УДК316
И. А. Фролова
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Ключевые слова: молодые научные кадры, национальная экономика.
Развитие системы образования молодежи - основополагающее условие формирования экономики инновационного качества. Необходимо развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий для подготовки инновационно-активных молодых ученых.
Keywords: young scientists, national economy.
The development of education of young people - a fundamental condition for the formation of an innovative economy quality. It is necessary to develop a system of continuing education , the creation of an effective system of incentives and conditions for the preparation of innovative active young scientists.
Введение
Сегодня перед Россией стоит стратегическая государственная задача, которая состоит в переходе на инновационный путь развития. Перед страной стоит задача правильно расставить научно-технические приоритеты, которые должны быть обеспечены не только финансовыми, материальными, но и кадровыми ресурсами, в первую очередь научными.
Развитие системы образования молодежи -основополагающее условие формирования экономики инновационного качества. Успех перехода России на инновационный путь развития зависит от степени восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу. Именно поэтому основной задачей, стоящей перед государством, является модернизация образования как важнейшая составляющая стратегии формирования экономики, основанной на знаниях.
Сегодня требуется совершенствование институциональных и организационных механизмов, обеспечивающих перенос знаний в экономику и участие в реализации проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Для этого необходима поддержка и развитие интегрированных научно-образовательных комплексов, научно-производственных центров с широким привлечением бизнес-структур на основе механизмов долгосрочного государственно-частного партнерства [1].
Происходящая в России реформа образования должна соответствовать потребностям и приоритетам инновационного развития общества, при этом роль высшего образования в этом процессе должны быть существенно трансформирована и усилена.
Современная система образования на всех своих этапах в части методов и технологий обучения ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью. К 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским про-
граммам, должно участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития, а все вузы, где есть магистерские программы, должны иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями [2]
В настоящее время предпринят целый ряд мер, направленных на развитие фундаментальной науки в вузах в интересах инновационного развития отраслей экономики.
С учетом появившихся новых возможностей реализуются следующие мероприятия:
- организационное и методическое содействие вузам в формировании долгосрочных программ взаимодействия с компаниями реального сектора, в том числе по их участию в программах инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием;
- разработка рекомендаций вузам, осуществляющим свою деятельность по кооперации с предприятиями и организациями отраслей экономики, в том числе в рамках реализации Постановлений Правительства Российской Федерации N 218-220, национальным исследовательским и федеральным университетам;
- регулярная оценка практики реализации программ развития вузов с использованием ими различных инструментов государственной поддержки, по результатам которой принимаются решения по:
^ увеличению объемов выполнения
заказных НИОКР;
^ участию преподавателей в выпол-
нении заказных НИОКР;
^ привлечению сотрудников исследо-
вательских подразделений вуза и сотрудников ведущих профильных предприятий к преподавательской деятельности;
- внесение изменений в законодательство, в том числе проработка ряда норм по исследовательской деятельности вузов в интегрированном законодательном акте «Об образовании в Российской Федерации»;
- реализация системы мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных ведущих ученых;
- подготовка рекомендаций предприятиям и организациям отраслей экономики, формирующим стратегии и программы собственного развития, по выбору вузов-партнеров из числа вузов, перспективных с точки зрения наращивания их исследовательских компетенций;
- подготовка вузовских управленческих команд, освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- формирование на базе ведущих вузов опорной сети центров прогнозирования научно-технологического развития;
- формирование системы показателей в рамках аккредитации деятельности вузов, предусматривающих наличие определенного уровня исследовательских компетенций и организации научно-исследовательских работ;
- формирование сети вузов - партнеров инновационного центра «Сколково», в которых соз-дется инфраструктура для выращивания малых высокотехнологических компаний.
- Необходимо отметить и направление по созданию и развитию национальных исследовательских центров. Комплекс мероприятий по созданию национальных исследовательских центров призван обеспечить развитие российской науки на базе вузов, научных учреждений, передовых научных лабораторий и школ [3].
Ключевой задачей в сфере образования является развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий для подготовки инновационно-активных молодых ученых.
Для обеспечения качества подготовки научных кадров необходим конкурсный отбор высших учебных заведений и научных организаций, способных его обеспечить[4]. Необходимо расширить ресурсную базу для проведения модернизации в области подготовки и использования кадров высшей квалификации, прежде всего, продумать и внедрить стимулы для бизнеса и граждан по их участию в развитии образования и науки. Падение престижа научного труда, старение контингента исследователей связано с недостаточной мотивацией научно-исследовательской деятельности. Поэтому для сохранения и развития научных школ, привлечения талантливой молодежи необходимы меры по увеличению количества и размеров ежемесячных государственных стипендий для талантливых студентов, аспирантов, докторантов, учреждение государственных премий для молодых ученых за выдающиеся научные результаты, увеличение объемов адресного финансирования научных исследований и разработок, проводимых молодыми российскими учеными, целевое финансирование конкретных форм поддержки науки, совершенствование механизмов государственной поддержки и повышение социальной защищенности научных работников государственного сектора науки и образования. Без реализации
комплекса этих мер страна обречена на отставание в области техники и технологии.
Особое внимание необходимо уделить обоснованию заказа на подготовку специалистов высшей научной квалификации по приоритетным направлениям развития науки и техники. Расчет рейтинга специальностей по данным экспертного опроса[5] выявил, что на первом месте - информационные и телекоммуникационные системы, на втором - живые системы, на третьем - рациональное природопользование, на четвертом - индустрия, наносистемы и материалы, на пятом - энергетика и энергосбережение.
Ощущается дефицит инженерных кадров. Что касается отраслевого спроса на высококвалифицированных работников, то в особо тяжелом положении находятся отрасли машиностроения, на которые приходится около 1/3 всех занятых в промышленности. В 2010 г. спрос на инженеров возрастет в 2 раза по сравнению с нынешним уровнем. Сегодня машиностроительные предприятия укомплектованы инженерами и техниками на 50 - 60%, а средний возраст высококвалифицированных специалистов приближается к пенсионному возрасту [6].
Надо подчеркнуть, что нашей страной накоплены уникальные традиции подготовки инженеров-исследователей, совмещающие научную, образовательную и педагогическую деятельность, реализующие при этом одну из самых продуктивных моделей интеграции образования, науки и производства и позволяющие получать фундаментальное инженерное образование. Подтверждением этого является утверждение министра образования и науки А. А. Фурсенко, что инженерное образование относится к числу конкурентоспособных, имеющих мировое признание российским брендам, с которыми страна может войти на мировой рынок как полноправный член [7].
Обеспечение инновационной сферы инженерными кадрами не может не сопровождаться определенной трансформацией системы инженерного образования, обусловленной необходимостью решения высшей инженерной школой сложных задач по совершенствованию образования в инновационной сфере. Это включает:
- повышение масштабности подготовки инженерных кадров;
- оптимизацию направленности высшего инженерного образования;
- обеспечение специфических требований к такому образованию;
- совершенствование механизмов удовлетворения потребностей в инженерных кадрах организаций отраслей экономики.
В современных условиях инновационное инженерное образование - это особое направление в инженерном образовании, которое можно характеризовать как процесс обучения, направленный на получение определенных знаний, компетентности, а также комплексной подготовки специалистов в области технологии машиностроения к инновационной инженерной деятельности.
Принципиальное значение для повышения уровня инженерной подготовки во всем техническом секторе высших учебных заведений имеет обеспечение на стадии обучения технических знаний, профессиональной компетентности и опыта. Решение таких задач, как показал отечественный опыт, достигалось на базе перехода к интегрированным системам инженерного образования в рамках вузов.
Итак, обеспечение в инновационной занятости наиболее высококвалифицированного ее сегмента - исследователей и конструкторов - возможно лишь при решении широкого круга организационно-экономических проблем как в сфере образования, так и в сфере экономики, а также в процедуре государственного распределения молодых специалистов.
Все это позволяет говорить о том, что кадровое обеспечение представляет собой самостоятельное и крайне важное условие формирования национальной инновационной системы, ускоренное развитие которой сдерживается в первую очередь неадекватностью такого обеспечения и его несоответствием стратегическим задачам инновационного развития страны на долгосрочную перспективу[8]
Для повышения эффективности подготовки научных кадров в России в период реформ необходимо, во-первых, поставить ее во главу научно-технической политики и развития научно-технического потенциала как самостоятельной социально-экономической и территориально-административной республики и государства в форме необходимого госбюджетного финансирования эта проблема очевидно не может быть полностью решена. А без высококвалифицированных научных кадров невозможно создание и внедрение современных и перспективных технологий, конструкций, приборов и систем и т.д., которые составляют основу наукоемкой продукции региона и определяют его научно-технический прогресс.
Во-вторых, при формировании плана подготовки научных кадров необходимо учитывать как текущий спрос рынка труда, так и потребности региона в развитии перспективных научных направлений, которые должны обеспечить интенсификацию отдельных отраслей народного хозяйства страны.
В-третьих, следует совершенствовать саму технологию подготовки научных кадров через аспирантуру, основанную на использовании новейших форм организации научных исследований на базе новейших технологий обучения и обмена научной информацией с использованием компьютерных сетей.
В-четвертых, целесообразно разрабатывать меры по восстановлению
разрушенных связей между вузовским, академическим и отраслевым секторами науки с целью объединения их усилий в решении неотложных научно-технических проблем регионов.
В-пятых, необходимы меры, направленные на уменьшение дисбалансов как по отдельным науч-
ным направлениям, по подготовке национальных кадров, по возрастным показателям, а также по территориальному распределению научных кадров.
В-шестых, требует неотложного решения задача социальной защиты молодых ученых и их семей.
Решение этих и многих других социально-экономических проблем позволит подготовить условия для преодоления кризисной ситуации, сложившейся в области науки и образования и будет способствовать стабилизации экономического развития России в целом.
Развитие послевузовского профессионального образования свидетельствует о направленности в будущее государственной образовательной и научно-технической политики государства, так как научные исследования сегодняшние определяют стратегическую позицию государства и общества в мировом сообществе в будущем [9].
Российская система послевузовского профессионального образования должна обеспечивать подготовку научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, а также эффективно использовать их интеллектуальный потенциал для развития экономики и решения социальных задач страны.
Литература
1. Современные наукоемкие технологии www.rae.ru.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelros.ru, свободный
3. Из письма Минобрнауки РФ от 22.02.2011 N 13-91 «О направлении Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru., свободный
4. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Развитие инновационной инфраструктуры исследовательских университетов через трансформацию образовательного процесса / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казан.технол.ун-та. -2012. -№15. - С.287-292.
5. Данные ЦИСН - Международная конференция «Управление наукой в XXI веке: механизмы и перспективы», 1-2.10.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.issras.ru/
6. Кадровый ресурс инновационного развития // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2009. - № 3. - С. 8-15.
7. Федоров И. Инновационное образование: состояние, проблемы, перспективы / И.Федоров // Высшее образование в России. - 2008 - № 1. - С. 61-67.
8. Подготовка научных и научно-технических кадров для национальной инновационной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-portal.ru
9. Фролова И.А. Обновление научных кадров современного российского общества. Вестник Казан.технол.ун-та, 2011, №13, с.196-201.
© И. А. Фролова - аспирант каф. МиПД КНИТУ, [email protected].
© I. A. Frolova - graduate student of the Department Department of Management and Entrepreneurship KNRTTU, [email protected].
З58