Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / ARTISTIC AND PATRIOTIC EDUCATION / REGIONAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савостьянова Юлия Анатольевна

В данной статье автор рассматривает такие понятия как «патриотизм», «патриотическое воспитание», выделяет различные направления патриотического воспитания. Особое внимание уделяет художественно-патриотическому направлению в работе со студентами обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование», будущими учителями изобразительного искусства. В статье показано, как в рамках учебной программы по дисциплине «Региональное изобразительное искусство Урала» реализуются поставленные задачи по патриотическому воспитанию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS BY THE STUDY OF REGIONAL ART

In this article, the author considers such concepts as "patriotism", "patriotic education", identifies various areas of patriotic education. Particular attention is paid to the artistic and patriotic direction in working with students studying in the direction of preparation "Pedagogical Education", future teachers of fine art. The article shows how, within the framework of the curriculum for the discipline "Regional Fine Arts of the Urals," the tasks set for the patriotic education of youth are realized.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

При усвоении физической величины плотности вещества учащиеся должны уметь измерять массу и объём тела, а для приближенной оценки величины плотности уметь примерно оценить величины масс и объёмов тела. Чтобы ученик почувствовал и мог дать оценку плотностей различных веществ, необходимо научиться экспериментально определять плотности нескольких веществ (воды, пенопласта, металла и т.п.), а не одного тела, как это делается в школьной практике. Полезно дать каждому ученику на руки наборы тел равного объема и равной массы, в этом случае школьник может экспериментально сравнить между собой плотности различных веществ. Завершить знакомство с плотностью можно экскурсией на производство с целью знакомства учащихся с плотностью различных материалов (например, строительных: песка, цемента, железобетона, дерева, утеплительных материалов и т.п.).

Усвоить физическую величину «сила» поможет также непосредственное знакомство учащихся с величинами сил в процессе эксперимента. Прежде всего, необходимо представить школьнику, что представляет собой сила в 1 Н. Для этого нужно раздать учащимся по грузику массой 100 г предложить подержать его на ладони. Сила давления этого груза на ладонь примерно равна 1 Н. Давление на ладонь груза в 1 кг производится с силой примерно в 10 Н. Следовательно, можно ощутить силы различной величины, если известны массы тел. Можно также потренироваться в умении оценивать величину силы с помощью динамометров или специальных силомеров. Такими способами ученик не только поймет физическое содержание понятия «сила», но и научится воспринимать её величины.

При дальнейшем изучении различного вида сил сообщаем учащимся, что сила в 1 Н - это сила, с которой притягиваются друг другу два тела массами по 122 т на расстоянии 1 м друг от друга; два заряда по 1 Кл каждый на расстоянии 1 м притягиваются силой 900 млн ньютонов; на проводник с током в 1 А длиной в 1 м в магнитном поле индукцией в 1 Т действует сила в 1 Н. Эти сведения помогут учащимся осознать, какой величины силы действуют в гравитационном, электростатическом и магнитном полях.

Важнейшие физическими величинами являются работа и энергия, которые выражаются в одних и тех же единицах измерения.

За единицу работы в интернациональной системе единиц принята единица в 1 Дж. Получить представление единице механической работы в 1 Дж можно, поднимая груз массой 100 г на высоту 1 м. Подняв груз массой в 1 кг на высоту в 1 м, мы совершаем работу в 10 Дж (приблизительно). Если прикрепить к бруску динамометр и потянуть брусок по столу на расстояние 1 м, мы также совершим работу в 1 Дж, если динамометр показывает при этом силу в 1 Н. Таким путем можно дать возможность учащимся ощутить, что представляет собой работа в 1 Дж или несколько.

Программа 8-го класса по физике предполагает изучение тепловой и электрической энергии, величины которые также измеряется в джоулях. Наглядно представить себе величину джоуля тепловой энергии можно следующим образом: если нагреть 1 кг воды на 1 градус потребуется тепловая энергия, равная примерно 4200 Дж или 4,2 кДж. А чтобы провести к кипению 2 л воды (средняя ёмкость чайника), взятой при температуре 20 градусов, потребуется около 662000 Дж или 662 кДж.

Представить себе электрическую энергию в 1 Дж проще всего через энергию, потребляемую электрическими лампочками. К примеру, лампа 100 Вт потребляет в 1 с энергию 100 Дж, а за 1 час - 360000 или 0,1 кВт*час. Зная стоимость кВт*час электроэнергии, можно предложить учащимся рассчитать затраты энергии в денежном выражении в зависимости от работы различных бытовых потребителей электроэнергии.

Выводы. Таким образом, мы показали возможности формирования у учащихся представлений о физических величинах через их чувственные восприятия, эксперимент, наглядные жизненные представления. Этот подход, применяемый совместно с традиционной методикой обучения физике, облегчает усвоение учащимися основ физической науки.

Литература:

1. Ермоленко, В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] / В.А. Ермоленко // Альманах. Пространство и Время. - 2015. - Т. 8. - Вып. 1. -Электрон. дан. - URL: https://cyberieninka.m/artide/v/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt.

2. Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия [Электронный ресурс] / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 2. -Электрон. дан. - URL: http://Ul21.petrsu.m/joumal/artide.php?id=2091.

3. Чигишева, О.П. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования [Электронный ресурс] / О.П. Чигишева, Е.М. Солтовец, А.В. Бондаренко // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 4. - Электрон. дан. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf.

Педагогика

УДК 378.372.88

старший преподаватель Савостьянова Юлия Анатольевна

Институт строительства, архитектуры и искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный техническийуниверситет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В данной статье автор рассматривает такие понятия как «патриотизм», «патриотическое воспитание», выделяет различные направления патриотического воспитания. Особое внимание уделяет художественно-патриотическому направлению в работе со студентами обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование», будущими учителями изобразительного искусства. В статье показано, как в рамках учебной программы по дисциплине «Региональное изобразительное искусство Урала» реализуются поставленные задачи по патриотическому воспитанию молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, художественно-патриотическое воспитание, региональное искусство.

Annotation. In this article, the author considers such concepts as "patriotism", "patriotic education", identifies various areas of patriotic education. Particular attention is paid to the artistic and patriotic direction in working with students studying in the direction of preparation "Pedagogical Education", future teachers of fine art. The article shows how, within the framework of the curriculum for the discipline "Regional Fine Arts of the Urals," the tasks set for the patriotic education of youth are realized.

Keywords: patriotism, Patriotic education, artistic and Patriotic education, regional art.

Введение. На сегодняшний день у нас в стране актуальной остается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Хотя за последние годы на государственном уровне реализуются программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», «... 2011-2015 гг.», «... 2016-2020 гг.», главной целью которых является создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания. Однако все еще остается много нерешенных вопросов, и плоды патриотического воспитания подрастающего поколения в России не столь очевидны.

Можно согласиться с мнением М.А. Никовой, которая отмечает, что «Незыблемые в недавнем прошлом высокие духовные ценности рушатся. Любовь к своему отечеству, гордость за него, готовность защищать его постепенно вытесняются более рациональными принципами типа «Родина там, где мне хорошо». Рационализация духовной жизни молодого поколения бросает вызов таким фундаментальным духовным понятиям, как гражданственность, долг и патриотизм» [8, с. 3]. Поэтому считаем актуальным и необходимым решать теоретические и практические задачи связанные с воспитанием патриотизма у молодежи.

Цель данной статьи в выявлении возможностей дисциплины «Региональное изобразительное искусство Урала» в патриотическом воспитании студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство и дополнительное образование».

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования патриотизма у молодежи является предметом исследования разных наук: социологии, философии, политологии, психологии, педагогики и др. В современной науке существует много определений данного понятия, так в социологическом аспекте «.патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защитить интересы Родины и своего народа» [14]. В философии «патриотизм» понимается как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [16]. А в педагогическом аспекте «патриотизм» представляется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [9, с. 315].

Обобщив эти понятия, мы можем выделить ключевые качества личности составляющие основу «патриотизма»: любовь к Родине, родному языку, уважение к традициям и обычаям своего народа, развитие культуры межнациональных отношений, знание истории своей большой и малой Родины, уважение к историческому и культурному наследию страны, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность к служению в ее интересах, именно эти качества формируются в процессе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание по мнению В.А. Сухомлинского - «познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений» [15, с. 238].

Основы патриотического воспитания закладываются в ребенке с его рождения, в его семье, именно родители становятся главным проводником патриотических чувств, любви, сначала к своей семье, предкам, своей малой Родине, затем любви к своему народу, Отечеству. Процесс формирования патриотических качеств личности длительный и происходит эволюционно. В определенный период к этому процессу должна подключиться школа, педагоги, которые в рамках образовательно-воспитательной деятельности, должны способствовать развитию патриотических качеств личности.

В системе воспитательной работы важным остается преемственность в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в вузе. «Общеобразовательная школа, в след за ней и профессиональная, призваны готовить обучающихся к полноценной взрослой жизни, главным показателем которой является способность человека самостоятельно обустраивать свою жизнь во всем многообразии ее сфер и сторон» [10, с. 39].

При организации патриотического воспитания студенческой молодежи следует учитывать тот факт, что у них уже сложилось свое миропонимание и сформировался определенный уровень мировоззрение, отношение к патриотизму и базовым составляющим этого понятия. Поэтому одной из важных задач педагога высшей школы, в образовательном процессе, является обязанность продолжать воспитание и формирование культуры межнационального общения, привитие бережного отношения к истории своего отечества, к его культурному наследию, любви к малой Родине, к родным местам, готовности к защите Родины.

В современной науке, в зависимости от специфики и направленности исследования, учеными даются разные определения понятия «патриотическое воспитание». Так Э.И. Минуллина дает следующее определение патриотического воспитания: «.это целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи патриотических убеждений и сознания на основе ценностных ориентаций усвоения нормы поведения гражданина и патриота России» [7, с. 75]. Мы же остановимся на определении, которое дает в своем исследовании Н.В. Адаева «Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и студентов, ориентированный на формирование патриотического сознания, патриотической направленности личности, устойчивых форм патриотического поведения, становления патриотических качеств личности, готовности реализовать их в интересах общества и государства» [1, с. 52].

Большой вклад в проблему патриотического воспитания внесли отечественные педагоги: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. В последние годы проблема патриотического воспитания исследовалась Л.Н. Белоноговой, А.К. Быковым, А.Н. Вырщиковым, М.Б. Кусмарцевым, Д.Г. Ряховым и др. Патриотическому воспитанию студентов посвящены работы Н.В. Адаевой, Н.В. Ипполитовой, М.А. Никовой, Н.Н. Чистякова, Н.А. Фоминой и др.

В своей работе Н.В. Адаева, раскрывая теоретические основы патриотического воспитания студентов техникума, выделяет несколько направлений патриотического воспитания: гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, нравственно-патриотическое, эколого-патриотическое, духовно-патриотическое, народно-патриотическое, историко-патриотическое, культурно-патриотическое [1, с. 51].

Н.В. Силкина и О.С. Силкина выделяют еще одно направление патриотического воспитания - это художественно-патриотическое воспитание.

Анализируя современные государственные программы и документы в области патриотического воспитания, можно сделать вывод, что государство больше внимания уделяет развитию историко-патриотического и военно-патриотического направлений и меньше внимание уделяет культурно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения [5]. И как отмечает в своей статье Н.В. Силкина и О.С. Силкина «анализ нормативно-правовой базы в области патриотического воспитания молодежи показывает... Вопросы организации и научно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания и формирования на их основе интегративных качеств патриотического сознания наименее программно проработаны» [13, с. 107].

Исследуя проблему культурно-патриотического воспитания Н.А. Фомина, отмечает, что результатом в решении данного направления воспитания является развитие нравственных идеалов личности, ее культуры, эстетического отношения к действительности, развитие творческих способностей.

Наше исследование осуществляется в русле художественно-патриотического воспитания, под которым Н.В. Силкина и О.С. Силкина понимают «.целенаправленное, систематическое и организованное педагогическое воздействие средствами изобразительного искусства, направленное на формирование личности, результаты деятельности которой будут выражаться в усвоении духовно-нравственных и базовых национальных ценностей» [13, с. 112].

Отсюда следует, что на формирование патриотических качеств личности могут оказывать влияние произведения изобразительного искусства. Разделяем данную точку зрения и считаем, что художник создающий в своих произведениях красоту природы родного края, повседневный быт или исторические события из жизни своего народа, способствует развитию патриотических качеств личности. Так как поэтапность выполнения творческого произведения требует от студента внимательного погружения в исторический материал, знакомство с культурой, традициями народа, осмысление и художественную переработку этого материала. Итогом работы является его произведение, способное пробудить интерес у зрителя к истории народа, всколыхнуть воспоминания и прекрасные чувства, навеянные образами красот родной природой, ни это ли и является побуждением к развитию патриотических качеств человека.

В своем исследовании средством художественно-патриотического воспитания мы выбрали региональное изобразительное искусство. По мнению Л.Н. Белоноговой «.одним из стратегических направлений развития образования в нашей стране является регионализация образования. Россия - огромная страна, разнородная по природным условиям, историческому прошлому, составу населения, традициям, обычаям и культуре. И естественно, это должно отражаться в содержании образования» [2, с. 11].

Реализуя образовательные программы подготовки учителей изобразительного искусства и дополнительного образования, нами была разработана авторская программа «Региональное изобразительное искусство Урала», которая была апробирована в ходе обучения студентов института строительства, архитектуры и искусства МГТУ им. Г.И. Носова.

Дисциплина «Региональное изобразительное искусство Урала» является предметом по выбору, но имеет весьма весомое значение для будущих педагогов ИЗО, как в плане развития общей эрудиции, так в плане формирования патриотических убеждений и качеств студентов.

Наша программа была составлена таким образом, что в процессе ее освоения студенты знакомятся с основными этапами развития изобразительного искусства Уральского региона, с творчеством художников Урала и в частности с художниками г. Магнитогорска. Полученные знания позволяют представить региональное искусство как живой художественный процесс, складывающийся на протяжении нескольких веков, а также позволяют ориентироваться в современных тенденциях изобразительного искусства Урала.

Работая над разработкой данной программы, мы существенно расширили её рамки, включили материал не только по изобразительному искусству Южного Урала, но и по истории развития изобразительного искусства всего уральского региона, включая такие крупные художественные центры как: Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Оренбург, Курган. Цель дисциплины - изучение развития изобразительного искусства в Уральском регионе и знакомство с творчеством уральских художников.

Освоение данного предмета происходит на старших курсах и ему предшествует дисциплина «История изобразительного искусства», где студенты знакомились с историей отечественного изобразительного искусства. Ранее полученные знания дают им возможность сравнить, как развивалось изобразительное искусство в столичных центрах и в уральском регионе, найти общие черты и различия, выделить особенности. А параллельно изучаемые дисциплины: «История культуры Урала» и «История художественного образования Урала», позволяют более полно представить картину развития культуры и образования в Уральском регионе в целом [12, с. 135].

Освоение курса «Региональное изобразительное искусство Урала» не ограничивалось пассивным усвоением материала на лекционных и практических занятиях. Привлекая к участию организации и проведения лекций и студентов. Так «лекция-вдвоём» весьма эффективна для формирования у студентов готовности самостоятельно вести лекционный курс. Студент должен уметь отобрать нужный материал, обработать его, рассчитать на определённое время, подобрать зрительный ряд и способы его преподнесения. Готовясь к лекции, студент находится в ситуации самостоятельного поиска материала, у него появляется интерес и желание продолжать знакомство с темой глубже, формируется оценочное отношение к историческим фактам. Так ка наш студент - это будущий учитель предмета изобразительное искусство или педагог дополнительного образования изо деятельности, он должен быть готовым к воспитанию подрастающего поколения, к формированию граждан нашего города, нашей страны, приобщению к культурным ценностям как Уральского региона так и всей России. Именно это и лежит в основе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Мы считаем, сто знания, которые получают студенты в процессе знакомства с изобразительным искусством Урала, закрепляются в патриотической деятельности, и становятся их убеждением,

мировоззрением. Патриотическая деятельность - деятельность личности в специфической сфере взаимоотношений в государственных институтах, общественной сфере, при которой активно проявляются его личностные и общественные свойства и качества.

Так, в рамках освоения дисциплины «Региональное изобразительное искусство Урала», сотрудничая с магнитогорским историко-краеведческим музеем, студентами проводилась научно-исследовательская работа по изучению произведений из собрания художественного фонда музея.

Данная работа выполнялась в течение двух лет группами студентов состоящей из нескольких человек. Проведение исследовательской работы было обусловлено необходимостью создания электронной базы художественного фонда магнитогорского краеведческого музея, отвечающей всем требованиям современного времени. В задачу студентов входила оцифровка и атрибуция произведений живописи и графики, составление электронного каталога, сбор информации о художниках, чьи работы хранятся в музейном фонде.

Музей имеет в своих коллекциях около ста тысяч документов и экспонатов различного характера, численный штат сотрудников музея невелик, выполняемая студентами работа стала реальной помощью для музея. Для самих же студентов она была крайне интересна и познавательна, так как личное, «близкое» знакомство с произведение искусства позволило им прикоснуться к истории своего города, стать ближе к деятелям искусства, которые создавали данные художественные произведения.

Изучая это богатейшее наследие, студенты проникаются гордостью и уважением к истории города Магнитогорска в целом. Наш город - это, прежде всего, металлургический комбинат, но вся история комбината тесно связанная с жизнью города, культурными событиями и наследием, создаваемое художниками, музыкантами, артистами, учёными, педагогами, которые являются неразрывной частью комбината.

Выводы. В разработанном нами курсе дисциплины «Региональное изобразительное искусство Урала» заложены большие возможности для художественно-патриотического воспитания студентов, формирование у них патриотических качеств и их готовности, в дальнейшем, осуществлять патриотическое воспитание своих будущих учеников и воспитанников.

Литература:

1. Адаева Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Адаева - Тверь, 2014 - 270 с.

2. Белоногова Л.Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к патриотическому воспитанию младших школьников: региональный аспект : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.Н. Белоногова -Самара, 2014 - 25 с.

3. Быков А.К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи / А.К. Быков // Известия Волгоградского государственного университета - Волгоград: Из-во Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2005. №1 (14). С. 102-106

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. / А.Н. Вырщиков, М.Б Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.consultant.ru/document/cons/ (дата обращения 15.03.2020).

6. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях / Н.В. Ипполитова // Вестник ЮУрГУ Серия : Образование. Педагогические науки. - Челябинск, 2016. Т. 8, № 4 С. 9-15

7. Минуллина Э.И. Культурно-смысловое и ценностное содержание процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи / Э.И. Минуллина // Вестник КазГУКИ -Казань: Из-во Казанский государственный университет культуры и искусства, 2015. № 4, ч. 1. С. 74-77

8. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студента: автореф. дис. ... канд. социол. наук / М.А. Никова - Москва, 2004 - 24 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия: Т. 2: М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов; ред. коллегия Э.Д. Днепров [и др.]. - 1999. - 669 с.

10. Орехова Т.Ф. Кружилина Т.В. О некоторых проблемах современного образования и возможностях их разрешения / Т.Ф. Орехова, Т.В. Кружилина // Гуманитарно-педагогические исследования - Магнитогорск: Маг. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2017. -№ 1. Т.1. - С. 37-44

11. Ряхов Д.Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Г. Ряхов - Москва, 2008 - 23 с.

12. Савостьянова Ю.А. Кружилина Т.В. Патриотическое воспитание бакалавров профиля «Изобразительное искусство и дополнительное образование» посредством курса «Региональное изобразительное искусство» / Ю.А. Савостьянова, Т.В. Кружилина // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сб. ст. по материалам IV всерос. заочной науч.-практ. конф. -Магнитогорск: Из-во Маг. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова. 2019. С. 132-137.

13. Силкина Н.В., Силкина О.С. Художественно-патриотическое воспитание как актуальное направление воспитания патриотизма молодежи / Н.В. Силкина, О.С. Силкина // Понятийный аппарат педагогики и образования / под. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Екатеринбург, 2017. - С. 104-114

14. Социология: Энциклопедия [Электронный ресурс] / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1312 с. Режим доступа: http:// sociology.niv.ru

15. В.А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский / Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

16. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 839 с. Режим доступа: http://philosophy.niv.ru

17. Чистякова Н.Н. Лашкова Г.Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки -начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н.Н. Чистякова, Г.Н. Лашкова // Крымский научный вестник - Ялта.: Общество с ограниченной ответственностью Межрегиональный институт развития территорий, 2016. №3 (9) С. 138-147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.