Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная литература / патриотическое воспитание / иллюстрация / анализ произведений / military literature / patriotic education / illustration / analysis of works

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Втехина Анастасия Сергеевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства средствами иллюстрации. Авторы анализирует литературу по теме исследования. На основе анализа понятий «патриотическое воспитание» и «иллюстрация» уточняется понятие «патриотическое воспитание обучающихся в процессе работы над иллюстрацией к военной литературе». На основе понятия авторы выводят критерии и разрабатывают диагностический инструментарий. В результате проведенных замеров, авторами подтверждена необходимость организации процесса направленного на патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства средствами иллюстрации к военной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Втехина Анастасия Сергеевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of patriotic education in the lessons of fine art by means of illustration. The authors analyze the literature on the research topic. Based on the analysis of the concepts of "patriotic education" and "illustration", the concept of "patriotic education of students in the process of working on an illustration for military literature" is clarified. Based on the concept, the authors derive criteria and develop diagnostic tools. As a result of the measurements carried out, the authors confirmed the need to organize a process aimed at patriotic education in the lessons of fine arts by means of illustrations to military literature.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

6. Тюрина H.H. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников / H.H. Тюрина, О.В. Баркунова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. -№ 3-1. - С. 135-138

7. Фетисов, A.C. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования / A.C. Фетисов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2022. - №. 12. - С. 89-95

УДК 372.874

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

студентка Втехина Анастасия Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современных условиях, на фоне различных кризисов общества, когда обостряются международные отношения во всем мире, наиболее актуальной становится проблема патриотического воспитания в России. Патриотизм в современном российском обществе становится национальной идей и находит отражение в государственных документах.

Так, например, в Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в описании «Современного национального воспитательного идеала» указывается на патриотические качества такие как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную [1].

Известно, что безопасность страны во многом зависит от уровня воспитанности граждан, от патриотического воспитания в целом.

Значит, существует необходимость в патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что долгое время во всех источниках пропагандировалась и насаждалась любовь к инородной культуре, к западным ценностям.

Изложение основного материала исследования. Вопросы патриотического воспитания личности были освещены такими учеными как: Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Беспалова Т.В., Котруца Л.Н. и другими.

Сухомлинский В.А., отмечал актуальность патриотического воспитания во все времена. Указывал на участие в этом процессе таких направлений воспитание как народная культура, литература, история, изобразительное искусство, музыка и т.п. [2].

Ушинский К.Д. отмечал, что «любовь к Родине - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [3].

Так, по мнению Л.Н. Котруца, понятие «патриотизм» связано с отношением к Родине и деятельность, направленная на благо Родины [4].

По мнению Т.В. Беспаловой, различные формы патриотизма у обучающихся могут проходить этапы от знания народных традиций к уважению законов общества, государства [5].

Таким образом, исследователи отмечают, что патриотическое воспитание - процесс, направленный на формирование у обучающегося любви к своей Родине, к родной природе, родному слову, своей семье, культуре и истории: от знания народных традиций к уважению законов общества, государства.

Интерес и любовь к родному слову может формироваться в процессе изучения отечественной литературы, в которой может быть отражена и природа, культура и история.

Героическое историческое прошлое страны находит свое отражение в произведениях военной литературы таких поэтов и писателей как: А. Твардовский, М. Исаков, К. Симонова, С. Щипачева, А. Суркова, С. Маршака, О. Берггольц и многие другие.

Произведения этих авторов вызывают в сознании читателя систему патриотических аналогий, эмоций и переживаний. Жанр военной литературы занимает ведущие позиции как тематическая основа для творчества и патриотического воспитания.

В годы Великой Отечественной войны было создано множество прекрасных произведений, которые остаются в памяти народа на протяжении столетий, они до сих пор вызывают у читателей неподдельные эмоции и переживания, которые сопровождали писателей во времена военных лет.

Усиливает литературный образ, иллюстрация. Этот вид изображения может наиболее точно помочь передать эмоциональную составляющую, и оказать нужное влияние на художественное воспитание читателя.

Иллюстрация является проводником в мире книги, несет в себе эстетический характер, украшая страницы книги, и выполняет информативную роль, помогает лучше раскрыть замысел сюжета и усиливает восприятие текста [6].

Знакомство обучающихся с книжной иллюстрацией формирует художественный вкус, развивает эстетические чувства, дает простор воображению и творчеству, приносит вклад в патриотическое воспитание детей.

Поэтому литературные произведения военных лет в совокупности с языком графического искусства, способны не только углубленно всматриваться в героические эпохи истории нашего народа, но и помогают выражать эмоции, переживания, которые скрываются в поэтических строках.

Проанализировав понятия «патриотическое воспитание», «иллюстрация к военной литературе», можно сформулировать ключевое понятие данной работы. Патриотическое воспитание обучающихся в процессе работы над иллюстрацией к военной литературе - процесс приобщения к духовно-нравственным ценностям (семья, родной край, любовь к отечеству) на основе анализа иллюстрации к военной литературе через овладение художественными средствами (графики, живописи, композиции) для создания творческого продукта (иллюстрации).

На основе данного понятия были выведены следующие показатели: (первый) ценностное отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству средствами иллюстрации к военной литературе; (второй) овладение художественными средствами (графики, живописи, композиции) для создания иллюстрации.

Для проведения замеров были разработаны диагностические задания.

Первое задание содержало 5 вопросов с формулировкой собственного развёрнутого ответа. Ответы на вопросы должны были основываться на анализе иллюстрации и сопровождающего текста.

1. Кто изображен на иллюстрации?

2. Какой исторический момент изображен на иллюстрации? Найдите описание в тексте.

3. Какие чувства вызвала у вас иллюстрация?

4. Какие композиционные приёмы использовал художник?

5.Какие выразительные средства графики использует художник для создания образа героя? Второе задание формируется следующим образом: Прочитайте стихотворение Владимира

Степанова «Рассказ ветерана»: Я, ребята, на войне В бой ходил, горел в огне. Мёрз в окопах под Москвой, Но, как видите, - живой. Не имел, ребята, права Я замёрзнуть на снегу, Утонуть на переправах, Дом родной отдать врагу. Должен был прийти я к маме, Хлеб растить, косить траву.

С помощью представленного плана выполните анализ стихотворения и выполните эскиз иллюстрации, используя выявленные в ходе анализа текста художественные средства (графика или живопись) и композиционные приемы.

В ходе проведенных замеров по первому показателю получили следующие результаты: высокий уровень выявился у 28,6% респондентов (6 человека), средний 47,6% (10 человек) и низкий показатель 47% (5 человек).

По второму показателю следующие результаты: низкий уровень обнаружился у 57,14% школьников (12 человек), средний - у 33,4% подростков (7 человек), высокий уровень развитости показателя был выявлен у 9,52% школьников (2 человека).

Выводы. На основании полученных результатов, можно сказать, что показатели исследуемого качества обучающихся находятся на среднем и ниже среднего уровнях, что доказывает актуальность проблемы. В этой связи, стоит отметить необходимость организации процесса направленного на патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства, в ходе выполнения иллюстраций к военной литературе с использованием эффективных методов (анализа литературного текста, анализа существующих произведений по тесту (иллюстраций)), изучение выразительных средств художественных материалов, композиционных приемов и использование их в создании художественного образа.

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства средствами иллюстрации. Авторы анализирует литературу по теме исследования. На основе анализа понятий «патриотическое воспитание» и «иллюстрация» уточняется понятие «патриотическое воспитание обучающихся в процессе работы над иллюстрацией к военной литературе». На основе понятия авторы выводят критерии и разрабатывают диагностический инструментарий. В результате проведенных замеров, авторами подтверждена необходимость организации процесса направленного на патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства средствами иллюстрации к военной литературе.

Ключевые слова: военная литература, патриотическое воспитание, иллюстрация, анализ произведений.

Annotation. The article is devoted to the problem of patriotic education in the lessons of fine art by means of illustration. The authors analyze the literature on the research topic. Based on the analysis of the concepts of "patriotic education" and "illustration", the concept of "patriotic education of students in the process of working on an illustration for military literature" is clarified. Based on the concept, the authors derive criteria and develop diagnostic tools. As a result of the measurements carried out, the authors confirmed the need to organize a process aimed at patriotic education in the lessons of fine arts by means of illustrations to military literature.

Key words: military literature, patriotic education, illustration, analysis of works.

Литература:

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков,

B.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 200 с.

2. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. - М., 1990. - 288 с.

3. Константинов, Н.А. История педагогики: учеб. для студентов пед. ин-тов. / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. -М., 1982.-447 с.

4. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы / Л.Н. Котруца // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2007. - №3. -

C. 21-22

5. Беспалова, Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 2011. - 50 с.

6. Пахомов, В.В. Книжное искусство: в 2 т. Замысел оформления; Иллюстрации / [Послесл. Б. Дехтерева. -М.: Искусство, 1961-1962. - 862 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.