Научная статья на тему 'Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью'

Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВОГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНЫЙ МЕДИАТЕКСТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL LANGUAGE-HUMANITARIAN COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE MEDIA TEXT / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / MODEL OF POSITIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедарева Алиса Валериевна, Кольга Вадим Валентинович

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров в сфере связей с общественностью и рекламы, представлены педагогические условия формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров связей с общественностью и рекламы в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедарева Алиса Валериевна, Кольга Вадим Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL LINGUO-HUMANITARIAN COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF PUBLIC RELATIONS AND ADVERTISING

This article is devoted to the problem of formation of professional language-humanitarian competence of bachelors in the field of public relations and advertising. It presents pedagogical conditions of forming professional language-humanitarian competence of the bachelors of public relations and advertising in the educational process of a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВОГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

FORMATION OF PROFESSIONAL LINGUO-HUMANITARIAN COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF PUBLIC RELATIONS AND ADVERTISING

А.В. Бедарева, В.В. Кольга A.V. Bedareva, V.V. Kolga

Профессиональная лингвогуманитарная компетенция, иноязычный медиатекст, интерактивные методы обучения, модель позиционного обучения. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров в сфере связей с общественностью и рекламы, представлены педагогические условия формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров связей с общественностью и рекламы в образовательном процессе вуза.

Professional language-humanitarian competence, foreign language media text, interactive methods of teaching, model of positional training.

This article is devoted to the problem of formation of professional language-humanitarian competence of bachelors in the field of public relations and advertising. It presents pedagogical conditions of forming professional language-humanitarian competence of the bachelors of public relations and advertising in the educational process of a higher educational institution.

Сегодня Россия переживает большие перемены, которые, влияя на все сферы жизни, способствуют формированию новых ценностей, приоритетов. Коренные изменения происходят не только в области политики и экономики, но и в системе общего и профессионального образования.

В настоящее время многие учёные (И.А. Зимняя, А.С. Кальней, В.В. Сериков) стали рассматривать организацию образования в системном виде как проблему общегосударственного уровня, как своеобразную «формулу» развития социальноэкономической системы России. Этот фактор неоднократно подчеркивается в официальных документах, в частности, в распоряжении Правительства РФ «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» говорится, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. «Один из таких вызо-

вов - возрастание роли человеческого капитала» как основного фактора экономического развития [Концепции..., с. 1].

Ведущее место в профессиональной подготовке студентов любого направления занимает определенная компетентность. Поэтому представляется актуальным исследование различных форм и методов формирования такой компетентности, которая направлена на вооружение студентов не просто знаниями, умениями и навыками согласно ФГОС, но и способностями решать разнообразные профессиональные проблемы на высоком культурном уровне, гибко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, осуществлять качественное межкультурное общение в глобальном мире.

Стратегия реализации компетентностно-го подхода определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный...], Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Государственная.], Федераль-

ными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и другими. В ФГОС ВПО четко обозначены требования, предъявляемые к такому динамично развивающемуся направлению подготовки, как «Связи с общественностью и реклама».

На бакалавров направления Связи с общественностью и реклама возлагаются сложные задачи, требующие принятия незамедлительного и эффективного решения путем создания атмосферы взаимопонимания и согласия, коммуникации, ориентации в процессе реализации профессиональной деятельности. Особую роль среди профессиональных качеств и функций бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью ученые отводят коммуникативной компетентности, умениям работать со смыслом и с информацией.

Однако тезис о том, что выпускники данного направления подготовки не способны к эффективному профессиональному взаимодействию, подтверждается многими исследователями, и в первую очередь работодателями. Это проявляется в том, что бакалавры в области рекламы и связей с общественностью испытывают трудности в осуществлении делового общения, в частности на иностранном языке; у них недостаточно развиты важные качества, позволяющие успешно адаптироваться в ситуациях профессионального и социального взаимодействия, работы с информацией, коммуникации; не сформированы умения управления своим эмоциональным состоянием, воздействия на оппонента и др.

Цель данной статьи - определение сущности и структуры профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров в сфере связей с общественностью и рекламы (далее по тексту - СО и Р) и обоснование педагогических условий ее формирования в образовательном процессе вуза.

В современных условиях социальных трансформаций бакалавру СО и Р приходится учитывать в своей профессиональной деятельности особенности современного массового сознания (ограниченность духовного уровня общества, взаимная нетерпимость и недоброжелательность, ценностный нигилизм), социальную напряженность как следствие глобализации (несформированное отношение человека к себе, к другим людям, жиз-

ненным принципам и идеалам), которые затрудняют коммуникацию между различными социальными слоями, субкультурными и субэтническими группами.

Опираясь на исследования В.В. Корниловой, Г.Г. Почепцова [Корнилов, 2011; Почепцов, 1998] и других исследователей, в качестве сфер общения будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью мы выделили профессиональную сферу общения (современная пресс-служба, связи с общественностью и реклама в коммуникационном процессе, связи с общественностью в государственных и общественных структурах, связи с общественностью в сфере управления и другие). Для эффективного решения профессиональных задач в этих сферах, исходя из анализа общекультурных и профессиональных компетенций ФГОС ВПО, бакалавру в сфере СО и Р необходимо владение информационной, коммуникативной компетенциями и компетенцией социального взаимодействия.

Обращение к психолого-педагогической литературе по проблеме компетентностного подхода, и в частности к работам научной школы И.А. Зимней [Зимняя, 2006], а также анализ ФГО ВПО по направлению подготовки СО и Р позволили нам предположить, что структурными компонентами профессиональной лингвогуманитарной компетентности могут быть следующие:

- медиакомпонент - совокупность знаний, умений и опыта создания медиатекстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы на родном и иностранном языках;

- языковой компонент - совокупность знаний, умений и способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь (диалог и монолог) на родном и иностранном языках;

- компонент социального взаимодействия -совокупность базовых навыков общения, публичных деловых и научных коммуникаций, умений и стремлений устанавливать и развивать межличностные, деловые отношения с представителями различных организаций, СМИ и других учреждений.

Осмысление актуального состояния и перспективы развития компетентностного подхода позволили конкретизировать понимание про-

фессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р как интегративное качество личности, соединяющее совокупность медиакомпонента, языкового компонента и компонента социального взаимодействия, готовность к лингвогуманитарной деятельности в профессиональных ситуациях в иноязычной среде.

На основе теоретических положений и с учетом основных требований личностно ориентированного подхода к диагностике, а также с учетом мнений заказчика и работодателей нами была разработана диагностическая программа формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров СО и Р. В основу диагностической программы положены следующие критерии: когнитивный (владение знанием содержания компетентности); мотивационно-аналитический (осознанная готовность к проявлению компетенции); деятельностно-рефлексивный (опыт проявления компетентности в разных стандартных и нестандартных ситуациях учебной, социальной, профессиональной и квазипрофессиональной деятельности и оценивание его результатов). В развитии гуманитарной компетентности студентов мы выделили 3 уровня: низкий, средний, высокий, и систему соответствующих показателей.

Проведенный анализ существующих подходов к организации педагогического процесса в высшей школе позволяет резюмировать, что эффективное решение проблемы формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров СО и Р возможно на основе таких подходов, как компетентностный (В.А. Адольф, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Л.В. Шкерина и др.), деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и лич-ностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, С.И. Осипова, А.П. Тряпицына, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и др.). На основании вышеназванных подходов нами были выделены педагогические условия, которые способствуют, с нашей точки зрения, наиболее результативному формированию профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров СО и Р. К таким условиям нами были отнесены:

- использование иноязычных медиатекстов

в образовательном процессе вуза как средство формирования медиакомпонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р;

- применение интерактивных методов обучения на основе использования интернет-технологий, способствующих формированию языкового компонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р;

- организация деятельности студентов в коммуникационном клубе (с опорой на метод позиционного обучения) с целью формирования компонента социального взаимодействия профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р.

Рассмотрим данные педагогические условия более подробно. Работа по формированию медиакомпонента бакалавров СО и Р была непосредственно связана с аудиторной деятельностью студентов (преимущественно на практических занятиях по дисциплинам «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Второй иностранный язык»). Опытно-экспериментальная работа по формированию медиакомпонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р показала, что осуществление взаимодействия с помощью современных медиатехнологий на практических занятиях позволяет вывести формирование медиакомпонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р на высокий и средний уровни. О результативности данной работы свидетельствуют сформированные умения студентов в процессе рецензирования медиатекстов самостоятельно собирать необходимые для анализа, оценки и создания медиатекстов факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и творчески решать новые проблемы. Анализ результатов проведенной диагностики подтвердил положительные изменения в уровне формирования медиакомпонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р - участников опытно-экспериментальной работы: студенты экспериментальной группы отметили положитель-

ные изменения в уровне формирования медиакомпонента: значительно вырос показатель среднего уровня развития медиакомпонента на 23,3 % (с 40 до 63,3 %) и высокого уровня развития медиакомпонента на 10 % (с 3,3 до 13,3 %), кроме того, уменьшилось количество студентов в экспериментальной группе с низким уровнем на 33,3 % (с 56,7 до 23,4 %).

В качестве второго педагогического условия формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции было определено применение интерактивных методов обучения на основе использования интернет-технологий, обеспечивающих развитие языкового компонента. Сущность интерактивного обучения заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы все студенты были вовлечены в процесс познания и в активное взаимодействие. В основе интерактивных методов лежат диалогическое общение и взаимодействие всех обучающихся. Использование интерактивных методов позволяет организовать обучение как процесс самостоятельной творческой деятельности, в ходе которой студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, работать в команде, быть гибкими и мобильными.

К интерактивным методам обучения, способствующим формированию языкового компонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции, мы относим прежде всего имитационное моделирование, деловую игру, веб-квест, е-маП-проект.

Активная позиция студентов в процесс познания, возможность рефлексии, отражение в учебном процессе различных видов профессионального контекста и формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности подтвердили правомерность выдвижения интерактивных методов в качестве условия формирования языкового компонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р. Сравнительный анализ полученных данных уровня сформированности языкового компонента профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р в экс-

периментальной группе показал уменьшение количества студентов с низким уровнем сформиро-ванности языкового компонента на 36 человек, что составило 55,38 % от общего числа респондентов. Прирост числа студентов экспериментальной группы со средним уровнем составил 32 человека (49,23 %). Увеличилось на 4 человека также и число студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности языковой компетенции (6,15 %).

Третье педагогическое условие формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р мы связываем с организацией деятельности студентов в коммуникационном клубе с опорой на метод позиционного обучения. После констатирующего этапа нами была разработана совместно с преподавателями выпускающей кафедры общественных связей СибГАУ программа занятий в Коммуникационном клубе, базирующаяся на модели позиционного обучения. Содержательная структура модели позиционного обучения включает ряд условий, обеспечивающих возможность для формирования компонента социального взаимодействия субъектов образовательного процесса. Прежде всего, возможность выделения профессиональных ценностей за счет формирования особой культуры мышления, способного оперировать как точными научными понятиями, так и профессиональными. Наличие разных ролевых позиций дает возможность отразить учебное (предметное) содержание с помощью разнообразных мыслительных конструкций и представлений о нем; обеспечивает субъ-ектность студента за счет построения личностного пространства в содержании предмета. Основная цель занятий в Коммуникационном клубе конкретизируется нами в следующих задачах: развитие умений и навыков эффективного общения студентов с людьми разных социальных групп: в процессе восприятия людьми друг друга (умения адекватно отражать психические состояния и понимать личностные особенности другого человека и т. п.); в процессе взаимодействия с собеседником (умения обеспечить благоприятный для беседы «климат отношений», умения владеть позицией разных ролей и т. п.); в процессе обмена информацией (умения активного слушания, умения понимать язык невербального общения и т. д.);

Результаты диагностики подтвердили позитивные изменения в уровне сформированности компонента социального взаимодействия профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р. Сравнительный анализ данных уровня формирования компонента социального взаимодействия бакалавров СО и Р в экспериментальной группе показал уменьшение количества студентов с низким уровнем с 81,7 до 41,7 %. Выросло число студентов экспериментальной группы со средним уровнем - с 15 до 48,3 %. Увеличилось также и число студентов экспериментальной группы с высоким уровнем - с 3,3 до 10 %.

Таким образом, опрос студентов, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка проводимой работы и другие методы исследования позволяют сделать вывод, что каждое из условий обеспечивает формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р. В целом, эффективность проводимой работы обеспечивалась последовательным созданием заявленных педагогических условий и педагогической поддержкой их реализации в образовательном процессе вуза. Использование методов математической статистики подтвердило эффективность опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования

профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров СО и Р в образовательном процессе вуза.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. URL:http://www.минобрнауки.рф/ документы/2882

2. Зимняя И.А. Компетентностью подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретикометодологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.

3. Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. иП: http://minobr.government-nnov.ru/?id=2929

4. Корнилова В.В. Формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. Хабаровск, 2011. С. 181.

5. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998. С. 352.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». иП: http://www.миноб-рнауки.рф/документы/2974

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.