Научная статья на тему 'Разработка социального проекта как форма внеаудиторной работы со студентами в системе подготовки специалистов по социальной работе'

Разработка социального проекта как форма внеаудиторной работы со студентами в системе подготовки специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулькова Варвара Юрьевна

В статье оцениваются возможности формирования социально-проектных компетенций бакалавров в рамках введенного в действие федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»). Транслируется опыт разработки социального проекта как формы внеаудиторной работы со студентами в системе подготовки специалистов по социальной работе на кафедре истории, философии, политологии и социологии ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Росздрава».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка социального проекта как форма внеаудиторной работы со студентами в системе подготовки специалистов по социальной работе»

Кулькова В.Ю.

Разработка социального проекта как форма внеаудиторной работы со

студентами в системе подготовки специалистов по социальной работе

Отечественная система высшего образования в последняя время привлекает к себе пристальное внимание общественности, исследователей и практиков-реформаторов. Коренные изменения системы высшего образования предопределены участием Российской Федерации в болонском процессе, актуализирующего для традиционного отечественного образования по специальностям, с получением квалификации «дипломированный специалист», переход на двухуровневую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру; сокращение аудиторной нагрузки при увеличении самостоятельной работы студентов, требующие развития внеаудиторных форм работы со студентами. Институционализации этого процесса в России началась 24 октября 2007 года, когда президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении двухуровневой системы высшего образования в стране.

Тенденции, формы и глубина внедрения двухуровневой системы образования, внеаудиторной работы со студентами в различных Высших учебных заведениях (ВУЗ) оказались разными. В одних Вузах - это, как правило, «топовые» столичные Вузы, «законодатели моды», формирующие «профессиональную элиту»: ГОУ ВПО МГИМО, ГУ-ВШЭ, ГОУ ВПО АНХ при Правительстве РФ, ФГОУ ВПО РАГС и др. -осуществлен реальный переход к квалификационной подготовке бакалавров и магистров. В других практикуется трансформационная модель, в которой синхронизируются действия общеобразовательных программы по подготовке специалистов с реализацией программам бакалавриата. Подобная модель характера для большинства ГОУ ВПО, расположенных в субъектах РФ. По оценкам специалистов1, лидером этого процесса является МГУ, в котором программы бакалавриата существуют по 50 специальностям. В третьих ВУЗах по прежнему сохраняется «одноуровневая» система подготовки по специальностям, с присвоением квалификации специалиста - это, как правило, медицинские вузы. Справедливости ради отметим, что в большинстве стран медицинское образование сохраняет свою традиционную «одноуровневую» структуру, между тем, в Великобритании существуют квалификации «бакалавр медицины», «бакалавр стоматологии», «бакалавр хирургии» и т. п.

Думается, что на динамику изменений структуры высшего образования влияют, во-первых, закономерности пространственного развития в концепте дихотомий «центр-периферия», другими словами, «первопроходцы» модернизации выступают - крупные столичные вузы, и подхватывают региональные. Во-вторых, темпоральность стандартизации высшего профессионального образования по квалификациям бакалавр, магистр, закрепляющей уровень владения знаниями, умениями, навыками в той или иной сфере профессиональной деятельности и соответствующих искомым квалификациям, зафиксированных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по различным направлениям подготовки. Так, федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 - социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») введен в действие только 8 декабря 2009 года2.

1 Фурсенко: Болонский процесс много сделал для образования в России. http://www.gazeta.ru/education/2009/04/29_n_2981091.shtml от 2.04.2010

2 Приказ от 8 декабря 2009 г. № 709. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки

В вышеупомянутом стандарте областями профессиональной деятельности бакалавров по социальной работе обозначены:

- государственная служба занятости;

- государственная служба медико-социальной экспертизы;

- миграционная служба;

- МЧС;

- пенитенциарная система;

- предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные);

- ритуальная служба;

- силовые структуры;

- система здравоохранения и психологическая помощь;

- система культуры;

- система образования и социально-педагогическая помощь;

- система пенсионного обеспечения;

- система социального обслуживания;

- система социального страхования;

- система социальной защиты и социально-правовой патронаж.

С целью оценки «качественных изменений» по направлению подготовки социальная работа при реализации основной образовательной программы бакалавриата обратимся к федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 - социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»), введенному в действие только 8 декабря 2009 года.

В разделе IV «Характеристика профессиональной деятельности бакалавра» ФГОС ВПО в п. 4.3 среди видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» фигурирует социально-проектная

деятельность. Далее в п. 4.4 конкретизируется список профессиональных задач по

видам деятельности, включая социально-проектную деятельность. В разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» в п. 5.2. обозначены профессиональные социально-проектные

компетенции с присвоением кода (ПК30-35).

Применение социально-проектных компетенций обнаруживается еще в далекой древности: любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Однако сознательное и повсеместное применение проектного подхода осуществляется в XX веке. Неслучайно В.И. Либерзон

- президент московского отделения Института управления проектами подчеркивает: «XXI век - век проектных технологий». Отметим, что характерной чертой данного процесса становится возрастающая социальная детерминированность, проявляющаяся в том, что, во-первых, обязательным критерием экономических проектов (бизнес-планов) становится социальный эффект от их реализации; во-вторых, разрабатываются и реализуются социальные проекты, предметный диапазон которых варьирует в границах начиная от проектов в целом в области социальной политики до более узкой специализации проектов: проект системой ценностной опеки над умирающими от рака (Проект первого хосписа С.Саундерса 1967г.).

В современной социальной политике социальный проект позиционируется как мультифункциональный механизм, направленный на:

- взаимодействие государственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций;

- инновационные решения социальных проблем;

040400 - Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.03.2010. № 13.

- привлечение дополнительных источников финансирования предоставления социальных услуг.

Таким образом, формирование социально-проектных компетенций у бакалавра по социальной работе является «велением времени».

Проведенный анализ структуры бакалавриата методом компаративного сравнения: учебных циклов и проектируемых результатов их освоения - дисциплин, для разработки примерных программ и учебных пособий - кодов формируемых компетенций, показывает следующие. На наш взгляд, хотя коды профессиональных социально-проектных компетенций (ПК30-35) указываются в профессиональном цикле базовой (общепрофессиональной части), но как отсутствует в приведенном перечне дисциплин конкретная дисциплина, раскрывающая методологию и методику проектирования и комплементарных технологий - прогнозирования, планирования и моделирования, так и не формулируются знания и умения, работающие на развитие компетенций по профессионально-проектной деятельности (ПК 30-35). Выявленное по результатам анализа расхождение между получаемыми знаниями, развиваемыми умениями и формируемыми профессиональными компетенция позволяет сделать вывод о наличие синдрома «предметного люфта» по направлению подготовки -социальная работа в сфере социально-проектной профессиональной деятельности.

В месте с тем, формирование профессиональных компетенций, знаний и умений бакаловров по социальной работе, направленных на решение профессиональных задач по видам профессиональной деятельности: социально-технологической,

организационно-управленческой, исследовательской, логично входит в предметное поле соответствующих дисциплин профессионального цикла базовой (общепрофессиональной части): «Технология в социальной работе», «Управление в социальной работе», «Методы исследования в социальной работе». Безусловно, реализация социально-проектной деятельности базируется на знаниях различных научных областей: менеджмента, экономики, маркетинга, технологии социальной работы и т.д., Здесь отметим, что дисциплины «Экономические основы социальной работы», «Технология в социальной работе», «Управление в социальной работе» по предмету своего изучения не направлены на формирование социально-проектных компетенций.

Разрешить ситуацию «предметного люфта» по направлению подготовки -социальная работа в сфере социально-проектной деятельности возможно за счет включения в вариативную (профильную) часть учебного цикла дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»,

позволяющей приобрести знания и овладеть умениями, работающими на

формирование заданных в введенном в действие ФГОС ВПО профессиональных компетенций по социально-проектной деятельности. Формирование вариативной части учебного цикла по принципу включения в нее «забытых», не указанных в базовой части профессионального цикла дисциплин, но при этом формирующих заявленные профессиональные компетенции по обозначенному виду профессиональной деятельности, не всегда возможно, поскольку вариативная часть устанавливается вузом.

Принимая во внимание обстоятельство того, что дисциплина «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» входила в цикл

общепрофессиональных дисциплин (ОПД 15) стандарта предыдущего «поколения», думается, что в ВУЗах накоплен достаточный учебно-методический, кадровый потенциал для преподавания данной дисциплины.

В Казанском государственном медицинском университете на кафедре истории, философии, социологии и политологии для студентов 4 курса «Факультета социальной работы» ведется дисциплина «Прогнозирование, проектирование, моделирование в

социальной работе». Согласно типовой рабочей программе нами по разделу «Сущность и технология проектирования в социальной работе» проводятся лекции, семинарские занятия, предусмотрена самостоятельная работа студентов и предлагается следующая структура преподавания с учетом аудиторной и внеаудиторной нагрузки (таблица!).

Табл. 1. Учебно-методическое обеспечение разработки социального проекта: Дисциплина «Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе» - Раздел «Сущность и технология проектирования в социальной работе»

Тема Аудиторная нагрузка Внеаудиторная нагрузка

Форма Форма

Методология социального проектирования Лекция 1. Разработка социального проекта. 2. Защита социального проекта.

Методы, технология социального проектирования и оценка последствий Лекция Семинар

Лекционная часть раздела структурно включает тематические направления. Первая тема - методология социального проектирования. Вторая тема - методы, технология социального проектирования и оценка последствий. Изучение первой темы предполагает:

- приведение различных трактовок понятий проект и проектирование как в широком, так и узком, «чисто» в экономическом, социальном смысле этого слова;

- рассмотрение понятийного аппарата; выделение особенностей и функций социального проектирования;

- детализацию смысловых связей социального проектирования в контексте общих понятий: инновация, жизненные концепции, ценности, социальные нормы, установки;

- сравнительную интерпретацию современных концепций социально-проектной деятельности: объектно-ориентированный; тезаурусный; проблемно-ориентированный подходы;

- классификацию проектов, с описание специфики проектирования в социальной работе; выделение стадий жизненного цикла проекта.

Вторая тема раздела построена на осознании позиционирования современного образовательного процесс не только как суммы знаний, но и как среды формирования проектной и профессиональной культуры. Это предъявляет возросшие требования к учебному процессу, качеству преподавания, что обуславливает сочетание теоретических основ технологии проектирования с практикой, реализацию внеаудиторных форм работы со студентами. С учетом вышеизложенного обстоятельства в процессе изложения темы «Методы, технология социального проектирования и оценка последствий» обобщаются существующие модели структуры проекта; далее на примере конкретного проекта, поддержанного на республиканском конкурсе «Общественная инициатива», конкретизируется содержание резюме и каждого раздела.

Привитие практических навыков получает развитие в организации внеаудиторной работы со студентами. Цель внеаудиторной работы заключается в выработке умений аналитической работы и навыков разработки, защиты социальных проектов.

Организационной формой внеаудиторной работы со студентами является модуль, включающий:

1) Задание - разработка социального проекта. Технология: погружение студента в конкретную ситуацию. Студенты самостоятельно (исходя из общности сложившихся научных интересов) разбиваются на проектные группы и разрабатывают проект по согласованной с преподавателем теме. Каждую неделю в часы консультаций преподавателя проводится текущий контроль проделанного объема работ по разработке проекта.

Приобретенные навыки и умения:

- разработка и подготовка презентации социального проекта;

- работа в команде.

2) Презентацию/защиту разработанного проекта в формате проведения круглого

стола. Технология: модератором круглого стола выступают представители

Министерства труда, занятости и социального обслуживания РТ / социальных служб.

Участие в круглом столе позволяет:

- ознакомится «из уст» специалистов с практическими аспектами проектной деятельности;

- получить экспертную оценку разработанного проекта;

- расширить профессионально-коммуникационные каналы.

Вышеописанная форма организации внеаудиторной работы со студентами имеет конкретный результат - разработанные социальные проекты, которые как показывает практика, далее принимают участие и занимают призовые места на региональных конкурсах проектов, в частности, «Золотой апельсин», «Общественная инициатива».

В заключении хочется привести позицию министра А. Фурсенко, отмечающего: «Один из положительных моментов болонского процесса заключается в том, что Россия вынуждена делать серьезный вклад в изменение содержания образования». «Вузы должны предлагать новые программы, которые соответствуют требованиям времени, а болонский процесс - это новое требование».

Список литературы:

1. Фурсенко: Болонский процесс много сделал для образования в России. http://www.gazeta.ru/education/2009/04/29_n_2981091.shtml от 2.04.2010

2. Приказ от 8 декабря 2009 г. № 709. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 - Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.03.2010. № 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.