УДК 37
Иванова Яна Николаевна
аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков, директор Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Центр отдыха и оздоровления детей
«Сосновый бор»
Россия, 677000, Якутск, Сергеляхское шоссе, 12-й км e-mail: yana. [email protected]
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «ЦЕНТР ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «СОСНОВЫЙ БОР»)
Yana N. Ivanova
Postgraduate Student, The State Autonomous Institution for additional education Center of children leisure and recreation of the Republic of Sakha (Yakutia)
«Sosnovy Bor», Russia
677000, Yakutsk, Sergelyakhskoe highway, 12 km., 8(4112)36-89-28, e-mail: yana. [email protected]
HUMANISTIC APPROACH IN MODERN ADDITIONAL EDUCATION FOR
CHILDREN (BY THE EXAMPLE OF THE STATE AUTONOMOUS INSTITUTION FOR ADDITIONAL EDUCATION «CENTER OF CHILDREN LEISURE AND RECREATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
"SOSNOVY BOR"»)
Аннотация. Рассматривается сущность гуманистического подхода в современном образовании и гуманистических ценностей в воспитании свободной, творческой личности ребенка на основе научных концепций и теорий отечественных педагогов-классиков Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, В.А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шиянова и др. Описаны особенности организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей в соответствии с принципами
© Иванова Я.Н., 2019
гуманистического подхода современной педагогики, вариативные возможности дополнительного образования для детей.
Ключевые слова: гуманистический подход, гуманистические ценности, гуманная педагогика, гуманизация образовательной среды, личностно-ориентированная модель образования, деятельностный подход.
Abstract. The article considers the essence of the humanistic approach in modern education and humanistic values in the upbringing of child's free and creative personality based on the scientific concepts and theories of Russian classical teachers such as Amonashvili S.A., Karakovsky V.A., Slastenina V.A., Sukhomlinsky V.A., Shatsky S.T., Shiyanova V.N. and others. The author describes the features of the organization of the pedagogical process in the institution of supplementary education for children according to the principles of the humanistic approach of modern pedagogy, the varied possibilities of additional education for children.
Key words: humanistic approach, humanistic values, humane pedagogy, humanization of educational environment, person-oriented model of education, activity approach.
Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности стоят на первом месте среди принципов государственной политики в области образования и культуры. Происходящие преобразования свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей твердостью убеждений, человеколюбием, ответственностью, способностью творчески решать свои жизненные и профессиональные проблемы, активно участвовать в общем деле возрождения России.
Гуманная педагогика выступает против формальной передачи воспитаннику традиционных знаний и норм, в ее центре - уникальная целостная личность, способная к преображению в духе общечеловеческих ценностей. Общие проблемы гуманизации образования рассматривались в работах [1; 2; 12].
Весомой альтернативой школьному образовательному процессу является система дополнительного образования детей. Учитывая специфику и направленность дополнительного образования, на первый план выходят его возможности, а именно условия для формирования, развития и применения знаниевого ресурса каждого конкретного ребенка.
Многоуровневая социокультурная среда дополнительного образования призвана обеспечить оптимальные условия для реализации интеллектуальных, творческих и личностных способностей воспитанника. Данная среда создает гуманные, щадящие условия добровольного, идеально-желаемого выбора интересующих ребенка увлечений [5; 8; 13], которые выражаются в:
• самостоятельном выборе направлений предметной деятельности;
• щадящем, удобном режиме посещения;
• отсутствии жесткой оценочной системы;
• альтернативности дисциплинарных отношений;
• относительно коротком адаптационном периоде;
• наличии многообразия дел по интересам;
• умеренно необходимом темпе деятельности;
• всесторонней педагогической и методической поддержке;
• разнообразии форм и видов деятельности, а также в их успешной интеграции.
Перечисленные пункты в полной мере соответствуют гуманизации образовательного процесса и отвечают психофизическим, т.е. возрастным и личностным особенностям детей и подростков.
Организация образовательного процесса в системе дополнительного образования построена таким образом, что ведущими, приоритетными являются потребности воспитанников, их мотивация к какому-либо виду деятельности. Поэтому гибкое, умелое переключение на «волну желаний» воспитанника, а также устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта являются первичными педагогическими условиями субъект-субъектного взаимодействия [4; 7; 15].
Научить творчеству невозможно, это понятно каждому педагогу-практику, а вот развить задатки, индивидуальные способности воспитанника для последующего формирования и развития его творческого потенциала - в наших силах.
Не навязчивое учение, а грамотное педагогическое сопровождение, не работа по предложенной схеме, а обоюдное сотворчество - вот что должно быть первичным на пути к креативному познанию каждого ребенка, формированию его творческой самостоятельности. Это нелегкий, трудоемкий, обязательно системный и прогнозируемый процесс [10; 11; 14].
Особо показательным примером для достижения вышеизложенных целей может послужить один из самых распространенных, ведущий и актуальный на сегодняшний день вид творческого исследования.
Педагоги дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ сегодня находятся в ситуации, когда ученику, воспитаннику нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих педагогических технологий. В данном контексте речь идет об отходе от «классического» формирования знаний, умений, навыков и переходе к идеологии
развития на основе гуманистической, личностно-ориентированной модели образования. В этом случае исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль в современных образовательных организациях различных типов.
В этой связи, а также с учетом задач модернизации отечественной образовательной системы необходима опора на позитивный опыт отечественной и зарубежной школы. Проанализировав разнообразные образовательные технологии организации внеучебной (проектной) деятельности, принятые в Европе и США [3; 6; 9; 16], нетрудно увидеть, что в школах учат не только постигать основы наук, но и глубоко и полноценно познавать себя, открывать в себе новые способности, анализировать свою деятельность, осуществлять поиск оптимальных форм ее организации и даже, в случае необходимости, быть готовым к изменению траектории своего развития. Этому способствует проектная деятельность, которая выходит за рамки освоения знаний в отдельных предметных областях, направленная на интеграцию ранее приобретенных и освоенных умений, применение опыта исследовательской деятельности на практике. Сегодня в контексте международного образования опыт организации такой деятельности в системе международного бакалавриата привлекает все большее внимание педагогов-практиков системы отечественного образования, том числе и педагогов государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» (далее - Центр).
Деятельность Центра направлена на реализацию мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей, внедрению и реализацию оздоровительно-образовательных программ на основе учета запросов детей и населения, особенностей социально-экономического развития региона и его национально-культурных традиций. На сегодняшний день Центр является единственным круглогодичным учреждением отдыха и оздоровления, курирующим организацию отдыха и оздоровления детей в республике. Он в год реализует более 15 профильных смен с охватом более 3000 детей со всей республики (табл. 1). В их числе дети с особыми образовательными потребностями и различным социальным статусом (табл. 2).
Таблица 1
Мониторинг охвата детей по районам за 2018 г.
№ п/п Муниципальное образование Всего
1 Абыйский 8
2 Аллаиховский 14
3 Анабарский 19
4 Алданский 37
Окончание табл. 1
№ п/п Муниципальное образование Всего
5 Амгинский 121
6 Булунский 29
7 Верхнеколымский 0
8 Верхоянский 62
9 Верхневилюйский 107
10 Вилюйский 160
11 Горный 80
12 Жатай 14
13 Жиганский 23
14 Кобяйский 71
15 Ленский 17
16 Мегино-Кангаласский 223
17 Мирнинский 16
18 Момский 45
19 Намский 144
20 Нерюнгринский 12
21 Нижнеколымский 9
22 Нюрбинский 95
23 Оймяконский 46
24 Оленекский 41
25 Олекминский 52
26 Среднеколымский 24
27 Сунтарский 91
28 Таттинский 143
29 Томпонский 64
30 Усть-Алданский 110
31 Усть-Майский 18
32 Усть-Янский 15
33 Хангаласский 159
34 Чурапчинский 146
35 Эвено-Бытантайский 41
36 г. Якутск 1103
37 Регионы РФ 79
Всего 3438
Таблица 2
Статистические данные по профильным сменам за 2018 г.
Категории детей Количество, чел.
Дети из малоимущих семей 1439
Дети из многодетных семей 1329
Дети из неполных семей 857
Окончание табл. 2
Категории детей Количество, чел.
Дети-сироты 45
Дети, воспитываемые в интернатах 21
Дети, находящиеся в ТЖС 2303
Дети медработников 215
Инвалиды 25
Организация и построение образовательного процесса - это одно из основных направлений деятельности Центра, реализуемое через разнообразие программ дополнительного образования детей. На основе принципов дифференциации, индивидуализации образования с учетом реальных условий ресурсного обеспечения педагогами дополнительного образования конструируется содержание программ, форм и методов обучения детей. Причем в соответствии с уровнем психического и физического развития возможна корректировка в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка [17].
В основе образовательного процесса Центра лежит деятельностный подход, то есть создание пространства различных видов деятельности, обеспечивающих совершенствование технических способностей и возможностей обучающихся. Приоритетом является не то, сколько информации получил и усвоил каждый обучающийся, а какие практические способы мышления, понимания, действия он освоил, сделал своими, нужными для активного участия в собственной жизни.
Образовательный процесс характеризуется следующими особенностями, соответствующими гуманизации образовательного процесса:
- обучающиеся приходят на занятия по выбору;
- психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
- детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую;
- отсутствует жесткая оценочная система;
- обучение организуется на добровольных началах.
Дополнительное образование имеет развивающий характер, направлено на развитие природных задатков и склонностей, реализацию интересов детей и развитие общих, творческих и специальных способностей [18]. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков является не самоцелью построения процесса образования, а средством многогранного развития личности.
Основной формой организации педагогического процесса являются учебно-практические занятия, обучающий характер которых дополняется экскурсиями, играми, проектной деятельностью и расширяется воспитательным воздействием выставок, соревнований, конкурсов и праздничных мероприятий. Творческая деятельность детей и подростков в объединениях Центра предоставляет возможность для развития активной, социально адаптируемой личности школьников.
Педагогами дополнительного образования Центра разработаны программы дополнительного образования детей по шести направлениям (табл. 3).
Таблица 3
№ п/п Направление Дополнительная образовательная программа
1 Социально-педагогическое Детский медиацентр (пресс-центр) «Ловец слов»
«Веселый английский»
«Английский язык. BlogSpot»
«Английский язык. MultiEnglish»
2 Художественное «Волшебная кисть»
Арт-студия «Мир увлечений»
«Живая музыка»
3 Физкультурно-спортивное «Мой спорт»
4 Техническое «Робототехника»
«3D моделирование»
5 Туристско-краеведческое «Суолдьут»
6 Естественнонаучное «Среда обитания»
На сегодняшний день Центр «Сосновый бор» является единственной в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) площадкой, где активно опробуются и внедряются в учебно-воспитательный процесс не только передовые отечественные и национальные, но и зарубежные педагогические технологии. К ним относятся технологии международного бакалавриата: предметное обучение и организация внеучебной деятельности CAS.
На профильных сменах педагогами активно ведется работа по формированию ключевых компетенций у детей. В основе организации внеучебной деятельности CAS, выстроенной на основе опыта системы международного бакалавриата, лежит процесс применения приобретенных знаний на практике, построенный на принципах самодеятельности, самоорганизации и саморазвития. Самодеятельность определяет мотивационно -потребностную сторону организации и проведения процесса развития субъекта педагогического воздействия, принцип самоорганизации определяет операционно-деятельностную сторону вышеуказанного процесса, саморазвитие отражает острую потребность в самоизменении. На профильных сменах
педагоги дополнительного образования привлекают детей по разным интересным направлениям CAS-форума, где они вместе работают над одной общей идеей:
1. CAS-форум «Воплоти мечту» призван развить у детей толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде, креативность и направлен на воспитание ответственной личности, способной обращать свою энергию и таланты на пользу другим. За определенный срок воспитанники должны раскрыть свои потенциальные возможности, проявить инициативу и завоевать уважение за свою деятельность, за достигнутый положительный результат. Идея данного форума сопричастна с «идеей» программы Creativity, action, service (CAS) - «Творчество, действие, служение» - дипломной программы международного бакалавриата (The IB Diplom Programme).
2. В CAS-форуме «Круче всех» участники ставят перед собой цели, которых они должны достичь до конца смены. Каждый день они выполняют задания, которые придумывают друг для друга сами. При этом все участники проекта ведут дневник в социальных сетях и там же выкладывают видео выполненных заданий. В конце проекта участники презентуют свои дневники, расскажут, чему научились и чего достигли.
3. CAS-форум BlogSpot учит детей правильно добывать информацию. Дети, занимаясь в BlogSpot, подготавливают и организуют разные мероприятия, которые им интересны, сами ведут рубрики и учатся правильно излагать свои мысли.
4. Проектная деятельность CAS-форума «Суолдьут» дает возможность совместно творить, мастерить собственными руками, решая общие задачи, развивать способности, умение работать в коллективе, почувствовать себя нужным, придумывать то, чего до тебя не было. Кроме того, это проект, в котором органично сочетаются обучение, воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, а также формируется фундамент успешного развития 10 качеств личности ученика школы IB, развитию которых уделяется особое внимание в школах IB во всем мире.
5. Задача CAS-форума «Творческая мастерская» - постановка одного театрализованного представления в виде мюзикла и организация детского музыкального ансамбля. Целью работы является прежде всего развитие творческих способностей детей, а также развитие у них эстетического чувства, привитие им хорошего эстетического вкуса и эстетических потребностей. Мюзикл позволит воспитанникам объединить на сцене те навыки, которые они приобрели в своих вокальных и танцевальных временных коллективах. В процессе работы дети участвуют в отборе музыки и песен, а также в создании танцев и концепции будущей постановки. Также в рамках данного форума учащиеся осваивают музыкальные инструменты, и итогом занятий становится творческий вечер живой музыки.
6. CAS-форум «Безопасность на дорогах». Надежная ориентация налево -направо приобретается не ранее чем в семилетнем возрасте. Поэтому необходимо вырабатывать у детей стереотип безопасного поведения на дороге. Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения на улице несомненна. Задача проектной деятельности - закрепить знания у детей об опасностях, которые ждут на улице.
С целью непрерывного совершенствования процесса организации внеучебной (проектной) деятельности CAS-форума педагогами Центра адаптирована разработанная в международном бакалавриате система критериального оценивания достигнутых воспитанниками результатов. Система организации и оценивания внеучебной (проектной) деятельности CAS в образовательном пространстве Центра выстроена в соответствии с принципами, стандартами и практиками системы международного бакалавриата.
Таким образом, педагоги дополнительного образования Центра «Сосновый бор» на сегодняшний день готовы профессионально использовать интерактивный режим работы с включением в свой арсенал технологии творческой проектной деятельности, стремятся к всесторонней гуманизации обучения и признают, что личность каждого нашего воспитанника самоценна и у каждого пришедшего на занятие ребенка есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
3. Безукладников К.Э., Красноборова А.А., Крузе Б.А. Критериальное оценивание результатов образования // Министерство образования и науки РФ, Пермский государственный педагогический университет. Сер.: Новые федеральные государственные образовательные стандарты. Опыт внедрения. -2-е изд., стер. - Пермь, 2012.
4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. -2013. - № 1. - С. 283-294.
5. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным
профессиональным портфолио учителя системы международного бакалавриата / Федеральное агентство по образованию, ПГПУ, Министерство образования Пермского края. - Пермь, 2008.
6. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века // Министерство образования и науки Российской Федерации, Пермский государственный педагогический университет. - Пермь, 2010.
7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологий обучения иностранному языку // Начальная школа плюс. До и После. - 2013. - № 6. - С. 62-66.
8. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Самореализация будущего учителя иностранного языка в логике лингвоинформационного подхода к высшему иноязычному образованию // Педагогическое образование и наука. - 2011. -№ 6. - С. 71-75.
9. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Осколкова В.Р. Технология развития готовности будущего учителя к педагогической самореализации // Министерство образования и науки Российской Федерации, Пермский государственный педагогический университет. Сер.: Новые федеральные государственные образовательные стандарты. Опыт внедрения. - Пермь, 2011.
10. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. - 2017. - № 38. -С. 152-170.
11. Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. - 2017. -№ 37. - С. 153-165.
12. Караковский В.А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. — 2001. — № 1. — С. 77.
13. Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1992.
14. Карпушин Н.Я., Колесников А.К., Безукладников К.Э., Захарова В.А., Крузе Б.А. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае // Региональный сетевой проект. - Пермь, 2009.
15. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2016. - № 33. - С. 149-164.
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.
17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - 4-е изд. - Киев: Радянська школа, 1973.
18. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / сост. Л.Н. Скаткин, М.Н. Скаткин, М.В. Голованова. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 416 с.