Научная статья на тему 'Культурная коммуникация в профессиональном образовании как инструмент совершенствования социокультурных процессов'

Культурная коммуникация в профессиональном образовании как инструмент совершенствования социокультурных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная коммуникация / модель культурной коммуникации / культурная компетентность / профессиональное образование / cultural communication / cultural communication model / cultural competence / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. И. Виноградова, О. А. Петрова, Н. В. Фомина

Статья посвящена вопросам культурной коммуникации в системе профессионального образования – инструменту совершенствования социокультурных процессов в обществе. Определены механизмы взаимодействия и взаимовлияния культуры и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL COMMUNICATION IN PROFESSIONSL EDUCATION AS AN INSTRUMENT OF IMPROVEMENT IN SOCIOCULTURAL PROCESSES

The article is devoted to the issues of cultural communication in the system of professional education, which is seen as an instrument of sociocultural processes improvement in society. The mechanisms of interaction and mutual influence of culture and communication were determined.

Текст научной работы на тему «Культурная коммуникация в профессиональном образовании как инструмент совершенствования социокультурных процессов»

Решетневскуе чтения. 2014

Данная работа подтвердила гипотезу о том, что целенаправленное использование иноязычных медиа-текстов, применение интерактивных методов обучения, организация деятельности бакалавров рекламы и связей с общественностью в коммуникационном клубе, использование приемов и средств профессионально-ориентированной учебной деятельности в единстве с целями, задачами и соответствующим содержанием учебного материала, оптимальное психолого-педагогическое взаимодействие педагога и студентов в учебном процессе способствуют формированию лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью в процессе их профессионального становления в вузе.

Библиографические ссылки

1. Бедарева А. В., Кольга В. В. Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью // Вестник Краснояр. гос. педагогич. ун-та. Красноярск, 2013. № 2. С. 83-87.

2. Корнилова В. В. Формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с обще-

ственностью : дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.08. Хабаровск, 2011. С. 181.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» / URL: http://window. edu.ru/resource/624/73624/files/prm221-1.pdf.

References

1. Bedareva A. V., Kolga V. V. The formation of professional language-humanitarian competence of bachelors in the field of public relations and advertising // Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University. Krasnoyarsk, 2013, no. 2, p. 83-87.

2. Kornilova V. V. Formirovanije nravstvennich zennosteje buduchih spezialistov po svjasjam s obtchestvennostju : diss. ... kand. ped. nauk. 13.00.08. Khabarovsk, 2011, s. 181.

3. Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 031600 Advertising and public relations. URL: http://window. edu.ru/resource/624/73624/files/prm221 -1 .pdf.

© Бедарева А. В., 2014

УДК 316.7

КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

А. И. Виноградова, О. А. Петрова, Н. В. Фомина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vinogradova50@gmail.com

Статья посвящена вопросам культурной коммуникации в системе профессионального образования - инструменту совершенствования социокультурных процессов в обществе. Определены механизмы взаимодействия и взаимовлияния культуры и коммуникации.

Ключевые слова: культурная коммуникация, модель культурной коммуникации, культурная компетентность, профессиональное образование.

CULTURAL COMMUNICATION IN PROFESSIONSL EDUCATION AS AN INSTRUMENT OF IMPROVEMENT IN SOCIOCULTURAL PROCESSES

A. I. Vinogradova, O. A. Petrova, N. V. Fomina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: vinogradova50@gmail.com

The article is devoted to the issues of cultural communication in the system ofprofessional education, which is seen as an instrument of sociocultural processes improvement in society. The mechanisms of interaction and mutual influence of culture and communication were determined.

Keywords: cultural communication, cultural communication model, cultural competence, professional education.

Культура является сложным общественным фено- роль в развитии системы профессионального образо-меном, который играл и продолжает играть важную вания. Актуальной проблемой нашего времени явля-

Проблемы гуманитарной подготовки обучающихся

ется формирование устойчивой тенденции к расширению культурных связей. Одним из механизмов развития профессионального образования, обеспечивающих возможность формирования культурных связей, является культурная коммуникация, которая, безусловно, влияет на институализации культурных изменений.

Культуру, как и коммуникацию, можно определить как совокупность природных и искусственных знаков (как символов, изображений), с помощью которых происходит сохранение, накопление и передача из поколения в поколение накопленного человечеством опыта, что в дальнейшем трансформируется в новые идеи, открытия, которые формируют социальную память и влияют на будущую организацию культур. Такое понимание культуры является наиболее функциональным с точки зрения рассматриваемой темы.

Исследованию проблем культурной коммуникации посвятили научные труды как отечественные, так и зарубежные ученые в области культурологии, антропологии, социальных коммуникаций, истории, лингвистики, в частности А. Гуревич, Г. Почепцов, А. Соколов, Ю. Лотман, Р. Якобсон, Э. Холл, Ч. Осгуд и др.

По нашему мнению, коммуникативная функция культуры помогает личности определиться с ценност-но-ориентационным направлением дальнейшего социально-культурного развития, способствует духовному единению в рамках определенного профессионально сообщества.

Культурная коммуникация, выполняя присущую ей функцию в обществе, принципиально изменила духовное самоопределение, поскольку человек участвует в процессе культурной коммуникации, приобретает свой собственный образ через призму общения, утверждает себя в мире, ведя непрерывный диалог, как с другими субъектами, так и с самим собой.

Коммуникация представляет собой универсальную форму социальности, которая изменяется в историческом контексте. В качестве единой модели социальности коммуникация имеет нормативный и эмпирический аспекты. Поскольку телосом языка является взаимопонимание, то идеальная модель общения имплицитно заложена в языке. В реальной коммуникации происходит отклонение от нормативной схемы в силу ряда причин как субъективного характера (например, мотивация, целеполагание субъекта), так и объективного (препятствия коммуникации, внедрение системных механизмов в пространство межличностной коммуникации и т. д.). Правила и нормы коммуникативного взаимодействия имеют априорный характер, таким образом, возможна трансляция знания в обществе, культурная преемственность в целом [1].

Взаимопроникновение культуры и коммуникации в структуре профессионального образования проявляется в том, что культура не только влияет на коммуникацию, но и сама испытывает ее влияние. Коммуникация оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех членов профессионального со-

общества и определяет их принадлежность к данному сообществу.

Очевиден тот факт, что коммуникативный процесс, в процессе обучения, может быть эффективным и действенным лишь при условии духовного и культурного единства коммуникаторов. Культурная коммуникация подчиняется законам, правилам и формам, принятым для определенной коммуникационной, социальной и языковой ситуации. Активный характер культурной коммуникации обеспечивается именно языком, формой является диалог.

Культурную компетентность можно рассматривать как составную часть культурной коммуникации, она определяется на основе принадлежности человека к определенной социальной группе. Культурная компетентность формирует основы поведения личности, способствует ее социализации в рамках профессионального сообщества. Культурную компетентность можно рассматривать как одну из предпосылок правильной интерпретации информации, полученной в процессе коммуникации и результативности коммуникационного процесса, она способна развиваться под влиянием культурного взаимодействия, обмена мнениями, индивидуальным опытом.

Насколько многоаспектной и содержательной будет культурная компетентность, столь объемной будет картина мира для человека, который расширит возможности коммуникаций с различными национальными культурами, упростит и облегчит адаптивные процессы межкультурного общения человеческих личностей, кроме этого сформирует импульс для ценностного переосмысления приобретенных знаний, качественно трансформирует отношения в коммуникативной среде.

Именно высокий уровень культурного развития и образованности человека обеспечивают эволюционный характер духовно-культурной жизни общества и сохранения этнокультурных достижений.

Библиографические ссылки

1. Лоскутникова В. М. Хабермас и Луман: два подхода к исследованию процессов коммуникации в современном обществе [Электронный ресурс] // Гуманитарная информатика : междисциплинарный сб. ст. Вып. 1, 2011. URL: http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol1/ lvm_habermas_luman/ (дата обращения: 02.09.2014).

References

1. Loskutnikova V. M. Megdistsiplinarniy sbornik statey // Gumanitarnaiya informatika, 2011, Vol. 1. Available at: http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol1/lvm_haber-mas_luman/ (Habermas and Luhman two approaches to the study of the communication process in modern society/ Interdisciplinary collection of articles "Humanitarian informatics" (data obrascheniya: 02.09.2014).

© Виноградова А. И., Петрова О. А., Фомина Н. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.