Научная статья на тему 'Проблемы подготовки кадров для системы социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Проблемы подготовки кадров для системы социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСКРИПТОРЫ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / DESCRIPTIONS / INFORMAL EDUCATION / LEARNING OUTCOMES / ORPHANS / SOCIAL PROTECTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна

В статье представлен анализ требований к результатам обучения проекта профессионального стандарта специалистов органов опеки и попечительства и компетенций, формируемых в результате освоения Федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040400 -«социальная работа», а также опыт работы в данном направлении факультета социального образования ЧГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of training for social protection and support for orphans and children left without parental care

The article presents an analysis of the requirements for the learning outcomes of the project professional standard specialists guardianship authorities and competences formed as a result of the development of the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of undergraduate 040400 "social work", as well as experience in this area of the Faculty of Social Education CSPU.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки кадров для системы социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 378636(7)

ББК 74.480: 65.9(2)27р30

Соколова Надежда Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра социальной работы, педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Sokolova Nadezhqa Anatolyevna Doctor of Pedagogics,

Professor

Department of Social Work, Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Проблемы подготовки кадров для системы социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Problems of training for social protection and support for orphans and children left

without parental care

В статье представлен анализ требований к результатам обучения проекта профессионального стандарта специалистов органов опеки и попечительства и компетенций, формируемых в результате освоения Федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 040400 -«социальная работа», а также опыт работы в данном направлении факультета социального образования ЧГПУ.

The article presents an analysis of the requirements for the learning outcomes of the project professional standard specialists guardianship authorities and competences formed as a result of the development of the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of undergraduate 040400 - "social work", as well as experience in this area of the Faculty of Social Education CSPU.

Ключевые слова: дескрипторы, неформальное образование, результаты обучения, дети-сироты, система социальной защиты.

Key words: descriptions , informal education, learning outcomes, orphans, the social protection system.

Одной из серьезных проблем системы социальной защиты и поддержки

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является подготовка кадров. В настоящее время она осуществляется в высших профессиональных образовательных учреждениях на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению бакалавриата 040400 -«социальная работа», принятый 8.12.2009г. Стандарт определяет содержание, виды профессиональной деятель-

ности, компетенции, которые должны быть сформированы в результате освоения стандарта. К основным видам профессиональной деятельности относятся: социально-технологическая, организационно-управленческая, исследовательская, социально-проектная.

Однако серьезной проблемой профессиональной подготовки, осуществляемой в вузах, является соответствие квалификаций по результатам обучения с требованиями работодателей. К сожалению, в сфере подготовки кадров для системы социальной работы до недавнего времени было сложно соотнести требования практики с содержанием профессионального обучения, что приводило зачастую к отсутствию координации действий образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения в подготовке кадров. В сентябре 2013 года был опубликован давно ожидаемый проект профессионального стандарта специалистов, работающих в сфере органов опеки и попечительства, в котором представлены трудовые функции, действия и, в связи с этим, необходимые знания, умения и иные характеристики.

Безусловный интерес представляло сопоставление содержания проекта профессионального стандарта с ФГОС ВПО, позволяющее выявить сходство и различия в подготовке социальных работников в образовательной системе и требованиях, предъявляемых учреждениями социальной защиты к своим сотрудникам. Для этого мы, опираясь на дескрипторы, представленные в этих документах, попытались их сопоставить. Под дескрипторами понимается описание результатов обучения, выраженных в терминах знаний, умений, компетенций [2, с.9]. Под результатами обучения - декларированный перечень того, что обучающийся должен изучить, освоить, продемонстрировать по завершению процесса обучения, выраженные в терминах знаний, умений, компетенций [2, с.17]. Результаты анализа представлены в табл.1 (курсивом выделены строки, имеющие различия в содержании стандартов).

Вестник ЧГПУ 12.2'2013

и*

№ п/п Область научного знания Дескрипторы проекта профессионального стандарта (09.2013 г.) Дескрипторы ФГОС (12. 2009 г.)

1 Русский язык Знание и умение грамотно излагать мысли, владение деловым языком Знание и умение грамотно излагать мысли, владение деловым языком

2 Социология Знание технологических основ социализации и социальной адаптации, умение проводить социолог. Исследования Знание основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности

3 Информатика Знание информационных технологий и владение ими, навыки работы с информационными базами данных Знание информационных технологий и владение ими, навыки работы с информационными базами данных

4 Математика Владение методами сбора, обработки и анализа статистической информации Знание и владение математическими методами исследования

5 Юриспруденция Знание и умение анализировать международное, российское, законодательство и применять на практике нормативно-правовые акты. Судебное делопроизводство Знание и умение анализировать международное, российское, законодательство и применять на практике норматив-но-правовые акты

6 Психология Знание и владение психологией общения, возрастной психологией, социальной психологией, психологией мотивации, депривации, деви-антологией, психологией социализации и социальной адаптации Знание основ общей и социальной психологии, психологии социальной работы

7 Конфликтология Владение технологиями разрешения конфликтов и содействие их разрешению Знание сущности, форм и технологий современных конфликтов и умение их разрешать

8 Педагогика Знание и владение технологиями педагогики воспитания, профессиональной педагогики Знание основ социальной педагогики и владение ее технологиями

9 Педагогика и психология детско-роди- Знание детско-родительских отношений и умение выявлять признаки и последствия жестокого обращения с детьми и пренебрежения нужда-

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Вестник ЧГПУ 12.2'2013 156

тельских отношений ми ребенка

10 Технология социальной работы Знание, владение технологиями реализации административных регламентов предоставления услуг, умение составлять и выполнять их. Умение разрабатывать и эффективно применять социальные технологии, владение высокой культуры реализации технологий

11 Экономика Знание видов и форм социальных выплат детям-сиротам, владение их расчетами Знание содержания, организации и планирования экономических процессов в социальной работе

12 Менеджмент Знание инфраструктуры социальной защиты детства, основ управление персоналом, владение навыками командообразования Знание принципов и методов управления, целепола-гания в социальной сфере, умение оценить качество социального обслуживания

13 Делопроизводство Знание стандартов и владение навыками оформления документации, работы с электронным документооборотом

14 Медицина Понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития; знание оснований для отнесения к группам здоровья Основы современного медицинского знания

Как видно из таблицы имеются существенные расхождения между дескрипторами проекта профессионального стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. Прежде всего, стоит выделить расхождения, касающиеся предметно-содержательной части стандартов. Некоторых дисциплин, предусмотренных профессиональным стандартом, в ФГОС нет. Это, например, педагогика и психология детско-родительских отношений и делопроизводство, к которым работодателями предъявляются достаточно серьезные требования. Так, в сфере детско-родительских отношений специалист должен знать причины, признаки и критерии семейного и детского неблагополучия; представлять, из каких параметров складывается состояние благополучия ребенка (физическоепсихологическое, социальное); владеть навыками выявления признаков пренебрежения нуждами ребенка, последствий жестокого обращения; уметь общаться с родителями и детьми разных возрастных групп. В плане делопроизводства, специалист должен владеть стандартами оформления деловых бумаг, актов, запросов, электронным документооборотом, а также правилами хранения документов.

По ряду дисциплин профессиональным стандартом и ФГОС выдвигаются различные требования к их содержанию. Эти различия касаются практической ориентированности знаний. Так, в профессиональном стандарте указано, что специалист должен знать и владеть психологией общения, социализации, социальной адаптации, депривации, возрастной, социальной психологией, девиан-тологией. ФГОС предусматривает знание общей и социальной психологии, а также психологии социальной работы, не поясняя, что конкретно под этим понимается. Рассмотрим представления об одном из самых важных курсов «Технология социальной работы» в профессиональном стандарте и ФГОС. Профессиональный стандарт предъявляет требования владения конкретными технологиями, необходимыми для практической деятельности: технологии обследования жилья, проведения экспертиз, предоставления различных социальных услуг и т.п. В ФГОС говорится об умении разрабатывать, эффективно применять и владеть высокой культурой реализации технологий. Безусловно, это важные

157 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

навыки и знать основы технологического процесса в социальной работе необходимо, но хотелось бы конкретизации видов технологий в ФГОС.

Система менеджмента качества образования, действующая несколько лет в Челябинском государственном педагогическом университете, позволила нам спрогнозировать и решить вышеобозначенные проблемы подготовки специалистов (в данном случае термин «специалист» употребляется не с точки зрения квалификации, а в толковании «сотрудник») для социальной сферы.

Изначально подготовка кадров для социальной сферы осуществлялась нами в постоянном взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения. Формами такого взаимодействия стали совместные научно-практические конференции, методические семинары, «круглые столы», социологические опросы руководителей учреждений социальной сферы - баз учебных, производственных и исследовательских практик. Это позволило нам определить запросы учреждений социальной сферы к качеству подготовки кадров и скорректировать в соответствии с этим содержание подготовки студентов. По результатам этой работы в вариативную часть учебного плана были внесены такие дисциплины как «Основы психологического консультирования семьи и психокоррекции семейных отношений», «Социальная работа с приемными семьями», «Возрастная психология», «Психология трудных жизненных ситуаций», «Психология общения», «Делопроизводство» и т.п. В настоящее время учебный план, откорректированный с учетом интересов работодателей, позволяет нам готовить студентов, востребованных учреждениями социальной сферы.

Профессиональные качества будущего работника социальной сферы формируются не только в ходе аудиторных занятий, но и в процессе неформального образования, осуществляемого добровольно в свободное от учебы и работы время, способствующего реализации интеллектуального, творческого, коммуникативного потенциала личности. Формы неформального образования разнообразны: конкурсы научных работ и социальных проектов, волонтерские акции (в том числе и международные) для ветеранов труда и детей-сирот, олимпиады, социальный театр, институт дополнительных творческих профес-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 158

сий и т.п. Подобные формы неформального образования позволяют решать несколько проблем, связанных с успешной профессиональной социализацией будущих социальных работников:

• формирование реальных представлений о будущей профессии;

• освоение основ научных исследований в социальной сфере;

• формирование навыков взаимодействия с разными категориями клиентов;

• развитие творческого потенциала студентов;

• освоение инновационных социальных технологий и т.п.

В целом систему подготовки студентов к профессиональной деятельности в социальной сфере мы изложили в табл. 2.

Таблица 2.

Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности

№ п/п Проблема Действия Результат

1 Повышение качества образования - Конференции, «круглые столы» опросы, беседы с руководителями баз практик - Набор студентов Курсы: «Основы психологического консультирования семьи и психокоррекции семейных отношений», «Возрастная психология» Курсы по выбору «Социальная работа с приемными семьями», «Социальная работа с детьми-сиротами», «Психосоциальные технологии работы с семьей», «Психология трудных жизненных ситуаций», «Психология общения», «Ювенальное право» Факультативы «Делопроизводство» и т.п. - Проходной балл ЕГ на ф-т соц. образования- 61 балл

2 Расширение спектра образовательных программ - Введение новых профилей бакалавриата и магистратура по направлению «Социальная работа» -Лицензирование направления бакалавриата «Конфликтология» -Лицензирование магистратуры «Управление социальной работой» - Профили бакалавриата «Социальная работа с молодежью», «Социальная защита и об-

служивание семей и детей»

3 Мотивирование студентов на работу по специальности, помощь в профессиональной социализации -Участие в волонтерских акциях помощи ветеранам труда, детям-сиротам - Фестиваль «Это мы помо-гаемлюдям» - Социальный театр - Участие в конкурсах социальных проектов - 85 % бакалавров и 79,5 % специалистов выпуска 2013 г. работают по специальности - проведение 1 фестиваля школьных волонтерских объединений г. Челябинска -1 место в межрегиональном конкурсе социальных театров -1 место в конкурсе социальных проектов (Москва, 2011 г., III тур Всероссийской олимпиады)

4 Включение студентов в научноисследовательскую деятельность -Курсовые и квалификационные исследования -Участие в вузовских, региональных, российских студенческих конференциях по социальным проблемам - Подготовка научных статей студентов - Участие в II и III турах Всероссийских олимпиад -Лауреаты и победители всероссийских олимпиад (1и2 места на II туре Всероссийских олимпиад, 2место на III туре (Москва) - За прошлый учебный год опубликовано 44 студенческих статьи - Расширение проблематики квалификационных работ за счет заказов учреждений социальной сферы

5 Международное сотрудничество - Участие в международных волонтерских акциях - Повышение квалификации педагогов - Международные конференции - Ежегодно проводятся международные волонтерские акции (Германия, Южная Корея, Литва, Франция и т.п.) - Повышение квалификации преподавателей (Англия, Литва) -Очное участие в международных конференция (Италия), онлайн-конференция (США)

Учет мнения работодателей, корректировка учебных планов, широкое использование разнообразных форм неформального образования позволило получить достаточно высокие итоговые результаты работы факультета социального образования, выразившиеся в том, что 85% бакалавров и 79,5% специалистов выпуска 2013 г. работают по специальности. Однако следует выделить ряд проблем в Вестник ЧГПУ 12.2'2013 160

подготовке кадров для социальной сферы, требующих пристального внимания:

• обеспечение научно-методического сопровождения деятельности специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

• разработка и обоснование модели профессиональной социализации молодых сотрудников социальной сферы, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

• введение в практику работы вузов проведение квалификационных исследований по проблемам социального сиротства, исходя из запросов учреждений социальной защиты;

• обеспечение функционирования сетевого ресурса для оказания помощи специалистам социальной сферы, работающим с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

• выявление критерием и разработка диагностического инструментария для мониторинга уровня профессиональной компетентности специалистов работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Библиографический список

1. Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти

субъектов РФ и экспертов по вопросу реализации в субъектах РФ мер, направленных на профилактику социального сиротства, организацию деятельности по оказанию семьям, находящимся в социально-опасном положении, правовой, социально-педагогической, медико-психологической помощи: информационно-

аналитические материалы. - М., 2013.

2. Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона [Текст]. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2010. - 117 с.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.qov.ru/dok/fqos/

Bibliography

1. All-Russian meeting of heads of executive authorities of subjects of the Russian Federation and experts on the implementation in the RF measures aimed at preventing child abandonment , organizing delivery of families in social risk , legal, social and educational , medical and psychological assistance : information analytical materials. - M., 2013 .

2. Development of Qualifications Framework for Higher Education in the Urals region [Text] . - Chelyabinsk publ CSU , 2010 . - 117 .

3. Federal state educational standards [electronic resource] . - Mode of access : http://mon.qov.ru/dok/fqos/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.