жизни и делать все то же, что и «обычные» люди, и в этом смысле их с полным правом можно назвать героями повседневности.
Использованные источники:
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М. : Медиум, 1995.
2. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб. : Наука, 1998.
3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С. 136-176.
4. Шюц А. О множественных реальностях // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М., 2004.
5. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1988. - № 2.
6. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ глазами западногерманских социологов: Техника - интеллектуалы - культура. - М. : Наука, 1989. - С. 296-392. URL: http://ribeyebar.ru (дата обращения 26.10.2014).
7. Фромм Э. Иметь или быть / пер. с англ. - М. : АСТ, 2000. - 448 с. URL: www.koob.ru (дата обращения 10.10.2014).
Жирнов А.В., к. э. н.
доцент
ФГБОУ ВПО «РГА У - МСХА им. К.А.Тимирязева»
Лапшина Е.Ю ОАО «Сбербанк России» Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Одной из специфических отраслевых проблем развития АПК является отсутствие в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности необходимого количества квалифицированных менеджеров, имеющих опыт работы в рыночных условиях. Кадровый голод особенно ощущается в сельском хозяйстве, где половина руководителей имеет лишь общее среднее образование. Острая нехватка менеджеров - одно из основных препятствий вывода предприятий АПК из кризиса [1].
Для решения обозначенной проблемы необходима выработка стратегии образовательных учреждений аграрного профиля, ориентированной на современное состояние агропромышленного производства, где под воздействием научно-технического прогресса происходят глубокие качественные изменения в технике, технологии и организации, расширяются масштабы производства, совершенствуется его структура, растет концентрация, происходит углубление специализации. Это усложняет механизм хозяйствования, возрастает необходимость его соответствия требованиям экономических законов
Дефицит инженерных кадров начал формироваться в 90-е годы, когда диплом о высшем инженерном образовании потерял свою ценность -инженеры не нужны были вовсе. Появились новые и, как казалось, более интересные и нужные профессии, и подавляющее большинство вчерашних инженеров, технологов и конструкторов стали менеджерами по продажам, специалистами по логистике, по маркетингу и связям с общественностью. Те же, кто остался верен профессии, на себе испытали многомесячные, а иногда и многолетние задержки зарплат и пережили явное падение престижа технических специальностей. Высшее техническое образование перестало быть почетным и престижным, и на долгие годы снизился приток абитуриентов в соответствующие университеты.
В настоящее время подготовка инженерно-технических кадров и их трудоустройство не в полной мере соответствуют современным требованиям по следующим причинам:
некоторые учреждения высшего профессионального образования осуществляют обучение на физически и морально устаревшем оборудовании;
подготовка кадров осуществляется по образовательным программам, зачастую разработанным без участия работодателей, без должного учета потребностей рынка труда;
недопустимо снизился объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах, что не способствует участию преподавателей и студентов в научных исследованиях;
уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава инженерно-технических вузов не способствует пополнению профессорско-преподавательского состава молодыми специалистами;
не обеспечено эффективное проведение практик студентов на базовых предприятиях, не решены вопросы закрепления выпускников на промышленных предприятиях, их социальная поддержка.
За последние 20 лет престиж инженерных специальностей упал, сегодня только около четырех процентов медалистов идут на инженерные специальности. Поэтому в первую очередь необходимо решить задачу повышения престижа инженерного труда и привлекательности обучения по инженерным специальностям.
Чем сложнее и уже направленность инженерной специальности - тем ниже проходной балл для поступления на соответствующий факультет. В среднем проходной балл на инженерные специальности в регионах составляет 50 - 60 баллов. При низком проходном балле туда идут те, кому не удалось добрать достаточное количество баллов для поступления на другие специальности. Получается, что на данные факультеты абитуриенты идут от безысходности, а не от желания получать данную специальность.
На настоящий момент на предприятиях области имеются следующие кадровые проблемы:
- средний возраст персонала по всем категориям 50 - 60 лет;
- снижение престижа инженерных специальностей;
- отток рудовых ресурсов на предприятия Москвы области.
Из вышесказанного следует, что сегодня сельскохозяйственному производству нужны кадры, обладающие высоким уровнем практической подготовки, для успешной реализации полученных знаний в реальном секторе экономики. С этой целью при высших аграрных учебных заведениях необходимо усилить организацию практических учебных хозяйств, где должно вестись практическое обучение будущих специалистов: знакомство студентов с технологиями, организацией и управлением производства.
Повышение качества подготовки квалифицированных специалистов зависит от профессионализма преподавательского состава. В университетах необходимо возродить стажировки и переподготовку преподавателей на передовых сельскохозяйственных предприятиях, в институтах повышения квалификации преподавателей.
К сожалению, финансовые возможности не всегда позволяют обеспечивать соответствие материально-технической базы учебного заведения уровню достижений технического прогресса. Поэтому необходимо создание на областном уровне ресурсного центра, где преподаватели могли бы повышать квалификацию по вопросам внедрения новой техники и технологии производства. Ориентированное на практику обучение позволяет преподавателям знакомить студентов с лучшими отечественными и зарубежными технологиями сельскохозяйственного производства, а также овладевать современными методиками преподавания.
В заключение следует отметить, что для преодоления дефицита инженерных кадров необходимо совершенствование материальной базы образовательных учреждений аграрного профиля, активизация социальной рекламы для школьников и абитуриентов. Необходимо изыскивать пути и возможности для проведения практик в производственных центрах студентами. Одна из задач государства и региональных властей -организовать контракты с предприятиями, заводами, по которым студенты смогут проходить занятия в реальных условиях производства. В ходе выполнения этих мероприятий у будущего инженера появятся реальные возможности для работы и самореализации, возможность использовать современные технологи и технику. И, как следствие, повысится престиж инженерных специальностей.
Использованные источники: 1. Бородуля, Е.Б. Формирование системы показателей для оценки экономической деятельности предприятия в современных условиях. /Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2014. -№1. -С. 25-30.
2. Ерохин, М.Н. Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для АПК /М.Н. Ерохин // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2007. - № 6.
3. Жирнов, А.В. Управление безопасностью и менеджмент организации /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Модели, системы, сети в экономике, природе и обществе./Под ред. В.М. Володина, О.Н. Сафоновой. Пенза: изд-во ПГУ. - 2011. - №1. С. 58-62.
4. Жирнов, А.В. Проблемы обеспеченности материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий России /Жирнов А.В., Лапшина Г.В., Лапшина Е.Ю.//Главный агроном. -2012.- №10. - С.66-68.
5. Жирнов, А.В. Социальный пакет как элемент кадровой политики / А.В. Жирнов, Ю. А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Экономика и социум. - 2014. -№4(13).
6. Лапшина, Г.В. Проблемы кадрового обеспечения организаций АПК Ульяновской области /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» 30 сентября 2013 г.: сборник научных трудов. В 34 частях. Часть 12. - Тамбов, 2013. - С. 63-66.
7. Постнова, М.В. Проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами сельскохозяйственных организаций Ульяновской области /М.В.Постнова, Е.А.Смирнова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. -Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 100-108.
Ильина М.А., к.т.н.
доцент
Копылова Н. Т., к.ф.-м.н.
доцент
кафедра «Математика и информатика»
доцент Барнаульский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия, г. Барнаул НОВЫЙ ПОДХОД К ТЕСТИРОВАНИЮ В РАМКАХ ЗАОЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматриваются новые возможности применения тестов в форме тренажеров и их особенности при заочной форме образования.
Ключевые слова: тренажеры, тесты, электронные пособия.