Научная статья на тему 'Реализация организационно-педагогических условий формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров в вузе'

Реализация организационно-педагогических условий формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвогуманитарная компетенция / иноязычный медиатекст / интерактивные методы обучения / модель позиционного обучения / language-humanitarian competence / foreign language media text / interactive methods of teaching / the model of positional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Бедарева

Данная статья посвящена проблеме формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров в сфере рекламы и связей с общественностью, представлены организационно-педагогические условия формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Бедарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE FORMATION OF LANGUAGE-HUMANITARIAN COMPETENCE OF BACHELORS AT INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

This article is devoted to the problem of formation of language-humanitarian competence of bachelors in the field of public relations and advertising, presented pedagogical conditions of forming of language-humanitarian competence of the bachelors of public relations and advertising in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «Реализация организационно-педагогических условий формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров в вузе»

4. Трубицына Л. В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиап-сихологии / сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 33.

References

1. Kirillova N. B. Mediakultura: ot moderna k postmoderny. M. : Akademicheskii Project, 2005.

2. Brushlinskaya N. V. Kriminalnoe nasilie v semye I ego translyacia sredstvami massovoi invormacii //

Problemy mediapsihologii / Sostavitel E. E. Pronina. M. : RIP-holding, 2002. S. 80.

3. Shcneider G. Prestupnost I sredstva massovoi informacii // Sovetskoe gosudarstvo I pravo. 1990. № 7.

4. Trybicyna L. V. Sredstva massovoi informacii I psyckhologicheskaya travma // Mediapsychology Problems/ Sost. E. E. Pronina. M. : RIP-holding, 2002. S. 33.

© Алексеева Е. А., 2014

УДК 372.35

РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ

А. В. Бедарева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Данная статья посвящена проблеме формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров в сфере рекламы и связей с общественностью, представлены организационно-педагогические условия формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: лингвогуманитарная компетенция, иноязычный медиатекст, интерактивные методы обучения, модель позиционного обучения.

IMPLEMENTING PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE FORMATION OF LANGUAGE-HUMANITARIAN COMPETENCE OF BACHELORS AT INSTITUTION

OF HIGHER EDUCATION

А. V. Bedareva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article is devoted to the problem of formation of language-humanitarian competence of bachelors in the field of public relations and advertising, presented pedagogical conditions of forming of language-humanitarian competence of the bachelors ofpublic relations and advertising in the educational process of the University.

Keywords: language-humanitarian competence, foreign language media text, interactive methods of teaching, the model of positional training.

Реализация государственной стратегии развития российского образования, направленной на повышение его качества и, соответственно, конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг, обусловила необходимость присоединения страны к Болонскому процессу и интеграции страны в европейскую систему образования, что в свою очередь создало предпосылки для получения образования и работы за рубежом, академической и профессиональной мобильности. Вследствие этого возросла значимость изучения иностранных языков не только для специалистов - филологов, но и специалистов,

для которых иностранный язык является одним из средств решения профессиональных задач в различных сферах жизнедеятельности общества. В этой связи профессиональная подготовка бакалавров рекламы и связей с общественностью не является исключением. В сфере рекламы и связей с общественностью иностранный язык рассматривается в качестве одного из важнейших средств достижения профессиональных целей.

Цель данной статьи заключается в экспериментальной проверке результативности организационно-педагогических условий, способствующих формиро-

ванию лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в вузе.

В современных условиях социальных трансформаций бакалавру связей с общественностью и рекламы приходится учитывать в своей профессиональной деятельности особенности современного массового сознания (ограниченность духовного уровня общества, взаимная нетерпимость и недоброжелательность, ценностный нигилизм), социальную напряженность как следствие глобализации (несформированное отношение человека к себе, к другим людям, жизненным принципам и идеалам), которые затрудняют коммуникацию между различными социальными слоями, субкультурными и субэтническими группами.

Опираясь на исследования В. В. Корниловой, Г. Г. Почепцова [2] и других ученых, в качестве сфер общения будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в диссертации нами была выделена профессиональная сфера общения (современная пресс-служба, связи с общественностью и реклама в коммуникационном процессе, связи с общественностью в государственных и общественных структурах, связи с общественностью в сфере управления) и другие. Для эффективного решения профессиональных задач в этих сферах, исходя из анализа общекультурных и профессиональных компетенций ФГОС ВПО, бакалавру в сфере СО и Р необходимо владение информационной, коммуникативной компетенциями и компетенцией социального взаимодействия [3].

Осмысление актуального состояния и перспективы развития компетентностного подхода позволило конкретизировать понимание лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р как интегративное качество личности, соединяющее совокупность медиа-компонента, языкового компонента и компонента социального взаимодействия, готовность к лингвогума-нитарной деятельности, в профессиональных ситуациях в иноязычной среде [1].

Как показывает практика, введение дополнительных дисциплин (факультативов, дисциплин по выбору и т. д.) не решает в полной мере проблему формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью. Поэтому мы предположили, что формирование лингвогуманитар-ной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в большей степени связано с изменением образовательных форм, методов, средств, которые направлены на модифицирование позиции личности студента, усиление его субъектности в условиях практико- и профессионально-ориентированной деятельности.

Вместе с тем, отдельные, изолированные формы и методы работы не позволят решить заявленную проблему. Наша позиция заключается в том, что должны быть созданы организационно-педагогические условия, позволяющие реализовать цель (формирование лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью) за счет единства средств, форм и методов. Анализ научно-педагогической литературы, исследований ряда авторов, опыта педагогической практики позволил выявить организационно-педагогические условия, реализация

которых может обеспечить формирование лингвогу-манитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в вузе. К таким условиям нами были отнесены:

1) обогащение содержания обучения иностранному языку посредством выбора аутентичного материала в виде иноязычных медиатекстов;

2) организации учебного процесса на основе использования интерактивных методов обучения;

3) активизация процесса формирования лингво-гуманитарной компетенции посредством проведения занятий в форме коммуникационного клуба.

В Сибирском государственном аэрокосмическом университете в период с 2010 по 2012 год была осуществлена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлась экспериментальная проверка результативности организационно-педагогических условий, способствующих формированию лингвогу-манитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в вузе.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы реализовалось первое организационно-педагогическое условие - обогащение содержания обучения иностранному языку посредством выбора аутентичного материала в виде иноязычных медиатекстов. На данном этапе опытно-экспериментальной работы было теоретически обосновано и экспериментальным путем доказано влияние использования иноязычных медиатекстов на формирование медиакомпонента лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью. Рассмотрение различных подходов к обучению иностранному языку в неязыковом вузе, изучение нормативных документов и программных требований к направлению подготовки бакалавров Рекламы и связей с общественностью позволили установить, что наиболее востребованным и в то же время наименее исследованным звеном являются технологии обучения профессионально ориентированной письменной речи для новых направлений высшего профессионального образования, таких как 031600 Реклама и связи с общественностью. О результативности работы на практических занятиях с использованием иноязычных медиатек-стов, направленных на формирования медиакомпо-нента лингвогуманитарной компетенции свидетельствуют сформированные умения студентов в процессе рецензирования медиатекстов, самостоятельно собирать необходимые для анализа, оценки и создания медиатекстов факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и творчески решать новые проблемы.

Организация учебного процесса на основе использования интерактивных методов обучения в соответствии со спецификой дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» выступило в качестве второго организационно-педагогического условия формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров Р и СО. Наиболее существенной предпосылкой выдвижения интерактивных методов на передо-

вые позиции в формировании языкового компонента ЛГК является активная позиция студентов в процесс познания, возможность рефлексии, отражение в учебном процессе различных видов профессионального контекста и формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности. К интерактивным методам обучения, способствующим более эффективному формированию языкового компонента, были отнесены: имитационное моделирование, речевое взаимодействие, деловая игра. Эффективность второго этапа реализации организационно-педагогических условий формирования лингвогу-манитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью подтверждена позитивной динамикой сформированности второго структурного компонента лингвогуманитарной компетенции - языкового.

Третье организационно-педагогическое условие -активизация процесса формирования лингвогумани-тарной компетенции посредством проведения занятий в форме коммуникационного клуба, способствующего преобразованию бакалаврами рекламы и связей с общественностью своих учебно-профессиональных знаний, ценностей, и действий в новое качество в соответствии с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями - реализуется посредством разработки и включения программы занятий бакалавров Р и СО в коммуникационном клубе. Основной целью занятий бакалавров Р и СО в коммуникационном клубе, является развитие и совершенствование способности студентов воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия. Программа занятий с опорой на метод позиционного обучения и ее реализация позволили создать педагогическую среду эффективного взаимодействия преподавателей и студентов, в которой, с одной стороны, была реализована программа занятий коммуникационного клуба, направленная на освоение личностью системой знаний ценностных доминант профессиональной деятельности и общения, ориентирование студентов на самовыражение в различных социальных ролях, с другой стороны, вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности, что обеспечило формирование компонента социального взаимодействия лингвогуманитарной компетенции. Использование методов математической статистики позволило доказать эффективность опытно-экспери-

ментальной работы по созданию совокупности организационно-педагогических условий формирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью. Опрос студентов, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка проводимой работы и другие методы исследования позволили сделать вывод, что каждое из условий обеспечивало формирование лингвогуманитарной компетенции. В целом эффективность проводимой работы обеспечивалась последовательным созданием названных организационно-педагогических условий и педагогической обеспеченностью их реализации в процессе профессиональной подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный срез, в ходе которого оценивался уровень сформированно-сти лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью как экспериментальной (ЭГ), так и контрольной групп (КГ) по всем трем компонентам (см. таблицу).

Использование педагогической диагностики, методов математической статистики доказывает результативность экспериментальной работы по созданию и реализации предложенных организационно-педагогических условий, а, следовательно, и правомочность выдвинутой гипотезы. Проведенный сравнительный анализ результатов формирования лингвогуманитар-ной компетенции бакалавров Р и СО в экспериментальных группах с использованием углового преобразования ф2мп. Фишера показал значимую позитивную динамику сформированности уровней сформирован-ности лингвогуманитарной компетенции от начала к концу экспериментальной работы по всем компонентам.

Опрос студентов, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка проводимой работы и другие методы исследования позволили сделать вывод, что каждое из организационно-педагогических условий обеспечивало продвижение бакалавров Р и СО в формировании их лингвогуманитарной компетенции. Оценка сфер и масштабов деятельности студентов и выпускников направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» подтверждают, что лингвогуманитарная компетенция значительно расширяет спектр их личностных и профессиональных возможностей.

Результаты диагностирования лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью на окончание ОЭР (четвертый контрольный срез), %

и Медиакомпонент ЛГК Языковой компонент ЛГК Компонент социального взаимодействия ЛГК

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

л > До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР

В 3,3 13,3 5,0 5,0 3,3 10,0 5,0 6,7 3,3 10,0 5,0 6,7

С 40,0 63,3 43,3 45,0 11,6 50,0 11,7 33,3 15,0 48,3 15,0 20,0

Н 56,7 23,4 51,7 50,0 85,0 40,0 83,3 60 81,7 41,7 80,0 73,3

Данная работа подтвердила гипотезу о том, что целенаправленное использование иноязычных медиа-текстов, применение интерактивных методов обучения, организация деятельности бакалавров рекламы и связей с общественностью в коммуникационном клубе, использование приемов и средств профессионально-ориентированной учебной деятельности в единстве с целями, задачами и соответствующим содержанием учебного материала, оптимальное психолого-педагогическое взаимодействие педагога и студентов в учебном процессе способствуют формированию лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в процессе их профессионального становления в вузе.

Библиографические ссылки

1. Бедарева А. В., Кольга В. В. Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью // Вестник Краснояр. гос. педагогич. ун-та. Красноярск, 2013. № 2. С. 83-87.

2. Корнилова В. В. Формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с обще-

ственностью : дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.08. Хабаровск, 2011. С. 181.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» / URL: http://window. edu.ru/resource/624/73624/files/prm221-1.pdf.

References

1. Bedareva A. V., Kolga V. V. The formation of professional language-humanitarian competence of bachelors in the field of public relations and advertising // Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University. Krasnoyarsk, 2013, no. 2, p. 83-87.

2. Kornilova V. V. Formirovanije nravstvennich zennosteje buduchih spezialistov po svjasjam s obtchestvennostju : diss. ... kand. ped. nauk. 13.00.08. Khabarovsk, 2011, s. 181.

3. Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 031600 Advertising and public relations. URL: http://window. edu.ru/resource/624/73624/files/prm221 -1 .pdf.

© Бедарева А. В., 2014

УДК 316.7

КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

А. И. Виноградова, О. А. Петрова, Н. В. Фомина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам культурной коммуникации в системе профессионального образования - инструменту совершенствования социокультурных процессов в обществе. Определены механизмы взаимодействия и взаимовлияния культуры и коммуникации.

Ключевые слова: культурная коммуникация, модель культурной коммуникации, культурная компетентность, профессиональное образование.

CULTURAL COMMUNICATION IN PROFESSIONSL EDUCATION AS AN INSTRUMENT OF IMPROVEMENT IN SOCIOCULTURAL PROCESSES

A. I. Vinogradova, O. A. Petrova, N. V. Fomina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article is devoted to the issues of cultural communication in the system ofprofessional education, which is seen as an instrument of sociocultural processes improvement in society. The mechanisms of interaction and mutual influence of culture and communication were determined.

Keywords: cultural communication, cultural communication model, cultural competence, professional education.

Культура является сложным общественным фено- роль в развитии системы профессионального образо-меном, который играл и продолжает играть важную вания. Актуальной проблемой нашего времени явля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.