Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / УРОКИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минбулатова Изахат Сайпутдиновна, Исаева Марина Магомедовн, Магомедов Рустам Вагидович

Цель исследования - рассмотреть условия гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Методы. Анализ научной литературы, обобщение анализируемого материала. Результаты. Воспитание гражданина-патриота включает развитие способности личности к самоопределению, нравственному и социальному выбору и ответственности, знание своих прав и свобод и способности использовать их во благо себе и окружающим. Гражданско- патриотическое воспитание в рамках преподавания дисциплины требует создания определенных условий, обеспечить которые могут обновленные формы и методы активного вовлечения учеников в социальную деятельность. К таковым отнесем различные виды игровых методов, которые позволяют достигать различных целей, поставленных в процессе развития гражданских качеств личности. Выводы. Формирование граждан страны начинается со школы, где дети социализируются, учатся отстаивать свое мнение и прислушиваться к чужому, работают в команде. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Использование игровых технологий позволяет структурировать и стандартизировать процесс обучения, планировать ожидаемый результат в рамках гражданско-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минбулатова Изахат Сайпутдиновна, Исаева Марина Магомедовн, Магомедов Рустам Вагидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE LESSONS OF HEALTH AND SAFETY

The aim of the study is to consider the conditions of civil and patriotic education of students in the lessons of Health and Safety. Methods. Analysis of scientific literature, generalization of the analyzed material. Results. The education of a patriot citizen includes the development of a person's ability to self- determination, moral and social choice and responsibility, knowledge of their rights and freedoms and the ability to use them for the benefit of themselves and others. Civic and patriotic education within the frame-work of teaching the discipline requires the creation of certain conditions that can be provided by updated forms and methods of active involvement of students in social activities. These include various types of gaming methods that allow you to achieve various goals set in the process of developing civic qualities of a person. Conclusions. The formation of citizens of the country begins with school, where children socialize, learn to defend their opinions and listen to others, work in a team. Civic education is inextricably linked with patriotic education. The use of gaming technologies allows you to structure and standardize the learning process, plan the expected result within the framework of civic and patriotic education.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373.51

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-60-65

Условия гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности

© 2022 Минбулатова И. С.1, Исаева М. М.1, Магомедов Р. ВЛ 2

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, minbulatova.iza@mail.ru mkuchaeva@gmail.com 2Дагестанский государственный университет народного хозяйства,

Махачкала, Россия, rustammag79@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - рассмотреть условия гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Методы. Анализ научной литературы, обобщение анализируемого материала. Результаты. Воспитание гражданина-патриота включает развитие способности личности к самоопределению, нравственному и социальному выбору и ответственности, знание своих прав и свобод и способности использовать их во благо себе и окружающим. Гражданско-патриотическое воспитание в рамках преподавания дисциплины требует создания определенных условий, обеспечить которые могут обновленные формы и методы активного вовлечения учеников в социальную деятельность. К таковым отнесем различные виды игровых методов, которые позволяют достигать различных целей, поставленных в процессе развития гражданских качеств личности. Выводы. Формирование граждан страны начинается со школы, где дети социализируются, учатся отстаивать свое мнение и прислушиваться к чужому, работают в команде. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Использование игровых технологий позволяет структурировать и стандартизировать процесс обучения, планировать ожидаемый результат в рамках гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, условия воспитания, учащиеся, игровые методы, уроки основ безопасности жизнедеятельности

Формат цитирования: Исаева М. М., Минбулатова И. С., Магомедов Р. В. Условия гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 60-65 DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-60-65

Conditions of Civil and Patriotic Education of Students

in the Lessons of Health and Safety

© 2022 Izakhat S. Minbulatova1, Marina M. Isaeva1,

Rustam V. Magomedov1 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, minbulatova.iza@mail.ru, mkuchaeva@gmail.com, 2 Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia,

rustammag79@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to consider the conditions of civil and patriotic education of students in the lessons of Health and Safety. Methods. Analysis of scientific literature, generalization of the analyzed material. Results. The education of a patriot citizen includes the development of a person's ability to self-determination, moral and social choice and responsibility, knowledge of their rights and freedoms and the

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ability to use them for the benefit of themselves and others. Civic and patriotic education within the framework of teaching the discipline requires the creation of certain conditions that can be provided by updated forms and methods of active involvement of students in social activities. These include various types of gaming methods that allow you to achieve various goals set in the process of developing civic qualities of a person. Conclusions. The formation of citizens of the country begins with school, where children socialize, learn to defend their opinions and listen to others, work in a team. Civic education is inextricably linked with patriotic education. The use of gaming technologies allows you to structure and standardize the learning process, plan the expected result within the framework of civic and patriotic education.

Keywords: civil-patriotic education, conditions of education, students, game methods, lessons on the basics of life safety

Format for citation: Minbulatova I. S., Isayeva M. M., Magomedov R. V. Conditions of Civil and Patriotic Education of Students in the Lessons of Health and Safety. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and pedagogical sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 60-65. DOI: 10.31161/1995-06592022-16-1-2-60-65 (in Russian)

Введение

Одной из слабых сторон современного российского общества является граждан-ско-патриотическое развитие детей школьного возраста. Прежняя система воспитания подрастающего поколения больше не отвечает требованиям времени, поэтому перед педагогами поставлена важная задача - обновить методику граж-данско-патриотического воспитания учащихся.

От выпускника школы в настоящее время требуются не только базовые знания, определяемые стандартами, но и готовность быть гражданином своей страны, соблюдать действующие законы, жить в соответствии с нормами морали, нести социальную ответственность за свои действия. Все эти качества можно объединить в группу гражданских качеств личности. Их развитие возложено в том числе на учебные заведения, в основном на такие предметы, как история, обществознание, политология. Но гражданские качества личности можно развивать и на уроках основ безопасности жизнедеятельности, так как обучающиеся через призму изучаемой страны и в сравнении ее со своей могут получить представления о моральных ценностях, законах, сформированных в обществе и государстве.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью своей страны и общества. Это одна из важных ступеней в системе ценностей и в отношении к окружающему миру, которая закладывается в ребенке постепенно в семью, а далее развивается в процессе общения с миром в дошкольных учреждениях и в школе. Таким образом с раннего детства формируется патриотизм.

Материалы и методы

Большое внимание вопросам граждан-ско-патриотического воспитания подрастающих поколений уделяли в своих трудах ученые, известные российские общественные деятели и педагоги прошлого, такие как М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Е. Р. Дашкова, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Н. М. Карамзин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский и др., акцентировавшие внимание на воспитании сознательных граждан, которые любят своё отечество и способны отстаивать и поддерживать интересы государства.

В настоящее время наше государство и общество пришли к пониманию необходимости направить большие усилия на развитие образования, посредствам которого должен быть развит и раскрыт потенциал граждан, чтобы в дальнейшем они смогли реализовать себя на благо страны, тем самым проявить и укрепить свою гражданскую позицию.

Проведя анализ теории вопроса и состояния практики преподавания курса ОБЖ, мы смогли выявить ряд противоречий между современными требованиями общества к формированию патриотизма и гражданственности у школьников и недостаточно эффективно встроенной в процесс обучения теоретической и методической базы.

Целью исследования явилось определить условия гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках ОБЖ. Методами послужили анализ научной литературы, обобщение анализируемого материала.

Результаты и обсуждение

Важным этапом формирования граждан является обучение в школе, где дети активно социализируются, учатся работать в команде, отстаивать свое мнение и прислушиваться к чужому. Как следствие, возникают задачи воспитать у обучающихся трудолюбие и самостоятельность. Эти качества помогут в будущем при продолжении образования в ссузах и вузах, на работе, а также в общественной жизни.

В современных школах воспитание граждан может строиться не только на уроках истории, обществознания, экономики и права, но и на других предметах в рамках достижения личностных результатов. Такой подход, безусловно, помогает воспитать в обучающихся патриотизм и уважение к чужой культуре, но вопрос о развитии других гражданских качеств личности остается открытым.

Воспитание предполагает целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Воспитание можно напрямую отождествлять с социализацией, которую ребенок начинает проходить в своих первых учебных организациях. Также воспитание является деятельностью, которая формирует у личности систему определенных качеств, взглядов и наблюдений [3].

Гражданское воспитание, как основная часть воспитания, направлено на формирование гражданственности как интегра-тивного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Подрастающее поколение может в корне поменять отношение к своей стране, родине и всему, что с ней связано, поменять отношение в семье, что в свою очередь тоже положительно скажется на гражданско-патриотическом воспитании. Закладывая любовь к своей стране в детстве, мы практически гарантированно «создаём» настоящих граждан страны, способных и дальше пропагандировать любовь к родине.

Термин «гражданские качества личности» не имеет четкого толкования, поэтому обратимся к определению «гражданина» и «гражданственности».

Сузить понятие и отделить юридическую трактовку «гражданина» помогает «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, в котором под «граждани-

ном» подразумевается сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным [6].

Ученый С. Шехтер рассматривает три роли, которые исполняет личность и одна из которых - гражданин. В этой роли человек воспринимает общество как содружество, где он может самореализовываться и проявлять активную деятельность [7, с. 21].

Основными условиями гражданско-патриотического воспитания у обучающихся являются формирование у них знаний о своей родине, истории, культуры и традиций своей страны, бережного отношения к природе, способности проявлять заботу о близких и готовности оказать помощь окружающим людям, желания быть полезным для общества через труд.

Гражданские качества - составляющие гражданственности, которыми должна обладать личность. И. И. Болдырев выделяет следующие гражданские качества личности как наиболее значимые: патриотизм, социальная активность, чувство гражданского долга, гражданская ответственность, интернационализм, трудолюбие, коллективизм [1, с. 226].

В примерной программе для среднего общего образования среди планируемых личностных результатов указаны следующие гражданские качества: патриотизм (уважение к Отечеству, своему народу, закону, культуре и истории и проч.), ответственность, сознательность и активность в рамках общения в социуме, трудолюбие (потребность в труде, направленная также на саморазвитие и самовоспитание), уважительное отношение к представителям других народов.

Ориентиром в создании технологии будут служить следующие гражданские качества личности, выделяемые во ФГОС ООО: патриотизм, активная гражданская позиция (социальная активность), а также готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию (трудолюбие) [4]. Трудолюбие будем определять как готовность отдавать своё время, свои силы и энергию для производства общественно-полезного продукта (возможно нематериального, но интеллектуального, требующего самообразования и самовоспитания). Можно проследить, что все эти качества преследуют цель общественного благополучия,

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ориентируют на активное и осознанное поведение.

На развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время, направлено патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание — систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины. Гражданское воспитание неразрывно и тесно связано с патриотическим воспитанием.

Основой для формирования патриотических чувств и сознания граждан являются героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта.

Качества гражданина-патриота включают в себя: любовь к семье, дому, окружающей природе и Родине; чувство сопричастности к истории своего Отечества; сочувствие, потребность заботиться о своих ближних, защищать Родину; уважение к правам и свободам человека, способность и желание выполнять свои обязанности.

Воспитание гражданина-патриота предполагает воспитание гражданского отношения в первую очередь к себе, что означает развитие способности к самоопределению, нравственному и социальному выбору и ответственности, знание своих прав и свобод и способность использовать их во благо себе и окружающим.

Другой важной стороной гражданско-патриотического воспитания является воспитание гражданского отношения в своей семье. В современном обществе семьям необходима поддержка в плане педагогического просвещения родителей, чтобы они могли передать эти важные знания и навыки детям.

Наше время требует от образовательных учреждений обновленных форм и методов преподавания дисциплины по гражданско-патриотическому воспитанию, а также активного вовлечения учеников в социальную деятельность.

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется различными форма-

ми и методами воспитания. Педагог должен уметь сочетать и применять их в едином комплексе технологий, чтобы процесс воспитания был успешным.

Рассмотрим различные виды игровых методов, которые позволяют достичь целей гражданского воспитания, а именно -развития гражданских качеств личности на уроках ОБЖ.

Так, С. Д. Смирнов выделяет следующие игровые методы активного обучения: учебные, имитационные, ролевые, орга-низационно-деятельностные, операционные, деловые [5, с. 45].

Наиболее полный список игровых методов активного обучения представлен в учебно-методическом пособии Е. В. Зару-киной, Н. А. Логиновой и М. М. Новика: разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловая игра, учебные (аттестационные, блиц-игры, мини-игры), проектировочные, исследовательские, оргдеятель-ностные (поисково-апробационные, инновационные), игра на машинных моделях, искусственные образовательные среды, компьютерные деловые игры [2, с. 7].

Ролевая игра как активная стратегия обучения, ее виды и методика применения рассматриваются зарубежными авторами, при этом подчеркивается, что положительного результата эта стратегия приносит при условии правильной разработки педагогом [8].

Можно отметить, что каждая классификация выделяет разные игровые методы обучения. Для разрабатываемой технологии нами были выбраны ролевые игры, деловые игры и игровое проектирование как наиболее гибкие, ориентированные на взаимодействие и общий труд, что отвечает поставленной цели, а именно развитию гражданственности.

Подчеркнем, что игровое проектирование, как и деловая игра, и ролевая игра, развивает социальную активность и гражданскую ответственность, коллективизм и трудолюбие, а также позволяет учитывать в международном диалоге особенности как своей культуры, так и других культур и говорить о патриотизме.

В литературе можно найти и другой метод, схожий по своему устройству и ключевым составляющим с ролевой игрой - ситуативное моделирование, также предлагающее социальные роли для разыгрывания, но структура игры предла-

гается учителем: у игроков нет свободы действий, они лишь интерактивно проигрывают всю деятельность, чтобы пережить житейскую ситуацию. Следует различать эти два понятия при создании своей технологии, так как они нацелены на разные результаты.

Метод проектов, похожий на игровой метод, направлен на «обучение посредством делания», где проект рассматривается и как цель, и результат, и представляет собой детальную проработку проблемы, конечным решением которой является осязаемый продукт. В методе проектов, в отличие от игрового проектирования, акцент делается на конечный результат, а не на процесс решения поставленной группе задачи.

Целью урока ОБЖ на основе деловой игры, ролевой игры и игрового проектирования будет выступать развитие гражданских качеств личности. Возможность системного использования игровых методов обусловлена их общими чертами, а именно: ориентированностью на личность, предметный результат, необходимостью самостоятельно принимать решение обучающимися, коллективной работой над общей задачей. Соотнеся эти особенности с формируемыми гражданскими качествами личности (патриотизм, социальная активность и трудолюбие), можно утверждать, что в рамках нашей работы наиболее предпочтительны игровые технологии, они позволяют структурировать и стандартизировать процесс обучения и воспитания, планировать ожидаемый результат.

1. Болдырев И. И. К вопросу о гражданских качествах личности подростка // Известия РПГУ им. А. И. Герцена. 2019. № 194. С. 224-229.

2. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 56 с.

3. Мудрик А. В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 165-168. URL: https://studfile.net/preview/5840885/page:7/ (дата обращения 10.01.2022).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/#20718f54 f80778141 (дата обращения 10.01.2022).

Важным аспектом, позволяющим эффективно осуществлять гражданско-патриотическое воспитание - это искренняя вера учителя в те постулаты, которые он транслирует своим ученикам на уроках ОБЖ, так как этот курс не только основан на теоретических знаниях, но и включает в себя эмоционально-нравственные и психологические компоненты, без которых невозможно воспитание, особенно патриотическое.

Также необходимо уделять внимание, наряду с педагогической теорией, правовой и законодательной базе Российской Федерации, так как без знания и понимания прав, обязанностей и свобод человека невозможно сформировать истинного гражданина и патриота. Воспитание уважения к Отечеству через доступное объяснение сути и смысла празднования знаменательных дат и событий отечественной истории тоже входит в задачи гражданско-патриотического воспитания на уроках ОБЖ.

Выводы

Таким образом, условием успешной организации учителем процесса граждан-ско-патриотического воспитания будет умелое сочетание в едином комплексе разных форм и методов осуществления педагогической деятельности. Рассмотрение основ гражданско-патриотического воспитания, подробно представленных с помощью характеристики игровых методов и форм, позволяет показать их важность в организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие. М.: Академия, 2007. 393 с.

6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. институт «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1935-1940 (4 т.). URL: https://ushakovdictionary.ru/search.php (дата обращения 18.12.2021).

7. Шехтер С. Возвращаясь к «свободе» и справедливости для всех: гражданство в американской федеральной системе // Мир человека. 1996. № 1. С. 31-36.

8. Erturk E. Role Play as a Teaching Strategy. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/Role_ Play_as_a_Teaching_Strategy.pdf (дата обращения 18.12.2021).

Литература

Психолого-педагогические науки ••• 65

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Boldyrev I. I. K voprosu o grazhdanskih 5. Smirnov S. D. Pedagogika i psihologiya

kachestvah lichnosti podrostka [On the question of the civic qualities of a teenager's personality]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2019, no. 194, pp. 224-229 (in Russian).

2. Zarukina E. V., Loginova N. A., Novik M. M. Aktivnye metody obucheniya: rekomendacii po razrabotke i primeneniyu: uchebno-metodicheskoe posobie [Active teaching methods: recommendations for the development and application: educational and methodical manual]. Saint Petersburg, Unecon Print (Izdatel'stvo SPbGEU), 2010, 59 p. (in Russian)

3. Mudrik A. V. Vospitanie [Education]. Russian Pedagogical Encyclopedia, ch. ed. by V. V. Davydov, Moscow, Scientific ed. "The Great Russian Encyclopedia", 1993, vol. 1, pp. 165-168, available at: https://studfile.net/preview/ 5840885/page:7/ (accessed 10 January 2022).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obra-zovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obra-zovaniya [Federal state educational standard of basic general education]. Available at: https://fgos.ru/#20718f54f80778141 (accessed 10 January 2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Минбулатова Изахат Сайпутдиновна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, minbulatova.iza@mail.ru

Исаева Марина Магомедовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, mkuchaeva@gmail.com

Магомедов Рустам Вагидович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, rustammag79@yandex.ru

vysshego obrazovaniya. Ot deyatel'nosti k lichnosti: uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology of higher education. From activity to personality: a textbook]. Moscow, Academy, 2007, 304 p. (in Russian)

6. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Ed. by D. N. Ushakov, Moscow, State institute "Soviet Encyclopedia"; OGIZ; State Publishing House of foreign and national dictionaries, 1935-1940 (4 vol.), available at: https://ushakovdictionary.ru/search.php (accessed 18 December 2021).

7. Schechter S. Vozvrashchayas' k «svobode» i spravedlivosti dlya vsekh: grazhdanstvo v amerikanskoj federal'noj sisteme [Returning to "freedom" and justice for all: Citizenship in the American Federal system]. Mir cheloveka, Journal, 1996, no. 1, pp. 31-36 (in Russian).

8. Erturk E. Role-playing game as a learning strategy. Available at: file:///C:/Users/user/Downloads/Role_Play_as_ a_Teaching_Strategy.pdf (accessed 18 December 2021).

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Izakhat S. Minbulatova, Ph. D. (Biology), Senior Lecturer of the Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, minbulatova.iza@mail.ru

Marina M. Isaeva, Ph. D. (Pedagogy), Senior Lecturer of the Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, mkuchaeva@gmail.com

Rustam V. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, rustammag79@yandex.ru

Принята в печать 25.02.2022

Received 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.