Научная статья на тему 'Абстракционизм в современном искусстве крымского полуострова'

Абстракционизм в современном искусстве крымского полуострова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авангард / абстракционизм / искусство Крыма / творческие объединения / крымские художники / avant-garde / abstract art / art of the Crimea / the creative Associations / Crimean artists

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. С. Фарафонова, А. С. Фарафонова

В статье рассмотрен процесс становления абстрактного искусства на территории Крымского полуострова. Исследованы современные творческие объединения и художники, деятельность которых связана с абстракционизмом. Рассмотрен вклад отдельных крымских художников в культурную жизнь полуострова конца XX начала XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSTRACTIONISM IN CONTEMPORARY ART OF THE CRIMEA

The article considers the process of formation of abstract art on the territory of the Crimean Peninsula. Modern creative associations and artists whose activity is connected with abstractionism are investigated. The contribution of some Crimean artists to the cultural life of the Peninsula of the late XX-early XXI century is considered.

Текст научной работы на тему «Абстракционизм в современном искусстве крымского полуострова»

АБСТРАКЦИОНИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КРЫМСКОГО

ПОЛУОСТРОВА

А.С. Фарафонова, магистрант

Е.Н. Алексеева, старший преподаватель

Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова (Россия, г. Симферополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11747

Аннотация. В статье рассмотрен процесс становления абстрактного искусства на территории Крымского полуострова. Исследованы современные творческие объединения и художники, деятельность которых связана с абстракционизмом. Рассмотрен вклад отдельных крымских художников в культурную жизнь полуострова конца XX начала XXI века.

Ключевые слова: авангард, абстракционизм, искусство Крыма, творческие объединения, крымские художники.

В начале ХХ века в искусстве всего мира происходили глобальные изменения, которые повлияли на становление постмо-дернистического направления в творчестве многих художников. Данный период был назван авангардом, который включает в себя множество различных и уникальных течений. Они появлялись благодаря тому, что художники в этот период были увлечены творческими поисками, стремясь создать нечто новое, чего никто ранее не делал. Из каждого нового направления возникали другие направления, либо их отрасли. Таким образом, на основе кубизма и экспрессионизма в 1910-х годах образовался абстракционизм, напрочь отказавшийся от изображения реальности, оперируя сочетаниями отвлеченных форм, чистыми элементами композиции и цвета. Его также называют «нефигуративным», «беспредметным» искусством. Основоположниками являются российские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич. Несмотря на то, что абстрактное искусство зародилось на территории СССР в первые десятилетия XX века, в Крыму оно не получило развития в плоть до 1980-х годов, как и другие авангардные направления, проявившие себя в крупных культурных центрах страны.

Эстетические концепции ранних абстракционистов предполагали, что художественное творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними

явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в произведении. Автор воздействует на зрителя с помощью линий, плоскостей и геометрических фигур разного цвета, создающих какое-либо настроение за счет содержащегося в них скрытого смысла, либо эмоций и чувств автора [1, с. 52-59]. На территории Крымского полуострова, с его склонностью к традиционализму и архаике, абстрактное искусство не имеет собственных корней. Оно публично заявило о себе в 1970-1980-х годах, его достижения связаны, прежде всего, с деятельностью некоторых мастеров высокого профессионального уровня и универсального склада [2, с. 101].

В конце 1980-х годов в стране началась Перестройка, повлиявшая не только на жизнь людей, но и на творчество. Не стал исключением и Крым. В Симферополе создаётся первое независимое и не имеющее ничего общего с преобладающим на тот период времени соцреализмом объединение более двадцати самодеятельных и профессиональных художников - Товарищество крымского современного искусства (ТКСИ). Основателями и идейными вдохновителями Товарищества стали известные симферопольские художники Дмитрий Филов и Георгий Когонашвили.

К обществу испытывал большой интерес симферопольский искусствовед Рудольф Подуфалый. Он писал статьи и посещал выставки. Открытию первой официальной выставки общества предшествовали 23 «квартирные». Выставка под названием «Эксперимент» состоялась в 1987 году в фойе Симферопольского музыкального училища. Это была одна из первых выставок авангарда в Крыму.

Деятельность товарищества была насыщенной, хоть и не продолжительной. КТСИ осуществляло активную просветительскую и выставочную деятельность. В 1989 году среди членов общества были Владимир Бойченко, Юрий Панин, Виктор Бабанин и другие. Несколько раз на выставках были представлены не только графические и живописные работы, но также наряду с ними фотографии Александра Кадникова. Выставки Товарищества проводились ежегодно по всему Крыму, а также в Запорожье, Львове, Ленинграде, Москве, Херсоне. Затем была выставка в Польше со статьёй в журнале «Пшиязнь» и в Гейдельберге. После статьи в рядах КТСИ произошел раскол, в связи с тем, что польская пресса смогла рассказать не о всех членах общества, и обойдённые вниманием участники выставок решили сделать самостоятельное объединение «Южная Провинция». Инициаторами разрыва были Владимир Сороковой, Лариса При-сяжнюк, Виктор Лисица и др. Распад СССР и тяжёлый экономический кризис отразился и на творческой жизни. После 1993 года деятельность Товарищества затухает [3, с. 52].

В конце 1980-х крымский искусствовед Рудольф Подуфалый организовал выставку «Крымский абстракционист» в Симферопольском художественном музее. С тех пор прошла далеко не одна подобная выставка, а в 2003 году в Севастополе крымские абстракционисты официально объединились в общество «Академия абстракционизма». Председателем является севастопольский художник Владимир Бойчен-ко [4]. Первые работы Владимира в стиле абстракционизм были продемонстрированы в 1992 г. на выставке «Групповая терапия», которую он организовал совместно с

московским художником Павлом Лахту-новым в Москве. В 1998 г. в Севастополе состоялось открытие персональной выставки Владимира «Я - гений, гений - Я». После этого прошло ещё около десяти персональных выставок художника, а также он принимает участие в выставках в Крыму, Москве и Санкт-Петербурге. Работы Владимира находятся в Симферопольском художественном музее, Севастопольском художественном музее им. П.М. Крошицкого, а также многочисленных галереях и частных коллекциях Германии, Франции, Чехии, Украины и России. Владимир создает беспредметную живопись, которая предполагает, прежде всего, эмоциональный отклик на картину. Собственное «Я» художника проявляется в работах через индивидуальное отношение к композиции и колориту [5].

В «Академии абстракционизма» состоят крымские, украинские и российские живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры, фотографы, искусствоведы: Татьяна Никольская, Владимир Ржавченко, Геннадий Якшин, Владимир Довгань, Павел Хлебов-ский, Елена Душкевич и многие другие. Основными целями объединения является активная творческая деятельность в области абстракционизма, содействие возрождению, развитию и популяризации этого стиля. Деятельность этого общества со временем побуждает к себе всё больший интерес публики разных возрастов. Сообщество осуществляет проекты в области теории и практики абстрактного искусства. Одним из таких проектов является биеннале современного абстракционизма «Классический абстракционизм», пилотный проект которого прошел в июле 2005 года. Биеннале является выраженной в абстракционизме проекцией разнокультурных, разно-бытийных замыслов и начинаний, а также своеобразной призмой, через которую идет диалог различных культур, происходят рефлексии художников о своем пути в абстрактном искусстве [6].

В 2016 году в Симферопольском художественном музее состоялась выставка представителей «Академии абстракционизма» Дмитрия Филова и Дмитрия Де-

ментьева «Субъективный дуплет». Идея организовать совместную выставку у художников возникла очень давно, их связывает многолетняя дружба, участие в различных выставках и творческое взаимопонимание. Мастера обладают индивидуальными манерами письма и подходами к абстракции. Дмитрий Дементьев — яркий живописец, экспериментирующий с формами, фактурами, цветами. Его работы отличаются контрастностью тона и насыщенными цветами [7, с. 8]. Д. Филов изображает стилизованные реальные образы людей, животных, природные объекты и т.д., которые словно «вписаны» в абстрактное живописное пространство ярких линий и пятен. Работы абстракциониста уникальны, его технику условно именуют «Крымский космизм» [8, с. 497-516].

В 2015 году было основано творческое объединение «Крымский мост», возродившее традицию общества КТСИ в проведении ежегодных выставок и организовало свою первую выставку в библиотеке им. И.Я. Франко, где были представлены более 100 работ 39 художников, скульпторов и фотографов Крыма, которые следуют авангардным традициям: Николая Дуд-ченко, Василия Трусова, Виктора Бабанина, Дмитрия Филова, Юрия Лаптева, и др. Руководителем проекта стал куратор творческого объединения живописец и график Виктор Бабанин. На выставке кроме живописных работ были представлены камерные скульптуры Александра Дериглазова и Владимира Скорого, а особое внимание к главной выставочной стене привлекли красочные полотна известного крымского абстракциониста Дмитрия Филова [9].

Экспозицию 2018 года составили произведения живописи, графики, скульптуры, эстампа, фотографии; оригинальные инсталляции. В выставке приняли участие график и живописец, арт-директор творческого объединения «Крымский мост», куратор выставки Виктор Бабанин, официальный представитель творческого объединения в Гамбурге Максим Цхай, а также представители творческой интеллигенции и молодёжи полуострова. Выступающие на открытии выставки подчеркнули, что она стала достойным арт-ивентом, который развивает художественную среду в Крыму, сближает зрителя и художника, вдохновляет ставить новые творческие задачи [10].

Выводы. В современном искусстве Крыма, как и мировом, ощущается влияние нестандартных течений ХХ в., а многие художники продолжают традиции авангардных течений. Русский авангард соприкасался с искусством полуострова, однако, расцвет данных направлений на территории Крыма произошел в 1980-х.

Наиболее распространённым по всему миру направлением современного искусства является абстракционизм. Работая с первичными элементами живописного языка, ранние абстракционисты обращались к общим композиционным принципам, законам формообразования. Они находили применение неизобразительным формам в промышленном и декоративном искусстве, архитектуре, художественном конструировании. Их творческие поиски поспособствовали становлению дизайна, современной архитектуры, декоративно-прикладного искусства и многих других

вещей, окружающих нас.

Библиографический список

1. Наков А. Беспредметный мир: Абстрактное и конкретное искусство: Россия и Польша / Пер. с фр. Е.М. Титаренко. - М.: Искусство, 1997. - 416 с.

2. Подуфалый Р.Т. Современный крымский абстракционизм // Пятые искусствоведческие чтения. - Симферополь: Н. Ореанда, 1999. - С. 43-52.

3. Крючкова В.А. Абстракционизм / под ред. С. Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - Т. 1.

4. Архив академического вестника // Академия абстракционизма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aa.sevartmuseum.info/1998/ (Дата обращения: 19.02.2019)

5. Ивкова Е. «Диалоги» абстракциониста Владимира Бойченко // Газета «День», 19972018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://day.kyiv.ua/rn/artide/kultura/dialogi-abstrakcionista-vladimira-boychenko (Дата обращения: 23.11.2019)

6. Архив академического вестника // Академия абстракционизма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aa.sevartmuseum.info (Дата обращения: 19.11.2019)

7. Фращенко Д. Субъективный дуплет, или абстракция - информация к размышлению // Газета «Крымские известия». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.crimiz.ru/rubriki/86-iskusstvo/2464-sub-ektivnyj-duplet-ili-abstraktsiya-informatsiya-k-razmyshleniyu (Дата обращения: 14.10.2019)

8. Дейнега Г. Быть самим собой. Очерк о севастопольской «Академии абстракционизма» // СЕВА-2009 (Севастопольский ежегодный визит-альманах). - Севастополь, 2009. -№ 3. - С. 497-516.

9. Боронина Е. Встретимся на «Крымском мосту» // ГБУК РК Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко. - 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franco.crimealib.ru (Дата обращения: 21.10.2019)

10. Открытие выставки авангардных художников Крыма «Весны другое измерение» // ГБУК РК Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко, 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franco.crimealib.ru (Дата обращения: 23.11.2019)

ABSTRACTIONISM IN CONTEMPORARY ART OF THE CRIMEA

A.S. Farafonova, Graduate Student E.N. Alekseeva, Senior Lecturer

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova (Russia, Simferopol)

Abstract. The article considers the process of formation of abstract art on the territory of the Crimean Peninsula. Modern creative associations and artists whose activity is connected with abstractionism are investigated. The contribution of some Crimean artists to the cultural life of the Peninsula of the late XX-early XXI century is considered.

Keywords: avant-garde, abstract art, art of the Crimea, the creative Associations, Crimean artists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.