Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации обучения английскому языку в техническом вузе'

К вопросу об оптимизации обучения английскому языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудирование / общение / устная коммуникация / мотивация / listening / communication / oral communication / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. А. Аешина

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечить успешный процесс коммуникации, развивать умение говорить на иностранном языке и понимать его. Так как процесс обучения посредством аудирования сложный и трудный, необходимо уделять этому виду больше внимания. Очень важно повысить мотивацию к пониманию иностранной речи на слух и использования его как средства общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF ENGLISH LANGUAGE TRAINING AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

In this article the problems of optimizing English language training at the technical university are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации обучения английскому языку в техническом вузе»

УДК 81.111

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Л. А. Аешина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: aeshina@mail.ru

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечить успешный процесс коммуникации, развивать умение говорить на иностранном языке и понимать его. Так как процесс обучения посредством аудирования сложный и трудный, необходимо уделять этому виду больше внимания. Очень важно повысить мотивацию к пониманию иностранной речи на слух и использования его как средства общения.

Ключевые слова: аудирование, общение, устная коммуникация, мотивация.

OPTIMIZATION OF ENGLISH LANGUAGE TRAINING AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

L. A. Aeshina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: aeshina@mail.ru

In this article the problems of optimizing English language training at the technical university are presented.

Keywords: listening, communication, oral communication, motivation.

Если в недавнем прошлом иностранный язык рассматривался как дисциплина, целью которой было повышение уровня общей культуры, эрудиции специалиста, то в настоящее время знание иностранного языка - настоятельная потребность любого современного специалиста. Требованием времени является также активное владение специалистом не только письменной, но и профессионально-ориентированной устной речью и умением общаться на иностранном языке. Поэтому задачи, стоящие на современном этапе перед высшей школой, ориентируют обучение иностранному языку не на пассивное владение, заключающееся в умении читать и переводить литературу по специальности, а на практическое использование иностранного языка как средства общения в социокультурной и профессиональной сферах.

Для студентов технических вузов предмет «иностранный язык» является непрофилирующим, а потому, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и целенаправленным, преподаватель должен четко представлять себе роль и место иностранного языка в жизни и деятельности будущего профессионала. Характерным условием и методической особенностью обучения иностранному языку в вузе является отсутствие естественной языковой среды, поэтому необходимо создавать иноязычное общение в аудитории. Общение, следовательно, должно быть целью, средством и основой организации обучения иноязычной речи.

Проблема обучения общению связана с формированием языковых и речевых фонетических, граммати-

ческих и лексических навыков и творческих умений в различных видах речевой деятельности - чтении, говорении, аудировании и письме. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и студентов. Также важно учитывать следующие требования, такие как установление психологического контакта с группой для передачи информации и её личностного восприятия студентами, использование элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т. п. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение аудированием позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой устной речи

Без сформированных навыков и умений аудирования как составной части коммуникативной компетенции невозможны международные творческие и научные контакты. Таким образом, аудирование стало одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку на современном этапе глобализации, гуманитаризации и гуманизации образования.

Аудирование является одним из основных каналов получения информации как в процессе обучения, так и в профессиональной и социокультурной жизни человека. Серьезным побудителем к исследованиям в этой области выступает и сама природа рецептивных

Решетневскуе чтения. 2014

ВРД - специфика механизмов памяти, предметного содержания и процессов осмысления при слушании.

Аудирование может служить как целью так и средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего во время говорения, позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуются в звуковой форме речевые намерения. И конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, прослушивании радиопередачи и т.п. Актуальность использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их функциональности.

Поскольку материал, предъявляемый обучаемым на слух, служит моделью реальной языковой среды, передавая ее главные особенности, аудирование вовлекает обучаемых в активную речевую деятельность. Овладение этим видом речевой деятельности должно сформировать у обучаемых психологическую и языковую готовность. Программа обучения должна быть построена с учетом постепенного возрастания сложности речевых операций обучаемых с учебным материалом.

Общение невозможно без восприятия и понимания речи собеседника на слух. Поэтому целенаправленное развитие навыков и умения аудирования является доминирующей целью обучения на начальном этапе. Еще одним моментом, привлекающим внимание специалистов, является отсутствие прямой связи между уровнем владения устной и письменной речью, объемом словарного запаса и знаниями грамматики и уровнем сформи-рованности навыков и умений рецептивных ВРД, в частности, аудирования. Возникающая подчас напряженность объясняется скорее всего недостаточным уровнем коммуникативной компетентности, в развитии которой аудирование играет значительную роль.

Совершенствование подходов к обучению аудированию начинается с задач отбора материала и кон-тентного планирования.

В настоящее время в распоряжении преподавателя имеются практически неограниченные ресурсы ау-диоматериалов. Источниками служат радио- и телепередачи и, конечно, Интернет. Кроме того, квалифицированные британские и американские издательства предлагают разнообразные пособия для изучающих английский язык, обязательным компонентом которых являются учебные аудиокурсы.

Перед преподавателем ставится непростая задача адекватного выбора материала для слушания. Такой выбор возможен на основе учета ряда критериев ау-диотекста. К наиболее существенным следует отнести аутентичность, информативность, языковую и содержательную доступность.

Использование аутентичных аудиоматериалов необходимо начинать на возможно более раннем этапе обучения. Однако целый ряд особенностей естественной речи в реальных ситуациях общения (нечеткое сегментирование речевого потока, повторяемость слов и целых фраз, «затемненность» отдельных элементов речи, «рваный» ритм и т. д.) создают значительные трудности для студентов младшего этапа обучения со средним и низким уровнем языковой подготовки.

Предъявление собственно аутентичных звуковых образцов зависит от степени подготовленности учащихся и, как правило, осуществляется к концу второго - началу третьего семестра. При этом монолог предшествует диалогу и полилогу.

При отборе текстов для аудирования чрезвычайно важно учитывать содержательную направленность материала. Целесообразным представляется подход, при котором тематика аудиотекстов соответствовала бы целям и задачам учебного процесса.

В рамках второго этапа подготовительной работы -контентного планирования преподаватель определяет «удельный вес» аудирования в общем объеме изучаемой темы и на отдельно взятом уроке, намечает области обучающего и контрольного тестирования и подготавливает материалы, направленные на формирование соответствующих групп навыков и умений.

Еще одним аспектом контентного планирования является определение вида материалов тестирования, выполняемого за рамками аудитории.

Особое внимание уделяется вопросам организации самостоятельной работы студентов, способствующей развитию у них умений учиться, в том числе, самостоятельно определять цели учения, выбирать и рационально использовать средства и способы учения, а также самостоятельно контролировать ход учебной деятельности и оценивать ее результаты.

Успешность самостоятельной работы студентов в высокой степени зависит от четкого планирования объема и содержания заданий, последовательности и формы их презентации и контроля. Все эти требования к работе преподавателя могут быть реализованы при создании специальных электронных УММ и пособий. Электронная форма учебных материалов позволит оперативно вводить новый и элиминировать устаревший сегмент аудиокурса.

Уровень владения студентами иностранным языком в техническом вузе определятся по следующими критериями:

• владение языковыми профессиональными знаниями (владение грамматическими структурами; лексическими единицами профессиональной направленности);

• готовность к речевому профессиональному взаимодействию (владение всеми видами речевой деятельности на основе профессионально-ориентированной лексики; умение реализовывать свои потребности в иноязычном профессиональном общении с помощью различных языковых средств);

• готовность к творческой профессиональной деятельности (мотивация, познавательная и творческая активность обучающихся).

Краткий анализ содержательных и процессуальных технологий, рассмотренных выше, позволяет констатировать, что корректный выбор текстов, использование системного подхода к содержанию и условиям тестирования и видам контроля, а также внедрение компьютерных пособий создает прочную базу для успешного обучения аудированию и развития профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста.

References

1. Pokushalova L. V., Serebryakova L. T. Obuchenie professionalno orientirovannomy yazyky v technitches-kom vuze // Molodoy utchenyi. 2012. № 5. S. 305-307 [Elektronyi resurs]. URL: http://www.moluch.ru/archive/ 40/4759// (data obrascheniya: 1.09.2014).

2. Zudova Ya. V. Didakticheskie osnovy rasvitiya sposobnostey studentov neyazykovogo vuza k audirovaniyu inoyazychoi rechi : Dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 : Ekaterinburg, 2005. 216 s. RGB OD, 61:0513/1110 [Elektronyi resurs]. URL: http://www.dsHb. net/prof-obrazovanie/didakticheskie-osnovy-razvitija-sposobnostej-studentov-nejazykovogo-vuza-k.html/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

3. Gavrilova A. V. Obuchenie audirovaniyu inoyazychnoi retchi v usloviyah neyazykovogo vuza na materiale angliyskogo yazyka, tema dissertazii i avotoreferata po VAK 13.00.02. kand. ped. nauk [Elektronyi resurs]. // Nautchnaya biblioteka dissertaziii avtoreferatov, disser Cat. URL: http://www.dissercat. com/content/obuchenie-audirovaniyu-inoyazychnoi-rechi-v-usloviyakh-neyazykovogo-vuza-na-materiale-anglii#ixzz3Cp313zhg/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

4. Sozykina I. A. Nizegogodskii gosudarstvennyi lingvistitcheskii univessitet, Rossiya/ [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rusnauka.com/6_NITSB_ 2010/Philologia/59333.doc.htm/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

5. Zholobov S. I. Nizegogodskii gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, Rossiya/ // Optimizaciya obucheniya audirovaniyu v vuze [Elektronyi resurs]. URL: http://www.rusnauka.com/6_NITSB_2010/Philologia/ 59333.doc.htm/ (data obrascheniya: 1.09.2014).

6. Barrett Th. C. Taxonomy of Reading Comprehension. Lexington, Mass: 1972.

© AemHHa .H. A., 2014

УДК 070

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МАСС-МЕДИА

Е. А. Алексеева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: assterra@mail.ru

Рассматриваются вопросы и различные аспекты влияния уровня образования и подготовки специалистов масс-медиа на медиакультуру современного общества, на социальные и культурно-психологические процессы, происходящие в современном обществе.

Ключевые слова: медиакультура, масс-медиа, общественное сознание, эффект медиа, социальное научение.

PROBLEMS OF MASS MEDIA SPECIALISTS TRAINING

E. A. Alekseeva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: assterra@mail.ru

The questions and the various aspects of the impact of the level of education and training for the media on the media culture of modern society, social, cultural and psychological processes that take place in modern society.

Keywords: media culture, the media, the public consciousness, the media effect, social learning.

Медиакультура давно стала важнейшим компонентом массовой культуры, средством манипулирования и эффективным инструментом воздействия на поведение человека в обществе. С каждым годом ме-диакультура все более активно влияет на общественное сознание, выступая не только в качестве мощнейшего средства информации, но и обеспечивая лю-

дям культурные и образовательные контакты, возможности для развития творческих способностей. На сегодняшний день медиа - это не просто средства для передачи информации, ограничивающиеся обычным «посредничеством», это целая среда, в которой не только транслируются, но и производятся культурные и иные коды, основой которой являются, прежде все-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.