрана (дата обращения: 2.02.2013].
6. Skills Tests [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tda.gov.uk/Recruit/thetrainingprocess/qualifiedteacherstatus/skillstest.aspx - Заголовок с экрана (дата обращения 03.03.2010).
7. Standards Framework [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [URL http://www.tda.gov.uk/upload/resources/pdf/s/standards_framework.pdf - Заголовок с экрана (дата обращения 13.04.2010].
8. Standards Guidance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.tda.gov.uk/partners/ittstandards/guidance_08/qts - Заголовок с экрана (дата обращения: 03.01.2016].
9. The Induction Support Programme For Newly Qualified Teachers [Электронный ресурс]. -Режим доступа: dera.ioe.ac.uk/.../070502%20Induction%20Gui.. - Заголовок с экрана (дата обращения: 23.04.2016).
10. The New Professional QTS standards for Classroom Teachers in England [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://escalate.ac.uk/downloads/3751.pdf - Заголовок с экрана (дата обращения: 10.02.2018).