Научная статья на тему 'Проблемы подготовки студентов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста'

Проблемы подготовки студентов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TEACHER / HUMANISTIC UPBRINGING / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пониманская Тамара Ильинична

В статье характеризуются проблемы подготовки будущих педагогов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в зависимости от уровня научных знаний и семантического содержания: методологические, междисциплинарные, научно-организационные. Раскрываются компоненты и критерии готовности студентов к гуманистическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пониманская Тамара Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of students’ training to humanistic upbringing of senior preschool children

The article deals with the problem of future teachers’ training to the humanistic upbringing of senior preschool children depending on the level of the scientific knowledge and the semantic content: methodological, interdisciplinary, scientificorganizational. It has been disclosed the components and the criteria of students’ readiness to the humanistic upbringing.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки студентов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.2.017:17

ББК 63.4.2

Пониманская Тамара Ильинична

кандидат педагогических наук, профессор

зав. кафедрой педагогики и психологии (дошкольной и коррекционной) проректор по научной работе Ровенского государственного гуманитарного университета г. Ровно, Украина Ponimanska Tamara Illivna candidate of pedagogical sciences, professor

Chair of Department of Pedagogics and Psychology (preschool and correction)

Vice-Rector for scientific work of Rivne State University of the Humanities Rov-

no, Ukraine ponimrdgu@rambler.ru

Проблемы подготовки студентов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Problems of students’ training to humanistic upbringing of senior preschool

children

В статье характеризуются проблемы подготовки будущих педагогов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в зависимости от уровня научных знаний и семантического содержания: методологические, междисциплинарные, научно-организационные. Раскрываются компоненты и критерии готовности студентов к гуманистическому воспитанию.

The article deals with the problem of future teachers’ training to the humanistic upbringing of senior preschool children depending on the level of the scientific knowledge and the semantic content: methodological, interdisciplinary, scientific- organizational. It has been disclosed the components and the criteria of students’ readiness to the humanistic upbringing.

Ключевые слова: воспитатель, гуманистическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, профессиональная подготовка.

Key words: a teacher, humanistic upbringing, senior preschool children, professional training.

Социально-экономические преобразования требуют поиска новых подходов к воспитанию как многомерному явлению, осуществляемому в полисубъ-ектный среде. Возрастает значимость гуманистических ценностей в формировании воспитательных концепций и создании воспитательных систем. Ведущие учёные отмечают, что центр проблем в сфере воспитания все более смещается с прикладного, практического уровня в теоретико-методологическую плоскость (И. Бех, Е. Бондаревская, И. Колесникова, В. Сластёнин, Е. Шиянов и др.). Это позволит решить противоречие между необходимостью гуманизации сис-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 98

темы образования и недостаточным уровнем готовности педагогов к реализации идей гуманистического воспитания в реальной образовательной практике. Педагогический гуманизм исследователи определяют как современную стратегию деятельности всех звеньев образования, основанную на системе гуманистических знаний, взглядов, идей, убеждений и реализуемую в процессе воспитания [1;4]. Как отмечает академик НАПН Украины А. Савченко, гуманистическая направленность является выразительным признаком цели нового образования на философском уровне: “С начала 90-х годов ХХ века проблема воспитательного потенциала образования определилась как приоритетная. Ожидание новых теорий, новых взглядов относительно сущности и направлений развития образования постепенно сосредоточилось на необходимости определения базовых ценностей учебно-воспитательного процесса”, подчеркивает ученый [4, с.4].

В значительной степени эта проблема актуализируется в сфере дошкольного образования. Изучение особенностей социально-эмоционального развития ребенка позволяет выделить ряд противоречий, связанных с характером взаимодействия внутреннего мира ребенка и социального окружения, главное из которых состоит в открытости ребенка окружающему, стремлении к доверию, к принятию взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и несправедливости и даже жестокости в отношении людей к природе, другим людям, самому себе, которые нередко ребенок наблюдает уже с детства, с другой. Такие особенности современной социализации, как ценностная неопределенность, увеличение объема и характера информационного потока, нестабильность состава семьи, ослабление родственных связей, неоднозначно сказываются на социальном развитии ребёнка, приводят к изменению форм активности дошкольника, в частности, сюжетно-ролевой игры и самостоятельной трудовой деятельности детей, которые важны для социального становления личности. Напомним, что для полноценного развития ребенка необходимо его позитивное отношение к себе, ощущение ценности своего “Я”, что подтверждается отношением взрослых, их принятием развивающейся личности. Однако родители нередко проявляют за-

99 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

вышенные требования к достижениям детей, не всегда бывают терпимы к проблемам ребёнка из-за чрезмерной занятости, заботы о его материальном обеспечении. Поэтому возрастает социальная роль педагога как в качестве примера социально оправданных способов взаимодействия с окружающими, так и как организатора полисубъектной гуманистической воспитательной среды, в которой он взаимодействует с ребёнком, детским коллективом, родителями воспитанников.

В концепции исследования готовности педагога к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы исходим из принципиального положения гуманистической психологии и педагогики: в процессе воспитания в личностной позиции педагог всегда имеет дело не с “объектом”, а с личностью, а в педагогическом процессе - с условиями её становления и развития [2]. Следует отметить усиление внимания к личностной составляющей профессиональной подготовки педагога, направленной на становление субъектности, креативности, инновационного потенциала, рефлексии, гуманности. Сегодня это является наиболее обсуждаемой проблемой, мнения исследователей подготовки педагога к воспитательной деятельности объединяются в определении её как приоритетной [2;3;4;5;6].

Проблемы подготовки будущих педагогов к гуманистическому воспитанию детей в зависимости от уровней научного знания и смысловой значимости мы классифицируем на такие группы: методологические, междисциплинарные, научно-организационные.

В ряду методологических проблем к исходным принадлежит категориальная определенность понятия “гуманистическое воспитание”. Достижение этой определенности, невзирая на большое количество исследований проблемы гуманизации воспитания, представляется достаточно сложным, поскольку данное понятие многомерное и масштабное по сферам влияния на разные контингенты, зависимыми от разных условий жизни и воспитания как педагогов, так и их воспитанников. В философском содержании анализируемое понятие отражает приоритет факторов аксиологии в современной философии образования и Вестник ЧГПУ 12.2'2013 100

концепцию диалогового взаимодействия субъектов познания мира. Социальное содержание гуманизации воспитания связано с духовным оздоровлением общества и гармонизацией взаимоотношений людей. Педагогическое содержание гуманистического воспитания имеет несколько измерений. В широком смысле оно направлено на развитие ребёнка как главную цель воспитания, в котором педагог и ребёнок выступают как субъекты. В специальном педагогическом смысле гуманистическое воспитание рассматривается как взаимодействие детей и педагога в полисубъектной воспитательной среде.

Смысловые концепты подготовки педагога к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста связаны с проявлением духовноморальной парадигмы, востребованной вызовами современности как базисной для всех составляющих воспитания детей и определяющей в формировании личности и профессиональной подготовке педагога.

Междисциплинарные проблемы касаются интеграции знаний (философия, социология, история педагогики, психология, педагогика, методики дошкольного и педагогического образования) в определении цели и средств гуманизации образования и создания полисубъектной воспитательной среды. Следует отметить, что профессиональные знания в процессе профессиональной подготовки педагога должны качественно обогащаться философско-антропологическими, аксиологическими вопросами, без знания которых он не может реализовать позицию субъекта воспитательной деятельности.

Научно-организационный аспект связан с воплощением гуманистической парадигмы в научно-нормативные ориентиры дошкольного образования. В частности, это касается государственного стандарта - новой редакции Базового компонента дошкольного образования в Украине, одним из главных положений которого является признание того, что взаимодействие с другими людьми - это своеобразный вид вхождения ребенка в человеческий социум, требующий от него умения согласовывать свои интересы, желания, действия со взрослыми и свертниками. Гуманистическую направленность имеют также современные концепции дошкольного образования, а программы дошкольных образователь-

101 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

ных учреждений сообразно с запросами практики реформирования дошкольного образования на принципах личностно ориентированного подхода и вариативности образовательного пространства ориентированы на развитие ребёнка, в то время как предыдущие имели характер программ обучения и воспитания.

Изменения в современных государственных стандартах высшей школы, образовательно-квалификационных характеристиках и образовательнопрофессиональных программах, учебных планах и программах подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений также необходимо направить на гуманизацию содержания и методов профессиональной подготовки в соответствии с современными парадигмальными подходами.

Наше исследование строится на таких научно-педагогических принципах: субъектности (личность студента выступает одновременно как субъект развития педагогической деятельности и как субъект саморазвития); полисубъектно-сти (достижение взаимодействия всех субъектов воспитания); многоаспектно-сти (подготовка охватывает аксиологический, организационный, методический, результативный блоки); системности (подготовка приобретает эффективность при условии взаимодействия прямых и опосредствованных факторов личностно-профессионального развития будущих педагогов); концептуальной целостности и структурной завершенности (осуществление подготовки на основе гуманистической парадигмы по этапам профессионального становления будущего воспитателя).

Согласно логике нашего исследования, основной акцент в построении системы подготовки к гуманистическому воспитанию сделан на мотивационноценностной сфере будущего воспитателя, поскольку именно она является определяющей и ведущей в структуре его готовности к гуманистической воспитательной деятельности. Соответственно профессиональные знания, умения и навыки выступают в данном контексте инструментарием реализации воспитательной деятельности, ценностным ориентиром которой должен быть ребенок с его особым внутренним миром. Поэтому в структуре готовности будущих воспитателей к гуманистическому воспитанию особое значение мы отводим моти-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 102

вационно-ценностному компоненту, критерием сформированности которого выступает гуманистическая направленность личности. Показателями гуманистической направленности будущих воспитателей считаем развитие системы гуманистических ценностей, среди которых приоритетной должна стать ценность ребенка как личности и детства как уникального периода жизни человека. Значительным также является наличие идеала педагога и личное стремление стать педагогом-гуманистом.

Поскольку формирование готовности будущих воспитателей к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществляется в контексте общепедагогической подготовки, в структуре которой одно из главенствующих мест занимают соответствующие знания, в качестве второго структурного компонента готовности мы выделяем когнитивный, тесная связь и интеграция которого с мотивационно-ценностным компонентом обеспечивается потребностно-мотивационной сферой личности. В качестве главного критерия когнитивного компонента рассматриваем ориентацию студентов на овладение системой знаний, необходимых для осуществления гуманистического воспитания, показателями которой выступают: личностная потребность в теоретической профессиональной подготовке; понимание сущности гуманистического воспитания, осознание необходимости гуманизации педагогического процесса и своей роли в нём; способность управлять собственной активностью в процессе овладения теоретическими знаниями.

Практический аспект реализации гуманистических ценностных ориентаций в профессиональной деятельности, которая в период вузовского обучения проходит путь становления и развития, представляет деятельностный компонент готовности студентов к гуманистическому воспитанию детей. Его характеризуют такие показатели, как личностная потребность в практической профессиональной подготовке; умение осуществлять трансформацию ценностей-знаний в гуманистические личностно-профессиональные способы деятельности; устойчивая ориентация на гуманистическое взаимодействие с ребёнком и коллективом детей; способность к эмпатии.

103 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

Хорошо известно, что совершенствование системы подготовки будущих педагогов связано с созданием в высшей школе предпосылок для полисубьект-ности педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие их гуманистической профессиональной позиции. Это важное личностнопрофессиональное образование предполагает осознание будущим педагогом себя как соавтора воспитательного процесса и способность к анализу и самоанализу профессиональной деятельности. Рефлексивно-творческий компонент готовности будущих педагогов к гуманистическому воспитанию репрезентован в нашем исследовании такими показателями: способность к самопознанию и самооценке; вера в собственный творческий гуманистический потенциал; стремление к самосовершенствованию.

Исследование позволило сделать следующие выводы. Перестройка содержания подготовки студентов к гуманистическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста должна быть направлена на обеспечение целостности системы подготовки будущих воспитателей: развитие гуманистической направленности личности; осознание целей гуманистической профессиональной деятельности; формирование умений субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком и коллективом детей. С этой целью важно обеспечить: аксиологиза-цию содержания профессиональных учебных курсов; гуманизацию совместной деятельности преподавателей и студентов в образовательном пространстве вуза; наполнение гуманистическими смыслами деятельности студентов во время гуманитарной и педагогической практики; участие в совместной с преподавателями научно-исследовательской работе в области воспитания.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Амона-швили Ш. А. - М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

2. Бех, І. Д. Виховання особистості. Сходження до духовності / І. Д. Бех.

- К. : Либідь, 2006. - 273 с.

3. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии / И. А. Колесникова. - СПб. : СПб ГУПМ, 1999. - 242 с.

4. Савченко, О. Я. Новий етап розвитку шкільної освіти і підготовка майбутнього вчителя / О. Я. Савченко // Шлях освіти. - 2003. - № 3. - С. 2-7.

Вестник ЧГПУ 12.2'2013 104

5. Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность /

В. А. Сластёнин , Л. С. Подымова . - М. : Магистр, 1997. - 224 с.

6. Чижакова, Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии : автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук : спец. 13.00.01 “Общ. педагогика, история педагогики и образования” / Г. И. Чижакова. - М., 1999. - 34 с.

Bibliography

1. Amonashvili, S. A. Reflections on Humane Pedagogy / S. A. Amonashvili

- M.: Publishing house of Shalva Amonashvili, 1995. - 496 p.

2. Bekh, I. D. Parenting of Personality. Climbing to Spirituality / I. D. Bekh. -K.: Lybid, 2006. - 273 p.

3. Kolesnikova, I. A. Educational Reality in the Mirror of Cross-paradigmatical Reflection / Kolesnikova I.A. - St. Petersburg, 1999. - 242 p.

4. Savchenko, O. New Stage in the Development of School Education and Training of Future Teachers /O. Savchenko / / The path of education. - 2003. - №3. -P. 2-7.

5. Slastyenin, V. A. Pedagogy: Innovation / V. A. Slastyenin,

L. S. Podymova. - M.: Masters, 1997. - 224 p.

6. Chizhakova, G. I. Theoretical Bases of Formation and Development of

Pedagogical Axiology: Autoref. of dissertation for the degree of PhD: special. 13.00.01 “General Pedagogics, History of Pedagogics and Education” /

G. I. Chizhakova. - M., 1999. - 34 p.

105

Вестник ЧГПУ 12.2'2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.