Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ'

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мусифуллин С.Р., Литвинович А.Ф.

В данной статье анализируется проблема патриотического воспитания в школах и роль учителя истории и обществознания в формировании патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ»

УДК 37

Мусифуллин С.Р., канд. пед. наук, доц., Литвинович А.Ф., студентка ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ

Аннотация. В данной статье анализируется проблема патриотического воспитания в школах и роль учителя истории и обществознания в формировании патриотизма.

Ключевые слова: образование, патриотизм, родина, учитель

На более чем семнадцати миллионах квадратных километрах расположена родина для 193 народов. Приблизительно 145 миллионов человек неразрывно связаны с друг с другом и с этой землей. Каждый из них, и я в том числе являемся гражданами Российской Федерации. А быть гражданином - это не только права, но и обязанности. Одна из этих обязанностей звучит так - получить основное общее образование [1]. Теперь, обратимся хотя бы к примерной основной образовательной программе среднего общего образования: «Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн)» [2];

«Родина есть для нас предмет культурного творчества, это мы сами в наших особенных дарах и талантах»-пожалуй, именно это высказывание русского философа С.Н. Булгакова и заключает в себе мысль о том, что каждый из нас, каждый гражданин Российской Федерации, вносит определенный вклад в величие России.

«История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»-именно так сказал когда-то русский историк В.О. Ключевский. И мой личный вклад в величие России состоит в том, что я, как будущий учитель истории и обществознания, стану проводником в славное прошлое нашей Родины для своих учеников, формируя у них чувство сопричастностности к культуре и историческому прошлому своего народа, вплетая их собственную судьбу в будущую судьбу России.

Нет более важных и более цикличных уроков, чем те, которые преподносит история и именно поэтому, так важно не только знать и не забывать эти уроки истории, но и делать из них правильные выводы, и в этой связи, роль и значение учителя истории, как проводника государственной политики патриотического воспитания учащихся, неизмеримо возрастает в

современных условиях. По нашему мнению, современный учитель истории - это не просто пересказчик исторических фактов, предусмотренных учебной программой, а воспитатель и патриот своего отечества, каждодневным трудом своим прививающий молодежи уважение к своему народу и чувство ответственности перед Родиной, что гарантирует безопасность не только России, но и человечества в целом.

Виссарион Белинский: «Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит-пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Именно эта мысль как нельзя точно соответствует деятельности учителя истории. Как можно работать с новым поколением, если ты не любишь человечество? И как можно преподавать историю своей страны если не желаешь способствовать её совершенствованию? После этого можно было бы сказать, что именно на учителе истории лежит одна из важнейших обязанностей - способствовать формированию патриотизма в подрастающих поколений. Можно было бы сказать, но я так не считаю.

Что такое патриотизм? Будем исходить из определения этого слова. Патриотизм - это любовь к своей родине. Разве можно научить любить что-то? Ни один хоть сколько-нибудь здравомыслящий человек никогда не скажет, что любви можно научить. Любить - это значит принимать со всеми недостатками, не забывая про достоинства, способствовать изменению к лучшему. А значит, на учителе истории лежит совсем другая задача - обучая исторической науке, не умалчивая о проблемах и недостатках, показывать достоинства, рассказывать о великих и удивительных людях - наших соотечественниках, пополнять багаж знаний своих учеников. Если учитель будет врать - это поймут даже самые маленькие дети. А как любовь может появиться на почве лжи? С таким подходом к обучению, молодые поколения вырастут с чувством гордости за свою родину и с желанием изменять её лучшему. Что это, если не патриотизм?

Серьезной проблемой в настоящее время стали, к сожалению, достаточно часто проявляющиеся, факты циничного и беспринципного отношения к героическому прошлому своего народа со стороны молодого поколения, воспитанного по большей части социальными сетями. Когда молодые люди ради призрачной славы и лайков размещают в сети видео ролик о том, как они жарят шашлык на Вечном огне, зажжённом в память о погибших в годы Великой Отечественной войны, то тем самым они наносят оскорбление в том числе и всем живущим наследникам великой победы, тем самым они растоптали и память о своих дедушках и прадедушках, наверняка внесших вклад в победу над фашизмом. Подобного рода негативные проявления инфантилизма и нигилизма в молодежной среде -свидетельства существующих в настоящее время серьезных проблем в воспитании патриотизма и чувства причастности к историческому и культурному наследию своей великой Родины. У подобного рода учеников социальных сетей «Иванов не помнящих родства», очевидно, не было достойного учителя истории и обществознания - патриота своего отечества и профессионала в своем деле.

Но теперь мы сталкиваемся с новой проблемой - недобросовестная преподавательская деятельность. Прежде всего это и халатное отношение к своему предмету, и даже порой не достаточная компетенция педагога. Такая проблема связана прежде всего и с тем, что зачастую идут работать в школу больше по необходимости, чем по желанию. Здесь и недостаточная профориентация в самих школах, и условия работы в учебных заведениях тоже порой отталкивают молодых специалистов.

Но какие из этих поставленных проблем под силу решить простому педагогу? Прежде всего - проблема профориентации. Дни открытых дверей в колледжах и высших учебных заведениях, экскурсии, классные часы, привлечение школьного психолога к работе с классом - это все учитель ещё может организовать. Так же на совести учителя лежит и его подготовка к урокам, уровень ответственности, с которой он подходит к преподавательской деятельности.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод. Да, проблема формирования патриотизма действительно существует в современных школах. Иногда она вызвана недобросовестной работой педагога, или же не совсем правильным подходом, когда учеников насильно оставляют после уроков на классные часы посвящая их патриотическому воспитанию, грубо и нагло «вдалбливая» в юные головы любовь к родине. Такие действия чаще всего вызывают у обучающихся лишь недовольство тем, что их задерживают поле долгого учебного дня и они, как следствие, находят более интересным занятием в такие моменты «пересчет ворон» за окном. Как уже было сказано выше, заставить полюбить что-либо нельзя, педагог должен лишь мягко направлять своих учеников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. "Примерная основная образовательная программа среднего общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)

3. Молчанов Н.А. Модернизация современной системы образования с учетом реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации как основа обеспечения национальной безопасности государства / Н.А. Молчанов // Журнал «Русский закон». - 2013. - №7. - С. 767-773.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.