Научная статья на тему 'Проблемы подготовки сотрудников ОВД к деятельности несовершеннолетних'

Проблемы подготовки сотрудников ОВД к деятельности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Адамов Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки сотрудников ОВД к деятельности несовершеннолетних»

Адамов Василий Васильевич,

г, Ставрополь, заместитель начальника учебного отдела Ставропольского филиала Краснодарской академии МВД России

ДЕЯТЕЛЬНО-ПРЕСТУП-

/1а Ж ^ОФИЛАКТИКА преступнос-"и и преступности несовершеннолетних в особеннос-■и, является одним из важных направлений профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Преступность несовершеннолетних в России периода реформ стало одной из актуальнейших проблем современного общества в силу высокого динамизма, быстрого роста данного социального явления, усиление организованного характера преступности несовершеннолетних, роста доли тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями; увеличение количества правонарушений, совершаемых с использованием различного вида оружия и т.п.

С другой стороны сама профилактическая детальность с данной категорией населения обладает целым рядом особенностей, в том числе:

1. Частичная дееспособность несовершеннолетних, связанная с ограниченностью применения к ним мер административного или уголовного наказания в силу возрастных особенностей.

2. Комплексность характера профилактики преступности несовершеннолетних, осуществляемой различными социальными учреждениями и организациями. Что, с одной стороны, способствует повышению эффективности профилактических мероприятий со стороны учреждений образования,

здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, а с другой стороны усложняет процессы взаимодействия между данным субъектами профилактики.

3. Широта объектов профилактического воздействия. Специфика правового и фактического положения несовершеннолетних как возрастной группы населения определяет необходимость распространения профилактической работы не только на самих несовершеннолетних, но также и на их родителей, и (или) их законных представителей.

4. Несформированность личностного развития несовершеннолетних, что не позволяет несовершеннолетним адекватно оценивать последствия своих поступков и способствует вовлечению несовершеннолетних в совершение противоправные действий.

5. Ориентация при осуществлении профилактической работы на устранение недостатков в области семейного, школьного и трудового воспитания несовершеннолетних, организацию полноценного, социально-ориентированного досуга и отдыха детей и подростков. Что определяет необходимость сочетания мер как административного и уголовного наказания, так и мер воспитательного характера.

Широта и многообразие мер по профилактике преступности несовершеннолетних, сложность и специфика самих несовершеннолетних как

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

объектов профилактической работы, современные тенденции в данной сфере определяют необходимость в совершенствовании специализированной профессиональной подготовки сотрудников ОВД посредством разработки и реализации системы формирования готовности к рассматриваемому виду деятельности.

- Профилактика преступности несовершеннолетних представляет собой многоуровневую систему мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними. Систему профилактики преступности несовершеннолетних составляют разнообразные органы и учреждения, осуществляющие в рамках своей компетенции профилактическую работу с несовершеннолетними.

Сотрудники органов внутренних дел выполняют значительный объем работы по специально-криминологическому предупреждению преступности несовершеннолетних в силу наличия правовых, административных, научно-методических ресурсов и потенциала. Однако участковые инспектора милиции как должностные лица органов внутренних дел осуществляют на закрепленных участках практически все функции милицейской профилактики. Таким образом, служба участковых инспекторов - центральное звено в системе профилактики преступности несовершеннолетних, осуществляемой органами внутренних дел.

Содержание профессиональной деятельности сотрудников ОВД по профилактике преступности несовершеннолетних наиболее полно раскрывают функции участковых инспекторов милиции по профилактике преступности несовершеннолетних, которые, будучи соотносимы с компонентами профессиональной деятельности, задают ее цели, определяют результаты. Основными функциями участковых инспекторов милиции по профилактике преступности несовершеннолетних являются следующие:

1. Диагностическая (изучения личности несовершеннолетнего и неформальных групп несовершеннолетних, семейного и бытового окружения несовершеннолетних, установление причин и условий способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними).

2. Аналитико-гностическая (анализ оперативной обстановки на обслуживающей территории, сбор информации о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нарушении их прав и законных интересов, об имеющихся асоциальных группах подростках, лиц вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, а также о родителях или их законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, моделирование процесса позитивного социального развития несовершеннолетнего).

3. Информационная (предоставление информации государственным органам, учреждениям

социальной защиты, образования и здравоохранения, общественным организациям о безнадзорности, правонарушениях, антиобщественных действиях несовершеннолетних, фактах нарушения их прав и законных интересов)

4. Культурно-просветительская (информирование несовершеннолетних и членов их семей или законных представителей о последствиях тех или иных противоправных поступков, распространение правовых знаний среди данных групп населения, разъяснительная работа среди населения о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств);

5. Воспитательная (применение по отношению к несовершеннолетним, неформальным группам несовершеннолетних различных мер воспитательно-профилактического воздействия, организация систематической, целенаправленной профилактической работы по исправлению поведения конкретного подростка, оздоровления окружающей среды);

6. Контролирующая (контроль за обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних, своевременным принятием мер руководителями организаций и учреждений по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений несовершеннолетними);

7. Посредническая (координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений, участвующих в деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних, привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, участие в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным,представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и пр.);

8. Прогностическая (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретной личности несовершеннолетнего, его микросоциума, деятельности различных институтов, участвовавших в деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних).

Выделенные нами особенности профессиональной деятельности участковых инспекторов милиции по профилактике преступности несовершеннолетних указывают на необходимость целенаправленного формирования не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионально важных личностных качеств.

Профилактика преступности несовершеннолетних как особый вид профессионального труда предъявляет определенные требования к профессионально важным личностным качествам участковых инспекторов милиции. Проведенный анализ деятельности сотрудников ОВД (участковых инспекторов милиции) по профилактике преступности среди несовершеннолетних позволил нам сформулировать ряд ведущих интегративных личност-

169

ОБЩЕСТВО И ПРАВО @ 2004 « № 3(5)

ТРИБУН ч МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ных характеристик, включающих в себя соответствующие им комплексы профессионально значимых качеств, обеспечивающих эффективное осуществление рассматриваемой профессиональной деятельности: высокий уровень социальной компетентности, нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности, высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность, коммуникативная компетентность сотрудника, организаторские способности сотрудника.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы по данной проблематике показало, что, несмотря на широкое распространение, понятие «готовности» к деятельности не имеет однозначной трактовки.

В целом анализ существующих подходов показал, что в современной науке явление готовности исследуется на следующих уровнях:

■ личностном, где готовность рассматривается как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное спецификой будущей деятельности: (Абульханова-Славская К.Л., Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., СпиркинА.Г., Козлов Е.Г., Пуни А.Ц. и др.);

• функциональном, представляющем готовность в качестве ситуативной готовности и работоспособности, предстартовой активизации психических функций и умения мобилизировать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности: (Алаторцев В.А., Ганюшкин А.Д., ГеновФ., Ильин Е.П., Левитов Н.Д., Пушкин В.Н., Черникова O.A. и др.);

■ личностно-деятельностном, раскрывающем явление готовности как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно осуществлять ведущую деятельность и выполнять свои профессиональные функции: (Ахтаева Л.Г., Деркач A.A., Дурай-Но-вакова K.M., Дьяченко М.И., Каццыбович Л.А., Кондрашова Л.В., КругецкийВА, СанжеваР.Д., Ушнев С.В. и др.).

Наиболее приемлемым при исследовании проблемы готовности сотрудников ОВД (участковых инспекторов милиции) к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних нам представляется имённо третий - комплексный подход, где готовностьк деятельности рассматривается одновременно на личностном, функционально-психологическом и психо-физиологическом уровнях анализа.

Следовательно, профессиональная подготовка это сложное структурное и динамическое образование, центральным ядром которого являются положительные установки, мотивы, ценности профессии. Сюда входят также и профессионально важные качества личности, способности, совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, определенный опыт применения их на практике. Профессиональная подготовка находиться в единстве с направленностью на будущую профессиональную деятельность.

Профессиональная готовность - не только результат, но и цель профессиональной подготовки,

начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим подчеркивается диалектический характер готовности к профессиональной деятельности как качества й как состояния, а также как динамического процесса.

Таким образом, готовность сотрудников ОВД к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних представляет собой развитую систему убеждений, взглядов, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, навыков, умений,установок, настроенности на деятельность, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними. Такая готовность к профессиональной деятельности достигается в ходе моральной, психологической, профессиональной и физической подготовок и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями профессиональной деятельности.

в качестве структурных компонентов готовности будущих сотрудников ОВД к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних нами выделяются следующие: научно-теоретический, практический, мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, креативный, эмоционально-волевой компоненты.

Научно-теоретический компонент готовности к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних предполагает наличие необходимого объема фундаментальных и специализированных профессиональных знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Практический компонент готовности к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних предполагает владение когнитивными, коммуникативными, конструктивными, организаторскими и профессиональными умениями и навыками.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя профессионально-гуманистическую направленность личности сотрудника ОВД, а также систему устойчивых мотивов, отношений, установок, которые обеспечивают оптимальный ход профессиональной деятельности.

Когнитивно-оценочный компонент проявляется в сформированных представлениях об избранной профессиональной деятельности и сущности деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних, сформированной адекватной и устойчивой самооценке и развитых профессиональном мышлении и когнитивных способностях.

Креативный компонент включает в себя наличие определенного креативного потенциала и механизмов его активизации, что предполагает высокий уровень социальной и профессиональной активности субъекта в профессиональной деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних.

ТАБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Эмоционально-волевой компонент готовности к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних проявляется в развитых способностях к эмоционально-волевой саморегуляции, волевых качествах и специфических характеристиках эмоционально-волевой сферы личности, обеспечивающих эф-

фективное осуществление профессиональной деятельности.

Рассмотренные представления о содержании и структуре готовности сотрудника ОВД к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних позволяют разработать систему ее целенаправленного формирования.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО ® 2004 « № 3(5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.