Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ / ШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО ИНФОРМАТИКЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ШКОЛА-ВУЗ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Юлия Васильевна, Савдур Светлана Николаевна

В статье авторы обращаются к проблеме формирования компьютерной грамотности будущих специалистов. Будущий специалист должен обладать компетенциями, позволяющими ему быть готовым к работе в условиях информатизации всех сфер деятельности. Очевидно, что базовые знания и умения работать с современной компьютерной техникой должны формироваться в общеобразовательной школе. Результаты исследований выявили, что одной из основных проблем является слабая довузовская подготовка в области информационных технологий. Как следствие этого возникает проблема непрерывности образования и отсутствия преемственности между школой и вузом. Авторы обращаются к проблеме изучения школьного курса информатики в условиях информатизации общества. Данная проблема рассматривается авторами на примере подготовки будущих экономистов. Авторы проводили анкетирование и тестирование первокурсников Института управления, экономики и финансов Казанского Федерального Университета. Целью тестирования было выявление уровня базовых знаний по информатике выпускников средней школы. Анкетирование имело своей целью выявить причины низкого уровня школьной подготовки. Данные исследования проводились на протяжении нескольких лет. В статье приведены итоги исследований, проведенных авторами. Также проведено сравнение результатов исследований за несколько лет. Авторы делают вывод, что на сегодняшний день нельзя говорить об обеспечении преемственности среднего и профессионального образования в области информационных технологий. Результаты исследований показали также, что данная ситуация не меняется на протяжении многих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Юлия Васильевна, Савдур Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF COM-PUTER LITERACY FOR-MATION OF FUTURE ECONOMISTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING

In the article, the authors address the problem of the formation of computer literacy of future specialists. The future specialist must have competencies that allow him to be ready to work in the conditions of informatization of all spheres of activity. Obviously, the basic knowledge and skills to work with modern computer science should be formed in a secondary school. The results of the research revealed that one of the main problems is the lack of pre-university training in the field of information technology. As a consequence of this, there is a problem of continuity "school-university". The authors turn to the problem of studying the school course of computer science in the context of society informatization. This problem is considered by the authors on the example of training future economists. The authors conducted a questionnaire and testing of the first year students of the Institute of Management, Economics and Finance of Kazan Federal University. The purpose of the test was to identify the level of basic knowledge of computer science of high school graduates. The survey was aimed at identifying the reasons for the low level of school it- knowledge. These studies were conducted for several years. The article presents the results of the research conducted by the authors. A comparison of the results of studies for several years was also carried out. The authors conclude that today it is impossible to talk about ensuring the continuity of secondary and vocational education in the field of information technology. Studies have also shown that this situation has not changed over the years.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат социологических наук, доцент Степанова Юлия Васильевна

Институт управления, экономики и финансов Казанского федерального университета (г. Казань); кандидат технических наук, доцент Савдур Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский государственный аграрный университет (г. Казань)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье авторы обращаются к проблеме формирования компьютерной грамотности будущих специалистов. Будущий специалист должен обладать компетенциями, позволяющими ему быть готовым к работе в условиях информатизации всех сфер деятельности. Очевидно, что базовые знания и умения работать с современной компьютерной техникой должны формироваться в общеобразовательной школе. Результаты исследований выявили, что одной из основных проблем является слабая довузовская подготовка в области информационных технологий. Как следствие этого возникает проблема непрерывности образования и отсутствия преемственности между школой и вузом. Авторы обращаются к проблеме изучения школьного курса информатики в условиях информатизации общества. Данная проблема рассматривается авторами на примере подготовки будущих экономистов. Авторы проводили анкетирование и тестирование первокурсников Института управления, экономики и финансов Казанского Федерального Университета. Целью тестирования было выявление уровня базовых знаний по информатике выпускников средней школы. Анкетирование имело своей целью выявить причины низкого уровня школьной подготовки. Данные исследования проводились на протяжении нескольких лет. В статье приведены итоги исследований, проведенных авторами. Также проведено сравнение результатов исследований за несколько лет. Авторы делают вывод, что на сегодняшний день нельзя говорить об обеспечении преемственности среднего и профессионального образования в области информационных технологий. Результаты исследований показали также, что данная ситуация не меняется на протяжении многих лет.

Ключевые слова: будущие специалисты экономического профиля, компьютерная грамотность, компетенции, обучение компьютерным технологиям, школьная подготовка по информатике, преемственность школа-вуз, тестирование.

Annotation. In the article, the authors address the problem of the formation of computer literacy of future specialists. The future specialist must have competencies that allow him to be ready to work in the conditions of informatization of all spheres of activity. Obviously, the basic knowledge and skills to work with modern computer science should be formed in a secondary school. The results of the research revealed that one of the main problems is the lack of pre-university training in the field of information technology. As a consequence of this, there is a problem of continuity "school-university". The authors turn to the problem of studying the school course of computer science in the context of society informatization. This problem is considered by the authors on the example of training future economists. The authors conducted a questionnaire and testing of the first year students of the Institute of Management, Economics and Finance of Kazan Federal University. The purpose of the test was to identify the level of basic knowledge of computer science of high school graduates. The survey was aimed at identifying the reasons for the low level of school it- knowledge. These studies were conducted for several years. The article presents the results of the research conducted by the authors. A comparison of the results of studies for several years was also carried out. The authors conclude that today it is impossible to talk about ensuring the continuity of secondary and vocational education in the field of information technology. Studies have also shown that this situation has not changed over the years.

Key words: future specialists of economic profile, computer literacy, competencies, training in computer technologies, school training in computer science, continuity of school-university, testing.

Введение. В условиях информатизации всех сфер деятельности общества, формирование компьютерной грамотности становится нормой при подготовке будущих специалистов. Суть компьютерной грамотности состоит в знании основ информатики, умении работать с вычислительной техникой, целенаправленно использовать её для решения информационных задач в профессиональной деятельности. Компьютерная грамотность даёт возможность изменить стиль работы, повысить её эффективность, увеличить творческий потенциал деятельности, повысить свою конкурентоспособность. Формирование модели специалиста сегодня во многом определяется уровнем знаний, умений и навыков работы с современным программным обеспечением и техникой, а также отношением к применению информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Одной из задач высшего образования является формирование у будущего специалиста соответствующих компетенций. На изучение таких дисциплин, как «Информатика», «Информационные технологии» и других в экономических вузах отводится различное количество часов, порой очень незначительное. И здесь высшее учебное заведение сталкивается с рядом проблем. Оставив за рамками нашего исследования проблемы, имеющие очевидные решения (недостаточный компьютерный парк, недостаточное количество часов, отводимых на дисциплины и т.д.) мы обратились к выявленной нами проблеме - проблеме непрерывности и преемственности в формировании компьютерной грамотности будущего специалиста, что является актуальной задачей современного образования. В своих исследованиях мы уже обращались к этой проблеме и приводили некоторые результаты [1, 2, 5]. В данной статье мы хотим показать, как изменялась ситуация на протяжении нескольких последних лет.

Цель статьи - показать сравнительные результаты исследования проблемы преемственности между школой и вузом в формировании компьютерной грамотности специалиста экономического профиля, проводимого авторами на протяжении нескольких лет.

Изложение основного материала статьи. Предметом нашего исследования является компьютерная грамотность выпускников школ как одна из проблем современного образования будущих специалистов экономического профиля. Мы ставили перед собой следующие задачи:

- проанализировать изменения в формировании компьютерной грамотности выпускников школ;

- сделать выводы о наличии преемственности школа-вуз в формировании информационно-технологической компетенции будущего специалиста.

Современные выпускники экономических вузов должны обладать компетенциями, делающими их конкурентоспособными на рынке труда.

Они должны быть способны решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий (общепрофессиональные компетенции). Для этого выпускник вуза должен иметь теоретические знания в области информационных технологий, а также практические

навыки применения современных средств вычислительной и телекоммуникационной техники; ориентироваться в современных информационных технологиях своей профессии, владеть методами компьютерного моделирования экономических процессов, уметь использовать информационные технологии поддержки принятия оптимальных управленческих решений. Задачей вуза является подготовить студентов к применению компьютерных технологий в будущей конкретной профессиональной деятельности, дать теоретические знания и практические навыки работы с базами данных, со специализированными прикладными программами в области экономики. В рамках часто небольшого количества часов, отводимых на соответствующие дисциплины, решение этой задачи становится затруднительным. Особенно, если студенты приходят в вуз, не обладая определённой школьной базой в области компьютерной подготовки.

Наши исследования проводились на протяжении нескольких лет, начиная с 2002 по 2021 год. В начале каждого года проводилось анкетирование и тестирование первокурсников, обучающихся экономическим специальностям. с целью выяснить, какие условия обучения компьютерным технологиям есть в сегодняшних школах и какой уровень компьютерной грамотности имеют наши первокурсники [1, 5].

Исследования проводились нами в разрезе различных квалификационных признаков (девушки/юноши, городские/сельские студенты, студенты очной/ заочной формы обучения). Результаты в данных разрезах авторами уже приводились ранее. Поскольку они не показывают существенных расхождений, мы не будем приводить результаты в разрезе признаков.

Результаты анкетирования показывает, что сегодня все школьники имеют доступ к ресурсам сети Интернет, имеют личные компьютеры, почти все школы имеют компьютерные ресурсы для обучения информатике.

Тестирование включало простые вопросы и задания, позволяющие представить базовый уровень компьютерной грамотности вчерашних школьников.

Как ни странно, в условиях всё возрастающего значения информационных технологий в жизни общества и требований, предъявляемых к средней школе в формировании компьютерной грамотности выпускников, процент справляющихся с тестом (ответивших или выполнивших практическое задание на 50%) снижается с каждым годом [3]. Результаты тестирования представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные результаты входного тестирования первокурсников

Год % студентов, справившихся с заданиями теста на 50 и более %

Табличный редактор (создание и форматирование таблицы, выполнение простых арифметических действий, построение диаграммы, настройка параметров страницы и печати) Текстовый редактор (набор 1 страницы текста, форматирование текста, настройка параметров страницы, нумерация страниц...) Создание блок-схемы и написание программы решения уравнения Устройство и программное обеспечение персонального компьютера Теория информации (основные понятия)

2007 18% 35% 15% 12% 3%

2012 14% 34% 10% 8% 4%

2017 12% 32% 5% 7% 4%

2021 7% 34% 0% 5% 2%

Не имеет никакого представления об устройстве персонального компьютера подавляющее большинство респондентов.

Процент первокурсников, которые могут составить простейшую блок-схему и написать программу, например, решения квадратного уравнения, к 2021 году составил почти 0%. Более того, в 2021 учебному году не более 1% смогли объяснить, что такое и для чего нужна операционная система.

В чём причина таких результатов? В начале наших исследований согласно результатам анкетирования во многих школах курс информатики сводился к изучению основ алгоритмизации и программирования. В 2013 г. 67% наших первокурсников отвечали, что в школьную программу входило программирование [4]. По ответам 2017 г. - уже только 40% изучали в школе основы программирования. В 2021 году - 10%.

Казалось бы, можно сделать предположение, что на уроках информатики в школе акцент сместился на изучение работы с прикладными программами, в частности с приложениями пакета MS Office, как одними из самых востребованных в настоящее время (мы не говорим о профессионально-ориентированном программном обеспечении, работе с которым должен научить вуз).

Задания входного тестирования по теме MS Excel на протяжении всех лет наблюдений были элементарными - создание и форматирование таблицы с выполнением простых арифметических действий и построение какой-либо диаграммы. Результаты не улучшаются на протяжении многих лет (напомним, что мы фиксировали результаты начиная с 2002 года).

В 2018 году мы уже говорили о том, что почти никто из наших первокурсников не умеет применять в MS Excel статистические функции, выполнять сортировку и фильтрации данных, подводить промежуточные итоги [2]. В 2021 году ситуация не изменилась. Более того, первокурсники не могут ответить на вопрос, что такое фильтрация данных и чем она отличается от сортировки данных.

При этом в 2016-2018 гг. 80% опрошенных ответили, что в школьной программе был MS Excel. В 2021 году таких было уже 20%.

На протяжении многих лет 100% первокурсников не имеют после школы представления о консолидированных и сводных таблицах, поиске оптимальных решений. Мы считаем это понятным и логичным, так как школьная программа не является профессионально-ориентированной. Изучение этих вопросов должно происходить в вузе и представляет интерес для будущих специалистов экономического профиля. Но возникает вопрос - как может преподаватель вуза начать занятия с изучения этих тем, если студенты практически не ориентируются в MS Excel? Более того, в среднем около 95% тестируемых не умеют правильно вывести на печать созданный документ.

Приобретение навыков работы в текстовом редакторе MS Word не входит в задачу нашего вуза. Но, тем не менее, мы включаем задания по данному приложению во входное тестирование, чтобы получить представление об общей компьютерной грамотности наших первокурсников. Результаты тоже удивляют. Самостоятельно (без подробного алгоритма

выполнения задания) выпускники школ умеют только набирать текст, изменять шрифт, «рисовать» таблицу). Они не имеют ни малейшего представления о том, что такое колонтитул, шаблоны, создание оглавлений, настройка параметров редактора, макросы и т.д. Мы не говорим уже о понятии компьютерной верстки, о структурировании документов и т.д.

Возникает вопрос к школьному курсу компьютерной грамотности: что имеется в виду под изучением возможностей приложений MS Word и MS Excel в школьной программе?

Вряд ли задачи освоения текстового редактора должны входить в программу вузов. Где, как не в школе, должны приобретаться данные навыки?

Еще хуже обстоит дело с базами данных. Современный выпускник экономического (да и любого) вуза должен иметь соответствующие компетенции, в соответствии с которыми он должен иметь теоретически знания и практические навыки работы с базами данных. Это требование времени. На протяжении всех лет исследований мы наблюдаем полное отсутствие школьных знаний по этому разделу. Большинство выпускников школ не имеет представления о моделях данных, о структуре баз данных, о работе с СУБД. Более того, упоминание СУБД MS Access вызывает недоумение у первокурсников.

Также непонимание у вчерашних школьников вызывают вопросы, связанные с понятиями «информация», «данные», «оценка информации» и т.д.

Из результатов анализа ответов на теоретические вопросы тестов напрашивается вывод, что школьный курс информатики не справляется с одной из своих задач - формированием у учащихся категориальных понятий.

Из вышесказанного следует, что и лекционные и практические занятия по дисциплинам «Информационные системы и технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и другим в вузе мы вынуждены начинать с ликвидации пробелов школьного образования в этой области. Однако, что естественно, дополнительных часов на это не выделяется.

Почему же складывается такая ситуация?

Анализ ответов студентов на вопросы анкеты показывает, что уменьшается количество часов, отводимых на соответствующие дисциплины в школе. В настоящее время в школах на информатику отводится 1 час в неделю. При углублённом изучении информатики - 3-4 часа в неделю, что носит рекомендательный характер. До 7-го класса предмет «Информатика» является необязательным и может быть включен в учебный план за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом реализации интересов и потребностей обучающихся, их родителей, педагогического коллектива. Это может являться одной из причин, по которой выпускники школ приходят в вуз с разным уровнем подготовки. Как результат, преподавателю вуза приходится «подстраиваться» под студентов с часто очень разным уровнем базовых знаний. Преподаватели школ одной из основных проблем также называют недостаточное количество часов, отводимых на информатику.

Поскольку тесты включали простейшие вопросы и задания по темам, которые изучаются в школьной программе по информатике, а студенты показывали очень низкий уровень знаний, мы проводили дополнительные опросы студентов методом целевой выборки.

В среднем только 38 % респондентов положительно относятся к школьным занятиям по информатике. Мы уже приводили результаты наших исследований этой проблемы [4].

Опросы студентов показывают, что наличие в школьной программе уроков по информатике не означает реальное её изучение. Ряд проблем занятий по информатике в школе (по оценке наших респондентов) отражен в Таблице 2.

Авторы обращают внимание на то, что при анализе полученных нами результатов нужно учитывать, что исследования проводились среди первокурсников, пришедших обучаться экономическим специальностям. Их заинтересованность в изучении школьной информатики, результаты тестирования и анкетирования могут отличаться от результатов выпускников школ, имеющих «техническую» ориентацию и выбирающих профессии, непосредственно связанные с информационными технологиями.

Таблица 2

Проблемы содержания занятий по информатике в школе (по результатам анкетирования студентов)

Варианты ответов в % от числа опрошенных

2011 г. 2017 г. 2021 г.

Отсутствие компьютеров (мало компьютеров, устаревшие компьютеры, компьютеры не работали) 10% 10% 8%

Отсутствие преподавателя информатики (или заменяли преподаватели других предметов) 9% 9% 7%

Занятия по информатике только числились в расписании (формулировка респондентов) 50% 40% 32%

На занятиях только «рисовали» и создавали презентации 20% 23% 24%

На занятиях в основном использовали компьютеры для игр 15% 12% 8%

Занятия заменялись другими предметами (математика, физика) 10% 13% 10%

На занятиях по информатике «ничего не делали» 10% 10% 8%

Проходили тестирование по другим предметам 30% 35% 26%

Также одной из отдельных проблем является обучение студентов из ближнего зарубежья и КНР. Об этой проблеме мы уже писали ранее [2]. Ситуация с этими студентами также не изменяется. Многие из них утверждают, что у них в школе не было информатики. Однако для обучения студентов данной категории дополнительное количество часов не отводится. Зачастую с ними удаётся пройти только основы работы с компьютером. И хотя для начального освоения того же процессора MS Excel даже не требуется знание русского языка, самые элементарные действия студенты осваивают очень долго.

Выводы. Исследования, проведённые авторами, приводят к следующим выводам:

- школьный курс информатики был введён ещё в 1985 г. Это предполагало, что вузы будут заниматься формированием информационной культуры специалистов, а средняя школа заложит основы компьютерной грамотности. Однако уровень информационной подготовки выпускников средней школы и по сей день остается низким;

- в настоящее время, как и 10-15 лет назад, нет оснований для положительной оценки школьной компьютерной подготовки выпускников. Более того, ситуация со школьной подготовкой не меняется и даже ухудшается;

- на протяжении многих лет отсутствует преемственность между школой и вузом в формировании компьютерной грамотности и информационно-технологического поведения будущих специалистов;

- на уроках информатики в период обучения в школе будущие студенты чаще всего имели дело с тестированием, с созданием презентаций, с элементами компьютерной графики. Это не способствует приобретению всесторонней компьютерной грамотности;

- по-прежнему, в вузе сохраняется необходимость изучения с самого начала всех разделов, необходимых для формирования компьютерной грамотности будущего специалиста. Это требует дополнительных часов. Либо приходится ликвидировать пробелы школьного образования за счет часов, отводимых на углубленное изучение информационных технологий, необходимых для будущей профессиональной деятельности обучающегося;

- базовая (школьная) подготовка будущих студентов может отличаться в зависимости от содержания и количества часов программы обучения, в результате чего от преподавателя вуза требуется выровнять знания обучающихся, что опять приводит к необходимости дополнительных часов очного или дистанционного обучения.

Литература:

1. Степанова, Ю.В. Актуальные проблемы преподавания информационных технологий в экономическом вузе / Ю.В. Степанова, И.А. Кодолова // Формирование новой информационной среды образовательного учреждения: сб. науч. тр. / XII междунар. научно-практ. конф. - Москва, 2012. - С. 120-124.

2. Степанова, Ю.В. К вопросу формирования информационно-технологического поведения студентов экономических специальностей / Ю.В. Степанова, И.А. Кодолова, С.Н. Савдур // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 2. - С. 235-240

3. Степанова Ю.В. Проблема формирования информационно-технологического поведения как компонента профессиональной деятельности / Ю.В. Степанова // Инновационные технологии в формировании молодежного потенциала современного общества: в сб. науч. тр. / ИСЭИ УНЦ РАН. - Уфа, 2010. - С. 377-380.

4. Степанова, Ю.В. Макросоциальные детерминанты формирования информационно-технологического поведения студентов / Ю.В. Степанова, И.А. Кодолова // Информатизация общества: социо-экономические, социо-культурные и международные аспекты: сб. науч. тр. - Прага. - 2016. - С. 75-80.

5. Степанова, Ю.В. Эффективная преемственность «школа-вуз» в обучении информационным технологиям как современная проблема образования / Ю.В. Степанова, В.О. Моисеев // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 2. - С. 286-289.

Педагогика

УДК 378

профессор кафедры искусствоведения

и изобразительных искусств Струнников Сергей Александрович

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Адамова Татьяна Александровна

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ

ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье авторы рассматривают проблему патриотического воспитания в современном художественном вузе. Авторы анализируют литературу, посвященную проблеме патриотизма средствами иллюстрации. По мнению авторов в ходе создания иллюстраций на военную тематику возможен положительный эффект в патриотическом воспитании студентов, при сопоставлении литературной и художественной интерпретации смысла, происходит осмысление прочитанного текста, способствующему патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, иллюстрация, военная тематика, композиция, художественные приемы и техники.

Annotation. In the article, the authors consider the problem of patriotic education in a modern art university. The authors analyze the literature devoted to the problem of patriotism by means of illustration. According to the authors, during the creation of illustrations on military subjects, a positive effect is possible in the patriotic education of students, when comparing the literary and artistic interpretation of the meaning, there is a comprehension of the read text that contributes to patriotic education. Key words: patriotic education, illustration, military themes, composition, artistic techniques and techniques.

Введение. В современном российском обществе, на фоне нарастающих кризисных явлений, политической нестабильности важным условием воспитания подрастающего поколения является воспитания патриотизма и гражданской ответственности перед семьей, обществом и своим государством.

Важность вопросов патриотического воспитания, которые являются неотъемлемой частью качественного образования, подчеркивается в «Концепции развития художественного образования России» [1], которая определяет стратегию культурной политики государства.

Поэтому содержания форм и методов программы обучения в высшем образовании моделируются на основе основных принципов программы развития воспитания в Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2].

Изложение основного материала статьи. Проблема патриотического воспитания рассматривается в работах В.Г. Бирковского С.В. Калининой, Л.А. Бублика; Н.В. Трущенко и мн.др., которые утверждали, что знания истории родного края, эпох её становления, в которых героические страницы могут стать примером формирования любви к Родине, воспитания гражданской позиции, представляющих основу духовно-нравственного становления личности.

Большое значение для нашего исследования в воспитательном аспекте художественного образования в современных условиях, по проблеме нравственного становления личности представляют труды ученых в области психолого-педагогического направления Р.А. Атаханова, Л.С. Выготского, А.Ц. Гармаева, Г.Ю. Ксензовой, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина; дидактики - Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера и др.

Процесс формирования патриотических качеств студентов художественного ВУЗа становится наиболее эффективным в совокупности с использованием изобразительных средств передачи содержания человеческой мысли. Проблема патриотизма волновала мыслителей в разные эпохи.

Так, например, мыслители эпохи Просвещения такие как Макиавелли, Крижанич, Руссо и др., рассуждали о ценности такого качества человека, как преданность, верность, любовь к своему Отечеству, объединяющиеся в патриотизме [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.