Научная статья на тему 'Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза'

Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / подготовка к педагогической поддержке / будущие воспитатели / technology / training for pedagogical support / future pre-school teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Н. Н.

Статья посвящена такой актуальной проблеме современного образования как подготовка будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность педагогической поддержки как особого вида педагогической деятельности. На основе использования методов анализа научной литературы и обобщения опыта работы теоретически обоснована технология подготовки к педагогической поддержке. Методологической основой технологии автор считает: гуманистическую парадигму; системный, аксиологический, деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы; принципы целенаправленности, интеграции, человекоцентризма, практической направленности. Описываемая технология представлена в трех уровнях: концептуальном, содержательном и процессуальном. В статье подробно охарактеризованы педагогические условия и этапы технологии: подготовительный, информационный, технологический и результативный. Внедрение технологии в образовательный процесс высшего учебного заведения предполагает совершенствование структуры, содержания, форм и методов его организации; результатом автор считает готовность будущих воспитателей к педагогической поддержке, представленную совокупностью четырех компонентов: мотивационного, когнитивного, операционального и рефлексивного. Эффективность технологии подтверждается результатами экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTHESIS OF EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE TECHNOLOGY OF TRAINING FUTURE PRE-SCHOOL TEACHERS FOR PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE HIGHER SCHOOL EDUCATION PROCESS

The article is devoted to such an urgent problem of modern education as training future preschool teachers for pedagogical support of preschool children. The authors revealed the relevance of pedagogical support as a specific kind of pedagogical activity. On the basis of using the method of analysis of scientific literature and the synthesis of work experience, the technology of training for pedagogical was theoretically grounded. The author discloses the methodological core of the technology: the humanistic paradigm; the systemic, axiological, activity-based, learnercentered, competency-based approaches; the principles of purposefulness, integration, anthropocentrism, practical orientation. The described technology is presented in three levels: conceptual, substantive and procedural. There were extensively characterized the pedagogical conditions and technology stages: preparatory, informational, technological, and productive. The introduction of the technology into the educational process of higher educational institutions implies improving the structure, content, forms and methods of its organization; according to the author, the activities must result in the readiness of future pre-school teachers to pedagogical support, represented by the unity of four components: motivational, cognitive, operational and reflective. The effectiveness of the technology was confirmed by the results of the pilot study.

Текст научной работы на тему «Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза»

RESEARCH

RESULT

Колосова Н.Н. Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза //Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т.3, №1,2017.

УДК 371.13:373.2.064.2 DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-1-29-34

Колосова Н.Н.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА_

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, ул. Просмушкиных, д. 6, г. Евпатория, Республика Крым, 297420, Россия; E-mail: kolosova_nataly@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена такой актуальной проблеме современного образования как подготовка будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность педагогической поддержки как особого вида педагогической деятельности. На основе использования методов анализа научной литературы и обобщения опыта работы теоретически обоснована технология подготовки к педагогической поддержке. Методологической основой технологии автор считает: гуманистическую парадигму; системный, аксиологический, деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы; принципы целенаправленности, интеграции, человекоцентризма, практической направленности. Описываемая технология представлена в трех уровнях: концептуальном, содержательном и процессуальном. В статье подробно охарактеризованы педагогические условия и этапы технологии: подготовительный, информационный, технологический и результативный. Внедрение технологии в образовательный процесс высшего учебного заведения предполагает совершенствование структуры, содержания, форм и методов его организации; результатом автор считает готовность будущих воспитателей к педагогической поддержке, представленную совокупностью четырех компонентов: мотивационного, когнитивного, операционального и рефлексивного. Эффективность технологии подтверждается результатами экспериментального исследования.

Ключевые слова: технология, подготовка к педагогической поддержке, будущие воспитатели.

Kolosova N.N.

SYNTHESIS OF EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE TECHNOLOGY OF TRAINING FUTURE PRE-SCHOOL TEACHERS FOR PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE HIGHER SCHOOL EDUCATION PROCESS

Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch) named after V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 6 Prosmushkinykh St., Yevpatoria, Republic of Crimea, 297408, Russia; kolosova_nataly@mail.ru

Abstract

The article is devoted to such an urgent problem of modern education as training future preschool teachers for pedagogical support of preschool children. The authors revealed the relevance of pedagogical support as a specific kind of pedagogical activity. On the basis of using the method of analysis of scientific literature and the synthesis of work experience, the technology of training for pedagogical was theoretically grounded. The author discloses the methodological core of the technology: the humanistic paradigm; the systemic, axiological, activity-based, learner-centered, competency-based approaches; the principles of purposefulness, integration, anthro-pocentrism, practical orientation. The described technology is presented in three levels: conceptual, substantive and procedural. There were extensively characterized the pedagogical conditions and technology stages: preparatory, informational, technological, and productive. The introduction of the technology into the educational process of higher educational institutions implies improving the structure, content, forms and methods of its organization; according to the author, the activities must result in the readiness of future pre-school teachers to pedagogical support, represented by the unity of four components: motivational, cognitive, operational and reflective. The effectiveness of the technology was confirmed by the results of the pilot study. Keywords: technology, training for pedagogical support, future pre-school teachers.

RESEARCH

RESULT

Колосова Н.Н. Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза //Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т.3, №1,2017.

Введение (Introduction). Гуманистические и демократические тенденции развития современного общества привели к существенным изменениям в российском дошкольном образовании, для которого характерна ориентация на то, чтобы каждый ребенок стал свободной личностью, полноценным, творческим субъектом деятельности, познания и общения. Осуществить это возможно только через создание и функционирование образовательной системы, основанной на принципах человекоцентризма, оказания педагогической поддержки, что коренным образом отличается от традиционных подходов к организации воспитания и обучения детей. Осуществляя педагогическую поддержку, воспитатель не руководит ребенком и процессом его развития, а создает условия для его самоопределения, самореализации, помогает в решении проблем, поддерживает в становлении самости. Актуальность и эффективность педагогической поддержки как особого вида педагогической деятельности обусловили необходимость целенаправленной подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста к ее реализации.

Цель статьи: описание технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста и опыта ее реализации в условиях высшего учебного заведения.

Основная часть (Main part). Как свидетельствуют результаты научных поисков, понятие «технология» до настоящего времени остается весьма дискуссионным и имеет неоднозначные интерпретации. В отечественных исследованиях эта категория представлена как технология образования (обучения), педагогическая технология, технология воспитания (В.П. Беспалько [1], Г.К. Селевко [6], В.А. Сластенин [7] и др.) и в самых общих чертах рассматривается как совокупность (определенных) процессов, научное описание (каких-либо) способов, последовательная (взаимосвязанная) система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. В зарубежной литературе представлены тождественные понятия: technology of education, educational technology, характеризующиеся как средство оптимизации образовательного процесса, способ системного планирования, применения и оценивания процесса обучения (М. Жиллет [9]).

Согласно одной из многочисленных классификаций можно выделить предметно ориентированные технологии (предполагающие усвоение системы знаний, умений, навыков по учебной дисциплине) и личностно ориентированные (реа-

лизующие гуманистические цели и принципы образования). Технология подготовки к педагогической поддержке является личностно ориентированной, так как строится на основе общих положений гуманистической парадигмы и учитывает интересы и потребности обучающихся, необходимость развития их внутреннего мира, важность построения диалога, оказание помощи в личностном росте.

Существенное значение для разработки технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста имеет определение ее основных исходных положений - базовых подходов и принципов. Так, в основу технологии положены системный, аксиологический, деятельностный, личностный, компетентностный подходы и принципы, отражающие требования к образовательному процессу и регулирующие взаимодействие всех его субъектов: целенаправленности, интеграции, че-ловекоцентризма, практической направленности.

Учитывая содержание, положенное в основу технологии, ее технологические аспекты конкретизированы и представлены на концептуальном, содержательном и процессуальном уровнях. Концептуальный уровень характеризуется следующими положениями: подготовка к педагогической поддержке диалектически связана с развитием мотивационной сферы личности будущего воспитателя; на всех этапах осуществляется лич-ностно ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающихся; технология предполагает направленность процесса обучения на конечный результат (готовность к педагогической поддержке); обучение планируется и организуется в условиях, максимально приближенных к реальной педагогической деятельности или имитирующих ее; определение эффективности технологии, отслеживание динамики и прогнозирование последующей деятельности будущих воспитателей осуществляется с помощью педагогического мониторинга. На содержательном уровне представлены функциональное назначение и возможность внедрения технологии на основе выделения основных ее компонентов (субъекты образовательной деятельности, общие цели, принципы их эффективного достижения, содержательное наполнение). Процессуальный уровень предполагает непосредственную реализацию технологии с использованием конкретных форм, методов, средств.

Для того чтобы определить структуру готовности к педагогической поддержке (как результат внедрения технологии в образовательный про-

RESEARCH

RESULT

Колосова Н.Н. Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза //Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т.3, №1,2017.

цесс) необходимо определить основные функции воспитателя детей дошкольного возраста, исходя из учета специфики его профессиональных действий и отношений, в которые он вступает: ана-литико-диагностическая функция (изучение индивидуальных особенностей каждого дошкольника, выявление одаренных детей и детей с личностными проблемами; прогнозирование педагогического влияния на ребенка); развивающая функция (руководство процессом развития детей, формирование у них умения самостоятельно мыслить, стимулирование творческих проявлений, создание проблемных ситуаций, побуждающих дошкольников активно проявлять себя); мобилизационная функция (создание условий для развития познавательного интереса детей, побуждение к активной самостоятельной деятельности, влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка); ориентационная функция (содействие формированию системы целостных ориентаций, созидательному отношению к окружающему миру).

Каждую из перечисленных функций можно соотнести с комплексом знаний, умений и качеств, необходимых педагогу для оказания ребенку педагогической поддержки и сформулировать готовность к данному виду педагогической деятельности как «сложное структурное образование, представленное совокупностью четырех основных компонентов: мотивационного (потребность в оказании педагогической поддержки дошкольникам, направленность на установление отношений сотрудничества с детьми, ориентация на потребности и внутренние возможности ребенка); когнитивного (владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и специальными знаниями в области педагогической поддержки детей дошкольного возраста; прочность и гибкость усвоения знаний); операционального (умение осуществлять диагностику развития ребенка, подбирать эффективные методы и тактики для решения проблем дошкольника, целесообразность реализации действий по оказанию педагогической поддержки); рефлексивного (самоконтроль и самооценка действий по реализации педагогической поддержки, умение организовать процесс рефлексии и контроля изменений в развитии ребенка, ориентация на самопознание и самосовершенствование)» (Н.Н. Колосова [4, с. 193].

Для построения эффективной технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке необходимо обосновать педагогические условия ее реализации. Согласно Н.М. Борытко, «... педагогическое условие - это

внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса» [2, с. 112].

Определяя сущность педагогических условий мы руководствовались рекомендациями Н.М. Яковлевой, акцентирующей внимание на том, что для повышения их эффективности необходимо: четко определить конечную цель или результат; разработать не одно условие, а их взаимосвязанный комплекс. В рамках нашего исследования важно, что по мнению автора, педагогические условия могут выступать результатом, достигнутым в процессе их реализации [8].

Кратко рассмотрим специфику реализации выделенных педагогических условий.

Развитие гуманистической направленности будущих воспитателей предполагает, что основу профессиональной подготовки должны составлять гуманистические педагогические ценности. Сформированность гуманистической направленности определяется через наличие у будущих воспитателей таких личностных образований как: эмпатия, конгруэнтность, фасилитация, толерантность, рефлексия, готовность к конструктивному решению проблем, способность к установлению субъект-субъектных отношений с детьми.

Реализация междисциплинарных связей с целью формирования целостного системного образа педагогической поддержки определяется как установление того или иного рода отношений между дисциплинами, предметами, науками. B.C. Кукушин отмечает, что междисциплинарные связи образуются как в пределах одной дисциплины (по вертикали), так и между несколькими научными областями (по горизонтали) [5]. В процессе подготовки будущих воспитателей они осуществляются через содержательный, методический и организационный аспекты. Содержательный аспект предполагает интеграцию теоретических знаний, умение обучающихся самостоятельно их синтезировать вокруг определенной педагогической проблемы и применять в ходе решения профессиональных задач. Методический аспект направлен на интеграцию конкретных методов учебно-познавательной деятельности обучающихся, их научно-исследовательской деятельности и педагогической практики (изучение и творческое использование эффективного педагогического опыта, выявление и анализ педагогических ошибок и затруднений, профессиональный

RESEARCH

RESULT

Колосова Н.Н. Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза //Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т.3, №1,2017.

самоанализ и самооценка профессиональной деятельности). Организационный аспект предусматривает интеграцию форм обучения.

Важным педагогическим условием считаем обеспечение практико-ориентированной направленности обучения. Как показывает опыт, ориентация будущих воспитателей исключительно на усвоение теоретического материала приводит к получению формальных знаний и значительному снижению эффективности их использования на практике.

Для реализации этого условия использовалось контекстное обучение, которое по А.А. Вербицкому характеризуется воспроизведением предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, а усвоение абстрактных знаний наложено на канву этой деятельности [3].

Г. Рот отмечал, что педагогу, прежде чем действовать, нужно «воссоздать образ» конкретной ситуации, построить ее модель [10]. При этом целесообразно осуществлять постепенный переход от абстрактных моделей к конкретным, междисциплинарным, отражающим реальные педагогические ситуации.

Учитывая вышесказанное, приоритетными методами подготовки будущих воспитателей стали интерактивные, позволяющие проводить обучение в ситуациях приближенных к реальным условиям, преодолевать ранее сложившиеся стереотипы поведения, осуществлять не только закрепление знаний, но и обучение их практическому применению.

Последним педагогическим условием является внедрение педагогического мониторинга процесса подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста. При определении процедуры мониторинга учитываются следующие требования: набор показателей мониторинга должен быть ограниченным и постоянным на протяжении экспериментального обучения (опросы, анкетирование, решение педагогических ситуаций, контент-анализ, тестирование); показатели должны носить оценочный характер. Технологичность оценки результатов обучения зависит от своевременного контроля (входного, текущего, итогового) и средств, которые используются с целью наблюдения за состоянием образовательного процесса, своевременного выявления изменений, происходящих в нем, осу-

ществления прогнозирования, оценивания эффективности технологии.

Реализация охарактеризованных педагогических условий осуществлялась в процессе четырех взаимосвязанных этапов.

Первый этап - подготовительный, позволяет оптимизировать процесс формирования направленности будущих воспитателей на будущую профессиональную деятельность, на взаимодействие с дошкольниками, развитие потребности в оказании им педагогической поддержки.

Второй этап - информационный, основное содержание которого - это накопление теоретических психолого-педагогических знаний по вопросам педагогической поддержки, ознакомление с ее методами и тактиками.

Третий этап - технологический, целью которого выступает целенаправленное формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для оказания педагогической поддержки дошкольников, накопление практического опыта ее реализации. Этот этап создает предпосылки для осмысления и творческого использования полученных знаний, закладывает фундамент дальнейшего профессионального и личностного совершенствования будущих воспитателей.

Четвертый этап технологии - результативный, предполагает рефлексию, осмысление обучающимися опыта реализации педагогической поддержки в условиях реального педагогического процесса, закрепление и расширение механизмов поддерживающего поведения в структуре личности будущих воспитателей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что «...технологию подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста можно считать системой согласованного по целям, задачам образовательного процесса, позволяющего с помощью педагогических форм, методов, средств придать конкретному педагогическому явлению (готовности к педагогической поддержке) заданные личностные свойства и качества» (Н.Н. Колосова) [4, с. 129-130].

Основные этапы технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста, рекомендуемые формы и методы обучения на каждом из этапов, а также предполагаемые результаты представлены в таблице.

Колосова Н.Н. Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза //Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т.3, №1,2017.

Таблица 1

Технология подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста

Table 1

Technology of preparation of future educators to pedagogical support of preschool children

Основная цель этапа Формы обучения Методы обучения Результат

Подготовительный этап

Формирование мотивацион-ной готовности к оказанию педагогической поддержки дошкольникам Лекции Семинарские и практические занятия проблемного характера Проблемные ситуации Дискуссии Деловые игры Просмотр и обсуждение видеозаписей педагогического процесса в ДОО Тренинги Гуманистическая направленность личности, становление необходимых для оказания педагогической поддержки качеств

Информационный этап

Овладение необходимыми теоретическими знаниями в области педагогической поддержки детей дошкольного возраста Лекции-конференции Бинарные лекции Проблемные лекции с участием нескольких преподавателей Проблемный семинар Ролевые игры Дискуссии Учебно-исследовательские задания Усвоение знаний о сущности педагогической поддержки, о ее методах и тактиках, о методах диагностики развития дошкольников

Технологический этап

Формирование умений и навыков, необходимых для оказания педагогической поддержки детям дошкольного возраста, обеспечение целенаправленного накопления практического опыта ее реализации Спецкурс Семинарские и практические занятия Педагогическая практика Дискуссии Игровое моделирование Ситуационный анализ Метод мозгового штурма Коучинг Компетенции в области оказания педагогической поддержки детям дошкольного возраста

Результативный этап

Развитие рефлексивных умений Педагогическая практика Игровое моделирование Кейс-метод Ведение наблюдений Портфолио Система рефлексивных упражнений Самоанализ и самооценка действий, по оказанию педагогической поддержки дошкольникам

Педагогический мониторинг подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста позволил выявить определенную неравномерность этого процесса. Прежде всего, происходит формирование ценностного отношения к ребенку, формирование потребности оказывать ему помощь и поддержку. Затем -накопление необходимого объема теоретических знаний, как общего психолого-педагогического цикла, так и специального - по проблематике педагогической поддержки. Эти знания являются основой для формирования практических приемов деятельности в пространстве поддержки, становления рефлексивных умений. Такая комплексность технологии обеспечивает целостность готовности к педагогической поддержке как сложного личностного новообразования, все компоненты которого взаимосвязаны.

Эффективность технологии подтверждена положительной динамикой в уровнях сформиро-ванности компонентов готовности будущих воспитателей к педагогической поддержке. Так, установлено, что если на констатирующем этапе высокий уровень был характерен для 1,3% обучающихся экспериментальной группы, то на контрольном этапе - уже для 8% респондентов. Оптимальный уровень показали 32,7% будущих воспитателей (было 18%). Существенно снизилось количество обучающихся с базовым (с 46,7% до 40%) и начальным (с 34% до 19,3%) уровнями. В контрольной группе значительных изменений не произошло. Высокий уровень на контрольном этапе продемонстрировали 2,9% будущих воспитателей (было 2,1%); оптимальный - 19,3% (было 17,9%); базовый - 51,5% (было 46,4%), начальный - 26,4% (было 33,6%).

RESEARCH

RESULT

Колосова Н.Н. Обобщение опыта реализации технологии подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза //Научный результат. Педагогика и психология

образования. Т.3, №1,2017.

Заключение (Conclusions). Общие результаты экспериментального исследования показали, что у обучающихся, в ходе профессиональной подготовки которых была реализована технология, наблюдалось значительное улучшение важнейших показателей профессиональной деятельности, в частности: системность знаний, уверенное владение умениями и навыками в области педагогической поддержки, творческая самостоятельность, которая проявлялась в подборе эффективных методов и тактик поддержки ребенка, инициативность в их реализации; стремление к дальнейшим научным исследованиям в области гуманизации дошкольного образования.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

3. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения: сущность и практическое значение // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 41-45.

4. Колосова Н.Н. Подготовка будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста: Дис. ... кан.пед.наук. Ялта, 2012. 269 с.

5. Педагогические технологии / под общ. ред. B.C. Кукушкина. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. 333 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998. 256 с.

7. Сластенин, В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.

8. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.

9. Gillet, M. Hard Soft or medium // Me Gill Journal of Education. 1973. № 6. P. 131.

10. Roth H.-J. Padagogische Anthropologie und Erziehungswissenschaft heute // Padagogische Rundschau. Frankfurt, 1996. Bd. 50. 597 p.

References

11. Bespalko V.P. Components of educational technology. Moscow: Pedagogika, 1989. 192 p.

12. Boryitko N.M. In the space of educational activity / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Peremena, 2001. 181 p.

13. Verbitskiy A.A. The theory of contextual teaching: the essence and practical value // Shkolnyie tehnologii. 2006. № 4. Pp. 41-45.

14. Kolosova N.N. Preparation of future educators to pedagogical support of preschool children: Dis. ... kan.ped.nauk. Yalta, 2012. 269 p.

15. Educational technologies / pod obsch. red. B.C. Kukushkina. Rostov-on-Don: Izdatelskiy tsentr «MarT», 2006. 333 p.

16. Selevko G.K. Modern educational technologies. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.

17. Slastenin, V.A., Chizhakova G.I. Introduction to pedagogical axiology. Moscow: Akademiya, 2003. 192 p.

18. Yakovleva N.M. Theory and practice of training future teachers for the creative solution of educational tasks: Dis. . dokt. ped. nauk. Chelyabinsk, 1992. 403 p.

19. Gillet, M. Hard Soft or medium // Me Gill Journal of Education. 1973. № 6. P. 131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Roth H.-J. Padagogische Anthropologie und Erziehungswissenschaft heute // Padagogische Rundschau. Frankfurt, 1996. Bd. 50. 597 p.

Данные авторa:

Колосова Наталия Николаевна, доцент кафедры методик начального и дошкольного образования, кандидат педагогических наук

About the author:

Kolosova Nataliya Nikolajevna, Associate Professor, Department of Methods of Primary and Preschool Education, Candidate of Pedagogical Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.