Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струнников Сергей Александрович, Адамова Татьяна Александровна

В статье авторы рассматривают проблему патриотического воспитания в современном художественном вузе. Авторы анализируют литературу, посвященную проблеме патриотизма средствами иллюстрации. По мнению авторов в ходе создания иллюстраций на военную тематику возможен положительный эффект в патриотическом воспитании студентов, при сопоставлении литературной и художественной интерпретации смысла, происходит осмысление прочитанного текста, способствующему патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Струнников Сергей Александрович, Адамова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS WHILE WORKING ON A WORK OF ART

In the article, the authors consider the problem of patriotic education in a modern art university. The authors analyze the literature devoted to the problem of patriotism by means of illustration. According to the authors, during the creation of illustrations on military subjects, a positive effect is possible in the patriotic education of students, when comparing the literary and artistic interpretation of the meaning, there is a comprehension of the read text that contributes to patriotic education.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ»

- на уроках информатики в период обучения в школе будущие студенты чаще всего имели дело с тестированием, с созданием презентаций, с элементами компьютерной графики. Это не способствует приобретению всесторонней компьютерной грамотности;

- по-прежнему, в вузе сохраняется необходимость изучения с самого начала всех разделов, необходимых для формирования компьютерной грамотности будущего специалиста. Это требует дополнительных часов. Либо приходится ликвидировать пробелы школьного образования за счет часов, отводимых на углубленное изучение информационных технологий, необходимых для будущей профессиональной деятельности обучающегося;

- базовая (школьная) подготовка будущих студентов может отличаться в зависимости от содержания и количества часов программы обучения, в результате чего от преподавателя вуза требуется выровнять знания обучающихся, что опять приводит к необходимости дополнительных часов очного или дистанционного обучения.

Литература:

1. Степанова, Ю.В. Актуальные проблемы преподавания информационных технологий в экономическом вузе / Ю.В. Степанова, И.А. Кодолова // Формирование новой информационной среды образовательного учреждения: сб. науч. тр. / XII междунар. научно-практ. конф. - Москва, 2012. - С. 120-124.

2. Степанова, Ю.В. К вопросу формирования информационно-технологического поведения студентов экономических специальностей / Ю.В. Степанова, И.А. Кодолова, С.Н. Савдур // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. - С. 235-240

3. Степанова Ю.В. Проблема формирования информационно-технологического поведения как компонента профессиональной деятельности / Ю.В. Степанова // Инновационные технологии в формировании молодежного потенциала современного общества: в сб. науч. тр. / ИСЭИ УНЦ РАН. - Уфа, 2010. - С. 377-380.

4. Степанова, Ю.В. Макросоциальные детерминанты формирования информационно-технологического поведения студентов / Ю.В. Степанова, И.А. Кодолова // Информатизация общества: социо-экономические, социо-культурные и международные аспекты: сб. науч. тр. - Прага. - 2016. - С. 75-80.

5. Степанова, Ю.В. Эффективная преемственность «школа-вуз» в обучении информационным технологиям как современная проблема образования / Ю.В. Степанова, В.О. Моисеев // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 2. - С. 286-289.

Педагогика

УДК 378

профессор кафедры искусствоведения

и изобразительных искусств Струнников Сергей Александрович

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Адамова Татьяна Александровна

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ

ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье авторы рассматривают проблему патриотического воспитания в современном художественном вузе. Авторы анализируют литературу, посвященную проблеме патриотизма средствами иллюстрации. По мнению авторов в ходе создания иллюстраций на военную тематику возможен положительный эффект в патриотическом воспитании студентов, при сопоставлении литературной и художественной интерпретации смысла, происходит осмысление прочитанного текста, способствующему патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, иллюстрация, военная тематика, композиция, художественные приемы и техники.

Annotation. In the article, the authors consider the problem of patriotic education in a modern art university. The authors analyze the literature devoted to the problem of patriotism by means of illustration. According to the authors, during the creation of illustrations on military subjects, a positive effect is possible in the patriotic education of students, when comparing the literary and artistic interpretation of the meaning, there is a comprehension of the read text that contributes to patriotic education. Key words: patriotic education, illustration, military themes, composition, artistic techniques and techniques.

Введение. В современном российском обществе, на фоне нарастающих кризисных явлений, политической нестабильности важным условием воспитания подрастающего поколения является воспитания патриотизма и гражданской ответственности перед семьей, обществом и своим государством.

Важность вопросов патриотического воспитания, которые являются неотъемлемой частью качественного образования, подчеркивается в «Концепции развития художественного образования России» [1], которая определяет стратегию культурной политики государства.

Поэтому содержания форм и методов программы обучения в высшем образовании моделируются на основе основных принципов программы развития воспитания в Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2].

Изложение основного материала статьи. Проблема патриотического воспитания рассматривается в работах В.Г. Бирковского С.В. Калининой, Л.А. Бублика; Н.В. Трущенко и мн.др., которые утверждали, что знания истории родного края, эпох её становления, в которых героические страницы могут стать примером формирования любви к Родине, воспитания гражданской позиции, представляющих основу духовно-нравственного становления личности.

Большое значение для нашего исследования в воспитательном аспекте художественного образования в современных условиях, по проблеме нравственного становления личности представляют труды ученых в области психолого-педагогического направления Р.А. Атаханова, Л.С. Выготского, А.Ц. Гармаева, Г.Ю. Ксензовой, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина; дидактики - Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера и др.

Процесс формирования патриотических качеств студентов художественного ВУЗа становится наиболее эффективным в совокупности с использованием изобразительных средств передачи содержания человеческой мысли. Проблема патриотизма волновала мыслителей в разные эпохи.

Так, например, мыслители эпохи Просвещения такие как Макиавелли, Крижанич, Руссо и др., рассуждали о ценности такого качества человека, как преданность, верность, любовь к своему Отечеству, объединяющиеся в патриотизме [3].

Однако, на протяжении многих веков, тема патриотизма широко рассматривалась не только в философских кругах. Педагогическая мысль современных ученых также ориентирована на воспитание гражданина и патриота.

Так, К.С. Болдина отмечает, что современные задачи во многом не направлены на патриотическое воспитания, что сказывается на моральном облике гражданина России. И в этой связи необходимо сосредоточить стремления на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине [4, С. 231.

Рассмотрим понятие «патриотическое воспитание», которое содержит в себе понятие «патриотизма» и «воспитание».

Так, доктор философских наук, профессор В.И. Лутовинов рассматривает различные подходы к осмыслению «патриотизма», определяет патриотизм как сложное, многогранное явление, которое интегрирует духовно-нравственные, социальные, политические и культурные компоненты [5].

Ряд отечественных исследователей проводя анализ данного феномена, приходят к выводу, что патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества [61.

По мнению В.В. Пионтковского и Н.В. Ипполитовой, патриотическое воспитание как целенаправленный процесс, эффективность которого усиливается при взаимонаправленном воздействии воспитателей и воспитанников [7].

Известно, что иллюстрация в силу своих особенностей и её связи с текстом, («золотое сечение», обобщение, выделение цветом, формой главного в рисунке, акцентирование, выбор формата изображения) может повлиять на процесс патриотического воспитания.

Иллюстрация, наряду с ознакомлением с содержанием, является художественно-выразительным средством книжной графики.

Анализируя литературные произведения, одной из важнейших тем которой является подвиг советского народа в тяжелые годы войны, студент снова и снова возвращается к великому подвигу народа, незнающему себе равных и по сей день.

Именно здесь героизм - есть не что иное, как преодоление самого себя. Он может быть громким или скромным, отчаянным или последовательным, продолжающимся определенное время или сгорающим в одно мгновение. В любом случае он чист и бескорыстен, поскольку человек становится героем, когда защищает свою Родину.

Чтобы более эмоционально и точно донести до современного человека, те мысли, переживания и идеи, что овладевали поэтами во времена военных лет, как нельзя кстати придётся сопровождение поэтических строк иллюстрациями на заданную тему. Ведь изображение способно наиболее точно передать ту эмоциональную составляющую, что сможет оказать необходимое влияние на художественное воспитание, именно иллюстрация с её тематической характерностью и уровнем эмоционального воздействия на читателя.

В ходе работы с литературой военных лет стоит отметить, что литературные произведения, изучаемые в образовательных учреждениях по программам нового стандарта высшего образования, отражают лишь малую часть культурного достояния народа. Но именно они формируют нравственный стержень личности [81.

Поэзия, направленная на становление патриотического духа, занимала в истории значимое место. Наиболее знаковыми произведениями военных лет стали произведения А. Твардовского, М. Исаковского, К. Симонова, С. Щипачева, А. Суркова, А. Фатьянова, С. Маршака, О. Берггольц, Н. Рыленкова, С. Наровчатова, Д. Кедрина, М. Львова и многих других.

В этих произведениях в поэтической форме раскрываются главные мотивы поэзии тех лет; Родина, война, боевое братство и товарищество, ненависть к врагу, смерть и бессмертие, мечта о победе, любовь и верность, раздумья о судьбе Родины, народа.

Методика работы над иллюстрацией к литературным произведениям, поэзии военных лет предусматривает изучение и анализ литературы, который включает в себя не только работу с содержанием произведений, выявления композиции литературного произведения, но и необходимость учета эмотивного компонента студента по отношению к иллюстрируемому произведению.

Рассматривая, например, произведения поэтессы блокадного Ленинграда Ольги Берггольц, можно прикоснуться к трагическим и героическим страницам нашей истории.

Анализируя «Ленинградскую поэму», образы героев, которые являются составляющими одного, самого емкого образа - образа блокадного города, студент получает представление о композиционном строении поэмы, выразительности поэтического языка, где ритм, метр, стихотворный размер, рифма передают в сжатом виде энергетику эмоций военных лет, все ужасы и радости пережитого. А сама биография поэтессы, её желание жить и дарить частичку своей Души пробуждает у студента веру в светлое будущее.

После анализа произведения, тщательного изучения исторических фактов, входящих в произведение поэтессы, авторского переосмысление происходящего, наступает следующий этап - работа с опорным творческим материалом - поиск работ художников, чья графическая манера могла послужить аналогом для создания иллюстраций к данной теме. Критериями отбора художественного материала могут служить следующие параметры:

- графический язык исполнения;

- простота линий;

- соответствие художественных приемов и техник тематике произведения, его композиционному строю;

- экспрессивность.

Проведя анализ графических работ (А.Д. Гончарова, Б.И. Пророкова, А.Ф. Пахомова, И. Васильевой и др.), студент имеет возможность соориентироваться на художественный опыт этих художников-иллюстраторов, учитывая при этом свое осмысление данной темы. При этом важно, рассмотреть не только графические и композиционные приемы, раскрытие темы произведения Ольгой Бергольц, но и личностную манеру исполнения, которая присуща каждому автору.

Известно, что иллюстратор имеет в своем арсенале огромное количество различных приемов, позволяющих ему акцентировать внимание зрителя на определенном участке произведения. Этот акцент на главное в изображении может достигаться использованием различных композиционных приемов: композиционный центр, ритм, контраст, равновесие, построение изображения по правилу «Золотого сечения» и т.п.; художественных техник.

Процесс создания графических иллюстраций можно условно разделить на несколько подэтапов, где каждый последующий этап технически отличается от предыдущего. На первом этапе как правило, выполняются композиционные поиски, включающие выполнение эскизов, натурных зарисовок предполагаемых персонажей. После чего наиболее удачные эскизы подвергаются тщательной детализации и тоновой проработки.

Однако, некоторые фигуры в соответствии с сюжетом поэмы, можно обобщить, представить без ярко-выраженных черт. Данный технический подход может быть оправдан. Детализация и поиск выразительных индивидуальных черт фигур может усилить впечатление присутствия в этом времени и передать всю трагедию выбранной темы.

Следующий этап представляется нам наиболее продуктивным. Технические особенности его отличаются от первого, прежде всего уходом от фигуративного изображения. Изображаемые персонажи необходимо довести до «совершенства», придавая необходимый эмоциональный окрас при использовании эффектных возможностей художественных графических техник исполнения.

Ещё одной особенностью данного этапа может стать введение в рамки графического листа текстовых элементов, которые могут стать прямой отсылкой к иллюстрируемым произведениям.

При этом важно, соблюдать умеренность, чтобы не получить композиционную перегруженность листового формата. Такой графический прием (использование текстовых элементов) направлен на то, чтобы при помощи минимальных графических средств добиться максимальной эмоциональной сопоставимости с эпохой военного времени.

Выводы. Таким образом, процесс воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов художественного ВУЗа, будущих специалистов в области обучения и воспитания подрастающего поколения может быть эффективным при использовании методики выполнения иллюстраций к произведениям отечественных поэтов и писателей на военную тематику с использованием композиционных и художественных приемов и техник. Анализируя литературные и художественные произведения, студенты имеют возможность сопоставить литературный язык с языком изображения, благодаря чему происходит осмысление прочитанного текста и усиление эффекта участия в героических событиях того времени, тем самым открывается возможность для патриотического становления личности.

Литература:

1. Концепции развития художественного образования России. -https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1642077569&tld=ru&lang=ru&name=Koncepciya_Khudozhestvennogo_obrazovaniya_v_Ros sijskoj_Federacii.pdf (дата обращения 11.01.2022 г.)

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - https://docs.yandex.ru (дата обращения 11.01.2022 г.)

3. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. - 2005. -№ 10. - С. 5.

4. Болдина, К.С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников. - 2000. -№ 3. - С. 23-25.

5. Лутовинов, В.И. Современный Российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления. -https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-suschnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya (дата обращения 11.01.2022 г.)

6. Российский патриотизм (концептуальный анализ). - http://www.oboznik.ru/?p=20319 (дата обращения 11.01.2022 г.)

7. Адаева Наталья Валерьевна. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17682058 (дата обращения 12.01.2022 г.)

8. Шамбанович, М.В., Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся. - https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/22/rol-urokov-literatury-v-formirovanii-patrioticheskikh-Лт^^ (дата обращения 15.01.2022 г.)

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); обучающийся Куванова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); обучающийся Лошкарева Арина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОСТРОЕНИЯ АБСТРАКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования умений построения абстрактной композиции как фактор развития самостоятельности мышления школьников. Выделены основные принципы, подходы к созданию абстрактного произведения, показаны изучение и закрепление посредством упражнений основных выразительных графических средств абстрактной композиции - точки, линии, пятна (тона) и цвета. Приведены примеры использования знаний по созданию абстрактной композиции на уроках.

Ключевые слова: композиция, абстрактная композиция, выразительные графические средства композиции, самостоятельность мышления.

Annotation. The article deals with the formation of the skills of constructing an abstract composition as a factor in the development of independent thinking of schoolchildren. The basic principles, approaches to creating an abstract work are highlighted, the study and consolidation through exercises of the main expressive graphic means of an abstract composition - points, lines, spots (tones) and colors are shown. Examples of the use of knowledge on creating an abstract composition in the classroom are given.

Key words: composition, abstract composition, expressive graphic means of composition, independent thinking.

Введение. Знакомство ребенка с миром изобразительного искусства начинается с элементарных предметов: листа бумаги и цветных карандашей (красок, фломастеров). Дошкольник не ограничивает себя законами и нормами изображения, рисует свободно, не задумываясь о результате; цель его творчества заключается не в стремлении передать схожие с объектом черты и формы, а в выражении эмоций по отношению к этому. В этом возрасте дети свободны в своем творчестве.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в процессе взросления у школьников наблюдается тенденция к копированию (шаблонному изображению) и потребностью к оцениванию результата со стороны взрослого человека, теряется самостоятельность мышления и самостоятельность созидания. Искусство, представляющее собой абстрактное изображение мира, освобождает чувства и эмоции, учит самостоятельно мыслить, обладает терапевтическим эффектом, снимая чувство страха перед созданием собственного творческого произведения. Изучение норм абстрактной композиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.