Научная статья на тему 'Проблемы оценки налогового потенциала региона'

Проблемы оценки налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куницына Н.Н., Рощупкина В.В.

В статье рассмотрены методики оценки налогового потенциала, выявлены их достоинства и недостатки. Охарактеризованы показатели, определяющие потенциальные поступления в бюджетную систему по видам налогов. Также определен совокупный налоговый потенциал субъекта Федерации и оценена вероятность выполнения налоговых обязательств региона путем суммирования аналогичного показателя по каждому из видов налогов. При этом проведен расчет коэффициента, оценивающего процент выполнения бюджетных назначений, с учетом прироста задолженности по налогу, выявлены основные причины его снижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки налогового потенциала региона»

2 (59) - 2008

Налоги и налогообложение

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА*

н.н. куницына,

доктор экономических наук, профессор

в.в. рощупкина

Северо-Кавказский государственный технический университет

Сущность налоговых возможностей региона находит свое отражение в характеристике величины налогового потенциала от поступлений в бюджетную систему, рассчитанных пропорционально налогооблагаемой базе, сложившейся в регионе. Его количественная оценка предполагает решение двух ключевых задач: определение собственно налогового потенциала (то есть той части совокупных финансовых ресурсов, которые могут рассматриваться как потенциальные налоговые ресурсы) и предельно допустимой налоговой нагрузки (нормы налогообложения) для отдельного региона (группы регионов), с учетом сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений.

Расчет бюджетно-налоговых возможностей субъектов Федерации должен осуществляться на базе унифицированных подходов, учитывающих специфику их развития и функционирования по сравнению со среднероссийскими параметрами.

Тем самым на уровне региона будет обеспечена количественная идентификация финансовых предпосылок его развития на принципах самодостаточности.

Методы оценки налогового потенциала можно условно объединить в четыре группы (табл. 1):

1) использование показателей экономического дохода;

2) построение репрезентативной системы налоговых показателей;

3) оценка на основе данных форм налоговой отчетности и корректировки сумм фактически собранных налогов;

* Статья подготовлена к печати Ставропольским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».

4) использование индекса налогового потенциала.

Исследование существующих методик оценки налогового потенциала дало основание отметить, что ни одна из них не является эталонной и обязательной к расчету, что свидетельствует о необходимости применения комбинированных подходов, а также выработки направлений их совершенствования. При этом целесообразна оптимизация перечня общеэкономических параметров, выбор которых определяется целями, стоящими на определенной стадии налогового расчета, временными рамками, конкретными видами налога.

Следует подчеркнуть, что информация, применяемая для оценки налогового потенциала региона, должна отвечать следующим требованиям:

• точность и достоверность;

• учет максимального числа факторов, влияющих на финансовое состояние региона;

• универсальность.

Для рассмотрения налоговой базы субъектов Российской Федерации и оценки их налогового потенциала используется система показателей, определяющих тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых и региональных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков, влияющих на состояние налоговой базы и перспективу ее развития. Поэтому реальное содержание и статистически возможное выражение имеет показатель налогового потенциала, представляющий собой максимально возможную сумму начислений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.

Анализ проблемы поиска оптимальной методики оценки налогового потенциала субъекта

Таблица 1

Характеристика методов оценки налогового потенциала

Метод Достоинства метода Недостатки метода

1. Методы оценки с использованием показателей экономического дохода

Оценка на основании показателя среднедушевых доходов населения Отражает не только средства регионального бюджета, но и поступления из федерального. Информационная база для расчетов является доступной Не позволяет учитывать незначительные доходы региональных бюджетов

Оценка на основании валового регионального продукта Учитывает доходы резидентов и нерезидентов Объем ВРП не учитывает неравенство баз (структуру производства) и ставок налогообложения в различных регионах

Метод совокупных налогооблагаемых ресурсов Более точное отражение фактического объема налоговых ресурсов Требуется большой объем статистической информации

2. Методы оценки на основе построения репрезентативной системы налоговых показателей

Репрезентативная система налоговых показателей Может использоваться для определения налогового потенциала с учетом реальных возможностей и существующей практики формирования налоговых баз Высокая трудоемкость

Метод корреляционно-регрессионного анализа Небольшая трудоемкость, значительная объективность. Позволяет выявить факторную зависимость фактических поступлений и налоговых баз Выбор показателей для расчета неоднозначен, что усложняет его применение на региональном уровне

3. Методы оценки на основе данных форм налоговой отчетности и корректировки сумм фактически собранных налогов

Расчет, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала Разграничение расчета по видам налогов позволяет получить достаточно точный результат. Определение коэффициента собираемости увеличивает достоверность полученных данных Информационной базой служат данные ретроспективного периода, не учитывается текущее и перспективное состояние налоговой базы

Упрощенный метод Доступность данных, простота их сбора Ограниченность расчетов за счет небольшого количества используемых параметров

Плановый метод Высокая степень достоверности Не используется информация о налоговой базе

Метод оценки на основе корректировки суммы фактически собранных в регионе платежей в базовом году Простота сбора данных, их доступность Низкая достоверность результатов

4. Метод оценки с использованием индекса налогового потенциала (ИНП)

Оценка с использованием ИНП Высокая степень достоверности Требуется большой объем ретроспективной информации

Примечание: Составлено автором на основе [1, 2, 3].

Федерации позволил утверждать, что ее следует проводить суммированием полученных результатов по каждому виду налогов.

Проведенные изыскания дали основание отметить, что при оценке налогового потенциала необходимо учитывать не только характеристики налоговой базы, но и принимать во внимание задолженность в бюджетную систему по каждому из видов налогов, а также погашение части недоимки прошлых лет.

Алгоритм оценки величины налогового потенциала представляет собой последовательное выполнение следующих процедур:

1) оценка доли налогов в общей структуре поступлений за год в процентах;

2) оценка недоимки по каждому из налогов в процентах;

3) расчет потенциала выполнения налоговых обязательств по налогам;

4) расчет совокупного потенциала выполнения налоговых обязательств за год;

5) определение совокупного налогового потенциала региона.

При этом учитываются не только характеристики налогооблагаемой базы, но и задолженность перед бюджетом по каждому налогу.

Таблица 2

Структура поступления налоговых платежей в бюджетную систему по видам налогов в 2001 — 2005 гг., %

Вид налога Доля налога

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

НДС 27, 7 26, 8 28, 3 26, 0 22, 0

Налог на прибыль 26, 0 19, 7 17, 5 18, 0 20, 0

НДФЛ 14, 5 18, 4 20, 3 24, 0 25, 0

ЕСН 1, 9 3, 0 5, 0 6, 0 7, 0

Акцизы 7, 4 6, 1 7, 5 7, 0 4, 0

Ресурсные платежи 4, 1 8, 5 10, 3 11, 0 7, 0

Другие налоги и сборы 18, 4 17, 5 11, 1 8, 0 15, 0

Итого 100 100 100 100 100

Наибольший удельный вес в структуре поступлений в бюджетную систему по Ставропольскому краю имеет налог надобавленную стоимость (табл. 2). Вторым по значимости является налог на прибыль предприятий. Далее следуют налог на доходы физических лиц и платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы и единый социальный налог представлены наименьшей долей в общей сумме бюджетных поступлений.

Важным показателем собираемости налогов является доля прироста недоимки в начисленных налогах (табл. 3).

Следующий шаг — нахождение условий вероятности налоговых поступлений по видам налогов (формула 1).

Структура недоимки по Ставропольскому

Ршлог (НП)I = 1 —

НЩ1 100

(1)

где РИЛ10Г(НП), — потенциал выполнения налоговых обязательств по /-тому налогу за исследуемый период;

ИЕД. — недоимка по /-тому налогу за исследуемый период, %.

Анализ показал, что к 2005 г. вероятность стопроцентного поступления налоговых платежей в бюджетную систему по видам налогов возрастает (табл. 4).

Для оценки потенциала выполнения налоговых обязательств субъекта Федерации целесообразно применить теорему полной вероятности, согласно

Таблица 3

краю по видам налогов в 2001 — 2005 гг.

Вид налога Недоимка, % от общей суммы задолженности за год

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

НДС 3, 4 3, 2 5,0 2, 9 2, 7

Налог на прибыль 2, 0 1, 9 8, 9 1, 8 1, 7

НДФЛ 3, 8 3, 6 11,66 3, 1 3, 0

ЕСН 2, 7 2, 6 10, 5 2, 3 2, 2

Акцизы 1, 9 1, 7 3, 5 1, 3 1, 3

Ресурсные платежи 1, 5 1, 4 4, 2 1, 2 1, 0

Другие налоги и сборы 17, 1 16, 9 17, 5 15, 8 14, 9

Таблица 4

Потенциал выполнения налоговых обязательств по Ставропольскому краю по видам налогов в 2001 — 2005 гг., %

Вид налога 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

НДС 96,60 96,80 95,00 97,10 97,30

Налог на прибыль 98,00 98,10 91,10 98,20 98,30

НДФЛ 96,20 96,40 88,30 96,90 97,00

ЕСН 97,30 97,40 89,50 97,70 97,80

Акцизы 98,10 98,30 96,50 98,70 98,70

Ресурсные платежи 98,50 98,60 95,80 98,20 99,00

Другие налоги и сборы 82,90 83,10 82,50 84,20 85,10

которой вероятность события А (событием А является выполнение налоговых обязательств) равна сумме парных произведений вероятностей всех гипотез, образующих полную группу, на соответствующие условия вероятности данного события.

Формула полной вероятности позволяет выразить вероятности сложного события А через вероятности составляющих его событий АК, i = 1 — п:

Р(НП) = (Р(Налог) i • Рнмог (НП) i), (2)

I=1

где Р(НП) i — совокупный потенциал выполнения налоговых обязательств за исследуемый период;

Р (Налог) i — доля ¿-того налога в общей структуре поступлений за исследуемый период;

п — количество налогов в расчете налогового потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ полученных результатов показывает, что наибольшее значение потенциала выполнения налоговых обязательств отмечено в 2004 г. Дальнейшую тенденцию исследуемой величины можно охарактеризовать как отрицательную, потенциал изменялся незначительно, в среднем на 0, 002 пункта в год.

Совокупный налоговый потенциал региона за исследуемый период характеризует возможные налоговые поступления во все уровни бюджетной системы:

СНП = Р(НП) • НО, млн руб., (3)

где НО — налоговые обязательства региона за исследуемый период, млн руб.

Согласно данным табл. 6, за период с 2001 по 2005 гг. налоговый потенциал Ставропольского края использовался не полностью. Резерв варьи-

ровался от максимального значения 9,61 % в 2003 г. до минимального 1,59 % в 2005 г. При этом можно констатировать наличие положительной тенденции в период с 2003 по 2005 г.

Дополнительный этап исследования налогового потенциала региона — нахождение коэффициента, оценивающего процент выполнения бюджетных назначений по каждому из видов налогов, с учетом прироста задолженности по налогу на начало и конец года:

К ®

Кнп 1 = т

(

1 -

з 2/^

31 J

(4)

где Фi — фактическое поступление налога, млн руб.;

И — бюджетное назначение по налогу, млн руб.;

ЗЗ, — задолженность по налогу во все уровни бюджета на начало и конец периода, соответственно, млн руб.

Главным условием положительного значения индекса является снижение задолженности во все уровни бюджета на конец периода.

В процессе обобщения результатов анализа выявлены следующие основные причины снижения коэффициента потенциальных бюджетных поступлений:

1. Уменьшение собираемости налогов на душу населения с учетом прожиточного минимума. Это самый важный критерий, в наибольшей степени характеризующий положение региона в налоговой сфере. Его значимость наибольшая, так как он четко разграничивает регионы

Таблица 5

Величина совокупного потенциала выполнения налоговых обязательств Ставропольского края за 2001-2005 гг., %

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Совокупный потенциал выполнения налоговых обязательств 94,40 94,30 91,40 96,70 95,80

Таблица 6

Анализ выполнения налоговых обязательств по Ставропольскому краю за период 2001 — 2005 гг.

Период Налоговые обязательства, млн руб. Фактический налоговый сбор, млн руб. Величина налогового потенциала, млн руб. Отклонение фактического налогового сбора от налоговых обязательств Отклонение налогового потенциала от фактического налогового сбора

млн руб. % млн руб. %

2001 г. 16 447, 62 14 441, 90 15 526, 55 2 005, 72 12, 19 1 084, 65 7, 51

2002 г. 19 016, 34 16 795, 80 17 932, 41 2 220, 54 11, 68 1 136, 61 6, 77

2003 г. 23 659, 46 19 721, 50 21 616, 24 3 937, 96 16, 64 1 894, 74 9, 61

2004 г. 29 610, 42 28 134, 00 28 643, 90 1 476, 42 5, 00 509, 90 1, 81

2005 г. 36 604, 07 34 519, 30 35 066, 70 2 084, 77 5, 70 547, 40 1, 59

Таблица 7

Значения коэффициента потенциальных бюджетных поступлений по видам налогов за 2001 — 2005 гг.

Вид налога 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Налог на добавленную стоимость 0, 115 0, 100 0, 093 0, 088 0, 084

Налог на прибыль 0, 100 0, 110 0, 111 0,112 0, 142

Налог на доходы физических лиц 0, 092 0, 096 0, 094 0, 097 0, 095

Единый социальный налог 0, 102 0, 104 0, 106 0, 108 0, 110

Акцизы 0, 104 0, 102 0, 082 0, 116 0, 131

Ресурсные платежи 0, 100 0, 117 0, 122 0, 128 0, 137

на «бедные» и «богатые», определяет в целом уровень развития региона и современное состояние его экономики (соответственно, уровень налогового потенциала региона).

2. Нестабильность сбора налогов, т. е. год от года уровень сбора налогов подвержен колебаниям. Чем больше различия в сборе налогов, тем менее стабильно в целом развитие экономики данного региона (т. е. налоговый потенциал региона неустойчив).

3. Недоимка по сбору налогов показывает уровень задолженности хозяйствующих субъектов. Этот показатель в определенной степени характеризует благополучие финансового состояния основных налогоплательщиков региона.

4. Изменения в налоговой политике по обеспечению соблюдения норм налогового законодательства.

Внедрение предлагаемой методики оценки налогового потенциала региона позволит региональным властям проанализировать налоговые возможности субъекта Федерации, используя данные налоговых органов о структуре налоговых поступлений за год, а также процент недоимки в разрезе видов налогов,

не усложняя расчет показателями баз налогообложения.

Достоверная оценка налогового потенциала создает основу для принятия рациональных управленческих решений не только на региональном уровне, но и при обосновании стратегических задач налоговой политики на уровне Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьякова Е. Б. Формирование и оценка налогового потенциала региона. Дисс. канд. эк. наук. — Волгоград, 2002.

2. Кашина Н. В. Методика расчетов налогового потенциала //Финансы, 2003, № 9.

3. Солдатова Е. В. Анализ форм и методов оценки налогового потенциала территорий //Управленческое консультирование, 2002, № 1(9).

4. ПопенковД. Р. Методы оценки налогового потенциала территории //Власть и управление на Востоке России, 2003, № 2 (23).

5. Официальный сайт Управления ФНС РФ по Ставропольскому краю //www. nalog. stavropol. га.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.