Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОСТРОЕНИЯ АБСТРАКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОСТРОЕНИЯ АБСТРАКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Куванова Наталья Сергеевна, Лошкарева Арина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы формирования умений построения абстрактной композиции как фактор развития самостоятельности мышления школьников. Выделены основные принципы, подходы к созданию абстрактного произведения, показаны изучение и закрепление посредством упражнений основных выразительных графических средств абстрактной композиции - точки, линии, пятна (тона) и цвета. Приведены примеры использования знаний по созданию абстрактной композиции на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Куванова Наталья Сергеевна, Лошкарева Арина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF BUILDING AN ABSTRACT COMPOSITION AS A DEVELOPMENT FACTOR INDEPENDENCE OF THINKING OF SCHOOLCHILDREN

The article deals with the formation of the skills of constructing an abstract composition as a factor in the development of independent thinking of schoolchildren. The basic principles, approaches to creating an abstract work are highlighted, the study and consolidation through exercises of the main expressive graphic means of an abstract composition - points, lines, spots (tones) and colors are shown. Examples of the use of knowledge on creating an abstract composition in the classroom are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОСТРОЕНИЯ АБСТРАКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Следующий этап представляется нам наиболее продуктивным. Технические особенности его отличаются от первого, прежде всего уходом от фигуративного изображения. Изображаемые персонажи необходимо довести до «совершенства», придавая необходимый эмоциональный окрас при использовании эффектных возможностей художественных графических техник исполнения.

Ещё одной особенностью данного этапа может стать введение в рамки графического листа текстовых элементов, которые могут стать прямой отсылкой к иллюстрируемым произведениям.

При этом важно, соблюдать умеренность, чтобы не получить композиционную перегруженность листового формата. Такой графический прием (использование текстовых элементов) направлен на то, чтобы при помощи минимальных графических средств добиться максимальной эмоциональной сопоставимости с эпохой военного времени.

Выводы. Таким образом, процесс воспитания патриотизма и гражданской ответственности у студентов художественного ВУЗа, будущих специалистов в области обучения и воспитания подрастающего поколения может быть эффективным при использовании методики выполнения иллюстраций к произведениям отечественных поэтов и писателей на военную тематику с использованием композиционных и художественных приемов и техник. Анализируя литературные и художественные произведения, студенты имеют возможность сопоставить литературный язык с языком изображения, благодаря чему происходит осмысление прочитанного текста и усиление эффекта участия в героических событиях того времени, тем самым открывается возможность для патриотического становления личности.

Литература:

1. Концепции развития художественного образования России. -https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1642077569&tld=ru&lang=ru&name=Koncepciya_Khudozhestvennogo_obrazovaniya_v_Ros sijskoj_Federacii.pdf (дата обращения 11.01.2022 г.)

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - https://docs.yandex.ru (дата обращения 11.01.2022 г.)

3. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. - 2005. -№ 10. - С. 5.

4. Болдина, К.С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников. - 2000. -№ 3. - С. 23-25.

5. Лутовинов, В.И. Современный Российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления. -https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-suschnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya (дата обращения 11.01.2022 г.)

6. Российский патриотизм (концептуальный анализ). - http://www.oboznik.ru/?p=20319 (дата обращения 11.01.2022 г.)

7. Адаева Наталья Валерьевна. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17682058 (дата обращения 12.01.2022 г.)

8. Шамбанович, М.В., Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся. - https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/22/rol-urokov-literatury-v-formirovanii-patrioticheskikh-Лт^^ (дата обращения 15.01.2022 г.)

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); обучающийся Куванова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); обучающийся Лошкарева Арина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОСТРОЕНИЯ АБСТРАКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования умений построения абстрактной композиции как фактор развития самостоятельности мышления школьников. Выделены основные принципы, подходы к созданию абстрактного произведения, показаны изучение и закрепление посредством упражнений основных выразительных графических средств абстрактной композиции - точки, линии, пятна (тона) и цвета. Приведены примеры использования знаний по созданию абстрактной композиции на уроках.

Ключевые слова: композиция, абстрактная композиция, выразительные графические средства композиции, самостоятельность мышления.

Annotation. The article deals with the formation of the skills of constructing an abstract composition as a factor in the development of independent thinking of schoolchildren. The basic principles, approaches to creating an abstract work are highlighted, the study and consolidation through exercises of the main expressive graphic means of an abstract composition - points, lines, spots (tones) and colors are shown. Examples of the use of knowledge on creating an abstract composition in the classroom are given.

Key words: composition, abstract composition, expressive graphic means of composition, independent thinking.

Введение. Знакомство ребенка с миром изобразительного искусства начинается с элементарных предметов: листа бумаги и цветных карандашей (красок, фломастеров). Дошкольник не ограничивает себя законами и нормами изображения, рисует свободно, не задумываясь о результате; цель его творчества заключается не в стремлении передать схожие с объектом черты и формы, а в выражении эмоций по отношению к этому. В этом возрасте дети свободны в своем творчестве.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в процессе взросления у школьников наблюдается тенденция к копированию (шаблонному изображению) и потребностью к оцениванию результата со стороны взрослого человека, теряется самостоятельность мышления и самостоятельность созидания. Искусство, представляющее собой абстрактное изображение мира, освобождает чувства и эмоции, учит самостоятельно мыслить, обладает терапевтическим эффектом, снимая чувство страха перед созданием собственного творческого произведения. Изучение норм абстрактной композиции

расширяет кругозор учащихся, позволяет посмотреть на мир через выразительные средства абстракционизма, активизирует воображение, фантазию, мотивирует к изучению истории искусства и дизайна.

Методологической базой исследования послужили работы отечественных исследователей и ученых, таких как: Алимов А.Т. [2], Иванова А.В. [5], Перевозщикова Е.Н. [8], Фролова С.В. [12], и др. Применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, анализ методической литературы, систематизация, обобщение.

Изложение основного материала статьи. Систематическое обучение изобразительному творчеству включает постепенное приобщение детей школьного возраста к основным понятиям живописи и рисунка: линия, пятно, размер, пропорции, цветовые сочетания, композиция и т.д. Происходит освоение новых навыков, возникает понимание структуры объекта [10]. Учащиеся среднего школьного возраста уже не довольствуются схематическим построением изображения, а наоборот стремятся передать каждую деталь, выделить отличительную черту объекта. Зачастую работы выходят лишенными цельности и носят иллюзорный характер. Приведенную черту называют специфической особенностью учеников подросткового возраста [1].

Вернуть цельность изображению помогут упражнения, направленные на формирование основ построения композиции, потому что успех работы в большей степени зависит от правильного расположения основных масс и дополняющих её элементов. Грамотная композиция едина и гармонична.

В процессе освоения живописи и рисунка учащиеся в большинстве случаев связаны с классическим изображением действительности: натюрморт, пленэр, реалистическая композиция и т.д. Это обусловлено тем фактом, что классическое изображение является основой, без знаний которой сложно ориентироваться в других направлениях и течениях искусства, например, в абстрактной (формальной) живописи.

В мировой истории поворот в новом направлении от классической живописи, графики и скульптуры начался в конце XIX века в ряде европейских стран (Франция, Германия), а вскоре и в России, где в последующем он стал называться модернизм (от лат. «тодет» - новый, современный). Появление нового направления расширило область создания художественной формы для художников. Теперь каждый стремился передать реальность так, как видит, а точнее как чувствует. В искусстве происходит быстрое появление новых течений и направлений: импрессионизм (от фр. «впечатление»), постимпрессионизм, фовизма (от фр. «дикий), экспрессионизм (от лат. «выражение»), кубизм, футуризм (от ла. «будущий») и абстракционизм [3].

Абстракционизм (от лат. «отвлечение») нашел свое отражение преимущественно в живописи и скульптуре. В толковом словаре webster дается такое определение: «абстрактное искусство - это искусство выражать сущность и качество, находясь в стороне от самого объекта». Это означает, что абстракционизм предполагал отказ от реалистического изображения объектов и явлений. Художники-абстракционисты считали, что формы из реального мира отвлекают от сути и внутренней сущности.

Родоначальниками принято считать несколько выдающихся художников: Василий Васильевич Кандинский (1866-1944), Пит Мондриан (1872-1944), Франтишек (Франц) Купк (1871-1957), Робер Делон (1885-1941), Казимир Северинович Малевич (1878-1935). Каждый из них отличался художественным методом.

В русской живописи начало абстракционизму положил В.В. Кандинский. Он в 1910 году написал полностью абстрактную картину - «Первая абстрактная акварель». В.В. Кандинский говорил, что «реальной» мир связан с «миром природы», рядом с которым появляется «мир искусства» [формальная живопись]: такой же настоящий и конкретный [6].

Второй русский художник К.С. Малевич поразил общество картиной «Черный квадрат», которую на выставке разместил в «красном» углу. Он и в дальнейшем будет продолжать развивать метод сочетания и компоновки геометрических фигур на формате с белым или цветным фоном. К.С. Малевич назовет такой подход «супрематизм» (от фр. «высший») [3].

Художники-абстракционисты с помощью творческих методов пытаются абстрагироваться от мира реальных форм, чтобы передать скрытые свойства и внутреннюю составляющую объекта. Они не просто передают ощущения, но и стараются творчеством вызвать эмоции у зрителя. Универсальность абстрактного искусства заключается в субъективности. Одно и тоже произведение по-разному отзывается в человеке, ведь прежде всего затрагиваются эмоции, житейский опыт, мироощущение, которое от личности к личности отлично. Занятия по созданию абстрактной композиции позволяют выявить у школьников проявления собственной индивидуальности, собственного мышления, здесь невозможно использовать шаблонный подход к выполнению задания.

Но какой бы простой и хаотичной на первый взгляд не представлялась абстрактная композиция, ей так же присуще использование определенных подходов, норм, средств. Выделяют два подхода при создании абстрактной композиции: первый основан на предварительном обдумывании идеи и совершенствовании на этапе эскизирования, второй отличается творческим озарением: идея сразу же изображается на полотне, без эскизов и предварительной проработки [4].

В процессе обучения школьников оптимальным подходом является тот, который помогает добиться наилучших результатов и отвечает поставленным целям. Первый подход рассчитан на углубленное изучение основ композиции. Он позволит избежать ошибок в итоговом варианте, учащиеся узнают больше приемов и типов компоновки объектов, лучше передадут заложенные в произведение эмоции и посыл. Второй вариант подойдет для промежуточной работы над проектом, когда абстрактная композиция не является самоцелью, а помогает учащимся изучить объект исследования, используя средства абстрактной композиции.

На первых этапах проработка идеи важна для эмоционального содержания картины. Задача художника состоит в пробуждении воображения зрителя, внутреннего отклика, в передаче идеи посредством движения взгляда по картинной плоскости от линии к цвету, от цвета к точке, от точки к пластичным объемам [9]. Свобода от реальности пробуждает подсознательную работу мозга, в результате чего рождаются чувства, создается особый психологический настрой, при этом важно отметить, что у каждого автора он свой собственный.

При составлении абстрактной композиции важно выделить центр, состоящий из одного или нескольких элементов и выражающий идейное содержание произведения. На него «падает» первый взгляд смотрящего. Сопутствующие объекты не должны отвлекать, их задача состоит в придании композиции динамики и подведении к доминанте. Используя определенные приемы главное выделяют: по месту расположения в пространстве, по размеру, по структуре, по цвету.

Совокупность единства и цельности рождает гармонию, которая отвечает за соразмерность частей целого. Выразительность является одним из важнейших условий при создании абстрактной композиции. Она отвечает за эмоции, мысли, психологические состояния человека. Добиться выразительности можно за счет использования образных средств, статичности, динамичности, массивности и легкости в распределении элементов произведения. В.П. Фалько в книге «Основы композиции» выделяет следующие законы композиции: целостность, целесообразность, типизация, трехкомпонентность и простота [11].

При работе учащимся следует ориентироваться на такие характеристики абстрактной композицией, как:

• взаимодополняемость главных и второстепенных объектов;

• наличие центра (центров) композиции;

• гармоничное использование элементов композиции (линейных, плоскостных, пространственных);

• соблюдение ритма, масштабного строя;

• разнообразие используемых композиционных приемов.

Важно отметить, что абстрактное искусство - это не метод художественной деформации или искажения действительности (как в кубизме), художник-абстракционист не создает новый мир (как в футуризме или сюрреализме), он стремится передать собственные внутренние ощущения, реакции на окружающие объекты [9]. Тогда творческий процесс можно сравнить со словесным диалогом, только в контексте живописи картина предстает рупором, геометрические фигуры (точка, линия) - словами, а цвета (пятно, тон, цвет) - эмоциональным отношением. Так, используя выразительные графические средства композиции, художник ведет разговор со зрителями на протяжении столетий.

Точка, отличаясь по размеру, плотности заполнения, яркости, фокусирует внимание, выделяется на картинной плоскости, тем самым становясь центровым элементом. Если же она составляет равнозначную часть общей композиции, то включается в ряд прочих средств. Для закрепления ученикам рекомендуется выполнить упражнение на создание абстрактных композиций, где в одной точка должна доминировать, а в другой быть включена как равнозначный элемент [7].

Линия отличается протяженностью, а характер подчинен материалу (карандаш, кисть, линер и другое) и технике исполнения (прямая, волнистая, прерывистая и другое). Ученикам рекомендуется создать абстрактные композиции с использованием разных типов линий, которые бы гармонически сочетались.

Пятну на картинной плоскости отводится отдельное место в палитре построения абстрактной композиции, благодаря своим свойствам оно заполняет большие пространства холста. Упражнения включают в себя изучение графических техник, например, учащиеся создают тональные формы путем набрызгивания, печати, сухого и сырого мрамирования и другое; и выполняют графически-тональную разработку плоскости, копируя текстуру различных материалов, таких как камень, мрамор, дерево и другое.

Цвет наделен дополнительными эмоциональными ощущениями, а, следовательно, может повлиять на выразительность абстрактной композиции. По хроматическому составу делится на ахроматические (белый, черный, оттенки серого) и хроматические (чистые цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый) [11].

Стоит отметить, что цвет имеет эмоциональное воздействие, например, В.В. Кандинский о красном цвете пишет следующее: «Красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня» [6]. Черный символизирует горечь, одиночество, оранжевый - энергию, желтый -радость, голубой - возвышенность, синий - покой, светлый зеленый - легкость. Характеристика цветов субъективна и изменяется при темных и светлых значения, так уже темно зеленый связывают с удрученностью и подавленностью. Упражнения на закрепление работы с цветом направлены на составление ахроматических и хроматических рядов, а также на выделение психологической составляющей цвета. Так ученикам предлагается создать графические абстрактные композиции, выражающие радость, тревогу, спокойствие, гнев и другое. Знания о свойстве цвета, полученные в процессе работы над заданиями, позволят ученикам самостоятельно ориентироваться в построении верных колористических абстрактных композиций.

Выводы. Какой бы хаотичной и полной загадок не представлялась абстрактная композиция, она воплощает в себе основную цель творчества - самовыражение автора и диалог со зрителем. Формирование умений - длительный процесс, требующий от учащихся желания, усилий, силы воли. Но результат может оправдать себя тем, что эти занятия приводят к умению мыслить не шаблонно, к раскрытию своих творческих способностей, к осознанию самого себя, то есть развитию самоактуализации обучающихся.

Литература:

1. Алиева, Н.А. Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов на уроках изобразительного искусства / Н.А. Алиева [Электронный ресурс] // Альманах педагога. - Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24876 (Дата обращения: 11.01.2022 г.).

2. Алимов, А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения / А.Т. Алимов, И.Б. Савриева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 1 (60). - С. 468-470.

3. Горяева, Н.Н. Первые шаги в мире искусства: Кн. для учителя: Из опыта работы / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

4. Даглдиян, К.Т. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учеб. пособие для вузов / К.Т. Даглдиян, Б.А. Поливода. - М.: Издательство ВЛАДОС,

2018. - 208 с.

5. Иванова, А.В. Познавательная самостоятельность как психолого-педагогическая проблема в современном образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-samostoyatelnost-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema-v-sovremennom-obrazovanii/viewer (Дата обращения: 11.01.2022 г.).

6. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский / Пер. с нем. Е. Козина. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 360 с.

7. Паранюшкин, Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. - Ростов /Д: Феникс, 2005. - 79 с.

8. Перевощикова, Е.Н., Бычков, А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6 (Дата обращения: 11.01.2022 г.).

9. Разалиева, А.А. Особенности гармонизации абстрактного образа в контексте сочинения художественно-графической геометрической композиции / А.А. Разалиева // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - №8. -С. 230-234.

10. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. -Обнинск: Титул, 1998. - 80 с.

11. Фалько, В.П. Основы композиции: учебное пособие / В.П. Фалько. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. ун-та,

2019. - 122 с.

12. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4 (Дата обращения: 11.01.2022 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.