Научная статья на тему 'Проблемы подготовки специалистов масс-медиа'

Проблемы подготовки специалистов масс-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиакультура / масс-медиа / общественное сознание / эффект медиа / социальное научение / media culture / the media / the public consciousness / the media effect / social learning

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е. А. Алексеева

Рассматриваются вопросы и различные аспекты влияния уровня образования и подготовки специалистов масс-медиа на медиакультуру современного общества, на социальные и культурно-психологические процессы, происходящие в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MASS MEDIA SPECIALISTS TRAINING

The questions and the various aspects of the impact of the level of education and training for the media on the media culture of modern society, social, cultural and psychological processes that take place in modern society.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки специалистов масс-медиа»

Краткий анализ содержательных и процессуальных технологий, рассмотренных выше, позволяет констатировать, что корректный выбор текстов, использование системного подхода к содержанию и условиям тестирования и видам контроля, а также внедрение компьютерных пособий создает прочную базу для успешного обучения аудированию и развития профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста.

References

1. Pokushalova L. V., Serebryakova L. T. Obuchenie professionalno orientirovannomy yazyky v technitches-kom vuze // Molodoy utchenyi. 2012. № 5. S. 305-307 [Elektronyi resurs]. URL: http://www.moluch.ru/archive/ 40/4759// (data obrascheniya: 1.09.2014).

2. Zudova Ya. V. Didakticheskie osnovy rasvitiya sposobnostey studentov neyazykovogo vuza k audirovaniyu inoyazychoi rechi : Dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 : Ekaterinburg, 2005. 216 s. RGB OD, 61:0513/1110 [Elektronyi resurs]. URL: http://www.dslib. net/prof-obrazovanie/didakticheskie-osnovy-razvitija-sposobnostej-studentov-nejazykovogo-vuza-k.html/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

3. Gavrilova A. V. Obuchenie audirovaniyu inoyazychnoi retchi v usloviyah neyazykovogo vuza na materiale angliyskogo yazyka, tema dissertazii i avotoreferata po VAK 13.00.02. kand. ped. nauk [Elektronyi resurs]. // Nautchnaya biblioteka dissertaziii avtoreferatov, disser Cat. URL: http://www.dissercat. com/content/obuchenie-audirovaniyu-inoyazychnoi-rechi-v-usloviyakh-neyazykovogo-vuza-na-materiale-anglii#ixzz3Cp313zhg/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

4. Sozykina I. A. Nizegogodskii gosudarstvennyi lingvistitcheskii univessitet, Rossiya/ [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rusnauka.com/6_NITSB_ 2010/Philologia/59333.doc.htm/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

5. Zholobov S. I. Nizegogodskii gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, Rossiya/ // Optimizaciya obucheniya audirovaniyu v vuze [Elektronyi resurs]. URL: http://www.rusnauka.com/6_NITSB_2010/Philologia/ 59333.doc.htm/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

6. Barrett Th. C. Taxonomy of Reading Comprehension. Lexington, Mass: 1972.

© AemHHa .H. A., 2014

УДК 070

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МАСС-МЕДИА

Е. А. Алексеева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: assterra@mail.ru

Рассматриваются вопросы и различные аспекты влияния уровня образования и подготовки специалистов масс-медиа на медиакультуру современного общества, на социальные и культурно-психологические процессы, происходящие в современном обществе.

Ключевые слова: медиакультура, масс-медиа, общественное сознание, эффект медиа, социальное научение.

PROBLEMS OF MASS MEDIA SPECIALISTS TRAINING

E. A. Alekseeva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: assterra@mail.ru

The questions and the various aspects of the impact of the level of education and training for the media on the media culture of modern society, social, cultural and psychological processes that take place in modern society.

Keywords: media culture, the media, the public consciousness, the media effect, social learning.

Медиакультура давно стала важнейшим компонентом массовой культуры, средством манипулирования и эффективным инструментом воздействия на поведение человека в обществе. С каждым годом ме-диакультура все более активно влияет на общественное сознание, выступая не только в качестве мощнейшего средства информации, но и обеспечивая лю-

дям культурные и образовательные контакты, возможности для развития творческих способностей. На сегодняшний день медиа - это не просто средства для передачи информации, ограничивающиеся обычным «посредничеством», это целая среда, в которой не только транслируются, но и производятся культурные и иные коды, основой которой являются, прежде все-

Решетневскуе чтения. 2014

го, информационная и коммуникативная культура, глубокие разносторонние знания. Таким образом, специалисты масс-медиа имеют достаточно весомое влияние на развитие современной медиакультуры, общества в целом, формирование общественного сознания, настроения и поведения членов общества. Ведь медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее потребления; она может выступать системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать ме-диатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [1]. В область влияния масс-медиа попадает обширный спектр современных тем и проблем: от вопросов медиаобразования молодежи до проблем информационных войн. В этом заключается актуальность данной темы исследования.

Объектом данного исследования является проблема подготовки специалистов масс-медиа, обусловленная высоким уровнем их влияния на современное общество и состояние современной медиакультуры.

На первом этапе исследования были выявлены положительные аспекты влияния специалистов масс-медиа насовременное общество и отдельных его членов, а также на состояние медиакультуры в целом. Обусловлены они, прежде всего, такими основополагающими базовыми задачами массовых коммуникаций как создание и поддержание общей картины мира, социализация членов общества, передача из поколения в поколение культурных ценностей, предоставление массовой аудитории способствующей релаксации информации.

В дальнейшем в ходе исследования были выявлены и негативные аспекты влияния специалистов масс-медиа на современную медиакультуру, общество и общественное сознание.

Благодаря неограниченным техническим возможностям, предоставленным сегодня специалистам масс-медиа, но используемым без должного уровня гуманитарной подготовки: психологической, культурологической, философской, искусствоведческой, экономической, социологической, педагогической иполитологической, нередко стираются грани между копиями и оригиналами, обесцениваются такие понятия как творчество, гениальность, таинство искусства. Таким образом, уникальность и элитарность искусства во многом заменяется и подменяется массовостью. Особо стоит выделить и такой феномен, как эффект медиа, связанный с изменениями в поведении людей, которые напрямую зависят от информации, полученной из масс-медиа. Психологами разработаны различные теории понимания эффекта медиа, влияния масс-медиа и специалистов масс-медиа на социум. Наиболее известная из них - это теория механизма социального научения, в рамках которой эффект медиа понимается как копирование людьми образцов поведения и социальных норм, с которым они соприкоснулись в текстах и образах, транслируемых масс-медиа [2]. С помощью данной теории понимания эффекта медиа объясняют увеличение различных проявлений асоциального поведения среди членов аудитории медиа. Еще в 60-е года прошлого века серия экспериментов психологов Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса

под общим названием «Куклы», в рамках которых наблюдение детей за тем, как взрослые избивали куклу, приводило к тому, что ребенок тоже начинал проявлять агрессию по отношению к игрушке, явилось одним из объяснений того, как демонстрация насилия в масс-медиа становится причиной роста насилия в социуме и иллюстрацией того, как работает эффект медиа.

Профессор Вестфальского университета Г. Шнайдер в своей статье «Преступность и средства массовой информации» ввел понятие «информпреступно-сти». По его словам, «информпреступность» - это мнение СМИ о преступности, доносимое до аудитории и становящееся таким образом общественным мнением. Оно оказывает существенное воздействие на восприятие населением вопросов общественной безопасности. В результате рождается немало ложных стереотипов, а также нередко у людей появляется чувство страха, ощущение незащищенности [3]. По мнению Шнайдера, СМИ способны вызвать даже «криминальные волны», то есть создать впечатление о периодических взрывах, эпидемиях уголовных преступлений. А следствием избытка некачественной криминальной информации является травмирование психики людей [4]. Вполне объяснимо, что впервые официальный орган, контролирующий количество и качество сцен насилия, транслируемых масс-медиа, был создан еще в 1952 году, возглавил его Уилл Н. Хайс. В его кодексе как нежелательные для масс-медиа тематики были перечислены: грубость, запугивание и жестокость к детям или животным. В подтверждение некоторых пунктов кодекса было сказано, что показываемые преступления не должны обучать способам совершения преступления, вдохновлять потенциальных преступников на их имитацию, героизировать и оправдывать преступников.

Таким образом, можно сделать вывод о неоспоримом влиянии масс-медиа на современную медиакуль-туру, социальные и культурно-психологические процессы, происходящие в современном обществе, настроение и поведение отдельных его членов. В век бурного развития медиасферы имасштабной информатизации российского общества вопросы качества и уровня гуманитарного образования и подготовки специалистов масс-медиа встают особенно остро, требуют инновационных подходов и методов подготовки в различных сферах. Область исследований данной темы лежит на стыке многих наук: культурологии, философии, психологии, искусствоведения, экономики, социологии, педагогики, политологии и антропологии.

Библиографические ссылки

1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. : Академический проект, 2005. С. 31.

2. Брушлинская Н. В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации // Проблемы медиапсихологии / сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 80.

3. Шнайдер Г. Преступность и средства массовой информации // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 118-122.

4. Трубицына Л. В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиап-сихологии / сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 33.

References

1. Kirillova N. B. Mediakultura: ot moderna k postmoderny. M. : Akademicheskii Project, 2005.

2. Brushlinskaya N. V. Kriminalnoe nasilie v semye I ego translyacia sredstvami massovoi invormacii //

Problemy mediapsihologii / Sostavitel E. E. Pronina. M. : RIP-holding, 2002. S. 80.

3. Shcneider G. Prestupnost I sredstva massovoi informacii // Sovetskoe gosudarstvo I pravo. 1990. № 7.

4. Trybicyna L. V. Sredstva massovoi informacii I psyckhologicheskaya travma // Mediapsychology Problems/ Sost. E. E. Pronina. M. : RIP-holding, 2002. S. 33.

© Алексеева Е. А., 2014

УДК 372.35

РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ

А. В. Бедарева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: alissaval@yandex.ru

Данная статья посвящена проблеме формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров в сфере рекламы и связей с общественностью, представлены организационно-педагогические условия формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: лингвогуманитарная компетенция, иноязычный медиатекст, интерактивные методы обучения, модель позиционного обучения.

IMPLEMENTING PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE FORMATION OF LANGUAGE-HUMANITARIAN COMPETENCE OF BACHELORS AT INSTITUTION

OF HIGHER EDUCATION

А. V. Bedareva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: alissaval@yandex.ru

This article is devoted to the problem of formation of language-humanitarian competence of bachelors in the field of public relations and advertising, presented pedagogical conditions of forming of language-humanitarian competence of the bachelors ofpublic relations and advertising in the educational process of the University.

Keywords: language-humanitarian competence, foreign language media text, interactive methods of teaching, the model of positional training.

Реализация государственной стратегии развития российского образования, направленной на повышение его качества и, соответственно, конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг, обусловила необходимость присоединения страны к Болонскому процессу и интеграции страны в европейскую систему образования, что в свою очередь создало предпосылки для получения образования и работы за рубежом, академической и профессиональной мобильности. Вследствие этого возросла значимость изучения иностранных языков не только для специалистов - филологов, но и специалистов,

для которых иностранный язык является одним из средств решения профессиональных задач в различных сферах жизнедеятельности общества. В этой связи профессиональная подготовка бакалавров рекламы и связей с общественностью не является исключением. В сфере рекламы и связей с общественностью иностранный язык рассматривается в качестве одного из важнейших средств достижения профессиональных целей.

Цель данной статьи заключается в экспериментальной проверке результативности организационно-педагогических условий, способствующих формиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.