Научная статья на тему 'К вопросу стандартизации профессионального социального образования'

К вопросу стандартизации профессионального социального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / PROFESSIONAL SOCIAL EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL STANDARDS OF SOCIAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Галия Булатовна, Исхакова Резеда Рифовна

Рассмотрены этапы развития профессионального образования социальных работников на основе образовательных стандартов. Проанализированы ГОС ВПО, ФГОС ВПО, ФГОС ВО по специальности и направлению «социальная работа»; выявлены их достоинства и недостатки. Определены трудности сопряжения образовательных и профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Галия Булатовна, Исхакова Резеда Рифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE STANDARDIZATION OF PROFESSIONAL SOCIAL EDUCATION

The stages of development of professional education of social workers on the basis of educational standards are considered. Analysed educational standards on speciality and direction "social work", their dignities and defects are educed. Difficulties of interface of educational and professional standards are certain.

Текст научной работы на тему «К вопросу стандартизации профессионального социального образования»

УДК 378

К ВОПРОСУ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Б. Хасанова, Р.Р. Исхакова

Аннотация. Рассмотрены этапы развития профессионального образования социальных работников на основе образовательных стандартов. Проанализированы ГОС ВПО, ФГОС ВПО, ФГОС ВО по специальности и направлению «социальная работа»; выявлены их достоинства и недостатки. Определены трудности сопряжения образовательных и профессиональных стандартов.

Ключевые слова: профессиональное социальное образование, образовательные стандарты, профессиональные стандарты специалистов по социальной работе.

TO THE QUESTION OF THE STANDARDIZATION

OF PROFESSIONAL SOCIAL EDUCATION

G. Khasanova, R. Iskhakova

Abstract. The stages of development of professional education of social workers on the basis of educational standards are considered. Analysed educational standards on speciality and direction "social work", their dignities and defects are educed. Difficulties of interface of educational and professional standards are certain.

Keywords: professional social education, educational standards, professional standards of social workers.

Несмотря на то, что социальное образование «как процесс или как результат обучения (подготовки) человека для последующей самореализации ... в социальной среде его жизнедеятельности» [3] существует столько, сколько существует общество, в России термин «социальное образование» впервые появился в начале 90-х гг. ХХ века в связи с зарождением сферы социальной защиты населения и становлением профессиональной деятельности по направлению «социальная работа» и в настоящее время используется достаточно широко.

Именно это время можно считать зарождением социального профессионального образования, в развитии которого выделяют четыре этапа.

1991 - 1999 гг. - это период теоретической разработки и апробации концепций, подходов и моделей, поиска форм и методов обучения специалистов социальной работе; анализа и обобщения накопленного опыта в этой области. За это время были разработаны первые учебные планы и рабочие программы дисциплин; начата подготовка студентов по специальности «Социальная работа». В 1995 г. был разработан и утвержден ГОС ВПО по специальности 022100 «Социальная работа», в котором были определены требования для реализации основных образовательных программ, что

регламентировало и упорядочило деятельность вузов. Стандарт содержал перечень дисциплин, обязательных для изучения, предусматривал

курсы по выбору и специализации, различные виды практик, что обеспечивало фундаментальную подготовку специалистов по социальной работе.

Второй этап развития профессиональной подготовки кадров в области социальной работы - 2000 - 2008 гг. - время введения и реализации новых ГОС ВПО второго поколения по специальности 350500 «социальная работа» и направлению 521100 «социальная работа» (квалификация бакалавр и магистр социальной работы), что позволило реализовать в России трехуровневую модель образования: бакалавров, специалистов и магистров социальной работы.

Структура стандартов осталась прежней, однако в каждом цикле дисциплин появился национально-региональный компонент, что дало возможность учитывать особенности региона, деятельности местных социальных служб, профильную направленность учебных заведений.

Новые образовательные стандарты расширили перечень сфер и объектов профессиональной деятельности специалистов социальной работы; увеличили количество часов, отводимых на изучение дисциплин специализации и практическую подготовку; предъявили более жесткие требования к кадровому, учебно-методическому и

материально-техническому обеспечению

учебного процесса. Однако в этом стандарте остался прежним подход к проектированию содержания профессиональной подготовки;

отсутствовали требования к степени освоения учебных дисциплин; не были учтены запросы работодателей и потребности рынка труда.

Данные проблемы должны были разрешить ФГОС ВПО, утверждение которых определило начало 3 этапа развития социального образования. Этот этап характеризуется реформированием высшего профессионального образования в связи с вступлением России в Болонский процесс.

Новые ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» для бакалавриата и магистратуры были утверждены в 2009 - 2011 гг. Их введение означало переход профессионального образования в области социальной работы к многоуровневой системе. Степень бакалавра дает полное высшее образование, и ее владелец имеет право занимать должности, предусматривающие законченное высшее образование. Магистерская программа предполагает углубленную подготовку в области социальной работы и нацелена на научно-исследовательскую деятельность и

преподавательскую работу.

В основе ФГОС ВПО лежит компетентностный подход, поэтому в качестве результата освоения образовательной программы стандарт определяет сформированность у выпускников бакалавриата/магистратуры 20/9 общекультурных и 35/20 профессиональных компетенций, которые представляют собой многоструктурные и многоплановые

характеристики.

Кроме того, в отличие от предыдущих стандартов, в нем были конкретизированы объекты и виды профессиональной деятельности бакалавра/магистра, четко сформулированы профессиональные задачи, которые должны решать выпускники в каждом из этих видов деятельности; перечислены учреждения и организации, в которых они могут работать; бакалаврам впервые разрешается осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и дополнительного профессионального образования. В новом стандарте вместо «национально-регионального компонента»,

наряду с базовой частью, появляется «вариативная часть», а значительное увеличение часов, отводимых на изучение дисциплин по выбору, позволяет отразить особенности региона.

Требования к знаниям, умениям и формируемым компетенциям определены ФГОС ВПО не для каждой дисциплины, как это было в ГОС ВПО. Научно-исследовательская работа студентов стала в магистратуре обязательным компонентом образовательной программы, а в

бакалавриате она может являться разделом учебной практики. Большое внимание стандарты уделяли и самостоятельной работе студентов, изменяя количество времени, отводимого на лекционные занятия: не больше 40% у бакалавров и 20% - у магистрантов.

Однако и новые стандарты были далеки от совершенства. В первую очередь, они не дают определений компетенции, компетентности, профессиональной компетентности, что дает вузам основания разрабатывать рекомендации по их освоению студентами самостоятельно. Для их формирования ФГОС ВО предлагает, наряду с внеаудиторной работой, широко использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы обучения (тренинги, ролевые и деловые игры, дискуссии, компьютерные симуляции, телеконференции и др.). Однако, этого недостаточно, так как обязательным признаком профессиональной компетенции является способность и готовность применять приобретенные знания и умения в практической деятельности, а на практику в стандарте выделяется всего 12 - 15 зачетных единиц (8 - 10 недель).

С оценкой компетенций оказалось еще сложнее. По мнению З.В. Якимовой и В.И. Николаевой, проблема заключается в том, что степень их сформированности трудно измерить, так как они проявляются преимущественно в процессе профессиональной деятельности, либо требуют для своего проявления специально смоделированных заданий, имитирующих реальные рабочие ситуации. Также в условиях образовательной среды сложно оценить компетенции, которые проявляются только в коллективе, например, организаторские способности, толерантность, лидерские качества, делегирование, презентационные навыки [8].

Кроме того, введение ФГОС ВПО породило новые проблемы: определение оптимальных условий (педагогических, организационных, социальных и др.) профессиональной подготовки социальных работников; развитие

преемственности между бакалавриатом и магистратурой, направленной на расширение возможностей перехода от бакалавриата к магистратуре; реализация практико-

ориентированного обучения студентов по направлению «Социальная работа».

Недостатки этих стандартов, а также принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» потребовали разработки ФГОС ВО, которые называют «3+». Их введение можно считать 4 этапом в развитии социального образования.

Новые стандарты должны были исправить

недостатки предыдущих до перехода к ФГОС ВО четвертого поколения. Но их введение потребовало коррекции всей учебной документации, поскольку они отменяли действие ФГОС ВПО, что создало большие проблемы для образовательных учреждений: пришлось в срочном порядке разрабатывать новые образовательные программы и учебные планы, переделывать учебные графики и переводить на них студентов всех курсов, даже выпускников, которые через несколько месяцев должны были закончить обучение. Произошло это потому, что, например, в новом стандарте по направлению 39.03.02 было увеличено количество зачетных единиц на практику, а на государственную итоговую аттестацию, наоборот, уменьшено. При этом, как отмечает О.А. Донских, «заведомо было известно, что эти стандарты далеки от совершенства и вводятся в действие лишь временно». «А работа эта, - продолжает он, «очень затратная: она отнимает огромное количество времени у преподавателей, которые загружены преподаванием и должны заниматься еще и научной деятельностью» [2, с.40].

Что нового предлагает ФГОС ВО? Он узаконил электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, программы подготовки по индивидуальному плану, в том числе ускоренному обучению. В новом стандарте вводятся понятия «академический» и «прикладной» бакалавриат/магистратура. Однако до сих пор так и не выделены различия в построении учебного процесса в рамках этих программ, хотя увеличено количество зачетных единиц на практику. В нем сокращены и обобщены компетенции, которыми должны обладать выпускники; появился новый вид компетенций - общепрофессиональные; дисциплины не прописаны, их набор определяется вузом самостоятельно в объеме, установленном стандартом; исчезли и требования к знаниям, умениям и навыкам; типы практик выбираются также вузом в зависимости от направленности бакалавриата/магистратуры (академический или прикладной). В новом стандарте также несколько изменены требования к педагогическому составу, материально-технической базе вуза, появились требования к финансовым условиям реализации программ.

Не успели вузы перейти на ФГОС ВО, как выходит ФЗ №122 «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который требует, чтобы результаты освоения основных образовательных программ в части профессиональной компетенции описывались на основе соответствующих

профессиональных стандартов. На это выделяется 1 год - до 01.07.2017 г. Другими словами, предлагается существующие стандарты «актуализировать», т.е. обеспечить их связь с профессиональными стандартами. Новые образовательные стандарты уже получили название 3++. Таким образом, можно утверждать, что сегодня начинается пятый этап в развитии высшего, в том числе социального профессионального образования.

Изначально профстандарты задумывались для совершенствования системы профессионального образования, чтобы сблизить образовательные программы и дальнейшую профессиональную деятельность выпускника. Что касается высшего социального образования, то парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что профессиональные стандарты для специалистов по социальной работе, в которых их деятельность описывается в трудовых функциях и действиях, были приняты еще в 2013 году, все же разрабатываются и утверждаются ФГОС ВО, в которых результаты обучения задаются в общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях.

«Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов» (2015) для определения перечня профессиональных компетенций предлагают проанализировать трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции и сформулировать компетенции, обеспечивающие возможность их реализации.

Мы согласны, что данные стандарты уже «оставляют множество вопросов и сомнений по их реализации, что обусловлено, в первую очередь, отсутствием в них целей подготовки, невнятностью понятий компетенция и компетентность, трудностью реализации принципов целостности, системности и соответствия» [6, с.255]. Другими словами, основные проблемы предыдущих

образовательных стандартов фактически остаются нерешенными.

Рассмотрим трудности согласования ФГОС ВО с профстандартами.

1. В правовых нормативных актах сферы труда отсутствует понятие компетенции, в то время как в образовательных стандартах профессиональная деятельность социального работника описывается на языке компетенций.

2. Многообразие обобщенных трудовых функций, а также связанных с ними трудовых функций и их квалификационных характеристик

в виде трудовых действий, знаний и умений не дает возможности однозначно соотнести потребности профессиональной сферы с результатами обучения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми овладевают студенты по программам высшего образования.

3. На государственном уровне отсутствует четкое определение цели подготовки, в частности бакалавров. Поэтому затруднен учет таких элементов профстандарта, как, например, обобщенные трудовые функции при оценке результатов освоения программы бакалавриата, сформированности компетенций.

4. Актуализация ФГОС ВО с профстандартами в нынешнем виде может привести к тому, что результатом подготовки в высшей школе будет не образованный специалист, а всего лишь исполнитель, только и умеющий при решении реальных задач использовать готовые методы, стандарты и технологии [7, с.32]. Поэтому к работодателю придет скорее «полуфабрикат, а не продукт, готовый к употреблению по назначению» [4]. Исследователи отмечают, что «в целом соответствовать требованиям профстандарта выпускник образовательной организации может только приобретя как работник опыт, практические навыки и освоив соответствующие дополнительные образовательные программы», получив фундаментальное образование [5, с.10-11].

5. Образовательные стандарты высшего образования ориентированы на будущее, поскольку они принимаются на достаточно длительный период, и студенты, начавшие обучение на основе принятого сегодня образовательного стандарта, могут выйти на

рынок труда лишь через 4-6 лет. И чтобы выпускники были готовы успешно выполнять профессиональные функции в будущем, образовательный стандарт должен быть опережающим. Профессиональные же стандарты фиксируют настоящий момент и содержат очень конкретное и детальное описание трудовых функций сегодняшней профессиональной деятельности и необходимых для ее выполнения квалификаций. Поэтому, предупреждает А.В. Белоцерковский, «разрабатывать новый образовательный стандарт высшего образования, глядя только на профессиональный стандарт, было бы не просто ошибочно, но и вредно. Конечно, при разработке образовательных стандартов следует учитывать профессиональные стандарты, но не соответствовать» [1, с.31].

Итак, в социальном профессиональном образовании сегодня происходят значительные изменения, образовательные стандарты адаптируются в соответствии с требованиями стандартов профессиональных. В связи с этим возникает необходимость решения следующих задач:

- поиск рационального соотношения академических и прикладных компетенций выпускников;

- формирование новых личностных и профессиональных качеств специалистов по социальной работе;

- обеспечение практико-ориентированности высшего образования;

- организация связей с работодателями в новом формате;

- формирование новых требований к содержанию профессионального социального образования без потери его фундаментальности.

Литература:

1. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / А.В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 28-31.

2. Донских О.А. Дело о стандартах / О.А. Донских // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 36-42.

3. Мардахаев Л.В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации / Л.В.Мардахаев // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1997. - № 1. - С. 30-37.

4. Мартынов В.Г. Теория производства полуфабрикатов в приложении к высшему профессиональному образованию / В.Г. Мартынов, В.Н. Кошелев, В.С. Шейнбаум // Инженерное образование. - 2012. - № 11. - С. 96-101.

5. Новиков П.Н. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития / П.Н. Новиков, О.Ф.

Селиверстова, Т.Р. Новикова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - 2014.- № 1. - С. 7-11.

6. Руковишников В.А. ФГОС ВО: «3+» или все-таки «2-»? / В.А. Руковишников // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2015. - С. 245-255.

7. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С.31-35.

8. Якимова З.В. Оценка компетенций: профессиональная среда и вуз / З.В. Якимова, В.И. Николаева // Высшее образование в России. - 2012. -№ 12. - С. 13-22.

Сведения об авторах:

Хасанова Галия Булатовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университете», е-mail: ufkbz58@mail.ru

Исхакова Резеда Рифовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университете», е-mail: isrezeda@yandex.ru

Data about the authors:

G. Khasanova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of social work, pedagogy and psychology, FGBOU «Kazan national research technological university», e-mail: ufkbz58@mail.ru

R. Iskhakova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of social work, pedagogy and psychology, FGBOU «Kazan national research technological university», e-mail: isrezeda@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.