Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Задворная Марина Станиславовна

В статье авторами рассматриваются вопросы связанные с актуальной проблемой подготовки педагогов дошкольников в системе ДПО и пути их решения. Показана необходимость развития кадрового потенциала ДОУ в связи с углублением противоречия между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов, указаны причины, препятствующие этому процессу и пути совершенствования системы ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Задворная Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREPARATION OF TEACHERS OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AND WAYS OF THEIR SOLUTION

In the article, the authors consider issues related to the urgent problem of training preschool teachers in the DPO system and ways to solve them. The necessity of developing the personnel potential of the preschool educational institution in connection with the deepening of the contradiction between the required and the real level of professional competence of teachers is shown, the reasons that impede this process and ways to improve the system of additional education are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

исследователей на тьюторское сопровождение. На основе анализа результатов опроса аспирантов выделены направления тьюторского сопровождения. Авторы статьи выдвигают предположение, что результатом научно-исследовательской деятельности аспиранта является не только завершенное научное исследование, развитие его методологической культуры, но и понимание дальнейших направлений развития как исследователя.

Ключевые слова: технология обучения, самоопределение, научно-исследовательская деятельность, аспирантура, мотивация аспирантов, тьюторское сопровождение.

AnMtation. The article reveals the concept of self-determination to research activities. The authors suppose that a graduate student can get several results: finish the work on the thesis, develop a methodological culture and understand the further trajectory of the development of his abilities.

The article reveals the role of the tutor and determines the possibilities of tutor support of research activities of graduate students. Requests of young researchers for tutor support and the main directions of tutor support are described in it.

Keywords: academic environment, learning technology, PhD education, motives for admission to PhD programs, tutor support.

Литература:

1. Батракова И.С., Тряпицын A.B. Преемственность подготовки в магистратуре и аспирантуре современного вуза как условие развития исследовательской компетентности обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2014. № 9 (94). С. 101-107.

2. Бекиров С.Н. Деловая игра как фактор развития личностного принятия будущими педагогами социального статуса профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 46-49.

3. Бурлуцкая М., Рубина Л., Шапко И. Мнения студентов о качестве образования в педагогическом вузе // Народное образование. 2002. №5. С. 82-86.

4. Везетиу Е.В. Принципы гуманизации профессионального образования // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 26-28.

5. Донина И.А., Алексеева О.В. Возможности зимней аспирантской школы в развитии самоопределения аспирантов к научно-исследовательской деятельности // Педагогический вестник, 2019. №9. С. 24-28

6. Донина И.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 34-35.

7. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-сопровождения участников образовательных программ. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 22-24.

8. Кочемасова Л.А. Теоретические предпосылки активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23108

9. Миронов А.В. Исследовательская деятельность основа развития творческой личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2009. Т. 15. №1. С. 383-386

10. Саскевич П.А., Трапянок Н.Г. Современная аспирантура: проблемы выбора оптимальной траектории и эффективной модели (по материалам социологического опроса) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, 2017. № 2. С. 146-151.

11. Фролова Ф.Ф. Роль научно-исследовательской деятельности магистров в формировании компетенции профессионального саморазвития // Вестник Казанского технологического университета, 2014. Т. 17. № 17. C. 350-353.

УДК 378.046.4

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Задворная Марина Станиславовна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Преобразования, произошедшие в культурной, социально-экономической и политической жизни Российского государства определили появление новых ценностей в образовании. Требования, предъявляемые к качеству профессиональной деятельности педагога, его компетентности, обуславливают необходимость модернизации системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Успешность педагогической деятельности зависит не только от профессиональных знаний и навыков, которыми обладают педагоги, но и от их личностных качеств.

Цель статьи проанализировать актуальную проблему подготовки педагогов дошкольников в системе ДПО и найти пути решения.

Изложение основного материала исследования. ХХ-ХХ1 векам присущи существенные изменения в характере ДПО в его направленности, целях, содержании. Современную систему ДПО мы рассматриваем как постдипломное образование педагогов разного возраста ориентированное на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучающихся. Кроме того, в условиях современного образования для педагога дошкольника важным становится его личностная позиция, его ценности и смыслы как жизненные, так и профессиональные.

Нельзя не отметить, что в настоящее время особое значение в системе ДПО приобретает компетентностный подход, который отличается тем, что результат образования связывается с готовностью и способностью педагога дошкольника применять полученные знания и умения в условиях реальной

профессиональной деятельности, умение действовать в различных проблемных ситуациях о чем в своих работах отмечают и отечественные ученые В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, Г.Н. Сериков, А.П. Тряпицина.

Ученые А.К. Маркова, Е.В. Коточитова в своих работах выделяют четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную, а С.А. Дружилов определяет ряд компонентов профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный, а указанные им характеристики профессиональной компетентности педагога носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом [5].

А.Г. Гогоберидзе, А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радинова под профессиональной компетентностью педагога дошкольника понимают интегральную характеристику личности, определяющую способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта [9].

Для того чтобы оценить уровень компетентности современных педагогов дошкольников, нами была проанализирована успешность их деятельности в профессиональной сфере, проблемы, с которыми они сталкиваются.

В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 2019 году проводилось анкетирование в котором приняли участие 50 педагогов ДОУ разного возраста, с разным опытом профессиональной деятельности, имеющие высшее или среднее педагогическое профессиональное образование. Респонденты ответили на вопросы специально разработанной анкеты, включавшей 15 вопросов разного типа.

Проведенное анкетирование показало, что подавляющее большинство педагогов ДОУ удовлетворены своей профессиональной деятельностью - 86%, из них - 30% отмечают, что полностью удовлетворены своей профессиональной деятельностью, а 50% респондентов - «скорее да, чем нет». Однако были педагоги 6%, имеющие низкую степень удовлетворенности профессиональной деятельностью — это молодые педагоги с опытом работы до 2 лет. Нами было сделано предположение, что они еще не нашли себя в педагогической профессии и им сложно взаимодействовать с коллегами и родителями. Молодые педагоги отмечают, что у них возникают сложности в работе, объясняя их тем, что у них: «мало опыта», «проблемы взаимодействия с родителями воспитанников», «трудности внедрения в образовательный процесс педагогических инноваций». В качестве значимых ценностей профессиональной деятельности они выделяют возможность проявить свое творчество, позитивно влиять на других людей, обеспечить необходимые материальные возможности.

Опытные педагоги и это - 26% из категории «скорее да, чем нет» отмечают недостаточную поддержку со стороны администрации. Больше всего педагогов в педагогической деятельности радует: общение с детьми -32%, с коллегами, с людьми; 30% педагогов результаты педагогической деятельности - «развитие детей», «изменения в детях», «достижения детей», «возможность раскрыть индивидуальность детей», «выпускники». Кроме того, нельзя не отметить, что 22% педагогов ДОУ рассматривают свою профессию как творческую; 12% педагогов привлекает в педагогической деятельности возможность самореализации и профессионального роста. Наиболее важным направлением профессиональной деятельности для всех педагогов является возможность самореализации в профессии: применение знаний и опыта (опытные педагоги - 56%), проявление творчества (начинающие педагоги - 36%). Педагогов дошкольников привлекает возможность оказать помощь ребенку дошкольнику, раскрыть его индивидуальность. В качестве ценностей профессии педагоги выделяют общественную оценку и признание, но почти не рассматривают профессию с точки зрения карьерных возможностей и материальных благ. Полученные в исследовании данные позволяют предположить, что быть успешными в профессии, испытывать удовлетворение могут педагоги с пониманием миссии педагога как миссии созидания.

Проведенное исследование позволило нам выявить трудности, которые испытывают современные педагоги ДОУ в профессиональной деятельности. Это, в первую очередь, проблемы, связанные с организацией педагогического процесса, и как самую значимую для себя большинство педагогов выделили трудность создания и внедрения в образовательный процесс педагогических инноваций. Однако, чтобы стать педагогом-профессионалом, необходимо стимулировать появление в реальности «профессионально-педагогического качества». В педагогических исследованиях существуют разные точки зрения о том, что наиболее важно в профессиональной деятельности педагога, но единое мнение большинства исследователей состоит в том, что педагог-профессионал видит смысл и цель своих педагогических усилий в человеке, профессиональную позицию определяет цель и является системообразующей характеристикой деятельности педагога вообще и педагогической - в частности. Неосознанность смысла, цели на индивидуальном уровне рождает стихийность профессионального поведения [8].

Для обретения подлинной субъектности в профессиональной деятельности педагогу важно осознавать смысл этой деятельности. В исследованиях, посвященных проблеме профессиональной деятельности, можно выделить разные подходы (структурно-функциональный, профессиографический, культорологический), к пониманию ее сущности и структуры. У педагогов наибольшие трудности связаны с выбором результативных технологий образования детей дошкольного возраста, трудности с созданием образовательной среды с учетом особенностей воспитанников. Кроме всего прочего были выявлены трудности диагностирования педагогического процесса. Примерно треть педагогов не соотносят диагностическую функцию с деятельностью педагога ДОУ - 66%, считая, что диагностику должен проводить педагог-психолог. Примерно половина респондентов отмечает необходимость проведения диагностики, но с целью оценки освоения дошкольниками образовательной программы. Педагоги со стажем работы от 10 лет и таких 60% - считают, что результаты диагностики важны для планирования индивидуальной работы с детьми, при этом 30% респондентов испытывают трудности выбора диагностических методик, а молодые педагоги при выборе методов диагностики ориентированы преимущественно на психологические тесты.

Проблемы взаимодействия с родителями - 48% респондентов выделяют как наиболее значимые в их профессиональной деятельности, 24% как достаточно значимые. Первостепенное значение этим проблемам придают начинающие педагоги с педагогическим стажем до 1 года и можно предположить, что эти трудности больше связаны с личностными характеристиками педагогов, их коммуникативной компетентностью, чем со стажем работы. Однако было отмечено, что опытные педагоги фактически не испытывают трудностей взаимопонимания с коллегами. Таким образом, можно предположить, что

начинающему педагогу особенно трудно проявить себя в педагогическом коллективе, завоевать авторитет у коллег и родителей.

Полученные результаты позволили проследить, каким образом обучение педагогов дошкольников в системе ДПО способствует в разрешении этих трудностей. В большинстве анкет 68% респондентов отмечают, что курсы повышения квалификации не только значительно обогатили их знания, но и помогли им лучше понять себя, оценить педагогические способности. Часть педагогов, а это 86% отмечают благотворное влияние курсов повышения квалификации на развитие педагогических умений в осуществлении педагогической деятельности; 14% педагогов на развитие их коммуникативной культуры; 10% педагогов на развитие умений публичных выступлений, ведения полемики и дискуссии. Полученные результаты позволили исследователям оценить существующие проблемы с позиции компетентностного подхода.

Следует отметить, что большинство респондентов испытывают трудности, связанные с профессионально-педагогическими компетенциями: готовностью педагогов к выбору современных методик и технологий дошкольного образования, использованием возможностей образовательной среды для обеспечения качества педагогического процесса, применением современных методов диагностирования. Таким образом, можно выделить четыре основных группы трудностей, проявляющихся в профессиональной деятельности педагогов ДОУ, особенно у начинающих свой трудовой путь: отсутствие некоторых профессиональных знаний, что не позволяет достичь намеченных целей в полной мере; несформированность отдельных педагогических умений; трудности вхождения в коллектив и взаимодействия с семьями воспитанников.

В современных условиях к актуальным направлениям развития системы ДПО педагогов ДОУ относится вариативность, которая рассматривается нами как стремление к непрерывному образованию и как выбор формы повышения квалификации, маршрута и содержания повышения квалификации, а также формирование современных моделей и программ повышения квалификации. Вторым направлением в становлении современной системы ДПО является создание новых программ, отвечающих требованиям компетентностного обучения. Третье направление развития системы ДПО связано с возможностью реализации сетевых форм повышения квалификации. Четвертое направление в системе повышения квалификации представляет система многоуровневого непрерывного обучения педагогов ДОО, что способствует возрастанию значимости повышения квалификации [1; 2; 3; 4; 6].

Так, например, проблемы молодых педагогов в современных условиях явились основанием для их поддержки вхождения в профессиональную деятельность, в настоящее время в СПб АППО реализуется программа «Наставник в дошкольной образовательной организации», основной целью которой является повышение уровня профессиональной компетентности педагога в области проектирования и реализации наставничества в ДОУ. Помочь обрести молодому педагогу смыслы профессиональной деятельности можно с помощью наставничества, практико-ориентированный курс повышения квалификации способствует включению педагогов в обсуждение проблемных вопросов дошкольного образования на круглых столах, диспутах, семинарах-практикумах «Школа молодого педагога», тренингах личностного роста, различных коллективных мероприятиях (культпоходы, праздники, субботники, спортивные состязания, корпоративные проекты), профессиональных конкурсах в которые наставниками вовлекаются молодые педагоги.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволили выявить недостаточное понимание педагогами значимости постоянного самообразования и повышения квалификации в процессе профессиональной деятельности, в связи с чем была подтверждена актуальность и необходимость постоянного совершенствования процесса обучения педагогов в системе ДПО, а также совершенствование профессиональной подготовки на послевузовском уровне обучения. Таким образом, качественная подготовка педагогов дошкольного образования является проблемой междисциплинарной, требующей для результативного решения объединения научных сил педагогов, психологов, социологов, экономистов и специалистов предметных областей.

Аннотация. В статье авторами рассматриваются вопросы связанные с актуальной проблемой подготовки педагогов дошкольников в системе ДПО и пути их решения. Показана необходимость развития кадрового потенциала ДОУ в связи с углублением противоречия между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов, указаны причины, препятствующие этому процессу и пути совершенствования системы ДПО.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, профессиональная подготовка, самореализация.

Аnnotation. In the article, the authors consider issues related to the urgent problem of training preschool teachers in the DPO system and ways to solve them. The necessity of developing the personnel potential of the preschool educational institution in connection with the deepening of the contradiction between the required and the real level of professional competence of teachers is shown, the reasons that impede this process and ways to improve the system of additional education are indicated.

Keywords: professional competence of teachers, professional training, self-realization.

Литература:

1. Аббасова Л.И. Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников / Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 4-7.

2. Абибуллаева Э.Э., Нафиева З.Ш. Проблема управления научно-методической работой педагогов дошкольной образовательной организации в современной педагогической литературе / Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 4-6.

3. Донина И.А. Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Великий Новгород, 1999

4. Донина И.А. Использование дистанционных технологий в профессиональной подготовке современных руководителей//Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 34-35.

5. Дружилов С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека / С.А. Дружилов // Вестник ТГПУ, 2005, выпуск 1.

6. Задворная М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 2 (168). - С. 138-142.

7. Инновационная система подготовки педагога. Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомковой. ООО «Книжный дом», СПб., 2008.

8. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. - СПб., Детство-Пресс, 2001.

9. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

УДК:378.1

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); начальник отдела обеспечения деятельности Политехнического института Ушакова Олеся Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Вопрос инновационного пути развития в высшей школе актуален уже довольно продолжительное время, так как современная экономическая ситуация нашей страны требует новых кадров, новых профессий и новых компетенций у выпускников вузов. Как следствие этого подготовка выпускников вузов станет более качественной, выйдет на более высокий уровень. Задача совершенствования системы образования, внедрения инноваций в образовательный процесс современного вуза является одной, из наиболее актуальных и приоритетных.

Основные задачи модернизации высшего образования представлены в федеральной государственной программе «Развитие образования» на 2016-2025 годы [7]. Этот же факт констатируют «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [8] и Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 301 (ред. от 29.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы"[9]. Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике»[10] определил цель, принцип и форму государственной поддержки инновационной деятельности, основные понятия, необходимые для реализации инноваций и оценки ее эффективности.

Так, например, Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254 «О науке и государственной научно-технической политике» говорит о том что: «Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения» [13].

Из всего вышеперечисленного, становится понятно, что процесс модернизации образования определен на федеральном государственном уровне и современные вузы уже достаточно активно должны применять инновации в различных видах своей деятельности, включая научную, технологическую, организационную [2; 9; 10].

Можно предположить, что новая модель высшего образования будет итогом внедрения инноваций в вузы, но на сегодняшний день анализ результатов данных Росстата относительно распределения субъектов РФ по значениям интегрального показателя качества высшего образования субъектов РФ, показывает, что за последнее время, лишь только в 14 % вузов в Российской Федерации произошло увеличение качества высшего образования. [14] В связи с чем, очень актуальным становится вопрос о том: - « Как? Каким образом?» инновации уже включились или еще только должны включиться в уже существующий образовательный процесс.

Целью статьи является проанализировать то насколько актуально стоит вопрос управления научно-исследовательскими, образовательными, проектными и другими инновациями в современном вузе.

Изложение основного материала исследования. Уже сегодня в современных вузах страны образовательная и научно-инновационная деятельность совмещены, вузы с одинаковой эффективностью осуществляют как образовательную и научную деятельность, что позволяет формировать новый уровень подготовки выпускников. Осуществлять такую подготовку высококвалифицированных кадров стало возможно лишь с применением инноваций.

Рассмотрим, что же специалисты, изучающие этот вопрос достаточно долгое время, относят к инновациями в образовательном процессе вуза. Так, А.И. Владимиров к инновациям относит введение новый методов, методик, технологий и форм в содержание обучения. Что в свою очередь позволило познавательную деятельность и мышление изменить так, что у выпускников формируются инновационные компетенции. По мнению автора, с которым мы согласимся, инновационная деятельность в вузе способствует качественным изменениям высшего образования [1].

Инновационная деятельность в вузах России развивается по трем направлениям, как считает автор множества работ по данной теме Н.О. Ложенко [6].

Первое направление: научно-исследовательская деятельность. Эта деятельность имеет направленность, связанную с получением нового знания.

Второе направление: проектная деятельность. Направленность этой деятельности связана с разработкой инструментально-технологического знания.

Третье направление: образовательная деятельность. Имеет своей целью развитие субъектов определенной практики [6].

Инновация в вузе может быть общеметодической, внутрипредметной, идеологической, административной, экономической, управленческой и др.

При реализации каждого из направлений инновационной деятельности в вузе важную роль будет иметь управление инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.