Научная статья на тему 'Сопровождение профессиональной деятельности педагогов ДОО в рамках «Года педагога и наставника» в Челябинской области: эффекты и перспективы'

Сопровождение профессиональной деятельности педагогов ДОО в рамках «Года педагога и наставника» в Челябинской области: эффекты и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деятельность / профессиональные дефициты / диагностика профессиональных дефицитов / научно-методическое сопровождение / направления сопровождения / эффекты / перспективы сопровождения / professional activity / professional deficits / diagnostics of professional deficits / scientific and methodological support / directions of support / effects / prospects of sup

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

Автором обсуждается проблема научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования в рамках «Года педагога и наставника». Определены и описаны основания для выстраивания системы сопровождения: диагностика профессиональных дефицитов педагогов, выявление наиболее актуального направления сопровождения, его содержание и формы. Автором представлена система научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, включающая: сопровождение процесса проектирования образовательной программы ДОО. Внесение корректировок в Модельную образовательную программу дошкольного образования в Челябинской области; сопровождение деятельности Региональных инновационных площадок; сопровождение деятельности Федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХ и ГС; организацию деятельности Ресурсного центра по реализации инновационных программ на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО; сопровождение деятельности дошкольных образовательных учреждений, являющихся площадками по реализации совместных с институтом научно-прикладных проектов; организацию и сопровождение Профессионального визита в ДОО Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF DPO TEACHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE “YEAR OF TEACHER AND MENTOR” IN THE CHELYABINSK REGION: EFFECTS AND PERSPECTIVES

The author discusses the problem of scientific and methodological support of the professional activities of teachers of preschool education within the framework of the “Year of Teacher and Mentor.” The grounds for building a support system have been identified and described: diagnosis of professional deficits of teachers, identification of the most relevant direction of support, its content and forms. The author presents a system of scientific and methodological support for the professional activities of teachers of preschool education, including: support for the design process of the educational program of the Public Administration. Making adjustments to the Model educational program of preschool education in the Chelyabinsk region; supporting the activities of the Regional Innovation Sites; support of the activities of the Federal Experimental Site FIRO RANEPA and GS; organizing the activities of the Resource Center for the implementation of innovative programs on the basis of the GBU DPO CHIPPKRO; support for the activities of preschool educational institutions, which are sites for the implementation of joint scientific and applied projects with the institute; organization and support of the Professional Visit to the DPO of the Chelyabinsk Region.

Текст научной работы на тему «Сопровождение профессиональной деятельности педагогов ДОО в рамках «Года педагога и наставника» в Челябинской области: эффекты и перспективы»

Сопровождение профессиональной деятельности педагогов ДОО в рамках «Года педагога и наставника» в Челябинской области: эффекты и перспективы

Яковлева Галина Владимировна,

к.п.н., доцент, заведующий кафедрой развития дошкольного образования ГБУ ДпО ЧИППКРО Email: galina440@mail.ru

Автором обсуждается проблема научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования в рамках «Года педагога и наставника». Определены и описаны основания для выстраивания системы сопровождения: диагностика профессиональных дефицитов педагогов, выявление наиболее актуального направления сопровождения, его содержание и формы. Автором представлена система научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, включающая: сопровождение процесса проектирования образовательной программы ДОО. Внесение корректировок в Модельную образовательную программу дошкольного образования в Челябинской области; сопровождение деятельности Региональных инновационных площадок; сопровождение деятельности Федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХ и ГС; организацию деятельности Ресурсного центра по реализации инновационных программ на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО; сопровождение деятельности дошкольных образовательных учреждений, являющихся площадками по реализации совместных с институтом научно-прикладных проектов; организацию и сопровождение Профессионального визита в ДОО Челябинской области.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональные дефициты, диагностика профессиональных дефицитов, научно-методическое сопровождение, направления сопровождения, эффекты, перспективы сопровождения.

о с

CJ

со см о см

СП

В условиях изменяющейся образовательной политики в сфере образования в целом, и в сфере дошкольного образования в частности, возрастает значимость деятельности учреждений дополнительного профессионального образования.

Начиная разговор о сопровождении профессиональной деятельности педагогов ДОО в современных условиях, остановимся на толковании феномена «сопровождение». В научной литературе феномен «сопровождение» трактуется как особый вид институциональной деятельности, предполагающий совокупность организационных действий, определение содержания, форм и методов, создание условий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности педагогов.

2023 год Президентом Российской Федерации объявлен «Годом педагога и наставника». В этой связи актуализирована проблема сопровождения профессиональной деятельности педагогов со стороны учреждений дополнительного профессионального образования.

Рассмотрим конкретное содержание, формы и методы такого сопровождения профессиональной деятельности педагогов Челябинской области.

Основаниями сопровождения сегодня являются актуальные нормативные документы:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Издательство «Оме-га-Л», 20134. 134с. [1]

• Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [2]

• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847) [3]

• Приказ Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ [4]

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2013 г.

№ 1155 с изм., внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 года, регистрационный № 53776 [5]

• Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. Министерство Просвещения Российской Федерации, М.: 2023 (1 и 2 части) [6].

Методическими основаниями для выстраивания системы научно-методического сопровождения является диагностика профессиональных дефицитов педагогов дошкольного образования. В качестве инструментария диагностики применяются анкеты для педагогов и экспертные карты, включающие вопросы готовности педагогов к проектированию образовательных программ ДОО с учетом требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования; отбору содержания образовательной деятельности и применению современных педагогических технологий его реализации. К диагностике были привлечены в качестве респондентов слушатели курсов повышения квалификации в количестве 123 человек. Уровни профессиональной компетентности распределились следующим образом: высокий - 23 человека, средний - 54 человека, низкий- 46 человек.

Выявленные профессиональные дефициты легли в основу системы научно- методического сопровождения со стороны учреждения дополнительного профессионального образования (ГБУ ДПО ЧИППКР00).

Выделены направления сопровождения процесса профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования:

• сопровождение процесса проектирования образовательной программы ДОО. Внесение корректировок в Модельную образовательную программу дошкольного образования в Челябинской области;

• сопровождение деятельности Региональных инновационных площадок;

• сопровождение деятельности Федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХ и ГС;

• организация деятельности Ресурсного центра по реализации инновационных программ на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО;

• сопровождение деятельности дошкольных образовательных учреждений, являющихся площадками по реализации совместных с институтом научно-прикладных проектов;

• организация и сопровождение Профессионального визита в 2023 году.

Остановимся более подробно на каждом из представленных направлений сопровождения.

Сопровождение процесса проектирования образовательных программ ДОО связано с требова-

ниями ФЗ-371 о разработке образовательных программ ДОУ на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В этой связи сопровождение института связано с внесением изменений и корректировок в Модельную образовательную программу дошкольного образования. Эти изменения касаются структуры образовательной программы дошкольного образования, связанной с обновлением ФГОС ДО, внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (далее ФАОП ДО).

Сопровождение проектирования образовательных программ ДОО в соответствии с ФОП ДО включает:

• внесение корректировок в содержание разделов МОП ДО (целевого, содержательного и организационного),

• подготовку и обновление материалов репози-тория Модельной образовательной программы дошкольного образования (далее МОП ДО),

• отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей при проектировании Модельной образовательной программы дошкольного образования,

• обновление раздела «Коррекционно-разви-вающая работа» в соответствии с ФОП ДО. Изменения в структуре МОП ДО отражены

в Путеводителе программы, выстроена в соответствии с требованиями Пояснительная записка как для образовательных программ ДОО, так и для адаптированных образовательных программ ДОО.

Обновление содержательного раздела связаны с уточнением цели, задач, описанием содержания образовательной деятельности с точки зрения региональных особенностей (на основе Концепции непрерывного экологического образования в Челябинской области, Концепции этнокультурного образования в Челябинской области).

В разделе «Коррекционно-развивающая работа» представлены условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ различных нозологических групп, для детей с соматическими нарушениями, для одаренных детей.

Для формирования АОП ДОО предложено содержание коррекционно-развивающей работы с детьми во всех пяти образовательных областях. Репозиторий МОП ДО включает модельные АОП для детей с НОДА и ТНР, разработанные с учетом требований ФАОП ДО.

Основаниями для обновления рабочей программы воспитания стала Федеральная рабочая программа воспитания, в программу внесено обновленное содержание национальных, региональных и этнокультурных особенностей Уральского региона и Челябинской области, связанное с ранее представленными Концепциями.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Обновление организационного раздела связано с внесением в его содержание календарного плана воспитательной работы.

Каковы же эффекты и перспективы сопровождения проектирования ОП ДОО?

В качестве эффекта определена сформирован-ность единого образовательного пространства дошкольного образования Челябинской области. В качестве перспектив:

• создание банка успешных практик по проектированию и реализации ОП ДОО на основе требований ФОП ДО и ФАОП ДО и его применения в деятельности ДОО Челябинской области через КПК и стажировочные мероприятия РИП,

• создание сети научно-прикладных проектов по реализации образовательных программ дошкольного образования, выстроенных на основе МОП ДО

• расширение репозитория Модельной образовательной программы дошкольного образования методической продукцией, обеспечивающей нивелирование имеющихся профессиональных дефицитов педагогов. Следующее направление научно-методического сопровождения - обеспечение деятельности Региональных инновационных площадок (далее РИП). В качестве направлений для РИП определены следующие:

• «Проектное управление инклюзивным образованием в ДОО»

• «Бережная цифровая среда для дошкольников»

• «Управление системой воспитания в ДОО»

• «Раннее физическое развитие детей дошкольного возраста».

Система научно-методического сопровождения деятельности Региональных инновационных площадок включает в себя:

• консультирование руководителей ДОО по созданию локальных актов, обеспечивающих процесс деятельности РИП (Положение об инновационной деятельности в ДОО, Положение о Творческой группе проекта, Положение об Экспертном совете ДОО, Положение о стимулировании творческого труда педагогов),

• сопровождение процесса создания, экспертизы, применения и тиражирования созданной

в рамках проекта инновационной методической продукции,

• сопровождение процесса организации семинаров вебинаров, стажировок для педагогов системы дошкольного образования Челябинской области в соответствии с Техническим заданием РИП,

• создание инструментального обеспечения оценивания качества деятельности площадок.

В качестве такого инструмента применяются экспертные листы, обеспечивающие формальную экспертизу (наличие на сайте РИП указанных в экспертном листе материалов и документов), и содержательную экспертизу. Экспертные листы прилагаются в табл. 1, 2.

Таблица 1. Экспертиза результатов деятельности региональных инновационных (1 этап) (формальная экспертиза)

№ п/п Критерии оценивания Оценка сформированное критерия

0 1 2

1. Ведущая идея (замысел) инновационного научно-прикладного проекта

2. Цель и задачи научно-прикладного проекта на 2022 год

3. Общая характеристика результатов реализации научно-прикладного проекта в 2022 г.

3.1. Новизна научно-прикладного проекта

3.2. Уникальность научно-прикладного проекта

3.3. Соответствие полученных результатов целям и задачам инновационного проекта

3.4 Эффекты реализации инновационного проекта(организационно-методические, управленческие, педагогические и т.д.).

3.5. Результативность сетевого взаимодействия с учреждениями - партнерами

Всего баллов:

Таблица 2. Экспертиза результатов деятельности региональных инновационных площадок (2 этап) (содержательная экспертиза)

Критерии Параметры Максимальный Балл

основной уточняющий

Соглашение о сотрудничестве с ГБУ ДПО ЧИППКРО Наличие/отсутствие (+/-). Наличие (1 балл) Наличие на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО и/или школы (1 балл) Отражены минимальные требования к ожидаемому результату деятельности региональной инновационной площадки (1 балл). 3

Создание рабочей группы в образовательной организации по реализации инновационного проекта Наличие/отсутствие (+/-). Приказ о создании рабочей группы (1 балл) Определение функционала, полномочий и ответственности членов группы (1 балл) 2

Окончание

Критерии Параметры Максимальный Балл

основной уточняющий

Заключение соглашений с организациями-партнерами для повышения эффективности деятельности региональной площадки Наличие/отсутствие (+/-). Не менее 3 соглашений: 3 соглашения - 1 балл; 4 соглашения -2 балла, 5 и более - 3 балла. 3

Создание в образовательной организации условий, необходимых для реализации инновационного проекта Наличие/отсутствие (+/-). Проведение диагностики и аналитическая справка о готовности педагогического коллектива поддерживать осуществление научно-прикладного проекта (1 балл). Программа / план подготовки педагогических работников образовательной организации к осуществлению задач научно-прикладного проекта (1 балл) Локальная нормативная база образовательной организации по направлению инновационной деятельности (1 балл) 3

Подготовка публикации о результатах инновационной деятельности в научных журналах, индексируемых в российской базе данных научного цитирования (РИНЦ) Наличие/отсутствие (+/-). Наличие публикации с соответствующими выходными данными (1 балл) Сформулирована концептуальная база инновационного проекта (ключевые понятия, ведущая идея, предлагаемое региональной инновационной площадкой инновационное решение и т.д.) (1 балл) Описана педагогическая система, необходимая для реализации НПП (1 балл) 3

Разработка комплекса мероприятий по информированию общественности о ходе и результатах реализации научно-прикладного проекта с использованием сетевых ресурсов Наличие/отсутствие (+/-). Размещение материалов (продуктов деятельности) региональной инновационной площадки по тематике проекта на сетевой интерактивной площадке ГБУ ДПО ЧИППКРО в разделе «Сеть научно-прикладных проектов» (1 балл) Наличие отдельного раздела сайта общеобразовательной организации о деятельности региональной инновационной площадки на 2022 год (1 балл) Размещение информационных материалов о реализации проекта в социальных сетях (1 балл) Размещение информационных материалов о реализации проекта в СМИ (1 балл) 4

По совокупности критериев 18

Представление результатов инновационного проекта осуществляется на итоговой конференции ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Каков ожидаемый эффект сопровождения:

• высокий уровень применимости успешных практик РиП ДОО Челябинской области,

• представленность методических продуктов для педагогической общественности.

• Перспективы определены в следующих направлениях:

• расширение сети РИП по актуальным проблемам дошкольного образования,

• обеспечение сетевого взаимодействия РИП по направлениям деятельности,

• расширение банка методических продуктов для широкой педагогической общественности. Сопровождение деятельности Федеральной

экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС основывается на Приказе «О присвоении статуса экспериментальной площадки» от 31 марта 2021 года. № 21/01-02-06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система научно-методического сопровождения включает следующие виды работ:

• разработка Модельной адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

• разработка Модельной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи,

• сопровождение подготовки и публикации методической продукции для репозитория Модельной образовательной программы дошкольного образования в Челябинской области,

• преставление в рамках Профессионального визита деятельности Федеральной экспериментальной площадки как успешной практики. Сопровождение внедрения в практику ДОО

инновационных программ обеспечивается деятельностью Ресурсного центра. Содержание

включает:

• консультирование участников внедрения программы,

• выявление лучших практик реализации инновационных программ,

• сопровождение подготовки инновационной методической продукции,

• участие преподавателей кафедры развития дошкольного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО в отчетных мероприятиях по программам,

• обобщение опыта, публикация статей в сборниках научных конференций Всероссийского и международного уровней,

о с

U

см а>

• включение реализации инновационных программ в содержание научно-прикладных проектов, реализуемых ДОО совместно с ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Одним из направлений научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования Челябинской области является сопровождение Профессионального визита в ДОО Челябинской области. Система такого сопровождения включает:

• участие в отборе ДОО для участия в Профессиональном визите,

• консультирование участников с точки зрения представлений инновационной деятельности,

• непосредственное участие преподавателей кафедры в Профессиональном визите,

• размещение материалов в сообществе педагогов дошкольного образования.

В качестве эффектов реализации системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования Челябинской области определены:

• готовность педагогов ДОО к реализации обновленного ФГОС ДО и ФОП ДО,

• востребованность банка инновационной методической продукции при реализации ОП и АОП ДОО.

В качестве перспектив научно-методического сопровождения определены:

• обновление содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО,

• включение в содержание дополнительных профессиональных программ материалов лучших педагогических практик, созданных РИП и ДОО, являющихся площадками для реализации научно-прикладных проектов,

• активное привлечение педагогов-наставников в организацию семинарских занятий по дополнительным профессиональным программам. Таким образом, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов системы дошкольного образования Челябинской области обеспечит качество дошкольного образования, если обеспечено:

• сопровождение процесса проектирования образовательной программы ДОО. Внесение корректировок в Модельную образовательную программу дошкольного образования в Челябинской области;

• сопровождение деятельности Региональных инновационных площадок;

• сопровождение деятельности Федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХ и ГС;

• организация деятельности Ресурсного центра по реализации инновационных программ на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО;

• сопровождение деятельности дошкольных образовательных учреждений, являющихся пло-

щадками по реализации совместных с институтом научно-прикладных проектов; • организация и сопровождение Профессионального визита.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Издательство «Оме-га-Л», 20134. 134с.

2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847)

4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1155 с изм., внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 года, регистрационный № 53776)

6. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. Министерство Просвещения Российской Федерации, М.: 2023 (1 и 2 части).

SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF DPO TEACHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "YEAR OF TEACHER AND MENTOR" IN THE CHELYABINSK REGION: EFFECTS AND PERSPECTIVES

Yakovleva G.V.

GBU DPO CHIPPKRO

The author discusses the problem of scientific and methodological support of the professional activities of teachers of preschool education within the framework of the "Year of Teacher and Mentor." The grounds for building a support system have been identified and described: diagnosis of professional deficits of teachers, identification of the most relevant direction of support, its content and forms. The author presents a system of scientific and methodological support for the professional activities of teachers of preschool education, including: support for the design process of the educational program of the Public Administration. Making adjustments to the Model educational program of preschool education in the Chelyabinsk region; supporting the activities of the Regional Innovation Sites; support of the activities of the Federal Experimental Site FIRO RANEPA and GS; organizing the activities of the Resource Center for the implementation of innovative programs on the basis of the GBU DPO CHIPPKRO; support for the activities of preschool educational insti-

tutions, which are sites for the implementation of joint scientific and applied projects with the institute; organization and support of the Professional Visit to the DPO of the Chelyabinsk Region.

Keywords: professional activity, professional deficits, diagnostics of professional deficits, scientific and methodological support, directions of support, effects, prospects of sup.

References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" - M.: Omega-L Publishing House, 20134. 134s.

2. Federal Law of 24.09.2022 No. 371-FZ "On Amendments to the Federal Law" On Education in the Russian Federation "and Article 1 of the Federal Law" On Mandatory Requirements in the Russian Federation"

3. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 25.11.2022 No. 1028 "On Approval of the Federal Educational

Program of Preschool Education" (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation 28.12.2022 No. 71847)

4. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 24, 2022 No. 1022 "On the approval of the federal adapted educational program of preschool education for students with disabilities"

5. Federal State Educational Standard for Preschool Education (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2013 No. 1155 as amended by orders of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 21.01.2019 No. 31 (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on February 13, 2019, registration No. 53776)

6. Methodological recommendations for the implementation of the federal educational program of preschool education. Ministry of Education of the Russian Federation, M.: 2023 (1 and 2 parts).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.