Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма в процессе художественного образования школьников: аксиологический подход'

Воспитание патриотизма в процессе художественного образования школьников: аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / LEGAL AND REGULATORY ASPECTS OF PATRIOTIC EDUCATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE SYSTEM / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силкина Ольга Сергеевна

В статье дается анализ современных нормативно-правовых документов патриотического воспитания молодежи на федеральном и региональном уровнях, выявлены особенности законодательной базы. Обосновывается, что определяющим фактором воспитания чувства патриотизма является не столько уровень знаний, умений и навыков, сколько сформированность нравственной основы, непосредственно влияющей на развитие патриотической и духовно-ценностной сфер личности. Воспитание нравственного человека автор рассматривает в контексте художественного образования. Художественное образование понимается как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic Education in the Process of art Education Schoolchildren: Axiological Approach

The article reviews actual legal and regulatory documents on patriotic education of young people on the federal and local levels. The paper identifies the problems and peculiarities of the legal framework in this area. The defining moment of patriotic education is creation of optimal forms, methods and instruments, conforming the requirements of current generation. Based on this special attention should be paid to the content of educational subject in in the context of supplementary education, having the greatest opportunity for education in the implementation of Patriotic education of youth. The content of such training is determined not so much by their level of knowledge, skills and competences, as the formation of the value system of personality that directly affect the development of Patriotic and moral and spiritual values of personality.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма в процессе художественного образования школьников: аксиологический подход»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 37.0+373.3/.5

Силкина Ольга Сергеевна

Аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, Сибирский государственный университет путей сообщения, [email protected], Новосибирск

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье дается анализ современных нормативно-правовых документов патриотического воспитания молодежи на федеральном и региональном уровнях, выявлены особенности законодательной базы. Обосновывается, что определяющим фактором воспитания чувства патриотизма является не столько уровень знаний, умений и навыков, сколько сфор-мированность нравственной основы, непосредственно влияющей на развитие патриотической и духовно-ценностной сфер личности. Воспитание нравственного человека автор рассматривает в контексте художественного образования. Художественное образование понимается как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, нормативно-правовой аспект патриотического воспитания, ценностные ориентации, художественное образование.

Постановка проблемы. Понятие «патриотизм» представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующую уровень развития личности и проявляющуюся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Это одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Автором статьи проведен анализ нормативно-правовой базы в области патриотического воспитания молодежи на федеральном и региональном уровнях. Выявлено, что преобладают программы, мероприятия которых имеют исто-рико-патриотический и военно-патриотический аспекты, направленные, прежде всего, на формирование у молодежи положительной мотивации прохождения военной и правоохранительной службы. В то же время вопросы организации духовно-нравственного воспитания и формирования интегративных качеств патриотического сознания наименее проработаны в нормативно-правовых и программных документах разного уровня.

В аспекте формирования ценностно-смысловых ориентаций патриотического сознания подрастающего поколения отмечаются исследования отечественных ученых о роли художественных эмоций, которые при определенных педагогических условиях могут репродуцировать определенные нравственные качества. Тем самым возника-

ют возможности создания инструментария патриотического воспитания не только на основе заданных моральных норм и правил, но и на основе личностных художественных переживаний [5].

Цель данной статьи - рассмотреть понятие «патриотизм» в процессе художественного образования школьников с точки зрения формирования ценностных качеств личности, отвечающих требованиям общества.

Краткий анализ нормативно-правовых основ патриотического воспитания школьников. С начала нового века в социально-политическую практику российского общества возвращается понятие «патриотизм», а в научно-образовательной среде актуализировалась проблема воспитания у подрастающего поколения высших духовных и социально значимых ценностей. Идея патриотизма закреплена в документах стратегического планирования Российской Федерации: Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года и т. д.

Патриотическое воспитание получило широкую государственную поддержку, за период 2001-2015 гг. реализовано три государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В стадии реализации государственная программа «Патриотическое воспитание граж-

дан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [6].

Итоговые доклады в Правительство Российской Федерации федеральных и региональных органов исполнительной власти в 2001-2015 гг. отмечают положительную динамику количества массово проводимых мероприятий: организация оборонно-спортивных лагерей, центров; масштабных акций: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»; военно-спортивных игр «Зарница», «Победа», «Защитник Отечества» и др. [15].

Вместе с тем, как отмечается в ряде исследований, по содержательным моментам результаты проведения мероприятий не удовлетворяют декларированным целям патриотического воспитания. Заседание Совета Федерации в мае 2015 года отметило низкую результативность работы по патриотическому воспитанию учащихся в образовательных организациях [7; 15].

Система образования, по мнению исследователей, по-прежнему «обучает» школьника, который не отягощен какими-либо нравственными обязательствами ни перед семьей, ни перед обществом, ни перед государством. Причины этого следует искать в недостаточной степени исследования проблем патриотического воспитания на социально-педагогическом уровне применительно к современным условиям. И в этом смысле задача образования сегодня состоит не столько в помощи школьнику в усвоении знаний и формировании умений, сколько в помощи обретения смысла жизни [1; 12].

Необходимостью обращения к этим проблемам обусловлена постановка в государственной программе патриотического воспитания на 2016-2020 годы задачи перейти от «формирования инфраструктуры воспитания гражданственности и патриотизма... к работе по созданию условий для развития личных качеств человека как гражданина Российской Федерации» [6].

Семантические аспекты российского патриотизма. Для возможностей развития нравственных основ патриотического воспитания важно рассмотреть основные семантические аспекты российского патриотизма.

Существует целый ряд трактовок понятия «патриотизм». Словарь по философии определяет патриотизм как нравственный

принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность служить интересам родины. В Словаре русского языка С. И. Ожегова патриотизм - это любовь к своему Отечеству, своему народу, преданность им. Патриотизм как одну из наиболее значимых ценностей в разные периоды русской истории рассматривали А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, Н. Е. Данилевский, С. И. Гессен, И. В. Ки-риевский, А. С. Пушкин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, Н. В. Шелгунов и др. [9].

В феномене патриотизма довольно близки и взаимообусловлены мировоззренческая и ценностная функции, поскольку мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов человека на мир, определяемых именно совокупностью ценностей, выраженных нравственными идеалами и морально-этическими нормами.

В психологическом плане патриотизм представляет собой комплекс взаимосвязанных качеств личности: социокультурные ценности как критерий национально-культурной идентификации; морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение), вектор практического поведения, характеризующийся готовностью личности к практическим патриотическим действиям. Таким образом, на уровне субъекта патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов структуры его личности и отнесен к области нравственных чувств и соответствующей ценностной ориентации, что позволяет исследовать это явление на основе аксиологического подхода.

Предметом педагогической аксиологии являются ценности, и в связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды М. С. Кагана, В. М. Розина и др. [10; 13].

Поскольку многие авторы рассматривают патриотизм через ценностные ориентации (И. В. Блауберг, И. М. Ильичёв, В. А. Су-хомлинский и др.), это позволяет нам сделать вывод о включенности патриотизма в ценностно-смысловую сферу личности. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом формирующейся лично-

50

Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2017

сти, определяющим нравственные качества и в значительной степени патриотическое сознание [2; 8; 18].

Художественное образование как механизм формирования самосознания и воспитания высоких нравственных качеств.

В этом контексте важнейшая роль отводится школе и образовательным учреждениям дополнительного образования, где закладываются духовно-нравственные основы личности ребенка, начинается процесс национально-культурной самоидентификации. Разделяя взгляды основоположников отечественной педагогики в том, что патриотизм воспитывается в единстве духовно-нравственной и историко-культурной компоненты личности, считаем сегодня актуальным обращение к традициям патриотического воспитания в системе художественного образования [16].

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. определяет художественное образование как «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [11].

В работах ряда исследователей отмечается, что в педагогической системе художественное образование является эффективным механизмом воспитания нравственного человека. В этом аспекте представляют интерес диссертационные исследования Э. Р. Баг-

дасарова и И. М. Власовой, раскрывающие возможности патриотического воспитания школьников средствами искусства в системе художественного образования [4; 17]. Разделяя точку зрения этих авторов, считаем, что психолого-педагогические аспекты художественного образования личности в современных условиях наряду с эстетическим воспитанием расширяются за счет включения в него патриотического воспитания.

Опираясь на работы И. М. Власовой, Г. К. Вагнера и других авторов, считаем, что формирование ценностных качеств личности средствами искусства имеет решающее значение в патриотическом воспитании. В процессе художественного образования формируются ценностно-смысловые ориентации, что позволяет разработать педагогический инструментарий, направленный на воспитание комплекса взаимосвязанных качеств личности, определяющих патриотическое сознание и мотивирующих патриотическое поведение [3; 4].

Заключение

Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом формирующейся личности, определяющим нравственные качества, чувства и в значительной степени уровень патриотического сознания человека. В этом контексте важнейшая роль отводится школе и образовательным учреждениям дополнительного образования, где идет формирование духовно-нравственной основы личности ребенка и начинается процесс национально-культурной самоидентификации.

Библиографический список

1. Андрюшков А. А. Формирование россий- гогика, 1986. ■ ской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. - 2011. - № 3. - С. 75-79.

2. Блауберг И. В., Копнина П. В. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат, 1970. - 398 с.

3. Вагнер Г. К. От символа к реальности. - М.: Искусство, 1980. - 268 с.

4. Власова И. М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2005. - 27 с.

5. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. - 3-е изд. - М.: Педа-

344 с.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 15.02.2017).

7. Ибрагимова А. Р. Некоторые итоги управления выполнением государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Журнал исследований по управлению. - 2016. - № 7. - С. 4-10.

8. Ильичёв И. М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. - 2002. - № 3. -

С. 84-92.

9. История педагогики в России: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1986. - 432 с.

10. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - 205 с.

11. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http:// edu53.ru/np-includes/upload/2014/03/27/5068.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

12. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. -Белгород: НИУ БелГУ, 2013. - 156 с.

13. Розин В. М., Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - 416 с.

14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. - Т. 2. - М - Я. - 672 с.

15. Сборник материалов «круглого стола» на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи» 21 мая 2015 года. Аппарат Совета Феде-

рации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https:// riss.ru/wp-content/uploads/2016/02/Patrioticheskoe-vospitame-molodyozhi-Sbomik-materialov-krag-stola-v-Sovete-Federatsii-21-maya-2015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

16. Силкина О. С. Дополнительное образование школьников как условие формирования и развития способностей личности // Материалы XIV научно-технической конф. студентов и аспирантов Ч. II. Гуманитарные и социально-экономические науки (Новосибирск, 12-13 ноября 2015 г.). - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2016. - С. 189-190.

17. Стукалова О. В. Проблемное поле художественного образования в социокультурном контексте [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2016. - N° 3. - URL: http://www.art-education. ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_41-50_0. pdf (дата обращения: 10.03.2017).

18. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

Поступила в редакцию 07.05.2017

Silkina Olga Sergeevna

Postgraduate Student in at the Faculty of Education Training and Psychology, Siberian State University of Railway Engineering, [email protected], Novosibirsk

PATRIOTIC EDUCATION IN THE PROCESS OF ART EDUCATION SCHOOLCHILDREN: AXIOLOGICAL APPROACH

Abstract. The article reviews actual legal and regulatory documents on patriotic education of young people on the federal and local levels. The paper identifies the problems and peculiarities of the legal framework in this area. The defining moment of patriotic education is creation of optimal forms, methods and instruments, conforming the requirements of current generation. Based on this special attention should be paid to the content of educational subject in in the context of supplementary education, having the greatest opportunity for education in the implementation of Patriotic education of youth. The content of such training is determined not so much by their level of knowledge, skills and competences, as the formation of the value system of personality that directly affect the development of Patriotic and moral and spiritual values of personality.

Keywords: patriotism, patriotic education, legal and regulatory aspects of patriotic education, value system, art education.

References

1. Andrjushkov, A. A., 2011. The formation of the Russian identity as the purpose of education: the Outlook, create the future. Questions of education, 3, pp. 75-79. (In Russ.).

2. Blauberg, I. V., Kopnina, P. V., 1970. A brief dictionary of philosophy. Moscow: Politizdat Publ., 398 p. (In Russ.).

3. Vagner, G. K., 1980. From symbol to reality. Moscow: Iskusstvo Publ., 268 p. (In Russ.).

4. Vlasova, I. M., 2005. Artistic education as a

factor of patriotic education in early adulthood. Rostov on Don, 27 p. (In Russ.).

5. Vygotskij, L. S., 1986. Psychology of art. Moscow: Pedagogy Publ., 344 p. (In Russ.).

6. The state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020" [online]. Available at: http://gospatriotprogramma. ru/programma%202016-2020/proekt/proekt.php (Accessed 15.02.2017) (In Russ.).

7. Ibragimova, A. R., 2016. Some of the results

Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 I 2017

52

of management implementation of the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011-2015". Journal of research in management, 7, p. 4 (In Russ.).

8. Il'ichev, N. M., 2002. On the essence, content and value of patriotism. Bulletin of the Russian philosophical society, 3, pp 84-92.

9. History of pedagogy in Russia. Reader. Moscow: Prosveshhenie Publ., 1986, 432 p. (In Russ.).

10. The concept of education development in the sphere of culture and art in the Russian Federation for 2008-2015 [online]. Available at: http://edu53.ru/ np-includes/upload/2014/03/27/5068.pdf (Accessed 10.03.2017). (In Russ.).

11. Kagan, M. S., 1997. Philosophical theory of values. St. Petersburg, 205 p. (In Russ.).

12. Musina, V. E., 2013. Patriotic education of pupils: a teaching manual. Belgorod: Belgorod national research University, higher school of Economics Publ., 156 p.

13. Rozin, V. M., Shchedrovitsky, G. P., 1993. The Pedagogy and logic. Moscow: Kastal' Publ., 416 p. (In Russ.).

14. Russian pedagogic encyclopedia: in 2 volumes. Moscow: Great Russian Encyclopedia, 1998, 672 p. (In Russ.).

15. The collection of materials of the "discussion platform" on the theme "the experience of the constituent entities of the Russian Federation on military-Patriotic education of youth" on 21.05, 2015. The Office of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation [online]. Available at: https://riss.ru/wp-content/uploads/2016/02/Patri-oticheskoe-vospitanie-molodyozhi-Sbornik-materi-alov-krug-stola-v-Sovete-Federatsii-21-maya-2015. pdf (Accessed 10.03.2017). (In Russ.)

16. Silkina, O. S., 2016. Supplementary education of schoolers as condition for formation and development of individual creative abilities. Proceedings of XIV scientific - technical conference undergraduate and graduate students Part II. humanitarian and socio-economic Sciences (Novosibirsk, November 12-13, 2015) Novosibirsk: Siberian State University of Railway Engineering Publ., pp. 189-190. (In Russ.).

17. Stukalova, O. V., 2016. The problem field of art education in the socio-cultural context [online]. Available at: http://www.art-education.ru/sites/ default/files/journal_pdf/stukalova_41-50_0.pdf (Accessed 10.03.2017). (In Russ.)

18. Suhomlinskij, V. A., 1990. How to educate a real human being. Moscow: Pedagogy Publ., 288 p. (In Russ.).

Submitted 07.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.